Для здания Совет
Мусульманский духовный суд
Действовал наряду с шариатским судом. Его вершили 4 ахуна с имамами, прероготивой которых были, прежде вего предписания ислама и рассмотрения духовных конфликтов. Они же выносили решения по таким важным делам как раздел наследственного имущества, семейно-брачные отношения и др. Губернская администрация придавала этому большое значение и не упускала их из своего контроля.
Совет старейшины
В каждой даруге был свой старшина, и хотя эта должность в 1743 году императорским указом была упразднена, главные старшины продолжали назначаться. Власть старшины в башкирском обществе была велика. В его политическом образе ещё виделась абсолютно иллюзорная для правовых обстоятельств фигура общинной демократии с выборностью главы общины, его ответственностью перед мусульманами. Старшины осуществляли всю полноту единоличной власти, они контралировали все стороны жизни рядовых башкир, в его распаряжении были помощники: сотники, писари. Сами старшины подчинялись губернской и провинциальной администрации.
Йыйын
Высший орган башкирского самоуправления, йыйын - народное собрание, принемавшее важное решение общенационального характера; принятие или отказ от подданства тому или иному сюзерену, объявление войны, земельные споры и др.
Курултай.
Тут наверно и так понятно, тут можно дать общее описание.
Рынок
Важное значение для башкир имела торговля с населением соседних районов, так как они, скотоводы, постоянно нуждались в продуктах ремесленного и земледельческих хозяйств. О приезде в башкирские земли татарских и русских купцов из Уфы, Тюмени и других пунктов известно с конца 16 века. В соседние районы из Башкирии вывозились прежде всего лошади, мёд, воск, пушнина.
Хранилище (за место амбара)
Для сохранение припасов, весной в яму бросали снег, лёд и укрывали соломой, камышом, землёй или любым подручным материалом, также устанавливался навес. Таким "холодильником", обарудовались двор с зимним домом и все летние стойбища. В них охлаждали не только молочные продукты, но и туши крупного рогатого скота.
Шахты
Башкиры хорошо знали горное дело и металлургию, добывали руду, выплавляли металл, изготовляли металлическое военное оружие, предметы повседневной жизни. Они много сделали для просвещения России в этой области. По словам академика Д.Соколова; "...по своенравию судьбы, башкиры были виновниками нашего просвещения в деле Горном". Первое высшее техническое учебное заведение России, ныне Санкт-Петербургский горный институт им. Г.Плеханова, основан по предложению и при финансовой поддержке Уральского рудопромышленника башкира Исмаила Тасим-улы(Тасимова), в 1771 году, он с товарищами подал челобитную в Берг-коллегию "дабы промысел сей усовершенствовать и горную экономику упрочить и через это, как для себя, так и для потомков своих,так и для общества сделаться возможно более полезными, имеют они нужду в сведущих руководителях". Они предложили открыть школу и отчислять из получаемой ими цены с каждого пуда руды по полушке на содержание этого учебного заведения. Такой сбор обеспечивал огромную сумму в 61 - 82 000 руб. в год. Академик Соколов писал, что Берг-коллегия приняла предложения и "признавала всегда заведение такой школы для Русского Горного промысла полезным, не гнушалась принять предложение дикарей, представила сие обстаятельство на суд Сената".
Кузницы
Кузнечное дела издавно были развиты в Башкирии. Железом торговали свободно. Из него в первую очередь изготовляли боевое снаряжение для выполнония родовой, общинной военной повинности. Каждый род, были обязаны вооружить определённое количество конных воинов. Вооружали панцирями, шлемами, щитами, саблями, копьями, булавами изготовленные кузнецами. В 1675 г. башкирам пытались запретить любые роботы с металлом, чтоб их было легче усмирять, позже им запретили продавать порох и панцири, 11 февраля 1736 года им запретили иметь кузницы, после подавления восстания С. Юлаева им запретили иметь ружья и нести службу вооружёнными только луками и стрелами и саблями.
Частное земледелие
Земледелие в Башкирии распрастранялось не равномерно, главным образом землю обрабатывали на севере, на юге в основном ещё долго продолжали вести кочевой образ жизни. В Казанской, Осинской и частью Сибирской даруге кочевой образ жизни заменили на оседлый, скота было не много, но каждый занимался обработкой земли, но она в начальный период была не совершенной, например не использовался навоз и удобрение земли большей частью ни как не проводилось.