Татарстан
деревни
Старый Дрюш (тат. Иске Дөреш) — село в Тукаевском районе республики Татарстан, на автомобильной дороге «Набережные Челны—Сарманово».
Село Старый Дрюш было основано в 1721 году.
Актаныш
Мечеть известна с 1715 г. В 18-19 вв. в сословном отношении жители делились на тептярей и башкир-вотчинников. Занимались земледелием, разведением скота, держали постоялые дворы, работали на пристанях. В начале 20 в. в Актаныше располагалась земская почтовая станция, функционировали мечеть (известна с 1846 г.), мектебы для мальчиков и девочек.
1762 г. 3-й ревизией здесь зафиксировали 56 душ тептярей муж пола; в 1834 г. в 57 домах - 329 башкир (среди них 2 двоеженца, в 1816 г. их -9 человек), тептярей 191 душа муж. пола. В 1848 г. только тептярей было 400 человек; в 1859 г. припущенников военного звания 315 душ обоего пола. Оказалось, что все жители, и башкиры и тептяри, - припущенники Ябалаковой тюбы Киргизской волости. Башкиры-припущенники в 1798-1863 гг. несли наряду с башкирами-вотчинниками военную службу в период кантонного управления, поэтому их после его отмены называли припущенниками военного звания. Точно так же называли и тептярей, включенных в состав Башкирского войска и находившихся в нем 10 лет - с 1855 по 1865 г., хотя они тогда не несли никакую военную службу. Поэтому и те и эти, по закону о земле 1832 г., получили земельный надел по 30 дес. на душу муж. пола. В 1870 г. показали уменьшенное число жителей, причем только тептярей - 461 человек. В 1902 г. всех мужчин 1 214 душ обоего пола. Демографическое развитие населения дано чуть ниже по Подворной переписи 1912 г. Д. Актаныш известна с 1715 г.
села Алексеевского
История села Алексеевского насчитывает более трех веков и связана с известными личностями. Его владельцами с 1712 года были сподвижник Петра I, губернатор Казанский и Астраханский граф П.М. Апраксин, три поколения крупных предпринимателей, горнозаводчиков Демидовых, камердинер императрицы Екатерины II, сенатор А.И. Сахаров и его потомки. Свое современное название село получило при Апраксине, по первому храму Воскресения Христова, один из приделов которого был освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Деревня Альметево
Деревня Альметево (Альметмуллино, ныне г. Альметьевск) при р. Зай в 50 верстах от Бугульмы - поселение башкир Юрмийской волости и тептярей. В 1762 г. 71 душа ясачных татар, затем ставших тептярями. В 1783 г. 176 душ тептярей муж. пола. В 1795 г. 700 тептярей и башкир. В 1816 г. в Альметмуллине при 16 дворах 106 башкир. В 1834 г. 123 башкира (17 дворов), 544 тептяря (86 дворов). В 1859 г. при 214 дворах 1518 казенных крестьян и башкир (мечеть, почтовая станция, ярмарка, базары, 2 завода).
У тептярей «имелся план на землю, выданный в 1750 г. Уфимским наместническим правлением, который затерян. Владеют пустолежащей землей Надыровой волости».
0 первопоселенце имеется следующее сведение. В июне 1735 г. татарский мулла Надыровой волости Алметя доносил полковнику И. Н. Татищеву о съездах и намерениях восставших и об опасности от них для населения Надыровой волости. Он писал, что «Мы, Надыровы волости люди, бояся живем. Башкирцы много собрались разных волостей. Слово то у них: прибыльщик главный Надыр, а тот генерал и мурза (А. И. Тевкелев) приехали по Надырову призыву. Эта беда от Надыра пришла к нам, - они говорят. Всякие ведомости слышим: Надыровой волости, как надобно, разорим, а Надыра как попадет, и брюхо распорем. А Надыру и его волости людем злодеи з Юрминской волости башкирцы. От того страху мы очень боимся. Однако, хотя и боимся, сколько нашей мочи будет, е. и. в. служить будем и умрем за государя, а на их сторону не пойдем. Это письмо писал я, Алмет-мулла, з Заю с Алметевой деревни.
Текст переводил на руские литеры д. Надыровой сотник Надырмулла Уразметев».
В 1840 г. на 123 башкира сеяли 5 четвертей озимого 37 четвертей ярового хлеба. Сажали 2 четверти картофеля. На 17 дворов башкир приходилось 25 лошадей, 23 коровы, 32 овцы, 38 коз. На 86 дворов тептярей - 300 лошадей, по 200 коров и овец, 100 коз. Третья группа из 966 башкир, татар (ясачные) и тептярей имела 320 лошадей, 185 коров.
Апастово (Апас)
Поселок городского типа, центр Апастовского района. Расположено в западной части РТ, на автомобильной дороге Казань-Ульяновск, в 11 км к юго-востоку от ж.д. ст. Каратун (линия Ульяновск-Свияжск). Расстояние до Казани 109 км.
На 2000 г. — 4804 жителей (татары).
