МОЯ МОСКВА. обзор литературы по истории города (
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)
Kommandor 18.10.2005 23:31
Тема: МОЯ МОСКВА. обзор литературы по истории города
Продолжаем рассказ о традиционной версии истории Москвы:
Цитата:--------------------------------------------------------------------
----------
Москва во второй половине Xiii в. ? первой половине Xiv в
Монгольское нашествие имело разрушительные последствия для древнерусских земель.. Москве было суждено не только восстать из пожарища, но укрепиться и встать во главе объединения раздробленной Руси. Одной из причин этого было прямое следствие монгольских походов и их перемещения в причерноморские степи ? разорение исторических центров Южной и Северо-Восточной Руси: Киевской и Черниговской земель, городской округи Владимира и Суздаля. Население оставляло разоренные места и искало спасения на окраинах ? в Москве, Твери, Белоозере, Галиче, Костроме. Сюда же бежало население Полоцкой и Смоленской земель, страдавшее от литовских набегов. Усиление Москвы в середине Xiii в. привело к появлению в городе самостоятельного князя. Им стал князь Михаил Ярославич, носивший прозвище Хоробрит, сын великого князя Ярослава Всеволодовича и брат Александра Невского. Вероятно, он получил в удел Москву в 1247 г., а в следующем, 1248 г. изгнал из Владимира своего дядю Святослава Всеволодовича и занял великокняжеский престол. В том же году он отправился в поход на литовцев и погиб в битве на берегу Протвы. Тело князя было перенесено во Владимир и похоронено в Успенском соборе. После гибели Хоробрита Москва вновь стала частью великого княжества Владимирского. Великий князь владимирский Александр Невский выделил Москву в удел своему младшему сыну Даниилу, родившемуся в 1261 г. В 1263 г. Александр Невский скончался, и до возмужания Даниила Москва находилась под управлением великокняжеских наместников. Впервые Даниил Московский упоминается в 1282 г. В этом году он выступил в поход ?с москвици? вместе с тверским князем Святославом Ярославичем (своим двоюродным братом) против ставшего брата князя Дмитрия Александровича Переславского. В последние десятилетия Xiii в. Северо-Восточная Русь была охвачена длительной междоусобицей старших сыновей Александра Невского ? Дмитрия Переславского и Андрея Городецкого. Тверской и московский князья выступали в союзе то с одним, то с другим соперниками, но едва ли не решающую роль в борьбе имела поддержка татар. Оба князя не раз прибегали к татарской помощи, приводя на Русь отряды ордынцев. Наиболее страшным был поход войска Тудана, брата золотоордынского хана Тохты, с которым явился в 1293 г. Андрей Александрович. В русские летописи этот разрушительный поход вошел под названием ?Дюденевой рати?. Татары разорили и сожгли главнейшие города Северо-Восточной Руси ? Суздаль, Владимир, Муром, Юрьев-Польской, Переславль, Дмитров, Углич, Волок Ламский. Подойдя к Москве татары ?московского князя Даниила обольстиша (обманули), и тако въехаша в Москву,... и взяша Москву всю, и волости и села. В 1302 г. скончался бездетный князь Иван Дмитриевич Переславский. Перед смертью он ?благослови в свое место князя Даниила Московского в Переславле княжити; того бо любяше паче инех?. Андрей Городецкий пытался оспорить это и поехал в Орду за ярлыком на Переславль. В это время, 5 марта 1303 г. скончался Даниил Александрович Московской, приняв перед смертью монашество и схиму. Даниил Московский справедливо считается основоположником могущества Москвы. Мы не имеем данных о росте города, его укреплении и жителях, относящихся к правлению Даниила Московского. Московские предания связывают с именем Даниила основание московского Данилова монастыря. Летописное известие под 1330 годом свидетельствует: ?глаголют же неции от древних старец, яко пръвии бе князь Данило Александрович сия архимандритию имеяше у святого Даниила за рекою?...?. В этом известии, вероятнее всего, и отразилось устное свидетельство информаторов летописца ? старцев 70?80 , помнивших еще времена Даниила Московского. Не менее важно и известие, что настоятель Данилова монастыря был архимандритом ? сан дававшийся настоятелям крупнейших монастырей или игуменам, осуществлявшим верховное руководство и над другими монастырями. При археологических исследованиях, проводившихся на территории монастыря в 1983?1987 гг. были обнаружены фрагменты керамики X?