Сообщество Империал: Крещение Руси - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • БольшеБольше

Крещение Руси
Исторические судьбы Православия на Руси
Тема создана: 19 Ноябрь 2015, 19:06 · Автор: Атлант ФарнезеСообщений: 119 · Просмотров: 6 135

  • 12 Страниц
  • Первая
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12

Атлант Фарнезе

    819

    9

    36

    692

    1

Дата: 19 Ноябрь 2015, 19:06

Христианство, официальной датой принятия которого традиционно считается 988 год, стало важной частью культуры трех восточнославянских народов, наследовавших древнерусскому этносу. Еще сто лет назад оно было не просто религией, а важнейшим элементом самоидентификации славянского населения Российской Империи. Тем не менее, история его принятия и распространения до сих пор оставляет массу вопросов, живо интересующих отечественную историческую науку с момента ее возникновения до настоящего времени. И, смею думать, не потеряют своей актуальности и остроты в будущем.
1. Какова историческая роль христианства на Руси?
2. Насколько быстро проникало христианство в сознание людей? Насколько распространено было двоеверие? Много ли было некрещенных людей в первые века после принятия христианства?
3. Какова реальная дата крещения Руси?
4. Насколько было распространено христианство до официального крещения? Насколько историчным является сведения о крещении Аскольда?
5. Каковы были причины, побудившие Владимира принять христианство?
6. Насколько велик был фактор насилия при крещении подвластных полянам славянских племен?

Источников, содержащих необходимую информацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, единичные свидетельства иностранных авторов — вот, собственно, и все, чем располагает современный исследователь. И, тем не менее, научный поиск продолжается. Возможно именно поэтому мы имеем столь широкий спектр мнений о крещении Руси - от богодухновенного поступка святого князя до радикального материалистических и антицерковных воззрений раннесоветских историков, утверждавших, что изменилась лишь внешняя, обрядовая сторона.



Эта лишь часть из актуальных вопросов. Они становятся все более острыми в связи с постепенными восстановлением позиций православия в странах-наследницах Древней Руси и поиском новой идеологии. Одни смотрят на эти события сквозь призму религиозного восприятия мира, другие сквозь призму материалистического восприятия мира. Зачастую это приводит к радикализации суждений, что видно не только на примере публицистики, но и в трудах всеми уважаемых историков, вовлекающихся в эту полемику.
Давайте попробуем обсудить все максимально объективно, максимально абстрагировавшись от религиозных чувств и политических взглядов.

    Атлант Фарнезе

      819

      9

      36

      692

      1

    Дата: 11 Декабрь 2015, 15:21

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Gremlin

    Даже в более позднее время Дмитрий Донской и Боброк перед битвой ходили Землю слушать.
    Ну, а Григория Чудотворца вообще походя утопили. Что бы язык не распускал.
    Может и не зря русских в Европе и за христиан-то не считали.
    «Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси — христианство ли, принявшее в себя языческие начала или язычество, поглотившее христианское вероучение».
    Кардинал д'Эли, XV век.

    Очень удачные примеры!
    На мой взгляд, основными причинами подобному двоеверию были уже упомянутое выше "опережение времени" в принятии христианства, когда основные общественные институты и религиозное сознание Восточных славян были еще недостаточно развиты для его должного восприятия. И вторая причина это толерантность Византийской церкви, довольно терпимо относившейся к элементам язычества в религиозной жизни крещенных народов. Особенно если сравнивать с католической церковью. Тем не менее, постепенная христианизация сознания элиты несомненно имела место. Как уже говорилось выше, неким маркером может служить Батыево нашествие. Но путь предстоял еще долгий, что подтверждают приведенные вами примеры.
    Как пример могу привести взятие Иваном III Новгорода. Вместо типичного в домонгольское время уничтожение или конфискацию вражеских святынь, он "порет" вечевой колокол, символически уничтожая новгородские вольности, конфискует вполне материальное имущество зачинщиков мятежа и городской архив. Как видите, его интересует уже несколько иное - материальные ценности и символы вольности.
    Кстати говоря, в Западной Европе практика порки икон имела не менее широкое распространение, причем вплоть до начала 20-го века. А.Я. Гуревич привел множество прекрасных примеров тому в своих книгах "Категории средневековой культуры", "Проблемы средневековой народной культуры" и "Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства".

      hjj

        2 798

        29

        203

        930

        0

      Дата: 11 Декабрь 2015, 17:36

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Атлант Фарнезе

      В том-то и дело, что такой настрой совершенно не типичен для домонгольских памятников. Мотив наказания за грехи там весьма редок, он начинает резко нарастать после нашествия.