Хлебокомбинат, молочный комбинат, кирпичный завод, предприятие сельхозтехники, типография. Средняя школа, профессиональное училище, детская музыкальная школа, историко-краеведческий музей, дом культуры, 2 библиотеки. Мечеть.
Известно с 1647 г. как Малое Еналеево. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в Апастово была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, водяная и 3 ветряные мельницы, 2 кузницы, маслобойка, 2 крупообдирки, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3422,7 дес.
До 1920 г. поселок входило в Ильинско-Шoнгутскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Тетюшского, с 1927 г. — Буинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Апастовского района, с 01.02.1963 г. в Тетюшском районе, с 04.03.1964 г. вновь районный центр.
Число жителей: в 1782 г. — 177 душ мужского пола, в 1859 г. — 958, в 1897 г. — 1812, в 1908 г. — 2085, в 1920 г. — 2316, в 1926 г. — 1916, в 1938 г. — 1902, в 1949 г. — 1685, в 1958 г. — 1759, в 1970 г. — 2345, в 1979 г. — 3261, в 1989 г. — 3814 чел.
История села Большая Атня (Олы Этнэ)
Село, центр Атнинского района. Расположено в северо-западной части РТ, на р. Атня, в 30 км к северо-западу от ж.д. ст. Куркачи (линия Казань-Екатеринбург). Расстояние до Казани 71 км.
На 2000 г. - 3161 житель (татары).
Полеводство, мясо-молочное скотоводство, маслозавод, швейное предприятие "Атнинский промкомбинат".
Средняя школа, профессиональное училище, сельско-хозяйственный техникум, районный дом культуры, 2 библиотеки.
Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным, портняжным, столярным, мукомольным и красильным промыслами, изготавливали медную посуду. В начале 20 в. в селе располагалось волостное правление, функционировали 3 мечети, фельдшерский пункт, 3 ветряные и 2 водяные мельницы, 2 кузницы, казённая винная и 3 пивные лавки, харчевня, 4 постоялых двора, по субботам проходил базар. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4704,9 дес.
До 1920 г. село являлось центром Больше-Атнинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. находилось в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. Большая Атня - центр Атнинского, с 12.10.1959 г. Тукаевского районов, с 01.02.1963 г. в составе Арского района, с 25.10.1990 г. вновь районный центр.
Число жителей: в 1782 г. - 397 душ мужского пола, в 1859 г. - 2006, в 1897 г. - 2715, в 1908 г. - 3539, в 1920 г. - 3349, в 1922 - 3545, в 1926 г. - 3560, в 1949 г. - 2664, в 1958 г. - 2816, в 1970 г. - 3399, в 1979 г. - 3375, в 1989 г. - 3049 чел.
Бавлы
Опираясь на рукописи Хамзы Вахитова, выпускника известного уфимского медресе "Галия", всю жизнь изучавшего историю Бавлинского края и составившего около тридцати родословных (шажарэ) и ссылаясь на статью С.Х.Алишева "Когда основаны Бавлы" (газета "Социалистик Татарстан" от 15 июля 1983 года), авторы книги "Баулылар" пришли к выводу, что деревня основана где-то в 1650-1750 годы.
Остановимся на документах, подтверждающих сведения, приведенные в этой рукописи. Действительно, бавлинские первопроходцы имели грамоту от царя Алексея, но она получена была не в 1650, а в 1658 году (Центральный государственный архив Башкортостана, фонд 10, опись 1, 1271 единица хранения, 114-148 страницы). Есть и в государственном центральном архиве Татарстана документы, подтверждающие эту дату (фонд 231, 6 единица хранения).
Невозможно не удивиться точности сведений об основателях деревни в рукописи Хамзы Вахитова. После изучения документов центрального государственного архива Татарстана выяснилось, что действительно Карман, Ырыс и Тукбирде являются родными братьями. Их отца звали Шаехдирбэш (Его родословная дана в книге М.Ахметзянова "Татар шажарэлере", Казань, 1995).
Как следует из документа, грамота царя выдана на имя Ырыса Шаехдирбэшева. За верную службу царю, его записали в привилегированное сословие "башкир" и выдали тарханство. Переход заказанского татарина в это сословие подтверждается и другими документами.
Из какой же деревни они переселились сюда? В документе есть ответ и на этот вопрос: "...Карымка (Карман - авт.) Шихдербышев и Урсайка Тогаев были природные Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтасевой ясашные люди..." (имеется в виду татары - ред.). Здешний народ во время татаро-башкирских восстаний обычно покидал эти места и переезжал жить в другие свои владения - деревню Тураево.
Когда времена успокоились, они, согласно Указу вице-губернатора Аксакова, изданному в 1741 году, окончательно укоренились на своих основных землях ("...переселясь, они стали жить по прежнему на старой земле и платили за то куничий ясак", - говорится в документе). В конце восемнадцатого века в Бавлах (1795 год) имелось 34 хозяйства, где проживали 112 душ мужского и 94 женского пола, что составляло намного большую цифру, чем во многих других окрестных деревнях (Абсалямово, Кзылъяр и другие).
