Лавкравтовский Итхаква (вверху) и индейский Виндиго (внизу).
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера “Салемский ужас” (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — “холод”) — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его под назад землю можно лишь с помощью заклинания “Ваш-Вирай” и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем “Уиг!”, причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев “уиггинга” в год.
Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их “коллегах” (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Elder Gods — группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones), а также другим, менее крупным божественным “фракциям” — Внешним богам (Outer Gods) и Великим (Great Ones).
Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.
Баст (Bast), или Бастет — божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Гипнос (Hypnos) — персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса — Никс (Ночь), брат — Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса — так называемые Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).
Эндимион — молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар — способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.
Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) — малозначительное женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть “Дом Червя”). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества — омоним имени Нэнси Кэмбелл, правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.
Ноденс, Повелитель Великой бездны.
Ноденс (Nodens) — Охотник, Повелитель Великой бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе Лавкрафта “Дом на туманном утесе”. Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание — охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних. Это вовсе не говорит о том, что Ноденс — не защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, — привлекательную добычу.
Ултар (Ulthar) — некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата” и рассказе “Коты Ултара”. Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.
Некоторые авторы причисляют к пантеону Старших еще двух существ — Ктханида (Kthanid) и Яд-Тхаддага (Yad-Thaddag). Какая-либо подробная информация об этих созданиях в мифах отсутствует.
Внешние боги
Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Great Ones (Великие). Они живут в особом мире — Dreamlands, и являются гораздо более слабыми (в магическом плане) созданиями, нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.
Гораздо более интересны Внешние боги (Outer Gods). В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.
Абхот (Abhoth) — Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.
Демон Jubilex из ролевой игры “Dungeons and Dragons”, вероятнее всего, был списан с ктхулхианского бога Абхота.
Азатот (Azathoth) — Султан демонов, Кипящий ядерный хаос. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Лавкрафт подробно описывает его в романе “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата”, повестях “Сны в ведьмином доме” и “Шепчущий в ночи”. Если верить автору, Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla).
Азатот глазами художника Анджела Ортеги.
Термин “ядерный” применялся Лавкрафтом, скорее всего, для обозначения центральной роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его радиоактивность. Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший — фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.
Нъярлатотеп (Nyarlathotep) — Ползучий хаос, Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или Ктулху, спящего в морской глубине, Нъярлатотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания. Его излюбленная внешность — высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота, реализуя его волю на Земле.
Нъярлатотеп глазами художника Анджела Ортеги.
Нъярлатотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой (“дымящееся зеркало”) и Ксайп Тотеком (“человеком без кожи”).
Классический Шаб-Ниггурат совсем не похож на того спрута, которого мы видели в «Quake I».
Шаб-Ниггурат (Shub-Niggurath) — Черный козел из лесов с тысячью молодых. Как таковое, это чудовище в романах Лавкрафта не встречалось, однако его имя можно было встретить в нескольких заклинаниях (Ia! Shub-Niggurath) — см. “Шепоты во мраке”, “Сны в ведьмином доме”, “Кошмар в музее”. Внешне это существо выглядит как огромная бесформенная масса, усеянная щупальцами, слюнявыми ртами — и все это передвигается на кривых козлиных ногах.
Шаб-Ниггурат глазами художника Анджела Ортеги.
Йог-Сотот глазами художника Анджела Ортеги.
Йог-Сотот (Yog-Sothoth) — Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт:
Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.
Г. Ф. Лавкрафт, “Врата серебряного ключа”
«Подземные», возможно, стали прообразом грабоидов из фильмов серии «Дрожь земли».
Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других Внешних богов: Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот (Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс (Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).
Небожественные существа
Кроме страшных чудовищ с щупальцами и бесформенных созданий из мрачных глубин далекого космоса, мифы Ктулху могут похвастаться неплохой коллекцией более простых и доступных пониманию существ.
Подземные (Chtonians) — милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли “Из глубины” (1974).
«Глубокие» из компьютерной игры «Call of Cthulhu: Dark corners of Earth».
Глубокие (Deep Ones) — рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубокие могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой.
Глубокие также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоких. Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей. Глубокие поклоняются Дагону и Ктулху. Лавкрафт подробно описал их в романе “Тень над Иннсмаутом”.
Старейшие (Elder Things) — инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старейшие строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старейших погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году (роман Лавкрафта “Хребты безумия”).
Гули (Ghouls) — существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата”.
Карта «Некрономикон» из коллекционной карточной игры «Magic The Gathering».
Среди прочих, менее колоритных чудовищ мифов Ктулху можно назвать псов Тиндалоса (нечто, напоминающее лангольеров Стивена Кинга), ми-го (ракообразные инопланетяне, живущие на Плутоне), шогготов (существа из протоплазмы) и зугов (маленькие эльфоподобные создания, живущие в мире Dreamlands).
Страшно, аж жуть!
Вам были представлены далеко не все представители “зверинца” мифов Ктулху, но этого вполне достаточно для того, чтобы сделать несколько важных выводов. Первое, о чем вы, наверное, уже давно думаете — такое мог написать только потомственный шизофреник. Второй вывод более серьезен — именно эти существа стали фундаментом всего современного жанра “мистических ужасов”.
В наше время такие монстры могут казаться однообразными, скучными и даже смешными, а легенды, связанные с ними — как минимум, наивными. Но не следует забывать, что в начале 20 века такие истории читались на ура и были самыми настоящими экшен-триллерами той эпохи. К мифам Ктулху сейчас можно относиться по-разному, но бесспорно лишь одно: это классика, выдержавшая самое тяжелое испытание — временем.
В Японии продается очень интересное игрушечное оружие: маузер Ктхугха (вверху) и револьвер Итхаква (внизу).
Это итнересно: (Раскрыть)
Обложка книги с правилами ролевой игры «Call of Cthulhu» от компании Chaosium Inc.
1. Стивен Кинг и Терри Пратчетт охотно использовали монстров Лавкрафта в своих книгах. Ироничному Пратчетту это удавалось лучше всего. Например, роман “Движущиеся картинки” (1993) говорит о божестве по имени Tshup Aklathep — Потусторонней звездной лягушке с тысячью молодых, а также о некоем потустороннем существе Йоб Соддоте (Yob Soddoth).
2. В романе Кинга “Нужные вещи” (1991) упоминается граффити, гласящее: “Йог-Сотот рулит!” (“Yog-Sothoth Rules!”).
Группа “Металлика” написала две песни, основанные на мифах Ктулху: “Зов Ктулху” (альбом “Ride the Lightning”, 1984) и “Вещь, которой не должно быть” (см. Ниогхта) из альбома “Master of Puppets”, 1986 год. Басист группы Клифф Бертон (1962-1986) был фанатом творчества Лавкрафта. Другой группе — Cradle of Filth — принадлежит песня “Рассвет Ктулху”.
3. В игре “Persona 2: Eternal Punishment” (“Playstation 2”) можно вызвать Хастура. Кроме того, в этой игре упоминается Нъярлатотеп.
4. В компьютерной игре “Discworld Noir” (1999) по мотивам произведений Терри Пратчетта упоминается подозрительно знакомый Нилонатотеп — Ползучий Ужас.
5. В некоторых книгах Стивена Кинга (“Глаза Дракона”, “Темная башня”) фигурирует персонаж по имени Рандалл Флагг, о котором говорится, что он — воплощение Нъярлатотепа.
6. Текст некоторых заклинаний, присутствующих в комиксах цикла “Конан-Варвар”, содержит обращение к божеству по имени Nyarla Thotep.
7. Шаб-Ниггурат был финальным монстром в популярной компьютерной игре “Quake” (1996).
8. Компания Headfirst Productions уже почти закончила игру-долгострой “Call of Cthulhu: Dark Corners of Earth” — приключенческий хоррор-шутер от первого лица. К моменту написания данной статьи выход игры был объявлен на первый квартал этого года.
9. В 1981 году компания Chaosium Inc. впервые выпустила ролевую игру “The Call of Cthulhu”. Год назад вышло шестое издание книги правил, а суммарный тираж игры — свыше 200 000 экземпляров.