Имущественное право (Раскрыть)
В имущественном праве огромную роль в развитии поземельной зависимости играли королевские пожалования в бокленд1. Они осуществлялись как на королевских землях, так и на фолькленде2 и в VII в. включали дарение наделов, неподеленных угодий, пустошей, лесов, пастбищ. Уже в VII в. практиковалась передача в частные руки вместе с землями и держателей. Это всё больше ускоряло процесс утраты общинниками личной свободы и прав собственности на землю. Помимо этого такие пожалования бокленда кардинально меняли порядок сбора гафоля (натурального налога), который поступал теперь новому владельцу, а не королю.
Со временем отношения господства и подчинения развивались всё больше. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда3, т.е. наблюдается принудительная коммендация (Законы Этельстана, II, § 2). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду (Законы Этэльстана, II, § 3). Жизнь господина была объявлена неприкосновенной, как для эрлов4, так и для кэрлов5 (Правда Альфреда, § 4. 2). Параллельно укрепляется институт поручительства: за любого человека поручались его глафорд и определённое количество свободных людей (не более 12 человек) (Законы Этельстана, II, § 23. 2).
Трудно сказать, было ли связано вступление под патронат обязательно с получением от господина земли в держание и установлением поземельной зависимости. Но очевидно, что патронируемые могли быть принуждены к исполнению работ в пользу господина. Судебники содержат ряд титулов, в которых предусмотрены наказания для свободных, выполнявших какие-то виды работ в воскресные дни без приказа господина (Законы Инэ § 3. 2) Правовой статус патронируемого отмечен рядом противоречий. Патронируемый мог сохранить своё имущество, имя свободного человека и вергельд6. Но при разрыве отношений личной зависимости глафорд удерживал за собой право на имущество и виру7 вольноотпущенника. Зависимому человеку не разрешалось выступать в качестве поручителя, но он мог нести судебную ответственность за совершаемые проступки, если за него отказывался поручиться господин. Господин нёс ответственность за поведение своих людей (как рабов, так и свободных) и, вероятно, применял к ним в некоторых случаях карательную власть. Тут нужно отметить общую тенденцию в развитии отношений глафордата - рост власти глафорда и ограничение прав зависимого человека.
Англосаксонское право IX-X столетий уделяет большое внимание взаимоотношениям между глафордами и зависимыми людьми. Достаточно вспомнить, какая существенная эволюция патроната землевладельцев над разоряющимся крестьянством произошла по пути превращения в отношения господства и подчинения. Уже с конца VII в. за глафордами признаётся право требовать от патронируемых исполнения отработок, запрещается самовольный уход от господина (Правда Инэ § 3), предписывается обязательное соблюдение клятвы верности господину (Правда Альфреда § 1), необходимость защищать его с оружием в руках (Правда Альфреда, § 42. 5) В последнем случае предпочтение отдано не родству, а личным связям: законы Альфреда, разрешая выступать с оружием в руках, когда речь идет об интересах сородича, делают оговорку в пользу господина (Правда Альфреда, § 42. 6). По мнению К.Ф. Савело, такие направления политики королей нужно рассматривать «как одно из свидетельств перестройки самого права на классовой основе». К ХI в. определились поземельные службы как тэнов8, так и зависимого крестьянства.
Тэны обладали основанным на королевском акте правом владения землёй и должны были исполнять три основных обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и починке мостов («О правах и обязанностях отдельных лиц», § 1). Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие обязанности («О правах и обязанностях отдельных лиц» § 1.1). Для различных категорий крепостных и для зависимых крестьян также были указаны их обязанности, которых было неизмеримо больше чем прав.
Со временем отношения господства и подчинения развивались всё больше. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда3, т.е. наблюдается принудительная коммендация (Законы Этельстана, II, § 2). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду (Законы Этэльстана, II, § 3). Жизнь господина была объявлена неприкосновенной, как для эрлов4, так и для кэрлов5 (Правда Альфреда, § 4. 2). Параллельно укрепляется институт поручительства: за любого человека поручались его глафорд и определённое количество свободных людей (не более 12 человек) (Законы Этельстана, II, § 23. 2).