Народ в деревне делился на несколько сословий. Основную часть составляли башкиры (64 мужчины и 43 женщины) и ясачные татары (39 и 41 соответственно). "Служилых" татар (4 женщины и 4 мужчины) и мишар (5 и 6) было очень мало (журнал "Агидел" N 12 за 1988 год, страницы 79-89). В одном из документов 1829 года, хранящемся в центральном государственном архиве древних актов России, есть интересные сведения о быте бавлинского населения. Основным занятием бавлинцев было земледелие и животноводство. В свободное от полевых работ время женщины сучили пряжу, ткали холстину и сукно, занимались вязанием.
Балтаси (Балтач)
На 2000 г. — 6364 жителя (татары).
ОАО "Меховщик", комбинат бытового обслуживания "Балтач", кирпичный завод, хлебокомбинат, маслодельно-молочное комбинат, завод по производству кормов "Балтасинский", типография.
2 средние школы, гимназия, детская школа искусств, районный дом культуры, 2 библиотеки. Мечеть.
Основано в начале 17 в. В дореволюционных источниках известна также под названием Акманова Пустошь. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян, несли лашманскую повинность. Занимались земледелием, разведением скота, производством валяной обуви. В начале 20 в. в Балтаси функционировали 2 мечети, 2 медресе, фельдшерский пункт, казённая винная, 2 пивных и 10 мелочных лавок, 2 харчевни, проходил базар по средам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2986,2 дес.
До 1920 г. село было центром Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Тюнтерском районе, с 02.03.1932 г. центр Балтасинского района, с 01.02.1963 г. в Арском районе, с 12.01.1965 г. вновь районный центр.
Число жителей: в 1795 г. — 583, в 1859 г. — 1073, в 1884 г. — 1320, в 1897 г. — 1461, в 1908 г. — 1554, в 1920 г. — 1651, в 1926 г. — 1576, в 1938 г. — 2225, в 1949 г. — 1668, в 1958 г. — 1898, в 1970 г. — 2658, в 1979 г. — 3925, в 1989 г. — 4887 чел.
поселка Камское Устье (Кама Тамагы)
Поселок городского типа, центр Камско-Устьинского района. Расположен в западной части РТ, на правом берегу р. Волга (напротив места впадения р. Кама), в 57 км к востоку от ж.д. ст. Каратун (линия Ульяновск Свияжск). Расстояние до Казани 117 км.
На 2002 г. - 4451 человек (по переписи 1989 г., русских - 52,4%, татар - 44,0%).
Молокозавод, предприятия агрохимии, строительства, "Сельхозтехника".
Средняя и неполная средняя, музыкальная школы, 3 библиотеки. Районный дом культуры. Музей истории района. Пристань.
Основан в начале 17 в. как рыбацкий посёлок. Первоначальное название Богородское. Жители принадлежали Казанскому архиерейскому дому, после секуляризации 1764 г. были переведены в разряд экономических (с 1843 г. - государственных) крестьян. Занимались садоводством, обслуживанием и ремонтом речных судов, промыслами по добыче камня, извести, алебастра и серы. Богородское было крупным торговым селом. С его пристани в конце 19 в. ежегодно отправлялось до 500 тыс. пудов разных грузов, в основном зерна. В 1845-53 гг. в селе работала школа Министерства государственных имуществ, в 1867 г. была открыта земская школа, в 1892 г. - церковно приходская школа для девочек. В начале 20 в. здесь располагалось волостное правление, функционировали Богородице Рождественская церковь (построена в 1802 г.), 2 часовни, земская больница, читальня Общества попечительства о народной трезвости, кредитное товарищество, почтово телеграфное отделение, 1 казённая винная, 3 пивных, 16 мелочных лавок, 8 мельниц, 2 кузницы, пароходная пристань, базар по субботам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4520,4 дес.
села Большие Кайбицы (Олы Кайбыч)
Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Большие Кайбицы функционировали мечеть, 3 ветряные мельницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1844 дес.
До 1920 г. село входило в Ульянковскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Ульянковском районе, с 01.08.1927 г. центр Кайбицкого района, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 04.03.1965 г. в Апастовском районах, с 19.04.1991 г. вновь центр района.
Число жителей: в 1782 г. - 209 душ мужского пола
Елабуга
После завоевания Казанского ханства к Государству Российскому (1552 год) существующее поселение стало называться «Трехсвятское, что на Елабуге». И лишь в 1780 году по указу императрицы Екатерины II оно получило официальный статус уездного города Елабуги Вятской губернии. Расцвет градостроения приходится на II половину XIX века. После пожара в 1850г., уничтожившего большую часть деревянных домов, началось строительство каменных зданий и поныне украшающих город. Улицы Набережная, Большая Покровская, Казанская - уникальные образцы купеческой застройки, выполненные в стиле архитектурной эклектики с преобладанием классических элементов.
История села Старое Дрожжаное
Основано не позднее 1654 г. В дореволюционных источниках известно также под названием Старый Дрожжаной Куст. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян (выполняли лашманскую повинность).
В первой четверти 18-го века здесь появились служилые татары, которые были переселены на эти земли правителями России в качестве строителей защитных линий на границе государства.
села Высокая Гора
Село основано во 2-й половине 16 века на месте селения Байгыш периода Казанского ханства. В дореволюционных источниках известно также под названием Рождественское. Жители первоначально принадлежали Казанскому Успенскому Зилантову монастырю, в 1764 были переведены в разряд экономических, позднее - государственных крестьян. Наряду с земледелием и разведением скота занимались пчеловодством, кузнечным, стекольным, сапожным и валяльным промыслами. В начале 20 века в Высокой Горе располагались волостное правление, этапный дом, функционировали Рождественско-Богородицкая церковь (построена в 1881-86 гг., памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1870 г.), ветряная мельница, 8 кузниц, пивная, казённая винная и 8 бакалейных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2084,2 дес.
села Верхний Услон (Югары Ослан)
Основано около 1575 г. на землях Свияжского Троицко-Сергиева монастыря. В 1764 г. местные жители были переведены из монастырских в разряд экономических, позднее - государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, огородничеством, садоводством, бондарным промыслом, перевозкой пассажиров через Волгу. В начале 20 в. в селе располагались волостное правление, перевозная пристань, функционировали Никольская церковь (построена в 1831-38 гг., памятник архитектуры), почтово-телеграфное отделение, частная аптека, церковно-приходская школа (открыта в 1888 г.), училище Министерства народного просвещения, казённая обозная мастерская, ветряная мельница, 2 кузницы, 4 пивных и 2 чайно-столовых, казённая винная и 16 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1645 дес.
Буинск
"Буинск" происходит от татарского корня "буа", что означает "запруда", "плотина". Первые поселения на месте современного Буинска возникли в середине 17 в. В 1780 г. селу Буинское (другое название Архангельское) был присвоен статус уездного города Симбирского наместничества (с 1796 г. - губернии). В 1781 г. в Буинске были открыты: уездный суд, управа благочиния, городническое правление, дворянская опека, нижний земский суд, нижния расправа, уездное казначейство, почтовая экспедиция. С 1800 г. здесь функционировала ратуша, с 1832 г. - городской магистрат. По сведениям 1859 г., в городе насчитывалось 509 дворов, действовали церковь, мечеть, уездное и приходское училища, городская больница, почтовая станция. Население занималось различными ремёслами, хлебопашеством, скотоводством, извозом, содержанием постоялых дворов. В 1913 г. в Буинске было 829 дворов, 2 церкви, 2 мечети, женская прогимназия, несколько училищ и школ, 2 медресе, земская больница, богадельня, по четвергам проходили базары, ежегодно проводились ярмарки - Крещенская (с 6 по 11 января) и Покровская (с 27 сентебря по 5 октября).
Лаишев
Лаишев построен в 1557 году в 56 верстах от Казани на месте булгарского поселения Лаиш вблизи селища Чакма вскоре после покорения Казани как опорный пункт против волновавшихся черемис. Первоначальное население Лаишева состояло из стрельцов, затинщиков, пушкарей и прочего военного люда; город был сильно укреплен, башни его существовали еще в конце прошлого столетия.
Название "Лаиш" отражает предание о переселении старика Лаиша из Булгар после разорения его Тимуром.
Лаишев был крупным металллургическим и ремесленным центром. При учреждении Казанского наместничества, в 1781 году, Лаишев назначен уездным городом Казанской губернии.
В 1650-е гг. Лаишево утратил военное значение, основная часть служилых людей была переведена в остроги Старозакамской черты (Мензелинск, Новошешминск, Заинск и др.).
В 1708 г. включён в список пригородов Казанской губернии.
По сведениям 1780 г., здесь проживали: 1 купец, 86 душ мужского пола мещан, 261 душа дворцовых крестьян, 203 души пахотных солдат. Почти всё население занималось сельским хозяйством.
28 сентября 1780 г., по указу Екатерины II, Лаишево приобрёл статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 г. - губернии), что способствовало росту численности населения, развитию экономики.
Набережные Челны
По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626 г. первоначально носило название Чалнинский починок.
Огромное богатство составляли леса. Ещё 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса — Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т. н. «корабельные рощи», встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII—XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с. Боровецкого и д. Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.
Население в 1847 году — 1726 человек
Новошешминск (Янга Чишмэ)
Основана в 1652 г. как крепость на Закамской оборонительной черте (см. Старо-Закамская черта), вокруг которой со временем появлялись слободы (Петропавловская, Екатерининская, Архангельская и др.). Первыми поселенцами были 100 стрельцов с семьями, переведённых из Шешминского острога (с. Старошешминск), а также 50 государственных крестьян из с. Мысовые Челны (ныне в составе г. Набережные Челны). В 1655 г. здесь были размещены 127 смоленских шляхтичей, в 1674 г. они были наделены поместьями. В официальных документах 2-й половины 17 в. Новошешминск именуется городком, с 1708 г. - пригородом Казанской губернии. Во 2-й половине 17 - 1-й половине 18 вв. неоднократно подвергался нападениям ногайцев, башкир и киргиз-кайсаков. В 1654 г. ногайцы прорвали защитные сооружения в районе Новошешминска, в 1717 г. крепость была взята и сожжена отрядами хана Малой Киргизской Орды Абулхаира. В 1730-е гг. вместо служилых людей, переведённых на строящиеся Новую Закамскую и Оренбургскую укреплённые линии, Новошешминск заселяется отставными солдатами и унтер-офицерами (по материалам 5-й ревизии 1795 г., их насчитывалось 698 душ мужского пола). В 1830-е гг. отставные (пахотные) солдаты Новошешминска были переведены в разряд государственных крестьян, в котором находились до 1860-х гг.
Нижний Нурлат
После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году многие защитники Казани нашли своё пристанище в этих краях. Позднее здесь появляются ряд татарских селений - Бурметьево(Бермет), Курманаево(Курман), Верхний и Нижний Нурлат, Савин, Степное озеро, Чулпан, а также селения, основанные чувашами-язычниками - Биляр-Озеро, Елаур, Егоркино, Вишнёвая поляна, Старые Челны и некоторые другие.
село Пестрецы (Питрэч)
Известно с 1565–67 гг. как дворцовая д. Б. Пестрецы. В дореволюционных источниках упоминается также как Никольское. В 1590-х гг. была отдана во владение Казанскому Троице-Сергиевскому монастырю. В 1764 г. жители были переведены в разряд экономических, позднее - государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, мукомольным, кирпичным, скорняжным, кузнечным, столярным, маслобойным, паркетным и др. промыслами. Широкую известность в 19 - начале 20 вв. приобрели изделия местных гончаров.
Чистополь (Чистай)
На рубеже 17-18 вв. здесь было основано русское село Чистое Поле (другое название Архангельское). Первыми поселенцами были беглые крестьяне, которых в 1720-е гг. перевели в разряд государственных крестьян, в 1750-х гг. приписали к Авзяно-Петровскому железоделательному заводу (в 1760 году перешел в собственность промышленника Е.Н. Демидова). В 1763 году их насчитывалось 437 душ мужского пола. В 1781 году село Чистое Поле получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года - Казанской губернии.) и современное название, местные жители были причислены к сословию городских обывателей. С конца 18 века Чистополь застраивался по регулярному плану (центральные улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы), в 1793 году здесь появился городской магистрат. Благодаря выгодному географическому положению и наличию удобной гавани на реке Кама в 1-й половине 19 века. Чистополь активно развивался и к 1860-м гг. стал крупным торгово-перевалочным пунктом, в который свозили хлеб и сельско-хозяйственное сырье из уездов Западного Закамья для отправки в гг. Астрахань, Вятка, Нижний Новгород, Пермь, Рыбинск, Саратов.
Черемшан (Чирмешэн)
Основано в 1734-35 годах как крепость на Ново-Закамской черте. В дореволюционных источниках упоминается под названием Черемшанская Крепость. Первоначальное население составляли солдаты Шешминского и Алексеевского ландмилицких полков (462 человека). После 1753 года Черемшанская Крепость активно заселялась отставными (пахотными) солдатами, получившими здесь земельные наделы и другие льготы. В 1768 году в ней проживали 1035, в 1780 - 1347 человек.
В 1767-68 годах в крепости побывали участники Академических экспедиций И.И. Лепехин, П.С. Паллас, Н.П. Рычков. В период Крестьянской войны 1773-75 годов здесь размещались правительственные войска под командованием генералов Миллера и Фреймана, которые нанесли ряд поражений отрядам Е.И. Пугачева.
село Тюлячи (Теләче)
Основано в период Казанского ханства. В 1560-х гг. было населено русскими крестьянами. В исторических источниках упоминается также как Тюлязи, Тюлянчи, Покровское. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян.
города
Бугульма известна с 1736 г. как татарская деревня. В 1741-45 гг. на её месте возникла Бугульминская слобода, заселённая ясачными крестьянами, ссыльными и отставными солдатами. Здесь учреждается особая земская контора, в подчинении которой находились все другие слободы края. В годы Крестьянской войны 1773-75 гг. в Бугульминской слободе размещалась штаб-квартира главнокомандующего правительственными войсками генерал-аншефа А.И. Бибикова.
В 1781 г. Бугульма получила статус уездного города Уфимского наместничества и современное название, в 1796 г. вошла в состав Оренбургской, в 1850 г. - Самарской губернии.
Азнакаево
Официальный год основания Азнакаево - 1762. К 1859 году – село (213 хозяйств). Волостной центр - с 1861 по 1930 гг. Центр Азнакаевского сельского Совета - в 1930-1956 гг. С 14 июня 1956 года - поселок городского типа. С 20 марта 1987 года - город.
