me262schwalbe
Алигерн
Конечно, от идеологии всегда отклоняются (порой очень сильно!), но ее при этом помнят.
С ересями же (в той же Византии) было связано очень много кровавых моментов. Кстати, про древний Рим, этого не скажешь - там (до 4 в.) уничтожали только христиан.
А на манихеев гонений не было?
Конечно, были конфликты с манихеями, павликианами, богумилами и прочими еретиками. Вот, что отличает Рим от Византии - конфликты внутри одной конфессии.
Цитата
Алигерн
Я лишь утверждаю негативное отношение к доносам в Византии, на основании того, что это указано в книге, ставшей главной идеологией Византийского народа - Библией.
Вами взят один эпизод (предательство Иуды, из которого вы делаете вывод об отношении к доносительству (информированию, "стукачеству", как угодно) в Библии в целом. А почему верующий ромей не мог трактовать это эпизод
уже, например:
1. Нельзя предавать учителя?
2. Нельзя доносить на единоверца представителям иноверческой власти?
3. Нельзя предавать Сына Божия?
4. Нельзя предавать благодетеля?
И т.д.
Какие хорошие варианты! Всюду "нельзя предавать". А где пример "можно предавать" ? (имеется в виду, где в священных текстах такие слова?)
Dezperado
Алигерн
Цитата
В 1 в н.э. возникло христианское учение, вокруг которого возникал византийский суперэтнос (все начиналось с христианских общин). На это ушло около 300 лет. Евреи массово не вливались, ну и что с того-то?! Индийцы ведь тоже массово не исповедуют буддизм, хотя Гаутама Шакьямуни был принцем Индии.
Проблэма в том, что христианство исповедовали не только этносы, жившие на территории Византии. Например, очень много христиан было в Галлии и в Северной Африке. И как вы это объясните? Это были зачатки византийского этноса в Галлии, что ли? Или вот, в 6 веке оченно много христиан было в Ирландии. Как с ними? А как быть с несторианами, которые массово бежали на Восток, к персам, между прочим, будучи этнически сирийцами и вроде бы византийцами?
Конечно, зачатки византийского суперэтноса были по всей Римской империи (просто некоторые его части были в дальнейшем истреблены или ассимилированы). В Ирландию 6 в. массово стремились рамейские миссионеры (особенно из Египта). И хоть сама Ирландия не была частью Византийского суперэтноса, но христианство впервые пришло на этот остров именно от рамеев. Причина бегства несториан на восток - конфликты внутри нарождающегося суперэтноса. Сирия же - один из очагов формирования византийской суперэтнической целостности.
Цитата
Что касается индусов, то это вообще очень показательно. Религиозная община, кстати, не равна этносу, хотя иногда эти понятия могут совпадать. Но к христианам это не относится.
Вот именно, что иногда. Конечно, сама по себе религиозная община не есть этнос. С этим я согласен. Но, иногда множество религиозных общин за сколько-то столетий постепенно превращаются в этнос. Такое тоже
иногда бывает.
Цитата
Цитата
Вы имеете в виду примеры из жизни византийцев?! А кто их записывал?!
То есть как кто??? А сами византийцы были безграмотны? Но, как я понял, у вас таких примеров нет. Тогда откуда вы узнали, что доносы осуждались в Византии? Я вам приведу пример из культуры, где доносы действительно осуждались. Это конфуцианство. Конфуций решительно осуждал доносы.
Я уже приводил пример Библии. Предательство Иуды осуждается в ней.
А обычные бытовые примеры из жизни простого народа никто никогда не фиксирует. Это факт.
Как я уже писал, отклонения от официальной идеологии всегда существуют, но они не отрицают существования ее (идеологии), как явления.
Цитата
Суперэтническая целостность у Гумилева равна цивилизации, например, у того же Тойнби.
Абсолютно нет! Как человек, читавший обоих авторов не могу согласится с вашим утверждением.
Труды Тойнби вообще больше запутывают, чем дают ответы.
Цитата
Хорошо, вы сравниваете две цивилизации, Римскую и Византийскую, я это уже понял. Вы их берете как некие идеальные типы, не учитывая того, что они менялись. Так, Поздняя Римская империя не равна Ранней Римской империи.
Я учитываю то, что они менялись. Ранняя Византия совсем не похожа на позднюю. Но существуют разные степени непохожести. На протяжении всей жизни Византийской империи эту страну время от времени сотрясали религиозные конфликты. В Римской же империи конфликты носили чисто политический характер.