прошел кампанию за эфталитов до малой победы
кампанию по интересу оценю балла на четыре с минусом.
основа армии для изначальной войны с персами и их марионетками Пехота 40-50%(для городских боев)+Конные лучники 40%+Легкая конница ближнего боя 0-10%
Коротко пройдусь по юнитам доступным для найма. это гуннская линейка с новыми отрядами.
В пехоту имеет смысл брать только копейщиков и тут выбор между хионитскими копейщиками и степными копейщиками. это одинаково хорошие копейщики для начальной игры. я выбрал вторых так как у них сильная броня, а значит они более живучи.
а вот мечников хороших в начале нет. есть треш в виде степняков и согдийские воины, которые на первый взгляд выглядят неплохо, а на самом деле из за низкого урона ближнего боя, долго возятся даже со слабыми отрядами противника и при этом сами несут потери, в общем "ни рыба ни мясо", от них следует отказаться.
также лучше отказаться от ударной кавалерии, во первых она легкая и несет серьезные потери при откате из чарджа, во вторых воевать придется в основном с персидской пехотой из копейщиков(пайганами, армянами, персидскимии новобранцами).
для взятия городов со стенами нанимаем наемные онагры, после взятия города распускаем отряд из за его высокого содержания.
город грабим, потом сразу сжигаем. враг давит количеством, отступаем в пустыню, там эфталиты не несут потерь. если не успеваем восполнить потери и битвы не избежать, то набираем наемников, опять же временно.
на среднем этапе у нас появится возможность нанимать мечников Ханды Хингилы, копейщиков Янды и конных лучников Спет Хиона. Копейщики Янды это первоклассная пехота, но в три раза дороже в содержании чем степные копейщики, поэтому стоит ограничиться парой-четверкой отрядов в стеке. Лучники Спет Хиона хороши тем, что имеют сильную броню, почти не несут потерь от стрел и неплохо рубятся в ближнем бою.
тактика полевого боя следующая:
конные лучники идут вперед и за счет массового обстрела и брони уничтожают пеших и конных застрельщиков врага, а оставшиеся стрелы на пехоту врага. копейщики сидя в обороне сдерживает пехоту врага и его кавалерию. пока те не побегут.
из уникальных юнитов эфталитов стоит выделить Стражей Гиндукуша с секирами. для меня странный юнит, так как он заточен на оборону, не имеет щитов, но все же очень сильный, однако стоит порядка 500 монет в содержании, что делает его предметом роскоши. вообще все позднию юниты эфталитов хороши, будь то варские/отоборные варские воины или индийские слоны или конные лучники демоны, но по сути они не нужны, так как обременительны в содержании и без них побеждать врагов легко.
когда орда выжгла большую часть земель Передней Азии, она ушла в Африку кочевать на плодородные земли и отъедаться, попутно воюя с местными царьками, которые рискнули бросить вызов. но ни ЗРИ, ни ВРИ не объявили войну белым гуннам, даже несмотря на режимы налетов. Налеты сделаны странно в игре, по условиям малой победы, нужно заработать 7500 монет налетами, несмотря на бонус к налетам мы получаем доход меньше, чем в режиме лагеря, что по моему серьезня недоработка игры.
как только были установлены контакты с черными гуннами, был заключен пакт о ненападении и ряд династических браков, с Аттилой в том числе
Зверства черных гуннов в Северной Италии до правления Аттилы
из положительного стоит отметить, что ИИ активно стал заселять опустошенные земли, ЗРИ очень хорошо держится, потеряв только Британию и большую часть Галлии, так что разработчикам удалось сделать баланс ЗРИ историчным.
В целом играть за эфталитов-кочевников комфортно, но после победы над Сасанидами интерес угасает, так как выжигать постоянно земли надоедает и резко ухудшается плодородие.