О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Спойлер (раскрыть)
После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по-польски: Эльблонг)- Данциг (по-польски: Гданьск) был присоединен к владениям Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили прямой выход к Балтийскому (Янтарному) морю. Одновременно Эльбинг (быстро разросшийся до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. У Тевтонского ордена не было необходимости постоянно содержать свой собственный военно-морской флот. Правда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров Готланд (первая из которых, состоявшаяся в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а вторая, проведенная в 1403 г. - против захвативших Готланд датчан) Тевтонский орден использовал для перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные для плавания в открытом море. Однако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому ордену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владениях города Данцига, у которого орден Пресвятой Девы Марии арендовал как суда (когги, кочи), так и матросов. Во время первого Готландского морского похода Тевтонского ордена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове Готланд, из данцигского порта вышли 84 зафрахтованных орденом корабля, имевшие на борту более 4000 "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" (сержантов, или сервиентов) и воинов-"кнехтов" Тевтонского ордена, а также 400 боевых коней и вьючных лошадей.
Завоевание прибалтийских земель осуществлялось в первую очередь по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережья Балтийского моря. В летнее время важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым для обеспечения коммуникаций, подвоза подкреплений и грузов, являлась река Висла.
Первые два крупных речных корабля, принявшие участие в военных экспедициях Тевтонского ордена в Пруссии, назывались "Фридланд" и "Пильгрим" ("Пильгерим", то есть "Паломник"). Оба одномачтовых корабля были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника крестового похода в земли прусских язычников маркграфа (маркиза) Генриха Мейсенского из владетельного дома Веттинов (прародителя будущей династии курфюрстов и королей Саксонских). Первоначально маркграф воспользовался этими плоскодонными речными судами для перевозки собственного военного отряда, а после окончания крестового похода, перед самым возвращением в Германию, подарил оба корабля Тевтонскому ордену. Этими кораблями, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам Висле и Ногате из Мариенвердера в бухту Драузе, где было запланировано строительство замка Эльбинг,также воины Тевтонского ордена и нанятые орденом мастеровые.
Судя по сохранившимся описаниям, плоскодонные суда "Фридланд" и "Пильгрим", построенные в Пруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом Мейсенским, имели в длину около 23 м, в ширину около 6 метров, высоту бортов 1,30 м и осадку не более 0,75 м. Обладая большой маневренностью, они могли без особого труда следовать всем извивам реки. Каждый из них имел одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но мог идти и на веслах. Белый парус был украшен гербом саксонского рода Веттинов, из которого происходил маркграф Генрих Мейсенский - двумя лазурными столпами. щиты, прикрепленные к бортам кораблей для защиты гребцов от неприятельских метательных снарядов, были украшены попеременно гербом Тевтонского ордена (прямым черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома Веттинов на белом(серебряном) поле и личным гербом Генриха Мейсенского - черным львом на желтом (золотом) поле. На носу "Фридланда" и "Пильгрима" развевался белый флаг Тевтонского ордена с прямым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знамя-"баннер" Генриха Мейсенского с изображением черного льва, а на мачте - белый стяг крестоносцев с лапчатым черным крестом. Корабли имели по пять пар весел и одно большое рулевое весло (кормило).
При помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Бальга. "Фридланд" и "Пильгрим" приняли активное участие в изгнании прусских язычников с побережья залива Фришес Гафф. В 1242 г. войско Тевтонского ордена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу Вислы замок Сартовице (Сартовиц), принадлежавший поморскому князю (герцогу Помереллии). На Висле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотилиями прусских и литовских язычников. В тевтонских хрониках сохранились факты оснащения орденских кораблей метательными машинами, активно применявшимися против неприятельских флотилий.
Один из этих двух кораблей (а возможно, ои другой) был потоплен прусскими язычниками в период Великого восстания пруссов на Драузенском озере близ ¸клице. Расположенные там три прусские земляные укрепления несколько раз переходили из рук в руки и бои характеризовались особой степенью ожесточения.
Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов: В 1404 г. замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг - более 19, Мемель (Клайпеда) - более 12, прусская столица Тевтонского ордена Мариенбург-на-Ногате - более 8. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. когги получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты ордена упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение 17, 15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на
телегах, как правило, были рассчитаны на 6 человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре тевтонов Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также 4 "брата-рыцаря" и 400 "кнехтов" и слуг.
В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Впоследствии тевтонский комтур (командор) Рагниты распорядился построить, наряду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревался взять литовский замок Юнигеду. Однако литовским язычникам удалось, при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль ордена на реке Мемель и уничтожить его.
Согласно орденской "Хронике земли Прусской" брата Петра из Дусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок Христмемель, и орден перебросил на помощь осажденному гарнизону на кораблях шеститысячное войско. Замок удалось деблокировать, литовцы сняли осаду и ушли восвояси.
Во второй половине XIV в. Тевтонский орден, при помощи выписанных из Голландии за большие деньги мастеров, построил на реке Мемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Лабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в Пруссии и далее - до Мариенбурга и Данцига.
Когда в 1403 г. датские войска захватили остров Готланд, Тевтонский орден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду Готланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при Кальмаре.
Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны, наряду с пешим и конным ополчением, предоставлять в распоряжение Тевтонского ордену также лодки, корабли и матросов, а расположенные вдоль речных путей деревни - гребцов. В "Военной книге" города Эльбинга за 1383-1409 гг. в этой связи упоминаются:
в 1387 г. 2 корабля с 31 матросом и 15 гребцами
в 1397 г. 3 корабля и 50 матросов.
Во время морской экспедиции Тевтонского ордена на остров Готланд, о которой подробнее будет рассказано ниже, несколько комтурий предоставили гребные команды по 20 гребцов на корабль. Каждый из этих гребцов был оснащен заступом, топором, гребным веслом и вооружен копьем. Гребцы должны были явиться безоружными, однако каждый должен был иметь лопату.
Многие "нассуты" имели гребные команды, состоявшие из 18 гребцов (пруссов и немцев) каждая, во главе с кормчим (рулевым). Наряду с капитаном корабля ("шиффером"), требовались также рулевые ("штюрманы", "стюрманы") и "мааты" (старшие матросы), наймом которых орденский комтур нередко занимался лично.
В отличие от гребцов, матросы были вооружены. Они именовались "детьми корабля" (нем.: "шиффскиндер"), получали большое жалованье и хорошее питание и питье дважды в день. Особенно широкую известность снискали себе данцигские "дети кораблей", виртуозно владевшие боевыми топорами и сыгравшие важную роль в обороне столицы Тевтонского ордена - Мариенбурга - от польско-литовского войска после сокрушительного поражения армии тевтонов при Танненберге (Грюнвальде) в 1410 г.
Служившие на борту торговых морских "коггов" Тевтонского ордена вооруженные матросы (нем.: "веппнер") получал бесплатное питание и 12 скотов жалованья в неделю. В 1404 г. матрос речного корабля тевтонов получал в день, кроме двухразового питания и питья, 0, 66 скотов. В 1411 г. жалованье военного матроса орденского флота составляло 1,2 скота в день.
Как все начиналось.
После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по-польски: Эльблонг)- Данциг (по-польски: Гданьск) был присоединен к владениям Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили прямой выход к Балтийскому (Янтарному) морю. Одновременно Эльбинг (быстро разросшийся до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. У Тевтонского ордена не было необходимости постоянно содержать свой собственный военно-морской флот. Правда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров Готланд (первая из которых, состоявшаяся в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а вторая, проведенная в 1403 г. - против захвативших Готланд датчан) Тевтонский орден использовал для перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные для плавания в открытом море. Однако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому ордену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владениях города Данцига, у которого орден Пресвятой Девы Марии арендовал как суда (когги, кочи), так и матросов. Во время первого Готландского морского похода Тевтонского ордена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове Готланд, из данцигского порта вышли 84 зафрахтованных орденом корабля, имевшие на борту более 4000 "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" (сержантов, или сервиентов) и воинов-"кнехтов" Тевтонского ордена, а также 400 боевых коней и вьючных лошадей.
Завоевание прибалтийских земель осуществлялось в первую очередь по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережья Балтийского моря. В летнее время важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым для обеспечения коммуникаций, подвоза подкреплений и грузов, являлась река Висла.
Первые два крупных речных корабля, принявшие участие в военных экспедициях Тевтонского ордена в Пруссии, назывались "Фридланд" и "Пильгрим" ("Пильгерим", то есть "Паломник"). Оба одномачтовых корабля были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника крестового похода в земли прусских язычников маркграфа (маркиза) Генриха Мейсенского из владетельного дома Веттинов (прародителя будущей династии курфюрстов и королей Саксонских). Первоначально маркграф воспользовался этими плоскодонными речными судами для перевозки собственного военного отряда, а после окончания крестового похода, перед самым возвращением в Германию, подарил оба корабля Тевтонскому ордену. Этими кораблями, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам Висле и Ногате из Мариенвердера в бухту Драузе, где было запланировано строительство замка Эльбинг,также воины Тевтонского ордена и нанятые орденом мастеровые.
Судя по сохранившимся описаниям, плоскодонные суда "Фридланд" и "Пильгрим", построенные в Пруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом Мейсенским, имели в длину около 23 м, в ширину около 6 метров, высоту бортов 1,30 м и осадку не более 0,75 м. Обладая большой маневренностью, они могли без особого труда следовать всем извивам реки. Каждый из них имел одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но мог идти и на веслах. Белый парус был украшен гербом саксонского рода Веттинов, из которого происходил маркграф Генрих Мейсенский - двумя лазурными столпами. щиты, прикрепленные к бортам кораблей для защиты гребцов от неприятельских метательных снарядов, были украшены попеременно гербом Тевтонского ордена (прямым черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома Веттинов на белом(серебряном) поле и личным гербом Генриха Мейсенского - черным львом на желтом (золотом) поле. На носу "Фридланда" и "Пильгрима" развевался белый флаг Тевтонского ордена с прямым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знамя-"баннер" Генриха Мейсенского с изображением черного льва, а на мачте - белый стяг крестоносцев с лапчатым черным крестом. Корабли имели по пять пар весел и одно большое рулевое весло (кормило).
При помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Бальга. "Фридланд" и "Пильгрим" приняли активное участие в изгнании прусских язычников с побережья залива Фришес Гафф. В 1242 г. войско Тевтонского ордена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу Вислы замок Сартовице (Сартовиц), принадлежавший поморскому князю (герцогу Помереллии). На Висле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотилиями прусских и литовских язычников. В тевтонских хрониках сохранились факты оснащения орденских кораблей метательными машинами, активно применявшимися против неприятельских флотилий.
Один из этих двух кораблей (а возможно, ои другой) был потоплен прусскими язычниками в период Великого восстания пруссов на Драузенском озере близ ¸клице. Расположенные там три прусские земляные укрепления несколько раз переходили из рук в руки и бои характеризовались особой степенью ожесточения.
Типы тевтонских кораблей
Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов: В 1404 г. замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг - более 19, Мемель (Клайпеда) - более 12, прусская столица Тевтонского ордена Мариенбург-на-Ногате - более 8. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. когги получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты ордена упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение 17, 15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на
телегах, как правило, были рассчитаны на 6 человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре тевтонов Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также 4 "брата-рыцаря" и 400 "кнехтов" и слуг.
В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Впоследствии тевтонский комтур (командор) Рагниты распорядился построить, наряду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревался взять литовский замок Юнигеду. Однако литовским язычникам удалось, при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль ордена на реке Мемель и уничтожить его.
Согласно орденской "Хронике земли Прусской" брата Петра из Дусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок Христмемель, и орден перебросил на помощь осажденному гарнизону на кораблях шеститысячное войско. Замок удалось деблокировать, литовцы сняли осаду и ушли восвояси.
Во второй половине XIV в. Тевтонский орден, при помощи выписанных из Голландии за большие деньги мастеров, построил на реке Мемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Лабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в Пруссии и далее - до Мариенбурга и Данцига.
Когда в 1403 г. датские войска захватили остров Готланд, Тевтонский орден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду Готланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при Кальмаре.
Об экипажах кораблей Тевтонского ордена.
Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны, наряду с пешим и конным ополчением, предоставлять в распоряжение Тевтонского ордену также лодки, корабли и матросов, а расположенные вдоль речных путей деревни - гребцов. В "Военной книге" города Эльбинга за 1383-1409 гг. в этой связи упоминаются:
в 1387 г. 2 корабля с 31 матросом и 15 гребцами
в 1397 г. 3 корабля и 50 матросов.
Во время морской экспедиции Тевтонского ордена на остров Готланд, о которой подробнее будет рассказано ниже, несколько комтурий предоставили гребные команды по 20 гребцов на корабль. Каждый из этих гребцов был оснащен заступом, топором, гребным веслом и вооружен копьем. Гребцы должны были явиться безоружными, однако каждый должен был иметь лопату.
Многие "нассуты" имели гребные команды, состоявшие из 18 гребцов (пруссов и немцев) каждая, во главе с кормчим (рулевым). Наряду с капитаном корабля ("шиффером"), требовались также рулевые ("штюрманы", "стюрманы") и "мааты" (старшие матросы), наймом которых орденский комтур нередко занимался лично.
В отличие от гребцов, матросы были вооружены. Они именовались "детьми корабля" (нем.: "шиффскиндер"), получали большое жалованье и хорошее питание и питье дважды в день. Особенно широкую известность снискали себе данцигские "дети кораблей", виртуозно владевшие боевыми топорами и сыгравшие важную роль в обороне столицы Тевтонского ордена - Мариенбурга - от польско-литовского войска после сокрушительного поражения армии тевтонов при Танненберге (Грюнвальде) в 1410 г.
Служившие на борту торговых морских "коггов" Тевтонского ордена вооруженные матросы (нем.: "веппнер") получал бесплатное питание и 12 скотов жалованья в неделю. В 1404 г. матрос речного корабля тевтонов получал в день, кроме двухразового питания и питья, 0, 66 скотов. В 1411 г. жалованье военного матроса орденского флота составляло 1,2 скота в день.