первой трети Xiii вв. и конца Xiii?xiv вв. Выявлен и некрополь Xiv?xvi вв. и более позднего времени. На основании этих находок можно утверждать, что Данилов монастырь был основан там, где он располагается и ныне в конце Xiii в. на хорошо обжитом и освоенном месте. В районе Данилова монастыря находилась переправа через Москву-реку, выводившая коротким путем к великокняжеским селам Коломенское и Котлы, шла Ордынская (Коломенская) дорога, начинавшаяся у Кремля. Житие Даниила Московского, включенное в ?Степенную книгу? (60-е гг. Xvi в.) повествует, что Даниил Московский был погребен в Даниловом монастыре. Житие рассказывает, что после перевода архимандрии в кремлевский Спасский монастырь Данилов монастырь и могила князя оказались в небрежении, и Даниил являлся молодому сыну боярскому из великокняжеской стражи Ивана Iii с напоминанием своему потомку о необходимости почтить его. При Василии Iii князь Иван Шуйский, садясь на коня, наступил на надгробную плиту князя и в тот же момент конь пал, чуть не задавив его. С этого времени были установлено пение соборных панихид по князе. При Иване Грозном совершилось исцеление у гроба Даниила Московского, было установлено местное почитание святого князя, а монастырь возобновлен и в нем отстроен каменный храм. 30 августа 1652 г. были обретены мощи святого князя Даниила Московского, а его церковное почитание в лике святых установлено в конце Xviii?начале Xix вв. Даниил Московский является героем не только благочестивого московского предания, но и героем романтически-авантюрной повести Xvii века. В цикле ?Сказаний о начале Москвы? ?Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы?, сложившееся между 1652 и 1681 гг., называет главного героя князем Даниилом Александровичем Суздальским, а его брата ? Андреем Александровичем. Ничего общего с реальной биографией князей эта занимательная повесть о женском коварстве, жестокой расправе и последующем возмездии не имеет, но действие происходит в реальное время жизни прототипов ? в конце Xiii в. Повесть, причудливо сплетает многие московские легенды и предания и, прежде всего, летописный рассказ об убиении князя Андрея Боголюбского. Согласно ?Повести? князь Даниил Суздальский силой взял к себе в службу двух сыновей боярина Стефана Кучки, чьи ?красные села? располагались на Москве-реке. При дворе князя Даниила молодые Кучковичи ?приглянулись Данилове княгине Улите Юрьевне, и уязви дьявол ея блудною похотью, возлюби красоту лица их; и дьявольским возжеланием сжилися любезно?. Любовники решают убить князя. Братья нападают на него на охоте, но Даниилу удается убежать от них. В панике князь бежит вдоль берега Оки и прячется от убийц в ?срубце?? ? погребальном сооружении-домике ? ?погребен ту был упокойный мертвый??. Князь же прячется в срубец ?забыв страсть (страх) от мертвого?. Кучковичи в ужасе возвращаются ни с чем к княгине ? Даниил-де ушел во Владимир к брату Андрею и скоро возвратиться с большим войском вершить суд и расправу. Но Улита знает способ найти беглеца: верный княжеский пес-выжлец может сыскать Даниила и на побоище среди мертвых тел, и раненного, неизвестно где лежащего. Кучковичи с псом отправляются на поиски: ?и побежав пес зле Оку-реку, и добежав до струбца упокойного, где ухоронися князь, и забив пес главу свою в струбец, а сам весь пес в струбец не вместися, и увиде пес государя своего Данила, и нача ему радоватися ласково??. Тут подъезжают Кучковичи и копьями убивают князя. Но, близка и расплата: узнав об убийстве князь Андрей Александрович собирается в поход. Кучковичи в ужасе бегут и прячутся у отца, княгиню Улиту князь Андрей казнит ?злою смертью?, а сам отправляется против Стефана Ивановича Кучки. Захватив боярина и его сыновей князь Андрей казнит и их ?всякими казнями разноличными лютыми?, а на месте боярских ?красных сел? ставит город, в котором и начинает княжить сын Даниила ? Иван Данилович. Князь Юрий Даниилович по своему характеру кажется более похожим на своего дядю Андрея, чем на отца. Энергичный, жестокий, не всегда удачливый на поле брани, но умевший найти высоких покровителей и военную помощь в Орде, князь Юрий был зачинщиком новых междоусобицы на Руси. Поставив себе цель добиться великокняжеского престола, он достиг этого, но и сам пал жертвой своего стремления к первенству. Весной 1303 г. он предпринял поход на Можайск, бывший одним из уделов Смоленского княжества, и взял его, а князя Святослава Глебовича Можайского взял в плен. 27 июля 1304 г. скончался Андрей Городецкий, и главным искателем престола выступил Михаил Ярославич Тверской, двоюродный брат Андрея и Даниила, сын Ярослава Ярославича великого князя владимирского и тверского.
--------------------------------------------------------------------------------
Согласно сложившейся династической практике Юрий Московский не имел прав на престол. Он мог претендовать на великое княжение только ?по дедине?, т.е. был внуком великого князя; Михаил Тверской был великим князем ?по отчине?. Тем не менее, Юрий Московский поехал вслед за двоюродным дядей в Орду, но успеха не добился. Вернувшись из Орды Михаил Тверской решил привести к покорности энергичного соперника ? тверские войска осаждали Москву в 1305 г., а затем в 1307 г. Московские стены выдержали осаду
Юрий Данилович добился своего. Тверь была повержена, а он получил старшинство среди русских князей. В 1322 г. великий князь Юрий Данилович возглавлял поход на шведский город Выборг, в следующем году вместе с новгородцами построил каменную крепость Орешек и заключил со шведами Ореховицкий договор, надолго определивший взаимоотношения Руси со Швецией. В этом договоре Юрий, выступая как верховный владыка Руси, называет шведского короля Магнуса своим братом. Но торжество Юрия было недолгим. Против него выступил молодой тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи. Зимой 1322 г. он сумел добиться великокняжеского ярлыка, а в 1325 г., когда оба князя встретились в Орде, Дмитрий Михайлович убил Юрия Данииловича. Хану Узбеку пришлось не по нраву своевольство тверского князя, он приказал казнить Дмитрия, но ярлык отдал его брату ? князю Александру Михайловичу Тверскому. Тело князя Юрия Даниловича привезли в Москву и похоронили в церкви Михаила Архангела.
Московский престол перешел к князю Ивану Даниловичу. К этому времени, его старшие братья ушли из жизни, а сам князь Иван был уже взрослым семейным человеком, отцом сыновей Семена (родился в 1316 г.) и Даниила (родился в 1320 и умер в младенчестве или детстве). Вскоре родились младшие сыновья Ивана Даниловича Иван (в 1326 г.) и Андрей (в 1327). Иван Данилович был не похож на своего жестокого и решительного брата. Спокойным, расчетливым, основательным, тонким дипломатом, но твердым политиком, преклоняющимся перед авторитетом духовных лиц и любящим церковное благолепие предстает перед нами этот человек. Иван Данилович один унаследовал московскую отчину. Его владения простирались от Можайска на западе до Коломны на юго-востоке. На юге граница Московского княжества шла по реке Оке вплоть до р. Нары, где стоял городок Серпухов, известный под этим названием с 1336 г. На севере Московское княжество простиралось до низовьев Яхоромы, подходя к Дмитрову, бывшему центром Дмитровского княжества; чуть восточнее лежала московская Радонежская волость с реками Талицей и Ворей, граничащая с территорией великого княжества Владимирского. В руках московских князей оказалось все течение реки Москвы, по которой можно было подниматься от Оки до Можайска, а далее попадать в Смоленск и Литву. Двигаясь Оке, путешественники, вскоре, достигали Волги, Нижнего Новгорода и Городца, а далее лежали земли, подвластные золотоордынским ханам. Волга вела к столице Орды Сараю, к Хаджи-Тархану (Астрахани) и к Каспийскому морю, по которому приходили с юга иранские и индийские караваны.
Город Москва к началу правления Ивана Даниловича обладал крепкими деревянными стенами (недаром, они выдержали осады Михаила Тверского в 1305 и 1307 гг.). За стенами крепости располагался посад (его существование на участке современной Красной площади прослежено еще для 1238 г.). Археологически выявляется и ориентировка главных улиц московского посада ? к центру Кремля, позднейшей Ивановской площади. Из летописей известно о первых московских храмах ? соборе Спасского монастыря и церкви Михаила Архангела, в которой обрел свое упокоение князь Юрий Данилович. Они, вероятнее всего, были деревянными. Однако, на том месте, где Иван Данилович в первый год своего княжения заложил каменный Успенский собор (территория современного Успенского собора) в 80?90-е гг. Xiii в., т.е. при Данииле Московском был построен каменный собор. Этот собор стоял на участке, заполненном погребениями, самые ранние из которых датируются второй половиной Xii в., а поздние ? первой четвертью Xiv в. Это значит, что Успенский собор князя Ивана Даниловича был построен на освященном долгой традицией и почитаемом месте, на котором стоял, вероятно, первый московский храм эпохи Всеволода Iii Большое Гнездо. Сакральное значение кладбища в Древней Руси хорошо известно. Недаром, австрийский путешественник первой четверти Xvi в. барон С.Герберштейн в ?Записках о Московии? писал: ?кладбищ для погребения тел они не освящают, ибо говорят, что земля сама освящается помазанными и освященными телами, а не тела землей Князь Иван Данилович был любим москвичами. В то время, когда князь Юрий был в Орде или в походах, Афанасий Данилович наместничал в Новгороде, а Борис сидел на престоле в Нижнем, Иван Данилович оставался в Москве. Вероятно, он был радушным и гостеприимным хозяином. Гостеприимство, приветливость и благочестие московского князя расположило к нему главу Русской Церкви митрополита Петра. Еще преемник Петра митрополит Максим в 1299 г. перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Петр покинул Владимир, начинавший приходить в упадок, и поселился в Москве. В 1325 г. к нему ездил на поставление новгородский архиепископ. В 1326 г. митрополит Петр благословил намерение князя строить каменный храм во имя Успения, и сам не только наблюдал за строительными работами, но и избрал в новой церкви место своего вечного упокоения. Владыка не дождался окончания строительства и был погребен в еще недостроенном соборе. Как гласит предание, незадолго до смерти митрополит предсказал Москве великое будущее ? стать центром единого Русского государства. Вскоре после смерти митрополита у его гроба начали свершаться чудеса, и уже преемник Петра митрополит Феогност признал его святым и не захотел удаляться от гроба чудотворца, сделав с тех Москву церковной столицей Руси.
Росло богатство и самого московского князя. Копилось ли оно за счет денежного потока, шедшего через московских сборщиков в Орду, или происходило из других источников, например, от кормлений ? права управления волостями со сбором налогов, дававшегося княжеским слугам при условии выплаты ими половины полученного ? мы не знаем. Источники дают основание только констатировать факт концентрации в руках московского князя значительных средств. Вероятно, еще в 1328 г. Иван Данилович купил в Орде ярлыки на Галич, Белоозеро и Углич. Храмоздательная деятельность московского князя также говорит о его богатстве: в 1329 г. была возведена каменная церковь во имя Иоанна Лествичника, византийского святого, патрона Ивана Даниловича; в 1330 г. на месте деревянного собора Спасского монастыря был возведен каменный, а в 1333 г. построен каменный храм в честь Михаила Архангела, ставший усыпальницей московских князей. 25 ноября 1339 г. начались работы по строительству новых деревянных стен Москвы, закончившиеся в Великий пост 1340 года.
--------------------------------------------------------------------------------
Несомненно, богатство князя Ивана Даниловича послужило причиной его прозвища ? Калита. Калита ? на языке Древней Руси ? кошель, сума для денег. Позднее московское предание по-своему истолковывает появление этого прозвания: ?бе бо милостив зело и ношаше при поясе калиту всегда насыпану сребряниц и куда шествуя дая нищим сколько выметься?. Милостыня ? одна из традиционных добродетелей Древней Руси. Возможно, что и Иван Данилович был нищелюбив и щедр, однако, вряд ли только этим он выделялся среди других князей. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский называл первых московских князей ?скопидомными?. Нет оснований видеть в этой характеристике хулу или иронию. Собирание Русской земли, начатое Калитой и продолженное его сыновьями и внуками, начиналось с укрепления их в пределах своего княжества, создания четкой структуры управления, пополнения казны. Иван Калита заложил основу опоры его преемников на многочисленный класс служилых людей, несущих военную службу князю. Земельный фонд, находившийся в его распоряжении Иван Калита начал раздавать во временное владение слугам-воинам, обусловленное верной военной службой, участием в походах. ?А что есмь купил село в Ростове Богородичское, а дал есмь Бориску Воркову, аже иметь сыну моему которому служити, село будет за ним, не имет ли служити детем моим, село отоимут?, ? писал Калита в своей духовной грамоте.
Сохранилось два варианта духовных Ивана Калиты, в которых он предстает и рачительным хозяином, стремящимся не обидеть своих домочадцев, и трезвым политиком, желающим установить равновесие между своими наследникам и избежать усобиц среди сыновей, и благочестивым человеком, заботящимся о своей душе. Старшему сыну Семену Калита завещал главнейшие города княжества: Можайск и Коломну, еще несколько мелких городков, девять сел и семь деревень; второму сыну ? Ивану ? Звенигород и Рузу, 11 городков и слобод, 10 сел; младшему ? Андрею ? Лопасню и Серпухов, 9 городков, 10 сел. Среди сел и деревень, упоминаемых в духовной Калиты встречается немало знакомых названий: Коломнинское ? Коломенское, Ногатинское ? Нагатино, Копотеньское ? Капотня. Москву князь Иван Данилович завещал сразу всем сыновьям, которые разделили город по третям. Князь Иван Данилович Калита скончался 31 марта, приняв перед смертью монашество с именем Анании. Незадолго до смерти, по его велению на пергаментных страницах Евангелия, посланного князем в далекий северный монастырь на Двине, был нанесен текст, подводящий итоги его правлению. ?О сем бо князи великом Иване пророк Езекия глаголет: В последнее время в опустевшей земле встанет цесарь правду любя и суд не по мзде судя ни в поношение поганым странам. При сем будет тишина велья в Руской земли и въсияет в дни его правда... Сии бо князь Иоан имевше правый суд паче меры. Поминая бодественае писания, исправльния святых и преподобных отец по правилам моноканунным ревнуя православному цесарю Устияну (византийскому императору Юстиниану). В то бо время благочестию возсиявши, многим святым церквем съзидаемым, учеению божественных словес от уст его яко источнику велию текущю, напояюще благочестивых святителей сердца и христолюбивых в его державе людей...?.
Семен Гордый первым начал писать свой титул на печатях ?великий князь всея Руси?. Он уже осознавал себя верховным владыкой всех Русских земель. В 1352 г. на Русь из Западной Европы пришла эпидемия черной смерти ? чумы, поражавшей население Европы с 1347 г., когда была занесена генуэзцами из Крыма. ?Сношаху к церкви мертвых до двадесяти и до тридесяти, и всем тем едино надгробное пение отпеваху... и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу?, ? сообщает летописец. 26 апреля, в возрасте 37 лет умер и великий князь Семен Иванович, успев перед смертью принять монашеский постриг. Московский престол и великое княжение перешли к среднему из братьев Ивану, носившему прозвище Красный, т.е. Красивый.
Правление Ивана Красивого было недолгим ? он скончался 13 ноября 1359 г., приняв, по обычаю, перед смертью монашество и схиму.
М.Н.Тихомиров, отмечая слабый и нерешительный характер Ивана Ивановича, писал ?но Московское княжество окрепло, и судьба его уже не зависела от личных способностей великих князей?. Показателем возросшего могущества Москвы было расширение территории города. Летописные известия о пожарах показывают Москву крупным городом с большим количеством домов и церквей. Москва горела в 1331, 1335, 1337 годах. В 1343 г. ?погорел город Москва, згорело церквей 28?. Особенно крупным был пожар 1365 г. Погорел Кремль, Загородье (т.е. посад) и Заречье. Столь частые пожары свидетельствуют об интенсивном строительстве. Подмосковные леса еще не были вырублены и при новых постройках материал был всегда под рукой. Появилось в Москве, очевидно, при великокняжеском дворе, и литейное производство. В 1342 г. московский мастер Борис ездил в Новгород лить колокол для храма святой Софии. В 1346 г. он же слил три больших и три малых колокола для московских церквей. Заботились преемники Калиты и об украшении созданных им церквей. В 1344 г. Успенский и Архангельский заборы начали расписывать греческие и русские мастера. В 1345 г. по велению великой княгини Айгусты-Анастасии был расписан собор Спасского монастыря, называвшийся еще храмом Спаса на Бору. Была расписана и церковь Иоанна Лествичника.