      Но насколько эти памятники отражают реальное положение дел? Не использовалось ли нашествие , как элемент церковной пропаганды? Как были использованы обстоятельства смерти Михаила Черниговского и Михаила Тверского?

        Атлант Фарнезе

          819

          9

          36

          692

          1

        Дата: 11 Декабрь 2015, 18:06

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь hjj

        Но насколько эти памятники отражают реальное положение дел? Не использовалось ли нашествие , как элемент церковной пропаганды? Как были использованы обстоятельства смерти Михаила Черниговского и Михаила Тверского?

        Согласен, что церковь могла использовать сложившуюся ситуацию для усиления своего влияния. Очень хороший пример с Михаилом Черниговским вы привели. Но его же можно трактовать и другим образом - князь предпочел умереть, чем совершить сомнительный ритуал. Надо отметить, что сама церковь в это время прилагает немало усилий, чтобы изжить элементы язычества в своей жизни. Достаточно вспомнить постановления собора 1274 года, запрещающие, например, пиры в Страстную неделю, в которых участвовали и священники. Но здесь, главным является результат: языческие элементы в жизни знати постепенно начинают отступать, уступая место христианским. Разумеется, это произошло не по свисту, это долгий процесс.
        Камрад Гремлин привел очень интересные примеры, происходящие, если мне память не изменяет, из "Задонщины", про которую говорят, что ее автор, возможно, подражал "Слову о полку Игореве". Но прямого обращения к языческим богам там уже нет. Зато остались элементы восходящей к язычеству магии и фетишистское восприятие икон.
        К слову говоря, приведите примеры языческого мировоззрения элиты из сер- 13-14 веков. Давайте попробуем вместе вспомнить наиболее интересные примеры.

          zenturion

            2 299

            2

            288

            3 529

            0

          Дата: 11 Декабрь 2015, 18:22

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь hjj

          Но насколько эти памятники отражают реальное положение дел? Не использовалось ли нашествие , как элемент церковной пропаганды? Как были использованы обстоятельства смерти Михаила Черниговского и Михаила Тверского?


          Русские летописи изображают русских князей , погибших во время нашествия или в Орде, не как воинов, а как мучеников за веру . К ним относятся Василько Ростовский, Михаил Черниговский, и другие. Если мученичество за веру - это элемент пропаганды, то можно взлянуть на вопрос и под таким углом..
          А. Журавель писал:
          "Земная и посмертная судьба Михаила Черниговского очень ярко высвечивает скользкий и из-за своей явной "непатриотичности" не популярный в литературе вопрос о позиции русских князей в пору монгольского нашествия, о том, почему Русь – в отличие, например, от маленькой Венгрии, также подвергшейся опустошительному нашествию – не смогла отстоять свою независимость от завоевателей, почему никто из живших в ту пору русских князей – ни Михаил Всеволодич, ни Юрий и Ярослав Всеволодичи Владимирские, ни Мстислав Глебович Черниговский, ни Даниил Романович Галицкий не остались в народной памяти в качестве символов борьбы с захватчиками, что таковыми оказываются не канонизированные русской православной церковью некая Авдотья Рязаночка да Евпатий Коловрат."


          Интересно, что гибель Михаила Черниговского и культ его предка Николы Святоши , чья память отмечалась 28 сентября, нашли широкое отражение в ростовском летописании, и послужили отправной точкой в трансформации даты взятия Киева Батыем с 19 ноября в 6 декабря 1240 года. Но это отдельная тема .. :)

            Jackel

              5 964

              76

              960

              8 562

              1

            Дата: 11 Декабрь 2015, 20:29

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Gremlin

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Атлант Фарнезе

            использование амулетов-змеевиков, заклинания, обращенные к "Днепру Славутичу", "Матери Земле" и "Стрибожьим внукам

            Даже в более позднее время Дмитрий Донской и Боброк перед битвой ходили Землю слушать.
            Ну, а Григория Чудотворца вообще походя утопили. Что бы язык не распускал.
            Может и не зря русских в Европе и за христиан-то не считали.
            «Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси — христианство ли, принявшее в себя языческие начала или язычество, поглотившее христианское вероучение».
            Кардинал д'Эли, XV век.

