Классическая версия об этом событии впервые, пожалуй, появилась в 1820 году в учебнике Константинова. У него это событие изложено примерно так. Польские интервенты выступили в поход, чтобы погубить юного царя Михаила Федоровича Романова. Крестьянин Иван Сусанин вызвался провести их кратчайшим путем и специально завел в лесную чащу. Когда поляки поняли, что обмануты, они убили крестьянина. Далее эта история перекочевала в учебник Кайданова (1834 г.) и в «Словарь достопамятных людей России» Бантыш-Каменского. А о том, что Сусанин укрыл малолетнего царя в яме, впервые написал в своей книге «Взгляд на историю Костромы» князь Козловский. И за этот подвиг якобы царь впоследствии повелел перевезти тело Сусанина в Ипатьевский монастырь, чтобы с честью похоронить.
Единственный источник, где упомянуто имя Сусанина, это грамота царя Михаила от 1619 года. Он выдал ее по просьбе своей матери Марфы Ивановны крестьянину Костромского уезда, села Домнино, Богдашке Собинину. В ней написано: «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Только вот нигде не сказано, что он куда то литвинов и поляков водил. Он просто не сказал где царь.
В 1633 году архимандрит Новоспасского монастыря эту привилегию отменил, однако овдовевшая к тому времени Антонида пожаловалась царю, и он выдал ей новую «грамоту о заслугах», но и в ней о подвиге Сусанина говорилось теми же словами.