Сообщество Империал: Крещение Руси - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Крещение Руси
Исторические судьбы Православия на Руси

  • 12 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »

Атлант Фарнезе

    819

    9

    1

    35

    683
  • Статус:Центурион

Дата: 19 Ноябрь 2015, 19:06

Христианство, официальной датой принятия которого традиционно считается 988 год, стало важной частью культуры трех восточнославянских народов, наследовавших древнерусскому этносу. Еще сто лет назад оно было не просто религией, а важнейшим элементом самоидентификации славянского населения Российской Империи. Тем не менее, история его принятия и распространения до сих пор оставляет массу вопросов, живо интересующих отечественную историческую науку с момента ее возникновения до настоящего времени. И, смею думать, не потеряют своей актуальности и остроты в будущем.
1. Какова историческая роль христианства на Руси?
2. Насколько быстро проникало христианство в сознание людей? Насколько распространено было двоеверие? Много ли было некрещенных людей в первые века после принятия христианства?
3. Какова реальная дата крещения Руси?
4. Насколько было распространено христианство до официального крещения? Насколько историчным является сведения о крещении Аскольда?
5. Каковы были причины, побудившие Владимира принять христианство?
6. Насколько велик был фактор насилия при крещении подвластных полянам славянских племен?

Источников, содержащих необходимую информацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, единичные свидетельства иностранных авторов — вот, собственно, и все, чем располагает современный исследователь. И, тем не менее, научный поиск продолжается. Возможно именно поэтому мы имеем столь широкий спектр мнений о крещении Руси - от богодухновенного поступка святого князя до радикального материалистических и антицерковных воззрений раннесоветских историков, утверждавших, что изменилась лишь внешняя, обрядовая сторона.



Эта лишь часть из актуальных вопросов. Они становятся все более острыми в связи с постепенными восстановлением позиций православия в странах-наследницах Древней Руси и поиском новой идеологии. Одни смотрят на эти события сквозь призму религиозного восприятия мира, другие сквозь призму материалистического восприятия мира. Зачастую это приводит к радикализации суждений, что видно не только на примере публицистики, но и в трудах всеми уважаемых историков, вовлекающихся в эту полемику.
Давайте попробуем обсудить все максимально объективно, максимально абстрагировавшись от религиозных чувств и политических взглядов.
    • 12 Страниц
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • Последняя »

    Laszlo

      5 588

      90

      0

      1 311

      5 076
    • Статус:Легат

    Дата: 19 Ноябрь 2015, 19:18

    Частные акции крещения это крещения Аскольда и Ольги (Хельги, у Константина Багрянородного Ольга названа Эльга ). Во время Олега и Святослава языческая реакция. Государственная акция с принятием православия это время Владимира. На юго-западе и юго-востоке языческой реакцими не было. В отличии от севера и и северо-востока в 11 века. Аскольдово крещение подтверждено византийским документом. Там Русь вместе с Аланией упомянуто в середине 9 в. как новокрещеная страна. Реальная дата крещения Руси 988 г. Двоеверие 10-11 век. 12 век Русь время окончательной христианизации. А Збручский Идол как показало исследование Хамайко и Комара фальсификат. Владимир насаждал христианство как впрочем и большинство европейских правителей в аналогичных условиях.

      Атлант Фарнезе

        819

        9

        1

        35

        683
      • Статус:Центурион

      Дата: 19 Ноябрь 2015, 19:40

      Laszlo

      То есть доводы авторов считающих первичную христианизацию поверхностной и не поголовной, а восприятие христианства, как минимум, до середины 13-но века чисто языческой, вам не близки?
      Есть же много разных источников, особенно церковного происхождения, свидетельствующих о живучести языческого культа в более позднее время.
      Например патриарх Никон писал о почитании т.н. Перуновой палицы аж в 17 веке! Что думаете по этому поводу?

        Laszlo

          5 588

          90

          0

          1 311

          5 076
        • Статус:Легат

        Дата: 19 Ноябрь 2015, 19:49

        Язычники в 13 веке маргинальны. И жили около регионов с стойкой языческой традиции, то есть около зон расселения финно-угров и тюрок.

          Атлант Фарнезе

            819

            9

            1

            35

            683
          • Статус:Центурион

          Дата: 19 Ноябрь 2015, 20:03

          Для 13-но века чисты некрещенные язычники, действительно, явление нечастое. Историки, которые развивают указанную выше концепцию более говорят о двоеверии: формальная христианизация при языческом мировоззрении и восприятии христианской религии. Помимо массы церковных источников они очень любят разбирать "Слово о Полку Игореве", "Плач Ярославны", "Слово о Погибели земли Русской", элементы мужского и женского нарядов (особенно застежки для рукавов, сбрасывавшиеся во время русалий", рельефы суздальских и галичских соборов. В северо-восточной Руси таких источников находят больше, но и в южной с достатком.

            Laszlo

              5 588

              90

              0

              1 311

              5 076
            • Статус:Легат

            Дата: 19 Ноябрь 2015, 20:18

            Слово о Полку Игореве памятник спорный. Кликуха Рыбакова среди его студентов было Чудище хоботисто, которые так прозывали его за приверженность теории о язычестве в уже достаточно развитой Руси 12-13 века. Рыбакова стоит серьезно фильтровать.
            На юге традиционно зонами где жили маргиналы язычники были Карпаты, вследствие географической изолированости. Да и среди славянских горцев Балкан влияние христианства было поверхностно, поэтому сербские горцы - горанцы, средчане, рафчане, македонские горцы - торбеши, болгарские горцы - помаки и относительно легко приняли ислам как и албанцы-геги.

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Плюс нужно упомянуть о Болоховской земле которая находилась около региона где было живым язычество. Да и языческая реакция в виде Всеслава Чародея, тоже в Полоцке неспроста, ведь граничили с балтами-язычниками , ну и финнским народом лиивов. Язычники в Руси жили на окраинах.

              Атлант Фарнезе

                819

                9

                1

                35

                683
              • Статус:Центурион

              Дата: 19 Ноябрь 2015, 21:35

              Laszlo

              Слово о Полку Игореве памятник спорный.

              Т.е. вам близка точка зрения Зимина о его позднем происхождении?

              Laszlo

              Кликуха Рыбакова среди его студентов было Чудище хоботисто, которые так прозывали его за приверженность теории о язычестве в уже достаточно развитой Руси 12-13 века. Рыбакова стоит серьезно фильтровать.

              Я не только о нем, Его, действительно, надо фильтровать в плане выводов, но его вклад в расширение источниковой базы весьма велик. В большей степени я об историках, представляющих "школу Фроянова" - Фроянов, Дворниченко, Кривошеев, Петров, Афанасьев, Мусин и многие другие. В постсоветской России они являются основными законодателями историографической моды. Они много пишут о распространении двоеверия, причем, что особо интересно, на региональном материале - Галицко-Волынская земля (Майоров), Новгород (Петров), Псков (Мусин, Афанасьев). Это только то, что я читал лично.

              Laszlo

              На юге традиционно зонами где жили маргиналы язычники были Карпаты, вследствие географической изолированости. Да и среди славянских горцев Балкан влияние христианства было поверхностно, поэтому сербские горцы - горанцы, средчане, рафчане, македонские горцы - торбеши, болгарские горцы - помаки и относительно легко приняли ислам как и албанцы-геги.

              С этими все понятно, но мне интереснее узнать ваше мнение к двоеверию в основных регионах Древней Руси и источникам (замечу очень обильным), на базе которых делаются выводы о его широком распространении.

              Laszlo

              Плюс нужно упомянуть о Болоховской земле которая находилась около региона где было живым язычество. Да и языческая реакция в виде Всеслава Чародея, тоже в Полоцке неспроста, ведь граничили с балтами-язычниками , ну и финнским народом лиивов. Язычники в Руси жили на окраинах.

              Там да, я в студенческие годы копал в Витебске, там находили немало личных предметов с языческой символикой.

                Старый

                  1 991

                  33

                  2

                  1 007

                  4 411
                • Статус:Примипил

                Дата: 20 Ноябрь 2015, 18:10

                А по-моему, в Домонгольской Руси (как минимум), существовало такое-же отношение к христианству, как и в Сибири 17-19 вв. среди "инородцев": они крестились, ходили в церковь, исполняли различные христианские ритуалы, но продолжали посещать родовые и племенные святилища, приносили жертвы своим божкам и больше надеялись на их помощь в охоте и рыбалке... А "шаманская культура" вновь возрождается уже и в наши дни... Хотя заметна тенденция к тому, что свои "родные" таёжные божки получали новое "христианское" имя (чаще всего своих главных божков они персонифицировали со Св.Николаем)... Примерно такое же происходило и в Древней Руси (напр.вспомним как громовержец Перун стал Ильёй-пророком...) Ну а церковные иерархи жаловались на различные проявления язычества и в 17 в., и в 19 в... :008:

