Сообщество Империал: Древнерусский город - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Древнерусский город
Особенности внутреннего устройства

Атлант Фарнезе ответил:

    819

    9

    1

    35

    683
  • Статус:Центурион

Дата: 07 Февраль 2016, 16:52

В этой ветке мы имеем множество интересных тем, посвященных древнерусским городам. Однако, дискуссия в них, как правило, сосредоточена в основном на военно-политических аспектах истории древнерусских городов и в еще большей степени их князей. Однако жизнь городской общины Древней Руси была естественно намного сложнее и включала не только войну. Члены общины торговали, занимались ремесленной деятельностью, выстраивали отношения с князьями, строили храмы, вообщем жили обычной жизнью средневековых горожан. Открыть эту тему меня побудили возникшие на другой ветке форума дискуссии на тему сравнения древнерусского и западноевропейского городов в Средние Века. И хотя компаративистика не является здесь главной темой, любые мысли по этому поводу со стороны камрадов приветствуются.
История внутренней жизни городов издавна является дискуссионным вопросом в древнерусской истории, вызывающим немало споров. Среди вопросов с наиболее полярными точками зрения можно назвать вопрос о структуре власти в городе, где взгляды расходятся от ее монархического характера (Греков, Юшков, Черепнин), до вечевого (Фроянов, Дворниченко, Грушевский, Костомаров, Платонов, Кривошеев), боярско-олигархического (Рыбаков, Пашуто) и вождества (Горский, Котляр, Носов). Интересно отметить точку зрения Зимина, который полагал, что города вообще были тем рубежом, которым ограничивалась власть правящей элиты и придавали ее властвованию ограниченный характер.
Другим, не менее интересным вопросом является собственно уровень урбанизации древнерусских городов, а именно связь горожан с сельскохозяйственным производством в 11-12 вв. и даже в более позднее время.

Итак, давайте подумаем над следующими вопросами о древнерусских городах

1. Характер власти в городах: вече, князь, бояре, дружина. Имелись ли отличия в структуре власти?
2. Насколько велика была роль церкви в городской политике?
3. Город и храмовое строительство
4. Коммунальное хозяйство древнерусских городов.
5. Насколько велико было социальное расслоение в древнерусских городах и как быстро оно росло в период до монгольского нашествия?
6. Какое население преобладало в городах древней Руси - аграрное или торгово-ремесленное?

    Атлант Фарнезе ответил:

      819

      9

      1

      35

      683
    • Статус:Центурион

    Дата: 09 Февраль 2016, 23:52

    Попробую сам озвучить свою точку зрения и буду ждать комментариев ;-)

    1)Я полагаю, что нет смысла выделять древнерусские города, имеющие отличную от других форму правления, будь то республиканская (Новгород, Псков, Ладога) или олигархическая (Галич или Новгород с Псковом в трактовке Янина и его сторонников). Мне более близка точка зрения тех историков (Фроянов, Дворниченко, Кривошеев, Грушевский, Сергеевич, Костомаров и мн. др.), которые наблюдают у русских городов домонгольской эпохи достаточно похожие пути развития с преобладанием вечевой формы правления. При этом сроки становления и развития вечевой формы правления могут отличатся, но очевидно, что вечевая власть, наряду с княжеской, является древнейшим элементом социально-политических отношений восточнославянских племен.
    Свидетельством глубокой древности вечевой власти у славян может быть фраза Прокопия Кесарийского "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим".
    Особенной применительно к Новгороду и Пскову она стала в 15-м веке для московских летописцев, ибо централизация по-московски исключала сохранение самоуправления.
    2)Весьма велика. Уже в 11-м веке местные иерархи начинают играть заметную роль в городском управлении. В 12-м веке их роль еще более очевидна. Они часто становились в глазах общины виновниками за неурожайные годы. Особенно много известий можно найти в Новгороде ввиду богатства летописного материала. Например, в 1228 году, после того как "наидъ дъжгъ велик", "простая чадь", собравшись на вече и "поидоша владыцьнь двор, рекуче, "Того деля стоит тепло дълго, выпровадил Антония владыку на Хутино, а сам сел, дав мзду князю"; и акы злодея пьхающе за ворот, выгнаша; мале ублюде ьог от смерти.

    Завтра продолжим ;-)

      Атлант Фарнезе ответил:

        819

        9

        1

        35

        683
      • Статус:Центурион

      Дата: 12 Февраль 2016, 23:28

      3)В советской историографии традиционно считалось, что храмовое строительство в Древней Руси являлось, преимущественно делом государственным (княжеским) или самой церкви, по мере ее становления в качестве феодального собственника, тесно связанного со светскими феодалами и союзным им.
      Спору нет, роль князей персонально в храмовом строительстве велика, о чем свидетельствует большое кол-во храмов в честь их небесных покровителей. Однако недооценивать роль городской городской общины также было бы неверно. Так, например, в Киеве, согласно известиям Титмара Мерзебургского, уже в 1015 году насчитывалось 400 церквей. Очевидно, что большинство из них были не приходскими, а домовыми или частными церквями, в которые приглашались священники. Такой точки зрения придерживались как дореволюционные историки, специализировавшиеся на истории церкви (Карташев, Голубинский), так и современные историки, серьезно изучавшие данный вопрос (Фроянов).
      Постройку каменного Успенского собора во Владимире на Клязьме летопись связывает с деятельностью Андрея Боголюбского. Однако летописные записи от 1174 года, связанные с событиями, последовавшими за его смертью, показывают, что духовенство и клир собора были также зависимы от решений веча.
      "рекоша Володимерце игумену Феодулови и Луце деместьвянику святое Богородице: «нарядита носилице, ать поедемь возмемь князя великого и господина своего Андрея»; а Микулице рекоша: «събери попы вси, оболокше(ся) в ризы выйдите ж перед Серебреная ворота с святою Богородицею, ту князя дождеши».

      Еще более очевидно влияние веча, а впоследствии и муниципальных властей на храмовое строительство в Новгороде и Пскове на примере т.н. кончанских храмов. Так известный специалист по псковской архитектуре и градстроительству И.И. Лягунин в очерке "Тысячелетний Псков. Архитектурная летопись", указывает, что даже в 14-м веке для большого строительного проекта там было необходимо решение вечевого собрания. Ни князь, ни купеческие корпорации, ни оформившаяся к тому времени кончанская администрация в обход веча это сделать не смогли.

      В целом важно понимать, что храмовое строительство было одним из важнейших аспектов жизни общины, не разъединявшим, а объединявшим ее членов. В приумножении их числа, равно как и в их украшении, были заинтересованы все члены общины, ибо это должно было обеспечить ее благоденствие.
        Ответить в темуВведите Ваш логин  
        [Регистрация нового аккаунта]
        Введите Ваш пароль 
        [Восстановить пароль]
        Создать новую тему
        или Войти на форум через соцсеть
          Стиль:
            09 Дек 2016, 08:54
        © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики