me262schwalbe
Анархист
Империя может быть республикой, потому что республика это форма государственного правления, а империя это по сути просто многонациональное государство.
Я обратил внимание на то, что понятие "империя" и "республика", современные РИ - сильно отличались от таковых сегодня. Например, если мы руководствуемся современными трактовками, то Византийская империя после 1261 года - не империя вообще! Ибо никаким многонациональным государством она не являлась. И тем не менее. современная наука не применяет эрзатцев, вроде "византийская монархия", "византийское царство" и т.д. То есть, в данном конкретном вопросе следует за античной трактовкой терминов.
Византийская империя после 1261 года это половина Малой Азии, Пелопонесс и Балканы - это уже далеко не один народ. У империи были времена когда она контролировала приблизительно те же (по площади) территории, но потом снова вырастало : 8 век и 11 век.
Что касается античной трактовки понятия "империя" , то прежде чем его обсуждать и выяснять в чем отличие от современной трактовки и вообще как оно изменялось в ходе истории, необходимо привести эту античную трактовку с соответствующей доказательной базой. Я данным вопросом не занимался.
me262schwalbe
Анархист
Каноническим правом.
«В западной юридической литературе церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисциплины. Под канонической подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в „Корпус канонического права“ (лат. Corpus juris canonici) — свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки — это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой — правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью». (См. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996, стр. 12)
Каким образом каноническое право ограничивала власть императора? Причем сразу после собора 325 г., о котором была выше речь. Приведите конкретные пункты из его постановлений, где бы говорилось о примате канонического права над частным, в рамках всей империи.
Текст Собора 325 года не сохранился, и о его решениях известно из других документов, которые на него ссылаются. Темой этого Собора было не выработка норм канонического права по тем или иным вопросам , а определение принципов на которых разработка нового права будет осуществляться.
Правовые нормы канонического свода касаются не только церковных, но и
светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Иными словами они не входили в юрисдикцию императора. Что это за вопросы? Согласие на брак, ростовщичество , юридическая сила завещаний. К концу столетия каноны становятся частью земельного права, епископы наделяются судебной властью, чтобы претворять их в жизнь. А земельный вопрос это контроль за основными средствами производства в те времена и светская власть имела зависимое положение в этих вопросах, поскольку ограничивалась нормами канонического права.
Каноническое Право опирается на Священное Писание , в котором излагается Закон Божий, он же Закон Всевышнего. В разработке норм естественного права, то есть таких которые не могут находится в юрисдикции какой-либо власти, каннонисты ссылаются на святое писание как базовый источник, юридический статус которого однозначно выше императора.
me262schwalbe
Анархист
Ведь Вы согласны с тем , что как в дохристианское, так и в христианское время религия имела прямое отношение к политике,
Имела. Только и в том, и в другом случае - это партнерство, сродни таковому у лошади и всадника. По крайне мере, случаи, когда государство грубо вторгалось (с нарушением канонического права) в дела церкви - полно, а обратных случаев в римско-византийской истории - почти что нет.
Это логично, потому что светская власть , в отличие от церковной, имела в своем распоряжении инструмент для грубого вторжения в дела чего бы то ни было: армию , которая выполняла и полицейские функции. Церковь контролировала власть императоров и монархов тем, что именно она осуществляла воспитательно-идеологическую. образовательную и социальную деятельность, и от ее мнения об императоре зависело мнение народа. Вопреки, воспитанному у современного человека представлению, никогда в истории правительство не могло осуществлять своих властных функций без поддержки определенного количества населения. Императоры не просто так вкладывали средства в развитие церковной инфраструктуры:это госпитали , школы, университеты, богодельни, хранилища социального зерна, книгопроизводство.
Даже сейчас светской власти очень важна поддержка глав церквей, Папы или Патриарха, а что уж говорить о Средневековье.
me262schwalbe
Анархист
Ну а политическая воля реализует себя только посредством института Права. А это в свою очередь означает , что в отличие от языческого Права, христианское Право ограничивало власть императора - он оставался "высочайшей" государственной особой, но не "божественной", хотя и то и другое понятие звучало, как "август".
Это не принципиально. В конце-концов, подавляющее большинство римских императоров "попали на Олимп" уже после смерти. А следовательно, в земной жизни были обычыми смертными. А при жизни были обожествлены лишь экспериментаторы-тетрархи первого состава.
То, что это принципиально, говорит факт , что все императоры носили титул "августейший" или имели должность Великого Понтифика (Верховного Жреца).Это говорит о том , что обожествление и священство императора являлось не личной блажью очередного правителя, а важным юридическим элементом языческой правовой системой, которая таким образом утверждала верховенство закона, изданного человеком. С победой христианства над человеческим законом был установлен Закон Божий, а точнее его интерпретация,но Его юридическое верховенство не подлежало сомнению.
me262schwalbe
Анархист
Сам кодекс - да. Но этот кодекс стал результатом объединения правовых норм и положений взятых из других ветвей римского права. Мы же не считаем , что до 6 века Римская империя не имела законодательства регулирующего отношения человек-общество?
Дигесты - это эпоха принципата, кодекс Юстиниана - доминат, новеллы - доминат. То есть, CIC - это памятник императорской, а не республиканской эпохи, как было заявлено выше. Более того,
значительная часть вошедших в него правовых норм была издана после 325 года; до этого в ходу не была. Та же презумпция невиновности - была
впервые сформулирована в III в. Павлом, но в ранг закона была введена лишь при Юстиниане. И, что показательно, презумпция невиновности не имеет никакого отношения ни к законодательству римской республики, ни к христианству. А ведь это - один из краеугольных камней современного права.
Юстиниан I это 6 век, и безусловно сам кодекс известный нам под названием Corpus iuris civilis, это памятник его эпохи, хоть получил он это название только в 12 веке (если не ошибаюсь). А значительная часть вошедших в него новых норм действительно была разработанна до него, начиная с 325 года, потому что политические отношения внутри государства претерпели существенные изменения и нужно было регулировать их.
Но сама история римского гражданского права имеет более древнюю историю, кодекс Юстиниана это всего лишь ее продолжение и упорядочивание того , что было сделано в течение 200 лет до него.
Про презумпцию невиновности:
Это не имеет отношение к презумпции невиновности , если Вы именно это имели ввиду
Цитата
Средневековые канонические юристы определили также новый и революционный подход в уголовном праве, который лег в основу современного уголовного законодательства. Это была каноническая теория виновности, которая гласила, что намерения нарушителя закона должны быть существенным фактором в определении виновности или невиновности.Средневековые канонические теории виновности легли в основу современной концепции уголовного права, где в первую очередь важно определение того, было ли деяние умышленным или неумышленным, обдуманным заранее или импульсивным, отдельным преступлением или частью привычного образа жизни, был ли итог деяний преступника следствием свободного выбора и намеренных поступков или случайности и непредвиденных обстоятельств.
Это имеет отношение к вопросу оценки тяжести преступления и соотвествено степени виновности .
me262schwalbe
Анархист
"Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici — сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве." Покровский И. А. История римского права // § 45. Рецепция римского права.
А какое отношение это имеет к заявленной теме? У нас рассматривается Римская империя, а не Бургундия или "Визиготия". Нужны примеры примата канонического права над частным на территории империи.
Я не знаю какое это имеет отношение к заявленной теме, но Вы это
Цитата
А ничего, что в Средневековье, на той территории где наблюдаловь Возрождение, римское право не функционировало веками. В то время, как на востоке оно протянуло до XV века, пусть и постепенно эволюционируя, и в переводе на греческий.
привели , как доказательство чего-то, и я просто Вас поправил.
Ну а что касается примата Канонического Права над частным , примеры приведенны были выше. И к вышесказанному добавлю еще одно доказательство примата канонического над частным правом: Кодекс Наполеона, который является основой , для законодательства всех государств мира, отличается от более раннего Права, только тем , что он
полностью исключил Каноническое кодекс , как правовой источник. Вопрос : если каноническое право ранее имело подчиненное положение по отношению к частному светскому праву или не касалось регулирования светских правоотношений вообще , то зачем так важно было его
исключать из правового поля, даже как источник права, неужели за 1500 лет христианские правоведы, сохранившие и развивавшие римское право не придумали ничего ценного?
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В принципе ответ на Ваш вопрос найден и теперь разговор идет уже по другой теме: роль Канонического права в Средневековой Европе.