            Оффтоп

              Gremlin

                263

                1

                19

                775

                0

              Дата: 12 Декабрь 2015, 11:52

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Jackel

              Альтернативное мнение

              Нет. Взято из книги Замалеев A.Ф., Овчинникова Е.А. "Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности" авторы которой в свою очередь ссылаются на Смирнов М. "Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею". Одесса, 1868, с. 161.
              Бычков с Фоменко вообще не причём.
              По поводу кардинала которого не было.
              В списке кардиналов присудствует такой персонаж: Pierre d'Ailly, bishop of Cambrai, France. + August 9, 1429.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
              Утверждать, что в русском варианте это имя "звучит" как Эли не берусь, ибо в языках не силён. Вполне возможна ошибка в прочтении имени. По времени вполне совпадает.

                hjj

                  2 798

                  29

                  203

                  930

                  0

                Дата: 13 Декабрь 2015, 21:49

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Атлант Фарнезе

                К слову говоря, приведите примеры языческого мировоззрения элиты из сер- 13-14 веков. Давайте попробуем вместе вспомнить наиболее интересные примеры.


                Это достаточно сложно. Особенно учитывая , насколько христианство "срослось" с язычеством в северной и восточной Европе.
                Собственно свадебные обряды элиты не отличались от народных , а ведь там чётко прослеживаются языческие мотивы. Пиры , как элемент языческой культуры. "Заговоры" и "наговоры" , которые видимо были широко распространены и до времён Ивана Грозного.
                Известная история с разводом Симеона Гордого и третьей его женитьбой.

                Да вот интересно , что названия башен Московского кремля носят светский характер. Да и вообще градостроительная традиция , топономика не христианские.

                В тоже время интересно посмотерть на проблемы питания в степи. Как христанство относилось к поеданию сусликов . питью кумыса , "сыроедению" и как это воспринималось в 11 и 13 веке русскими посольствами в степи.


                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь zenturion

                Русские летописи изображают русских князей , погибших во время нашествия или в Орде, не как воинов, а как мучеников за веру . К ним относятся Василько Ростовский


                Помнится эту сцену казни Василька кртиковали на основании "веротерпимости монголов".

                  zenturion

                    2 299

                    2

                    288

                    3 529

                    0

                  Дата: 13 Декабрь 2015, 21:57

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь hjj

                  Помнится эту сцену казни Василька кртиковали на основании "веротерпимости монголов".

                  Веротерпимость монголов не мешала им принуждать иноверцев выполнять их языческие обряды.

                    hjj

                      2 798

                      29

                      203

                      930

                      0

                    Дата: 13 Декабрь 2015, 22:16

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь zenturion

                    Веротерпимость монголов не мешала им принуждать иноверцев выполнять их языческие обряды.


                    Возможно меня память подводит , но рассказ в его "Житие" о том , что он отказался менять свою веру , это слишком позняя выдумка. И как следствие именно "мученичество за веру" более позний церковный пропагандисткий мотив.

                    Ещё можно рассмотреть хритстианизацию в следующих аспектах:

                    1. Одна из форм самоидентификации в многонациональном монгольском войске - "мы , христиане".
                    2. Усиление хритсианства и правосланое возрождение 13 века , как элемент противостояния исламу. Со времён Сартака и особенно начиная с реформ Узбека. Но тут тоже скорее политические мотивы.

                      zenturion

                        2 299

                        2

                        288

                        3 529

                        0

                      Дата: 13 Декабрь 2015, 22:40

                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь hjj


                      Возможно меня память подводит , но рассказ в его "Житие" о том , что он отказался менять свою веру , это слишком позняя выдумка.

                      Сложно сказать, но уже в Лаврентьевской л-си говорится что татары Василька "нудиша .. обычаю поганскому быти в их воли, и воевати с ними " ..

                      Весь отрывок из ЛЛ по Академическому списку:
                      Спойлер (скрытая информация)


                      Всё это хвалебное отступление в честь Василька Ростовского было написано , вероятно, ростовским летописцем 13 века, который пытался угодить ростовской княгине Марье, жене Василька и дочери Михаила Черниговского. #*
                        • 12 Страниц
                        • Первая
                        • 5
                        • 6
                        • 7
                        • 8
                        • 9
                        • 10
                        • 11
                        • 12

                        Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                        Введите Ваше имя  
                        [Регистрация нового аккаунта]
                        Введите Ваш пароль 
                        [Восстановить пароль]

                        Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                        Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                          Стиль
                             19 Окт 2017, 19:26
                        © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Декларация о Сотрудничестве. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики