И как всегда в историческом кино столкнулись "физики и лирики". Надо попросить вообще написать кого-нибудь из знатоков и фанатов Александра сценарий на 2,5 часа фильма, да так, чтобы Александры вышел не голубой и не мраморный, и чтобы все битвы вошли, и политика, и конные лучники, и чтоб сразу на македонском диалекте древнегреческого с субтитрами. И тогда уже мы, лирики, накинемся говорить о плоских и вымученных персонажах, плоских и зацикленных на порабощении мира, ьитвах и прочей хрени из толстых монографий. "Аттал, здесь уже душно от твоих речей!"
Фильм нарисовал нам человека экзальтированного, эгоистичного, но притом безмерно одинокого.
Предварю-ка я свою рецензию неточной цитаткой из Полибия, насчёт того, что "одна оговорка, один поступок, манера говорить и прочие мелочи из бытовухи скажут о человеке больше, чем тысячи подвигов и великие завоевания".
Итак, для начала Оливер Стоун задался целью узнать, что сделало из простого македонского паренька великого царя: он начал с детства, с комплексов, с семьи, и выбрал правильное с точки зрения годного исследовательского кино решение. Правда, историки негодуют: в кино великий Филипп Македонский - алкаш и дебошир, но никак не великий поработитель Греции. И нет никакой Херьнии, или Херонеи, как её там, где молодой Саша решил исход битвы своим илихим казацким наскоком.
В общем, семейка Аргеадов в виде реалити-шоу: отец - великий царь и алкаш, который если не на войне, то на корпоративе, откуда возвращается в стельку и начинает со всеми драться. Жена - стервозная и откровенно суковатая Олимпиада, которая терпеть не может своего муженька и выскочившая за него только раи его царского достоинства. Брак по расчёту, и этот одноглазый хромоногий мужлан её бесит. Эфебоподобный школьник-сын, который увлекается мальчиками, страдает от недостатка мужского воспитания, разлабов в семье и прочего такого, из-за чего вечно пытается что-то доказать домочадцам, что он хороший и сильный, и вообще достоин стать царём. Вот это вот стремление доказать и быть достойным, и лучшим и бросало его на самое острие клина гетайров в сражениях.
Из-за конфликтов в семье он был, разумеется, одинок и непонимаем окружающими. Девочек в классе не было, поэтому он дружил только с кучкой друзей, главным из которых был Гефестион. Так как христианство ещё не изобрели, то и содомировать друг другу не возбранялось как-то так уж прям сильно.
И вот это уже нечто похожее на человека и на серьёзный анализ личности. Разочарования в своих идеях, друзьях, войске, в окружающем его мире. Мне что-то дальше лень много чего ещё писать, ибо на годный срач я написал достаточно, а много букафф вряд ли кто будет читать.
Отдельно нравиццо Гавгамеллы с этими всеми "Кассандр, четырьмя колоннами вперёд", "Пехота,п рочь с дороги" и пр. Командуют весьма реалистично: в кино это редко встречается, там в основном великий полководец просто месит всех подряд своим мечом и победает, скорее, из-за прокаченной силы и харизмы. Да и сама фаланга выглядит красиво и грозно. Кстати, именно то, что она действительно впечатляюще выглядит, она обязана сотням её поклонников, отписавшимся в эпическом сраче на тему "Фаланга против легиона"