Трудно сказать, было ли связано вступление под патронат обязательно с получением от господина земли в держание и установлением поземельной зависимости. Но очевидно, что патронируемые могли быть принуждены к исполнению работ в пользу господина. Судебники содержат ряд титулов, в которых предусмотрены наказания для свободных, выполнявших какие-то виды работ в воскресные дни без приказа господина (Законы Инэ § 3. 2) Правовой статус патронируемого отмечен рядом противоречий. Патронируемый мог сохранить своё имущество, имя свободного человека и вергельд6. Но при разрыве отношений личной зависимости глафорд удерживал за собой право на имущество и виру7 вольноотпущенника. Зависимому человеку не разрешалось выступать в качестве поручителя, но он мог нести судебную ответственность за совершаемые проступки, если за него отказывался поручиться господин. Господин нёс ответственность за поведение своих людей (как рабов, так и свободных) и, вероятно, применял к ним в некоторых случаях карательную власть. Тут нужно отметить общую тенденцию в развитии отношений глафордата - рост власти глафорда и ограничение прав зависимого человека.
Англосаксонское право IX-X столетий уделяет большое внимание взаимоотношениям между глафордами и зависимыми людьми. Достаточно вспомнить, какая существенная эволюция патроната землевладельцев над разоряющимся крестьянством произошла по пути превращения в отношения господства и подчинения. Уже с конца VII в. за глафордами признаётся право требовать от патронируемых исполнения отработок, запрещается самовольный уход от господина (Правда Инэ § 3), предписывается обязательное соблюдение клятвы верности господину (Правда Альфреда § 1), необходимость защищать его с оружием в руках (Правда Альфреда, § 42. 5) В последнем случае предпочтение отдано не родству, а личным связям: законы Альфреда, разрешая выступать с оружием в руках, когда речь идет об интересах сородича, делают оговорку в пользу господина (Правда Альфреда, § 42. 6). По мнению К.Ф. Савело, такие направления политики королей нужно рассматривать «как одно из свидетельств перестройки самого права на классовой основе». К ХI в. определились поземельные службы как тэнов8, так и зависимого крестьянства.
Тэны обладали основанным на королевском акте правом владения землёй и должны были исполнять три основных обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и починке мостов («О правах и обязанностях отдельных лиц», § 1). Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие обязанности («О правах и обязанностях отдельных лиц» § 1.1). Для различных категорий крепостных и для зависимых крестьян также были указаны их обязанности, которых было неизмеримо больше чем прав.
Право наследования (Раскрыть)
Относительно права наследования нужно сказать следующее: как права, так и обязанности умершего лица переходили к его наследникам. В законах Кнута сказано: «И где свободный домохозяин сидел, не вызывая возражений и исков, там должны так же бесспорно сидеть его жена и дети» (Законы Кнута § 72). Но в случае предъявления домохозяину иска до его смерти, к наследникам переходят все обязанности, с ним связанные (Законы Кнута § 72. 1) Наследование велось по мужской линии, т.е. наследство получили сыновья, братья домохозяина, его дяди. Дочери получают лишь приданое. Этельберт в своих законах говорит, что если у домохозяина есть дети от этой жены, то после его смерти она получает половину имущества (Законы Этельберта § 78). Но если собственных детей у супругов нет, то после смерти мужа имущество жены и её свадебный подарок получают и родственники со стороны отца. На имущество мужа в данном случае она никаких прав не имеет (Законы Этельберта § 1).
Можно также передавать имущество и по завещанию, но только в том случае, если не было никаких запрещающих это документов со стороны первого владельца земли, либо со стороны того, кто передал землю во владение. Сам запрет мог быть отменен только с согласия короля или епископа (Правда Альфреда, § 41).
Можно также передавать имущество и по завещанию, но только в том случае, если не было никаких запрещающих это документов со стороны первого владельца земли, либо со стороны того, кто передал землю во владение. Сам запрет мог быть отменен только с согласия короля или епископа (Правда Альфреда, § 41).
Регулирование брачных и семейных отношений (Раскрыть)
Говоря о браке и семье, нужно отметить, что девушка была нечестной, то она отправлялась к родителям, а мужу должны были вернуть его деньги (Законы Этельберта, § 77). В случае смерти мужа его вдова не имела права в течение года выходить замуж, если же она нарушала этот запрет, то она лишалась своего свадебного подарка и имущества, доставшегося ей после смерти мужа, которая переходила к его родственникам (Законы Кнута, § 73). Если она была взята в жены силой и выразила желание вернуться к своим родственникам, то данный закон на нее не распространялся (Законы Кнута, § 73. 2). В случае ее согласия на брак истечение годового срока со дня смерти первого ее мужа, второй муж отвечал своим вергельдом перед королем, либо тем, кому последний предоставлял право суда (Законы Кнута, § 73. 1). Если становится явным, что жена изменяет своему мужу, то она становиться предметом отвращения, лишается носа и ушей, а также своего имущества, которое переходит к ее мужу (Законы Кнута, § 53).
Уголовное право (Раскрыть)
В область уголовного права можно выделить преступления против церкви, против короля, против личности, против государства и против мира. Преступления против церкви наказывались намного сильнее, чем остальные преступления, в связи с той огромной ролью, которую играла церковь в жизни англосаксов. Так, например, в законах Этельберта сказано, что кража церковного имущества возмещается в 12-кратном размере, кража имущества епископа в 11-кратном размере (Законы Этельберта, § 1), а кража королевского имущества всего в 9-кратном размере (Законы Этельберта, 4). Преступления служителей церкви рассматривались церковным судом. Что касается преступления против личности, то в англо-саксонских законах данного периода перечисляются различные денежные штрафы, которые обидчики платят пострадавшим за нанесенный им ущерб, включая убийство, нападение и кражу. Одна из главных целей данных положений - побудить стороны представить свой спор на рассмотрение суда, вместо того, чтобы решать его местью.
Англо-саксонские законы примечательны на редкость подробными тарифами на разные увечья: 30 шиллингов за покалеченное плечо (Законы Этельберта, § 38), 20 шиллингов за сломаную челюсть (Законы Этельберта, § 50), 60 шиллингов за отрезанный нос (Правда Альфреда, § 48), 100 шиллингов за сломанный позвоночник (Правда Альфреда, § 77). Четыре передних зуба оценивались по 6 шиллингов каждый, соседние по четыре, все остальные по одному (Законы Этельберта, § 51); различались в цене и пальцы - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы и соответствующие ногти; за каждый была установлена особая плата (Законы Этельберта, § 54). Такие же различия проводились в отношении ушей, в зависимости от того, лишились ли они слуха, были отрезаны, проколоты или порезаны. Учитывались различные повреждения костей: оголенные кости, поврежденные кости, сломанные кости, пробитый череп, вывихнутое плечо, сломанный подбородок, сломанная ключица, сломанная рука, сломанное бедро, сломанное ребро. В области ушибов различались синяки вне одежды, под одеждой и ушибы, которые не превращались в синяки (Законы Этельберта, § 59, 60).
Если действия преступника вызвали смерть жертвы, то плата, которую нужно было отдать родственникам убитого, называлась вира или вергельд. Большое место в англо-саксонских законах было отведено установлению разных размеров вергельда для людей разных классов. За убийство короля вергельд не выплачивался, так как преступник отвечал своей головой и всем своим имуществом (Правда Альфреда, § 4). Среди знати было разграничение на людей с вергельдом в 200, 600 и 1200 шиллингов. Видимо сумма вергельда напрямую зависела от количества земли и иной собственности, находящейся во владении этого человека (Правда Альфреда, § 29-31). Вергельд лэта равнялся 80, 60 либо 40 шиллингам, в зависимости к какой категории он принадлежал (Законы Этельберта, § 26). Убийство раба оценивалось в 6 шиллингов, а за убийство свободного, раб отвечал головой. За убийство беременной женщины платят полностью ее вергельд, а за ребенка- половину вергельда отцовского рода (Законы Альфреда, § 9). При осуществлении мести убийца платил 1/3 часть вергельда, 1/3 часть платили его сообщники, и 1/3 часть платили его родственники по материнской линии, при отсутствии которых оплата делилась пополам между первыми двумя (Законы Альфреда, § 27, 28). За участие в мстящей толпе каждый участник платил 1/10 часть от стоимости вергельда убитого. Институт фиксированных денежных санкций, уплачиваемых родственниками преступника родственникам жертвы, было одно из главных черт англо-саксонского права в VII-XI веках. Во многих отношениях это была довольно разумная система, так как угроза тяжелого финансового бремени для преступника и всего его рода служило более эффективным сдерживающим средством, чем угроза смертной казни или телесного увечья.
Говоря о преступлениях против собственности, нужно сказать, что субъектом преступления являлось лицо старше 12 лет и укравшее на сумму свыше 8 пенсов (Законы Этельстана, II, § 1). Ворами, в единственном числе назывались, до 7 человек, от 7 до 35 - толпой (шайкой), больше этого - нашествием (войском) (Правда Инэ, § 13. 1). При поимке вора с поличным он лишается жизни и имущества, равно так как и тот, кто захочет укрыть его от преследователей. Укрыватель не подвергается наказанию только в том случае, если сумеет доказать свою неосведомленность о случившемся (Законы Этельстана, IV, § 6. 3). При таком же условии не лишаются своего имущества жена и дети укравшего, в противном случае они все идут в рабство к родне потерпевшего (Правда Инэ, § 7). В законах также устанавливается ответственность за порчу общинной собственности: уничтожение посевов или травы на пастбищах, вырубка деревьев в лесах и так далее. В случае ложного обвинения в воровстве обвиняемый отвечает своим языком, если не сможет откупиться с помощью своего вергельда (Законы Кнута, § 16).
Уголовное право также затрагивает отношения господства и подчинения. Строго запрещается и наказывается измена своему господину и нарушение присяги (Правда Альфреда, § 1). За покушение на жизнь господина полагалась смерть. Защита господина, либо сражение вместе с ним не влекло за собой мести, но против господина запрещено было сражаться даже в защиту интересов своих родственников (Правда Альфреда, § 42). Господин в свою очередь мог вступиться за своего подвластного, возместив стоимость украденной вещи и уплатив штраф (Законы Этельстана, II, § 3). Законы запрещали подвластным самовольно покидать господина. К преступлениям против государства в первую очередь относилось изготовление фальшивых денег. В Законах Этельстана закреплена прерогатива пароля на чеканку денег (Законы Этельстана, § 14). Если монетных дел мастера уличались в изготовлении фальшивых монет, то он лишается руки, которая выставляется над мастерской. В случае обвинения в таком преступлении мастер должен был очиститься раскаленным железом (Законы Кнута, § 8). В эту категорию входил и отказ от несения воинской службы, за который владельцы земли лишались ее и платили штраф в размере 120 шиллингов, не владеющие землей 60 шиллингов, кэрлы - 30 шиллингов войскового штрафа (Правда Инэ, § 51).
Англо-саксонские законы примечательны на редкость подробными тарифами на разные увечья: 30 шиллингов за покалеченное плечо (Законы Этельберта, § 38), 20 шиллингов за сломаную челюсть (Законы Этельберта, § 50), 60 шиллингов за отрезанный нос (Правда Альфреда, § 48), 100 шиллингов за сломанный позвоночник (Правда Альфреда, § 77). Четыре передних зуба оценивались по 6 шиллингов каждый, соседние по четыре, все остальные по одному (Законы Этельберта, § 51); различались в цене и пальцы - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы и соответствующие ногти; за каждый была установлена особая плата (Законы Этельберта, § 54). Такие же различия проводились в отношении ушей, в зависимости от того, лишились ли они слуха, были отрезаны, проколоты или порезаны. Учитывались различные повреждения костей: оголенные кости, поврежденные кости, сломанные кости, пробитый череп, вывихнутое плечо, сломанный подбородок, сломанная ключица, сломанная рука, сломанное бедро, сломанное ребро. В области ушибов различались синяки вне одежды, под одеждой и ушибы, которые не превращались в синяки (Законы Этельберта, § 59, 60).
Если действия преступника вызвали смерть жертвы, то плата, которую нужно было отдать родственникам убитого, называлась вира или вергельд. Большое место в англо-саксонских законах было отведено установлению разных размеров вергельда для людей разных классов. За убийство короля вергельд не выплачивался, так как преступник отвечал своей головой и всем своим имуществом (Правда Альфреда, § 4). Среди знати было разграничение на людей с вергельдом в 200, 600 и 1200 шиллингов. Видимо сумма вергельда напрямую зависела от количества земли и иной собственности, находящейся во владении этого человека (Правда Альфреда, § 29-31). Вергельд лэта равнялся 80, 60 либо 40 шиллингам, в зависимости к какой категории он принадлежал (Законы Этельберта, § 26). Убийство раба оценивалось в 6 шиллингов, а за убийство свободного, раб отвечал головой. За убийство беременной женщины платят полностью ее вергельд, а за ребенка- половину вергельда отцовского рода (Законы Альфреда, § 9). При осуществлении мести убийца платил 1/3 часть вергельда, 1/3 часть платили его сообщники, и 1/3 часть платили его родственники по материнской линии, при отсутствии которых оплата делилась пополам между первыми двумя (Законы Альфреда, § 27, 28). За участие в мстящей толпе каждый участник платил 1/10 часть от стоимости вергельда убитого. Институт фиксированных денежных санкций, уплачиваемых родственниками преступника родственникам жертвы, было одно из главных черт англо-саксонского права в VII-XI веках. Во многих отношениях это была довольно разумная система, так как угроза тяжелого финансового бремени для преступника и всего его рода служило более эффективным сдерживающим средством, чем угроза смертной казни или телесного увечья.
Говоря о преступлениях против собственности, нужно сказать, что субъектом преступления являлось лицо старше 12 лет и укравшее на сумму свыше 8 пенсов (Законы Этельстана, II, § 1). Ворами, в единственном числе назывались, до 7 человек, от 7 до 35 - толпой (шайкой), больше этого - нашествием (войском) (Правда Инэ, § 13. 1). При поимке вора с поличным он лишается жизни и имущества, равно так как и тот, кто захочет укрыть его от преследователей. Укрыватель не подвергается наказанию только в том случае, если сумеет доказать свою неосведомленность о случившемся (Законы Этельстана, IV, § 6. 3). При таком же условии не лишаются своего имущества жена и дети укравшего, в противном случае они все идут в рабство к родне потерпевшего (Правда Инэ, § 7). В законах также устанавливается ответственность за порчу общинной собственности: уничтожение посевов или травы на пастбищах, вырубка деревьев в лесах и так далее. В случае ложного обвинения в воровстве обвиняемый отвечает своим языком, если не сможет откупиться с помощью своего вергельда (Законы Кнута, § 16).
Уголовное право также затрагивает отношения господства и подчинения. Строго запрещается и наказывается измена своему господину и нарушение присяги (Правда Альфреда, § 1). За покушение на жизнь господина полагалась смерть. Защита господина, либо сражение вместе с ним не влекло за собой мести, но против господина запрещено было сражаться даже в защиту интересов своих родственников (Правда Альфреда, § 42). Господин в свою очередь мог вступиться за своего подвластного, возместив стоимость украденной вещи и уплатив штраф (Законы Этельстана, II, § 3). Законы запрещали подвластным самовольно покидать господина. К преступлениям против государства в первую очередь относилось изготовление фальшивых денег. В Законах Этельстана закреплена прерогатива пароля на чеканку денег (Законы Этельстана, § 14). Если монетных дел мастера уличались в изготовлении фальшивых монет, то он лишается руки, которая выставляется над мастерской. В случае обвинения в таком преступлении мастер должен был очиститься раскаленным железом (Законы Кнута, § 8). В эту категорию входил и отказ от несения воинской службы, за который владельцы земли лишались ее и платили штраф в размере 120 шиллингов, не владеющие землей 60 шиллингов, кэрлы - 30 шиллингов войскового штрафа (Правда Инэ, § 51).
