Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
  • 16 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 1 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Спойлер (раскрыть)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Спойлер (раскрыть)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       rutalex
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 24 июля 2015, 15:36

      Dezperado (24 июля 2015, 13:35):

      у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.... В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений».

      Ответьте, пожалуйста, на три вопроса.
      1. "Коммунизм и социализм являются отдаленной перспективой" - их строят или не строят? Одним словом - да или нет?
      Если нет, где можно прочитать об этом знаменательном отказе? Если да, то "существующее у многих убеждение" верно или неверно?

      2. На XVIII съезде КПК в её Устав было записано положение о том, что в Китае «установлен социалистический строй с китайской спецификой»? Да или нет?
      Что произошло раньше, что позже - пояснения Цзян Цзэминя про "несколько поколений" или XVIII съезд КПК?

      3. В пересмотренный на XVI Всекитайском съезде КПК Устав КПК в качестве руково­дящих идей, которых КПК должна придержи­ваться, записана фраза «Коммунисти­ческая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важными идеями «тройного представительства»?
      Если нет, когда устав изменен?
      Если да, то "существущее убеждение у многих", что Китай до сих пор остается верным идеалам марксизма-ленинизма, верно или неверно?

      Только я вас умоляю - НЕ нужно никаких пояснений, оправданий, размышлений по поводу размышлений тов. Дэна и философии тов. Дзяна. и пр.
      Вопросы там кон-крет-ны-е, требуют только "да" или "нет". Или даты. Или ссылочки на изменения в документе. Всё просто.
         Jackel
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 24 июля 2015, 15:59

        Оффтоп (контент вне темы)
           rutalex
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 24 июля 2015, 17:21

          Оффтоп (контент вне темы)
             Jackel
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 24 июля 2015, 18:10

            Ст. 37 фактически нивелирует ст.36. Вот предприятие и... определяет.
               Риччи
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 июля 2015, 19:35

              "Если социалистическая страна по темпам развития производительных сил на протяжении большого отрезка времени отстает от капиталистических стран, то какая может быть речь о преимуществах социализма?" (с) Дэн Сяопин
                 Нетчик
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 24 июля 2015, 20:55

                Почитал я участников дискуссии о китайском социализме и тут, и в теме (внезапно) о геноциде аборигенов обеих Америк и хочу задать вопрос rutalex'у.

                Как я понял, Вы у нас большой любитель формализма и не горите желанием соотносить лозунги с жизненными реалиями. вот и опять затеяли спор с опорой на статьи конституции КНР. Да, так вот, скажите мне, пожалуйста, как можно называть социалистической экономику страны, в которой государство не обладает монополией на собственность?

                Вот, скажем, Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:

                Цитата

                ... Главные государственные отрасли промышленности - производство железа, стали, угля, машиностроение, легкая промышленность, производство вооружений и текстильная промышленность. В результате проведенных экономических реформ, существенно увеличилось производство на предприятиях, поддерживаемых местными органами власти, особенно в небольших городах и деревнях и, все более и более, частными предпринимателями и зарубежными инвесторами. Промышленная перепись 1996 года показала наличие в стране 7342000 индустриальных предприятий (по состоянию на конец 1995 года); полная занятость на промышленных предприятиях составляла приблизительно 147 миллионов человек. Согласно переписи 1999 года, в стране уже было 7930000 индустриальных предприятий (на конец 1999 года, включая небольшие городские и деревенские предприятия); полная занятость на принадлежащих государству предприятиях составила приблизительно 24 миллиона человек...

                В этой цитате много чего понаписано, но главное, на что Вам следует обратить внимание, я подчеркнул: в промышленности КНР занято за полтораста миллионов рабочих, причём на государственных предприятиях вкалывает 24 миллиона. Это, что, социализм?
                   rutalex
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 24 июля 2015, 21:11

                  Jackel (24 июля 2015, 18:10):

                  Ст. 37 фактически нивелирует ст.36. Вот предприятие и... определяет.
                  Она не нивелирует, она "согласуется" со ст.36. то есть, при сдельщине права трудящихся должны быть не ущемлены, а примерно соответствовать предыдущей статье. Сдельщина была и в СССР, никто, вроде, не жаловался. Но мы с вами занимаемся чистой теорией. Я знакомых среди китайских рабочих не имею, узнать, как теория согласуется с практикой не могу. Посему спорить не буду. Законодательство привел, дальше смотрите сами.

                  Риччи (24 июля 2015, 19:35):

                  "Если социалистическая страна по темпам развития производительных сил на протяжении большого отрезка времени отстает от капиталистических стран, то какая может быть речь о преимуществах социализма?" (с) Дэн Сяопин

                  Спасибо, конечно. Но я не совсем понял, что вы хотели сказать этой цитатой.
                  Производительные силы вот:
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Производительные силы это способность производить предметы потребления или факторы, способствующие такому производству. В состав производительных сил включаются прежде всего рабочая сила и средства производства. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека как производителя.
                  А речь шла о том, что "въе...ть по 12-13 часов в сутки с одним выходным (в лучшем случае) и без многих соц. гарантий" это социализм или нет.
                  Поэтому как-то непонятно.
                     rutalex
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 24 июля 2015, 22:27

                    Нетчик (24 июля 2015, 20:55):

                    Почитал я участников дискуссии о китайском социализме... и в теме (внезапно) о геноциде аборигенов обеих Америк

                    Не было дискуссии о социализме. Была "дискуссия" о марксизме.

                    Нетчик (24 июля 2015, 20:55):

                    в промышленности КНР занято за полтораста миллионов рабочих, причём на государственных предприятиях вкалывает 24 миллиона. Это, что, социализм?

                    Но если есть интерес, попытаюсь ответить. Хотя на все подобные вопросы есть, разумеется, ответы и без моего относительно дилетантского участия. Есть статья, дающая прямой ответ:
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    В этой статье много чего понаписано, но главное, на что вам следует обратить внимание, я вынес под спойлер, а главное выделил жирным:
                    Спойлер (раскрыть)

                    С этих позиций, которые я полностью разделяю, смотрим теперь на Китай:
                    Спойлер (раскрыть)

                    Политика, направленная на проведение указанных мероприятий, на мой взгляд, полностью соответствует «общественному строю, который освобождает человека труда от эксплуатации и гнета, ставит его в центр общественной жизни», то есть, социализму.
                    Надеюсь, что смог объяснить свою точку зрения.
                       Риччи
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 24 июля 2015, 22:29

                      rutalex

                      я не совсем понял, что вы хотели сказать этой цитатой
                      Дэн ясно дал понять, что социализм, на который потратили столько титанических усилий в 40-70-е и загубили уйму китайцев, всё равно ведёт к неизбежному отставанию от ведущих капстран. Следовательно, он должен быть свернут, а в стране будут проведены (и они были проведены!) рыночные реформы.
                      Тот факт, что из программных документов КНР как дальние цели социализм и коммунизм не вычеркнуты окончательно, объясняется только тем, что компартия должна как-то объяснять народу - а зачем она собсна сидит у кормила, и почему её нельзя заменить на кого-нибудь другого.
                      Курс КПК на дальнейшее капиталистическое развитие Китая неизменен как параллельные прямые. За последние 30 лет благодаря реформам компартия решила массу внутренних проблем, и у неё появились средства на решение внешнеполитических задач. Китайские руководители прекрасно понимают, что возврат к маоизму и вообще свертывание рынка неминуемо кончится крахом экономики не хуже чем при Цзэдуне в 60-е. И вот этого полуторамиллиардный китайский народишко им точно не простит. Второй раз это уже будет слишком.
                      Всё, что Политбюро КПК делает сегодня - это борется за свое исключительное право на власть в Поднебесной. Ради этого принимаются популистские крутые меры и показательные порки к наркоторговцам, спалившимся коррупционерам, нерадивым чиновникам (вспоминаем землетрясение в Сычуани, отравление детей в Сиани) и всячески поощряется приход в страну иностранных инвесторов с последующим созданием новых пром и с\х предприятий. Последняя мера крайне важна для КПК - в стране до сих во многих провинциях сохраняется высокий уровень безработицы. И чтобы народ не вздумал бунтовать, надо людям поскорее дать работу во имя собственного спокойствия. Ради этого же спокойствия китайских партократов ихний МИД уже скупил с потрохами половину Третьего мира - рабочие должны вкалывать на предприятиях и получать за это зарплату, а предприятия должны четко по графику и в достаточном объеме получать сырье хоть из Мадагаскара. Но непременно получать, а не простаивать и закрываться и тем самым опять же провоцировать нездоровую социальную обстановку.
                      Вот поэтому капитализм в "коммунистическом Китае" - это всерьез, надолго и навсегда.

                      Касательно Вашего нетрадиционного понимания социализма: при большом желании опять же бОльшую часть стран на планете Земля можно загнать под Ваши критерии. В том числе Россию - права у людей вроде какие-то есть, выборы имеются, свобода в реализации личности тоже (хочешь пой, а хошь пляши) как бы в наличии. Но при чем тут социализм?
                        • 16 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • Последняя »
                         Похожие Темы
                        ДДревний Китай
                        Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 10 марта 2024, 13:59
                        ИРусско-китайские конфликты и столкновения
                        С 17-го века по 20-й
                        Автор V Valerius
                        Обновление 04 марта 2024, 14:48
                        АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                        Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 27 февраля 2024, 17:30
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 16:33 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики