Источники права (Раскрыть)
К древнейшим источникам египетского права принадлежат обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде, начало прежнему законодательству Египта положил бог Тот, который передал египетским жрецам 42-е священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать "рычаги" как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы осуществляли тоже жрецы. Большое значение, как источника права, имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующий живой источник своих же законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонах: Менесе (конец IV тысячелетия до н.э), Сазихиси в эпоху Древнего царства (ок. 2707 — 2150 до н.э.), при Рамсесе II Великом и при фараоне Бокхорича (720-715 годы до н.э.).
Во многих случаях источником права становились судебные решения фараона и верховного жреца, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры.
Во многих случаях источником права становились судебные решения фараона и верховного жреца, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры.
Право собственности (Раскрыть)
Ещё в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, её формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью. Сделки с землей и рабами совершались по ритуалу с участием свидетелей, в том числе жрецов.
Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями, а затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму основного долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особой записью (это делалось за плату). Впоследствии, передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвой, необходимо было выполнить обряд ввода покупки во владение. Некоторые новации были внесены фараоном Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввёл запрет на оборачивание подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи - доказательством могла служить клятва.
Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями, а затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму основного долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особой записью (это делалось за плату). Впоследствии, передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвой, необходимо было выполнить обряд ввода покупки во владение. Некоторые новации были внесены фараоном Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввёл запрет на оборачивание подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи - доказательством могла служить клятва.
Семейное право (Раскрыть)
Интересным считается положение женщин в Древнем Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальной и хозяйственной жизни общества, как и в семье, занимала высокое положение. В Египте был распространён брак-партнерство с правом голоса свободной женщины, при заключении брачного контракта, и возможностью свободно инициировать развод. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем семейным имуществом, но продавать или дарить могла только своё приданное на свадьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали наиактивное участие в подборе жениха и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сёстрах и даже своих дочерях. Вместе с тем, законы и обычаи фиксировали главу семьи - мужа или брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат - сестру, однако в "разумных пределах". Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены не каралась смертью. Жена, "которая обманывала и объедала своего мужа", была сожжена - говорится в одной из надписей, или, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакам на съедение.
Наследственное право (Раскрыть)
Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей, жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путём составления особого завещания, которое официально подлежало регистрации в пользу тех или иных детей, в том числе и дочерей. На детей, как на наследников, накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным за уходом могил и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, которым он пользовался только по назначению и не мог распределить между своими детьми.
Преступление и наказание (Раскрыть)
Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:
1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
2) религиозные - убийство священных животных, чародейство;
3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
4) против собственности - кража, обмер, обвес;
5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение.
Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались за разграбление царских гробниц, а за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главарю воровской касты. По возвращении вещи владелец платил вору четверть её стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением кисти руки.
Лишение чести считалось одним из тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
На начальном этапе Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Древние тексты содержат нелестные отзывы о представителях судейского сообщества за их плутовство и предвзятость.
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможа держит свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали наказанию в 200 ударов палками и нанесению пяти ран. Рамзес издал приказ о наказании взяточников - их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников: "И твой сын не будет на твоём месте в городе".
Законы, особенно обычаи, защищали культовые сооружения: "Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа - того ожидает проклятие. Кто совершит подобное - пусть сожрёт его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальёт им воды, не проведёт погребальных церемоний, дети не займут его место, будут голодать". Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу и били палками, пытали, отправляли на рудники, в каменоломни, хоронили заживо. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были раскрыты и разграблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, младшими жрецами и чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном месте.
1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
2) религиозные - убийство священных животных, чародейство;
3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
4) против собственности - кража, обмер, обвес;
5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение.
Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались за разграбление царских гробниц, а за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главарю воровской касты. По возвращении вещи владелец платил вору четверть её стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением кисти руки.
Лишение чести считалось одним из тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
На начальном этапе Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Древние тексты содержат нелестные отзывы о представителях судейского сообщества за их плутовство и предвзятость.
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможа держит свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали наказанию в 200 ударов палками и нанесению пяти ран. Рамзес издал приказ о наказании взяточников - их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников: "И твой сын не будет на твоём месте в городе".
Законы, особенно обычаи, защищали культовые сооружения: "Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа - того ожидает проклятие. Кто совершит подобное - пусть сожрёт его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальёт им воды, не проведёт погребальных церемоний, дети не займут его место, будут голодать". Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу и били палками, пытали, отправляли на рудники, в каменоломни, хоронили заживо. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были раскрыты и разграблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, младшими жрецами и чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном месте.
Уголовный процесс (Раскрыть)
Особое место в праве Древнего Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и принимаемых решений, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель суда в делах управления государством - умиротворение конфликтующих сторон и их примирение. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило - правосудие следует отправлять милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство практически отсутствовало. Фактически суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти являлся фараон. На технику изготовления законов в Древнем Египте проливает свет указ фараона Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нём рассказывается о том, как "искать искать правду в деле, исследуя его", фараон "лично говорит в виде указа, а писец с прибором и свитком записывает" слово в слово тому, что сказало его величество. В этом же указе имеются критерии отбора на должность судей: "Небогатые, учтивые, которые умеют судить, слушать речь царя и законы судебной палаты". Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времён Древнего царства были, так называемые, "шесть палат", главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть передаются особым коллегиям: центральной, состоящей из 30 человек, окружным и городским.