Суд и судопроизводство (Раскрыть)
Органом судебной власти в сельских общинах являлся сельский сход свободных землевладельцев, руководимый старостой. Сельский сход ведал разрешением дел о мелких проступках и о гражданских тяжбах. Помимо этого на нем лежала функция обнаружения преступников и отыскание краденых вещей.
Дела о более тяжких преступлениях, а также споры между общинами разрешались в собраниях сотни. Судьями являлись все присутствовавшие на собрании. Скоро стала выделятся как бы судейская комиссия из 12 лиц, так называемых старшин - тэнов, которая стала играть главную роль в собрании. Собрание сотни свидетельствовало гражданские сделки, распределяло подати. Во главе его стоял сотенный старшина, выбираемый собранием. С развитием королевской власти рядом с ним появился представитель интересов короля, собиравший в его пользу судебные штрафы - сотенный гереф. Герефы назначались королем из круга его королевских людей. Они управляли королевскими имениями, собирали 1/3 судебных штрафов и наблюдали за исполнением закона. Постепенно они сделались председателями на судебных собраниях графства.
Собрание графства созывалось ширгерефом два раза в год. Это было прежде всего судебное собрание по уголовным и гражданским делам. Судьи - все присутствующие. Но и здесь выделилась комиссия из 12 старших тэнов. Лицо, не удовлетворенное судебным разбирательством в сотенном собрании, могло обратиться в собрание графства, а затем - к королю. Собрание проходило в центральном городе графства, в укрепленном месте.
Уитенагемот у англо-саксов являлся одновременно законодательным, а также высшим административным и судебным органом. Он был высший инстанцией для уголовных и гражданских дел после суда графства и судом первой инстанции по делам ближайших к королю лиц.
М.А. Чельцов-Бебутов выделяет два вида судебного разбирательства в англосаксонском обществе - упрощенное и обычное в форме обвинения.
При поимке обвиняемого на месте преступления, например, если убийца был задержан с ножом в руке или вор схвачен с поличным в руках или на плечах, то с ним поступали как с бесспорно уличенным преступником и применяли к нему наказание.
При отсутствии очевидности совершения преступления определенным лицом дело разбиралось обычно для англо-саксов обвинительным порядком, публичным, устным, подчиненным требованиям формализма в приведение доказательств сторонами. Потерпевший должен был подтвердить обвинение присягой, подкрепленной соприсяжничеством нескольких человек. Если обвиняемый, отрицающий свою вину, мог сослаться в удостоверении своего «доброго поведения» на присягу трех лиц высшего сословия он допускался к принесению очистительной присяги вместе с определенным числом соприсяжников. Разбирательство также могло быть решено на основе результатов судебных ордалий («суд божий») холодной или кипящей водой, раскаленным железом, хлебом и сыром. Условия их применений в точности не известны. Наказанием за самые тяжкие преступления, угрожающие общественному спокойствию, являлось «лишение мира» и связанное с ним изгнание осужденного из страны. В других случаях действовала система денежных выкупов (композиций).
Г.Дж. Берман выделяет также такие характерные институты этого правового порядка, как судебный клич, когда обнаруживалось преступление (по-латыни clamor, откуда англ. «claim»; «иск», по-древнеанглийски hcream, откуда англ. «scream», «крик»), и коксальная выдача, то есть отдача жертве предмета или раба нанесшего обиду.