                С другой стороны судить по уровню христианизации Древней Руси по дошедшим до нас письменным источникам (это в основном летописные своды, даже "Слово о полку Игореве..." или "Слово о погибели Земли Русской..." дошли до нас в составе таких сборников...), мягко говоря "не корректно", ведь их происхождение всегда связано с "монашеским сословием" и христианскими монастырями... Берестяные грамоты же - чисто хозяйственные документы (преимущественно) и в них не часто встретишь обращение к Богу и его сыну... :025:

                Двоеверие же существует до сих пор, хотя и на уровне "низших" мифологических существ (всяких Домовых и Леших, русалок и Кикимор #* ), хотя оно более всего в современном обществе заметно по отношению оного к различным приметам (помимо старых, типа чёрной кошки :109: , рождается и много новых, типа студенческой Халявы... :0142: )

                  Атлант Фарнезе

                    819

                    9

                    1

                    35

                    683
                  • Статус:Центурион

                  Дата: 20 Ноябрь 2015, 19:03

                  Старый

                  Именно такую позицию и отстаивают в своих трудах исследователи, которых я упомянул выше. При формальном крещении и выполнении основных обрядов, мировоззрение остается чисто языческим, и само христианство воспринимается по язычески - в первую очередь в надежде обрести помощь в мирских делах, а вовсе не спасти душу.
                  Коль вы упомянули об именах, можно вспомнить, что примерно до середины 13 века люди имели два имени - языческое и христианское. Причем второе очень часто было тайной из-за боязни сглаза. При этом христианские имена людей некняжеского происхождения за единичными исключениями вообще не дошли до нас, что свидетельствует о том, что летописцу они, скорее всего, были неизвестны.
                  Еще можно заметить, что после взятия города первым делом разрушался главный собор, что свидетельствует о том, что люди воспринимали его не как храм бога, общего с побежденными, а как магическую святыню противника, которую нужно обезвредить, чтобы лишить врагов сакральной поддержки. Наиболее почитаемые иконы либо уничтожаются, либо подвергаются конфискации. А летописец первым делом указывает количество сгоревших церквей.
                  Наиболее яркий и известный пример это обстрел суздальскими войсками иконы "Богоматерь Знамение", которую новгородцы в 1170 году выставили на стены. Похожим образом они вместе с союзными смолянами и полочанами вели себя годом ранее в Киеве, когда из святой Софии были вывезены все святыни, включая колокола.
                  Такие примеры можно в изобилии найти и в 13 веке и даже позднее.

                  Кстати, источников предостаточно. См. мой пост выше;-) Именно поэтому концепция двоеверия стала столь популярна в постсоветское время, в т.ч. у таких авторов как Петров, не скрывающих своей религиозности, но проявляющих объективность в данном вопросе.

                    Ratsha

                      1 750

                      7

                      0

                      1 071

                      2 982
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 24 Ноябрь 2015, 22:22

                    Атлант Фарнезе

                    Коль вы упомянули об именах, можно вспомнить, что примерно до середины 13 века люди имели два имени - языческое и христианское. Причем второе очень часто было тайной из-за боязни сглаза.

                    Одно маленькое уточнение. Традиция давать ребенку два имени прослеживается с момента крещения Руси и была жива еще в 17 веке. Однако, по моим наблюдениям, "прямое" (крестильное) имя в домонгольской Руси тайной не являлось. Дело в том, что в то время имена святых патронов князей значились на их печатях. И дело даже не только в том, что эти печати подвешивались к документам. И традиция эта была повсеместной. Князья строили церкви о освящали их во имя своих святых патронов. Даниил Паломник знал и вписал в синодик крестильные имена девяти крупнейших русских князей. Надо думать, христианские имена использовались еще и в дипломатической переписке с монархами Европы, Византийскими императорами, Ватиканом. И, на мой взгляд, это косвенно свидетельствует о том, что Рюриковичи воспринимали крещение Руси прежде всего как акт политический. Крещение Руси ввело ее в круг европейских стран, в круг держав христианского мира.
                    Однако примерно со времен Батыева погрома крестильные имена князей начинают исчезать как и из летописей, так и из других источников. Даже на печатях изображения святых начинают замещаться различными эмблемами (тем же "ездецом"). Вот в это-то время, на мой взгляд, и начинает набирать силу обычай скрывать "прямое имя". И обычай этот, хоть и вытекал из суеверия, но вместе с тем следует сказать, что это суеверие было связано уже с христианским, а не с языческим мировоззрением. Вера в языческих богов сменилась верою в существование чертей и бесов, чьих козней человек пытался избежать, скрыв свое прямое имя.
                      • 12 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                        Интересные Темы
                      НазваниеФорум
                      Крещение на РусиАльтернативная История
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          06 Дек 2016, 03:59
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики