В принципе, вторую булатку пока не играл нормально, но в первой останавливал так:
Первое, и самое главное - избежать битв на открытых пространствах. Только города, мосты, переправы, иногда, возможно, лесные засады, но при нужном подборе войск.
В поселениях при штурмах использовать колья. Два-три юнита типа муртатов или литовских стрелков, колья за воротами - пехота, конечно, пройдёт, но конница будет ложиться штабелями попытавшись ворваться внутрь поселения. Обычно колья помогают и от грозного ордынского генерала избавиться.
За кольями - копьеносцы, разные, какие есть, вплоть до ополчения. Сдерживают натиск подставляя тылы атакующих под смолу из ворот. Выстоят не долго, но переходим к следующему пункту.
Осадные орудия. Лучше всего катапульты и мангонели. Мангонелями можно садить за стены и жечь столпившихся в кучу у ворот извне супостатов. Катапульты, напротив, надо размещать перпендикулярно стенам на небольшом отдалении от ворот и направлены на толпу врагов уже внутри. Когда копейщики худо-бедно держат врагов за воротам, тогда открывать перекрестный огонь из катапульт горящими снарядами по толпе. Толпа получается практически всегда так как любой юнит, зацепившись за копейщиков хоть парой солдат, начинает воевать с ними, не прорываясь внутрь. Да, катапульты порой могут и по своим копейщикам садануть (надо держать пару отрядов на подхвате чуть сзади), а могут и перекинуть и по дальним своим войскам попасть.
Перед катапультами так же перпендикулярно стенам ставить хороших стрелков (по одному отряду, больше малоэффективно), лучше всего арбалетов, направленных на ту же толпу за воротами. Катапульты бьют через них над головами, а низом летят стрелы или болты. Шквальный огонь стрелков впритык и просеки от горящих снарядов катапульт косят врага и сбивают его боевой дух очень сильно, не смотря на бронированность и лычки.
Далее, важный момент - стены. Враг, конечно, не всеми силами ломанётся в ворота - пошлют и отряды с лестницами и башнями. Тут тактика похожая на ту, что выше - на каждого атакующего юнита по два своих надо иметь, стрелки+средняя пехота. Обычно на стены лезет 2-4 отряда, так что своих должно хватить. Ставим среднюю пехоту в защиту но так, чтоб она только краем подставлялась под взбирающегося на стены врага, а стрелков в отдалении небольшом от стороны соприкосновения. Враг, вылезая на стену, соприкасается с вашей пехотой, и начинается вялая потасовка на стене, при чём враг разворачивается к вашей пехоте. Естественно, подставляя свои тылы стрелам, или, лучше всего, болтам, стрелков рядом на стене. Даже турхагуты ложатся исправно.
В случае с замком в несколько рядов стен лучше отводить всю братию в самый последний рубеж обороны, чтоб ваши беглецы далеко не убегали, пойди что не так на каком-то участке стены или под воротами. На внешних кругах стен, где будут проходить враги, можно ставить мелкие заслоны из ошмётков войск, чтоб они на пару секунд хотя бы удерживали ворота, давая им возможность полить смолой атакующих. Обычно такой размен оправдан, разве что если войск совсем впритык, тогда лучше придержать для последнего рубежа.
В чём-то похожую тактику можно использовать и на мостах, правда не на всех, но всё же. Если есть лишние войска и хороший мост - можно пытаться. С мостом тяжелее чем с воротами, юниты часто не хотят идти туда, куда надо, и строиться так, как надо, именно на самом мосте.
Кораблики на переправах. Вроде в 2.0 должны были пофиксить это, но в 1.4.1 один кораблик не давал целому стеку переправиться через брод. Если рядом есть мост или обход - поможет мало.
Один генерал бегал по балканам и собирал там Болгарских бандитов, или как их там правильно, которые тоже колья имели. Иногда он продвигался и дальше на запад, выуживая наёмных арбалетчиков у европейцев из пула. Но того рекрутера надо умело прятать по лесам и уголкам, чтоб не злить ИИ, по чьим землям бегаешь и не получить ещё войну в тылу.
Так вот я воевал с монголами, получив кучу фана и эмоций, которые помню до сих пор. Воевал киевлянами и хорезмийцами, выводя их из под первого удара на запад джихадом, и оседая там. Половцами, увы, не пробовал. Киевлянами отогнал орду до самого востока карты. Дальше играть забросил. Хорезмом забросил быстрее, но орда уже не наступала, т.е. по сути, задание выполнил, но не хватило усидчивости монотонно и методично их изгонять в ад - как и в первом случае задолбали мятежники и еретики с ведьмами на просторах моей "империи", которые толпами гоняли туда сюда, требуя всё больше и больше внимания к микроменеджменту, словно местные сатрапы не могли сами с этим справиться, постоянно требуя помощи от меня
Да, в случае с реальным наймом колья, вроде бы, отсутствуют у лучников. Точно не проверял, но была дискуссия, помнится, даже скринами делились, пока не разобрались в чём причина. Но и без кольев можно использовать тактики выше, правда с кольями намного легче.
Убийцами и шпионами не пользуюсь - муторно.