Потала - резиденция Далай-лам в Лхасе.
Тибет в Новое Время - весьма унылое зрелище даже на уровне общего упадка стран Центральной Азии. Что такое "теократическое государство" под управлением "династии" Далай-лам? По сути - заповедник всего самого косного и реакционного, что только было в регионе.
Тем не менее, под влиянием массированной пропаганды определенных политических сил (а она не нова - ей уже не менее 100 лет) Тибет считается среди широких масс читающей публики некой "страной просветленных", в которой все совершенно и которой надлежит только восхищаться!
На самом деле, Тибет XVII - первой половины ХХ веков - страна весьма консервативная, отсталая и лишь с 1920-х годов "проявляющая некоторые признаки прогресса" (в Лхасе появилась электростанция, в Потале провели телефон, появилась почта и т.п.).
"Небесное погребение" - удел избранных "просветленных".
В результате ожесточенной борьбы между разными течениями буддизма в стране пришли к власти представители "желтошапочной" секты гэлуг-па, главы которой с конца XVI в. носили титул Далай-лам. "Красношапочники" были разбиты сторонниками "желтошапочников", поддержанных войсками ойратских правителей, направивших в Тибет отряды хошоутов и чоросов. Власть Далай-лам была "узаконена", но до поры до времени ее пришлось делить с представителями хошоутской династии Гуши-хана, довольно прочно удерживавшим власть в стране до джунгарского вторжения 1717 г.
Правда, период джунгарской оккупации продлился недолго - в 1720 г. Цины выбили джунгар из Тибета, дав стране "самоуправление". Но, как говорится, не в коня корм - уже во второй половине 1720-х тибетцы передрались между собой так, что в результате пришлось Пекину прикрикнуть, и с 1728 г. в стране фактическую власть захватил процинский настроенный "князь людей" (не помню точно, как это по-тибетски - только перевод) Полханай (1689-1747), крупный светский феодал. При нем постоянно находились 2 цинских сановника (маньчж. амбань) с достаточно крупным эскортом, способным навести порядок в случае каких-либо возмущений местного населения против власти далекой, но от этого не менее августейшей династии.
Жизнь, что называется, "забила ключом", но уже через 20 лет влияние джунгар, резко снизившееся в других частях Центральной Азии после смерти Галдан Цэрэна в 1745 г., также резко возросло в Тибете. После смерти Полханая к власти пришли проджунгарские силы во главе с сыном Полханая - Джурмэд-Намджилом.
Молодой правитель хотел устранить последнюю помеху своей неограниченной власти - амбаней, но был убит ими, после чего в 1750 г. в ходе короткого боя амбани также были убиты, успев, однако, подать весть в Китай.
Группа просветленных тибетских кочевников, так и желающих осчастливить кого-либо типа Блаватской или Рёриха своим тесным и близким общением. 1927 г.
В 1751 г. в страну прибыли цинские войска и каленым железом выжгли все, что хотя бы как-то противоречило политике Цинов. Чтобы избежать будущих волнений, власть в стране была разделена между 4 калонами (министрами), из которых было создано светское правительство Тибета - Кашаг. Главной его характеристикой была тотальная непрофессиональность и неэффективность - только так, не вводя больших сил в Тибет, Цины могли контролировать эту страну, не давая джунгарам столь важного в глазах верующих буддистов политического козыря - контроля над основными центрами ламаизма.
Дальнейшая история Тибета представляет собой сплошную нелепицу. Император Цяньлун был, в силу положения, воспитания и личных качеств, откровенным циником, обладавшим неплохим чувством юмора. Когда ему сообщили, что в Тибет вторглись гуркхи, он сказал:
Цитата
Тангуты (читай - тибетцы) трусливы и ни на что непригодны.
После чего послал войска спасать "просветленных" и "совершенномудрых", которые постоянно терпели поражения и без помощи Цинов не могли отбиться от врага.
Правда, такая удача случается всего раз в истории - когда придет кто-то сильный и бескорыстный, и решит за тебя твои насущные проблемы (заодно укрепив свою власть в твоей стране). И, если реформированные Цинами тибетские войска и сумели самостоятельно разбить на границе с Ладакхом вторгшихся в 1841-1842 гг. догров, то уже в ходе второй войны с Непалом (1855-1856) Цины, занятые борьбой с Тайпинским восстанием (1850-1864), не смогли оказать никакой помощи своему вассалу, и Кашагу пришлось подписать унизительный договор с гуркхами.
Однако с развитием Большой Игры эта совершенно впавшая в ничтожество страна стала внезапно играть заметную роль в мировой политике. Тибет постоянно посещали английские агенты - пандиты, прошедшие специальную подготовку (вспомните знаменитый роман Р. Киплинга "Ким"). Под видом богомольцев приезжали в Тибет и русские агенты - например, Г. Цыбиков и А. Дорджиев.
Тибетская армия на параде. Фото немецкой экспедиции в Тибет 1938 г.
В 1904 г. англичане ввели в Тибет сравнительно небольшой отряд полковника Янгхасбенда. Аналогичные силы были отправлены в 1891 г. против крошечного княжества Хунза. Для Тибета потребовалось немного больше - совершенно небоеспособная тибетская армия была разбита сначала вдребезги, а потом еще пополам. Англичане вступили в Лхасу, благодаря чему в нашем распоряжении теперь имеется не только уникальная коллекция фотоматериалов, но и большое количество артефактов - оружия, тибетских манускриптов, предметов культа и быта, вывезенных образованными джентльменами из "страны просветленных".
В 1907 г. правительством империи Цин было решено упразднить автономию Тибета и поделить землю на провинции, куда следовало переселять китайцев из перенаселенных районов Юга - в страну были введены войска Чжао Эрфэна, который начал уничтожение вооруженных формирований тибетских феодалов. Далай-Лама доблестно бежал в Британскую Индию.
Некоторую надежду на улучшение ситуации в Тибете дала Синьхайская революция - войска в Тибете остались фактически без поддержки со стороны метрополии и, будучи отрезанными от Китая, вступили в переговоры с местными феодалами. Англичане выступили посредниками. Под их гарантии цинские войска капитулировали и были эвакуированы на родину. Чжао Эрфэн был казнен за нарушение приказа.
Схематическая карта Тибета в первой половине ХХ в.
В результате начавшихся в Британской Индии переговоров Тибет добился независимости де-факто и даже заключил договор о взаимопомощи с Монголией, но ни Монголия, ни Тибет не были признаны державами, и их дела совершенно не заботили никого. В результате в 1919 г. Монголия была занята войсками Республиканского Китая, а Тибет еще некоторое время балансировал на грани, и лишь после объединения Китая под властью КПК и образования КНР в страну в 1950 г. были введены войска НОАК, после чего всякие вопросы о былом величии и культурной уникальности Тибета потеряли всякий смысл - отныне и, скорее всего, навсегда, Тибет стал неотъемлемой частью КНР, а живущее на положении содержанки правительство Далай-Ламы давно превратилось в игрушку влиятельных сил, в первую очередь США и Англии.