Дела о более тяжких преступлениях, а также споры между общинами разрешались в собраниях сотни. Судьями являлись все присутствовавшие на собрании. Скоро стала выделятся как бы судейская комиссия из 12 лиц, так называемых старшин - тэнов, которая стала играть главную роль в собрании. Собрание сотни свидетельствовало гражданские сделки, распределяло подати. Во главе его стоял сотенный старшина, выбираемый собранием. С развитием королевской власти рядом с ним появился представитель интересов короля, собиравший в его пользу судебные штрафы - сотенный гереф. Герефы назначались королем из круга его королевских людей. Они управляли королевскими имениями, собирали 1/3 судебных штрафов и наблюдали за исполнением закона. Постепенно они сделались председателями на судебных собраниях графства.
Собрание графства созывалось ширгерефом два раза в год. Это было прежде всего судебное собрание по уголовным и гражданским делам. Судьи - все присутствующие. Но и здесь выделилась комиссия из 12 старших тэнов. Лицо, не удовлетворенное судебным разбирательством в сотенном собрании, могло обратиться в собрание графства, а затем - к королю. Собрание проходило в центральном городе графства, в укрепленном месте.
Уитенагемот у англо-саксов являлся одновременно законодательным, а также высшим административным и судебным органом. Он был высший инстанцией для уголовных и гражданских дел после суда графства и судом первой инстанции по делам ближайших к королю лиц.
М.А. Чельцов-Бебутов выделяет два вида судебного разбирательства в англосаксонском обществе - упрощенное и обычное в форме обвинения.
При поимке обвиняемого на месте преступления, например, если убийца был задержан с ножом в руке или вор схвачен с поличным в руках или на плечах, то с ним поступали как с бесспорно уличенным преступником и применяли к нему наказание.
При отсутствии очевидности совершения преступления определенным лицом дело разбиралось обычно для англо-саксов обвинительным порядком, публичным, устным, подчиненным требованиям формализма в приведение доказательств сторонами. Потерпевший должен был подтвердить обвинение присягой, подкрепленной соприсяжничеством нескольких человек. Если обвиняемый, отрицающий свою вину, мог сослаться в удостоверении своего «доброго поведения» на присягу трех лиц высшего сословия он допускался к принесению очистительной присяги вместе с определенным числом соприсяжников. Разбирательство также могло быть решено на основе результатов судебных ордалий («суд божий») холодной или кипящей водой, раскаленным железом, хлебом и сыром. Условия их применений в точности не известны. Наказанием за самые тяжкие преступления, угрожающие общественному спокойствию, являлось «лишение мира» и связанное с ним изгнание осужденного из страны. В других случаях действовала система денежных выкупов (композиций).
Г.Дж. Берман выделяет также такие характерные институты этого правового порядка, как судебный клич, когда обнаруживалось преступление (по-латыни clamor, откуда англ. «claim»; «иск», по-древнеанглийски hcream, откуда англ. «scream», «крик»), и коксальная выдача, то есть отдача жертве предмета или раба нанесшего обиду.
1 Бокленд — особый тип землевладения в англосаксонской Британии VII—XI веков, при котором определённая территория передавалась королём представителям знати или церковным организациям на основании специальной грамоты, закрепляющей освобождение земли от государственных повинностей. Бокленд был первым исторически известным типом феодального землевладения в Британии.
2 Фолкленд представлял собой земли, остававшиеся в сфере действия обычного права, с которых уплачивалась продуктовая рента и другие повинности королю. В этом отношении фолкленд противостоял бокленду — землям, освобождённым от большинства государственных повинностей по специальной грамоте и переданных англосаксонским феодалам (гезитам, тэнам, церкви).
3 Глафорд — покровитель из числа эрлов или тэнов, наделенный по иммунитетной грамоте фискальной, полицейской и судебной властью над всем населением иммунитетного округа.
4 Эрл — титул высшей аристократии англосаксонской Британии в XI веке, возникший под влиянием датского завоевания Англии (аналог скандинавского "ярл").
5 Керлы — слой простых свободных земледельцев-крестьян в англосаксонский период истории Британии.
6 Ве́ргельд — денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германских варварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).
7 Ви́ра — древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Так же вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления.
8 Тэн — представитель военно-служилой знати в поздний англосаксонский период истории Британии (VIII—середина XI века).