Площадь города — 15 кв.км, расположен в Прикамье, на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на берегу реки Стярле (левый приток реки Ик), в 34 км к северу от железнодорожной станции Ютаза, в 376 км от Казани. Рядом с городом Азнакаево находится возвышенность Чатыр-тау (Шатёр-гора). По народному поверью, в недрах горы скрыт царь-магнит, а поскольку в ней имеется много серебра, то вода бьющих из неё родников якобы целебная, святая. На склонах Шатёр-горы произрастают редкие виды степных растений, занесённые в Красную книгу. Это самая высокая точка в Татарстане – 334,5 м над уровнем моря и единственное место, где сохранились остатки древней степи. Здесь расположена самая крупная колония сурка-байбака в республике и самые протяженные медные рудники у подножья. В XVIII веке на склонах горы добывалась медь. Западные склоны Чатыр-Тау покрыты многочисленными отвалами штолен.
Чатыр тау так же является излюбленным местом парапланеристов со всего Татарстана.
Агрыз
Существует несколько легенд происхождения названия «Агрыз-Агерже». Одна из них гласит, что переселение татар в эти места возглавили храбрые и мужественные братья, одного из которых звали Агерже. В честь его поселение и получило название.
По документальным данным Центрального государственного архива древних актов в Москве деревня Агрызь впервые упоминается в составе владений, принадлежащих князьям Яушевым в Терсинской волости в переписных книгах 1646 года. Тогда в ней насчитывалось всего шесть дворов. Поскольку впервые Агрыз упоминается в переписных книгах 1646 года, есть все основания считать этот год началом основания поселения Агрыз-Агерже.
В 1775 году Агрыз и территория нынешнего Агрызского муниципального района были включены в состав Сарапульского уезда Вятской губернии. К началу ХХ века Агрыз стал крупным селом, насчитывающим 667 дворов. Имелась одна начальная школа, но не было больницы, даже простого фельдшерского пункта, не было культурных учреждений. Зато было три мечети. Развитие Агрыза началось в период строительства железной дороги Казань-Екатеринбург.
Во время Ижевско-Воткинского восстания Агрыз был занят ижевскими повстанцами, до конца октября 1918 года в городе и его окрестностях шли тяжёлые бои.
Арск
Основан в 14 веке. Основан Арск был по преданию, ханом Батыем в XIII веке. Впервые в русской летописи крепость Арск упоминается в 1497 году.
В период Казанского ханства Арск — центр Арской даруги. Название Арска произошло от общетюркского апеллятива "арт" - «тыл, зад, тыльный, задний», поскольку крепость Арска с долгих времен считалась тыловым северным форпостом в Казанском ханстве, а район, где расположился Арск, татары и сейчас называют Казан арты «Заказанье», буквально «тыл Казани».
В 1552 г. сожжён войсками А.Курбского.
В 1555 г. здесь была возведена русская крепость.
В 1781-96 гг. Арск имел статус уездного города Казанского наместничества, с 1796 г. заштатный город.
В 18 — начале 19 вв. был местом поселения пахотных солдат. Население занималось земледелием, разведением скота, мукомольным, кузнечным, плотничным, кирпичным, шерстобитным, портняжным промыслами.
В начале 20 в. в Арске располагалось волостное правление, функционировали Богоявленская и Покровская церкви (памятники архитектуры), почтово-телеграфное отделение, телефонная станция, земская больница (переведена из с. Чепчуги в 1872 г.), земское женское училище, мужское училище Министерства народного просвещения, 6 солодовенных, 2 кожевенных, один водочный заводы, мельница, 3 кузницы, казённая винная и 10 мелочных лавок, 2 пивных, 2 трактира, 10 харчевен, 3 постоялых двора; базар по понедельникам.
В 1906—1910-х годах в Арске действовал Арский отдел «Союза Русского Народа» под председательством городского старосты купца Николая Прокофьевича Щёлкина.
До 1920 г. Арск являлся центром Арской волости Казанского уезда Казанской губернии. В 1920-30 гг. центр Арского кантона Татарской АССР. В 1926 г. исключён из списка городов. С 10.08.1930 г. районный центр, с 1938 г. поселок городского типа, в 2008 году опять получил статус города.
Число жителей:
в 1782 г. — 290 душ мужского пола; в 1859 г. — 1338, в 1897 г. — 1228, в 1908 г. — 1162, в 1917 г. — 1415, в 1920 г. — 1420, в 1926 г. — 2250, в 1940 г. — 5220 чел.; в 1979 г. — 11,5 тыс., в 1989 г. — 13,9 тыс., 2010 г. - 17 994 человек.
Заинск
Через сто лет после присоединения Казанского ханства к России царское правительство в 1652—1656 годах построило Закамскую оборонительную черту, целью которой была постепенное присоединение юго-восточных границ государства от набегов ногаев, башкир, киргиз-кайсаков и калмыков. Весной 1652 года была заложена крепость Заинск, которую заселили челнинскими стрельцами, а несколько позже польской (смоленской) пленной шляхтой. Со строительством оборонительной черты началось массовое заселение плодородных земель Закамья татарами, русскими, чувашами и другими народами. Многонациональное население края принимало активное участие в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева (1773—75 гг.). Особенно активно выступали крестьяне деревень: Аксарино, Никольского (ныне Старое Пальчиково), Верх. Налима, Поручикова, Савалеева, Кабан-Бастрыка, Урсаева и другие.
С 1652 года Заинск и прилегающая к нему территория входили в состав Казанского уезда (с 1708 года — губернии). С образованием Оренбургской губернии и Уфимского наместничества в 1744 году пригород Заинск отошел к Оренбургу. С учреждением Уфимской губернии в 1865 году он был передан Уфе.
Первые поселенцы — это сто челнинскнх стрельцов с семьями, расселившихся в 81 дворе Овчинной слободы. Вскоре (1654 г.) сюда перевели из Смоленска пленных польских шляхтичей — 81 человек, тоже с семьями, которые по селились в 5) дворе в отдельной слободе, назвав ее Польской. Уже в 1656 году в Заинске проживала 181 семья.
Крепость неоднократно подвергалась нападениям со стороны ногаев и башкир. Одно из них (декабрь 1707 г.) закончилось трагически. Крепость была взята и сожжена.
По итогам первой ревизии 1719 года (перепись населения) в Заинске числилось 895 «душ мужска полу всякого звания до самого сущаго младенца» и насчитывалось чуть более трехсот дворов. В 30-х годах XVIII века в связи со строительством новой Закамской черты и Оренбургской укрепленной линии, большая часть служилых людей была переведена на новые места. А в полупустой Заинск стали заселять отставных солдат, унтер-офицеров и гвардии отставных.
В 1769 году в Заинске находилась экспедиция Петербургской академии наук во главе с капитаном Н. Рычковым. Она изучала хозяйственную деятельность местного населения, его быт, создавалась первая географическая карта Закамья. На пути экспедиции «находился пригород Заинск, — писал Н. Рычков в своих «Дневных записках», — имеющий название сие от текущей тут реки Зая. Поселяне его также отставные солдаты... Замок или крепость сего пригорода окружена деревянной стеною. По ней находится несколько башен и бойниц, и стоит на возвышенном месте, а домов обывателей, которых более четырехсот считают, построены вдоль горы, где протекает река Зай. В ней одна деревянная церковь и несколько лавок для торгов».
В канун крестьянской воины (1773 г.) под руководством Е. Пугачева в Заинске было уже 512 дворов отставных солдат, в которых проживало около одной тысячи душ мужского пола. Заинск и окрестные деревни приняли в ней самое активное участие. Более 20 сел и деревень создали свои вооруженные отряды. Под влиянием взбунтовавшихся крестьян отставные солдаты, составляющие основной гарнизон крепости, сдали Заинск без боя (15 января 1774 года). Но торжество восставших было недолгим. Через два дня (17 января 1774 гола) подошел правительственный отряд во главе с полковником Ю. Бибиковым. Заинск штурмом был взят. В окрестностях восстановился прежний порядок.
По пятой ревизии 1795 года жители Заинска относились к категории казаков и пользовались льготами. В начале XIX века они были переведены в разряд государственных крестьян.
Мамадыш
Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как "Ак Кирмэн", "Белые Кирмени", что в адекватном переводе на русский язык - "Белая Крепость") в 1151 году в летописях Киевской Руси... Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХШ-Х1У веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени. С ним связаны и остатки знаменитого кладбища ханов "Ханнар зираты" ("Кладбище ханов").
Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским... А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота "ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ", которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, "10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов", и дальнейшего завоевания края.
В середине XVIII века заметное развитие получает экономика уезда. К примеру, в 1743 году крещеный татарин Асафулла Иноземцев открыл Таишевский медеплавильный завод в селе Кукмор Мамадышского уезда. Вскоре его компаньоном стал Абсалямов. Завод имел 5 медеплавильных печей, 77 рудников большей частью в уезде, в которых работало 195 мастеров, 130 крепостных крестьян и до 200 вольнонаемных рабочих. Он стал крупнейшим медеплавильным заводом в Поволжье и вырабатывал для того времени огромнейший объем продукции - до 1500 пудов (24 тонны) чистой меди в год, которая шла даже на чеканку монет. В 1751 году Иноземцевы построили и Иштеряковский медеплавильный завод, где большинство рабочих были вольнонаемными. Такой же завод был построен в селе Нырты купцом Петром Келаревым. Еще более мощный медеплавильный завод симбирского купца Артемия Маленкова в 1747 году стал работать в Бсрсуте.
В в 1764 году было лишь 545 человек
Мензелинск
Многие историки считают, что Мензелинск был основан русскими поселенцами на башкирских землях во время строительства Закамской черты в 1652 – 1656 г.г. и формировался как русский город – крепость, охраняющий восточные границы Российской империи в конце ХIХ века от набегов ногайцев, калмыков и взбунтовавшихся башкир. Острог был самым обширным укреплением на Закамской черте, и его жителям не раз приходилось отражать набеги. Первыми поселенцами были 100 русских конных стрельцов, а затем и 124 семьи смоленской шляхы.
Жители Мензелинского уезда занимались хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, пчеловодством, красильным промыслом гончарным и скобяным делом, ткачеством, вышивкой, вязанием, шитьем и др.
Благодаря развитию торговли город быстро рос и развивался. Из фабрик и заводов самые крупные – 4 паровые мельницы и лесопилки и 1 винокуренный завод. Кроме того, мельниц водяных и ветряных – 409, амбаров – 221, лавок – 117, круподерок – 10, поташных заводов – 3, кожевенных – 2, маслобоек – 2 и 1 спичечный завод.
В разное время Мензелинск относился к разным территориальным единицам. С 1719 года в Мензелинске было введено воеводское правление, а в 1743 году Уфимская провинция вместе с Мензелинским воеводством вошли в состав Оренбургской губернии.
Тетюши (Тәтеш)
Троицкий собор (построен в 1777 г., памятник архитектуры), мечеть. Территория современного города Тетюши была заселена издревле. Здесь выявлены погребения и памятники приказанской (16–9 вв. до н. э.), ананьинской (8–3 вв. до н.э.), азелинской (3–7 вв.) и именьковской (5–7 вв.) археологических культур. В булгарский период на месте города Тетюши располагался сторожевой пост при перевозе с правого берега Волги к Булгару. Около 1571 г. (по другим сведениям, в 1555–57 гг.) на месте этого поста была построена русская сторожевая крепость, ставшая опорным пунктом колонизации Предволжья. В 1636 г. мимо города Тетюши проплывал немецкий учёный и дипломат А. Олеарий, оставивший его описание.
В 1646 г. здесь насчитывалось 257 дворов, 922 души мужского пола, большинство из них составляли служилые люди. В середине 17 в. после постройки Симбирской засечной черты Тетюши утратили военное значение. В 1708 г. стали пригородом Казанской губернии., в 1781 г. - уездным городом Казанского наместничества, в 1797 г. были оставлены за штатом, в 1802 г. назначены уездным городом Казанской губернии.
В конце 18 в. в городе Тетюши имелись каменная церковь, гостиный двор, 10 лавок, 2 кузницы. В начале 20 в. здесь фукционировали 4 каменные церкви, 1 деревянная мечеть, 33 каменных и 585 деревянных жилых зданий, 20 каменных и 512 деревянных нежилых зданий, городское училище (открыто в 1818 г., до 1902 г. - уездное), женская прогимназия (открыта в 1906 г., с 1910 г. - гимназия), 3 церковно-приходские школы, русско-татарское училище (открыто в 1900 г.), медресе, земская и тюремная больницы, земская аптека, почтовое отделение, телеграф, телефон, богадельня, 2 детских сиротских дома, школа кройки и шитья, земская слесарня, 1 крупообдирка, 6 кузниц, 5 магазинов, 5 пивных, 2 казённые винные и 32 мелочные лавки, базар по понедельникам.
Башкирия
деревни
Город возник в 1574 под названием село Архангельское одновременно с городом Уфа как опорный пункт на середине пути от реки Камы к реке Уфе. Село, сожжённое во время башкирского восстания (XVII—XVIII вв.), в 1663 было построено заново, стало городом Бирском. В 1781 Бирск получил статус уездного города.
села Бураево
Название д. Бураево тесно связано с именем башкира-вотчинника Бурая Ергозина. Чуть выше о нем уже говорилось. Здесь приведем отрывок из документа, где речь идет о нем и его родословной. «Да в челобитье ж ответчиков Мусая Яшпулатова и новокрещена Якушки Исаева написано: изстари де прадед их башкирец Бурай владел вотчиною бортным ухожьем по Таныпу реке, и тот де прадед их Бурай переехал жить из Уфимского уезду в Казанской уезд и жил в Казанском уезде и умре, а после де ево остались дети ево, а их деды Мусайкин де Мурзагул, Якушкин дед новокрещен Стенька; а после де дедов остались отцы их (Яшпулат н Исай) и они Мусайко и Якушко з братьями, и после смерти прадедов, и дедов, и отцов их, у тое вотчину прадеда их Бурая, владели насильством бес крепостей башкирцы Сава да Татлыбай Кокбашевы с товарыщи с прежние башкирские шатости по 205-й (1697) год.» Ельдякские башкиры Мусайка Яшпулатов и новокрещен Якушка Исаев «по сыску и по старине» были признаны владельцами вотчины между р. Азяк и Сибирган.
А теперь из приведенного материала составим генеалогию Бурая.
Но имеется и другая родословная Бурая, опубликованная в газете Ахметом Латиповым. Вот она: Аккуш - его сын Караман - его сын Ильбак - его сын Алмак - его сын Бурай - его сын Илмурза - его сын Ишбулат - его сын Бикмухамет - его сын Хасан - его 5 сыновей: Ахун, Ахмер (выше речь шла об Акмире Асанове), Шагбан, Муслим, Муртаза.
Что можно сказать об этих двух шежере? Первая родословная послужила основным документом для подтверждения права родственников Бурая на вотчину одного аймака Ельдякской волости. Эта родословная Бурая проверялась и перепроверялась. Поэтому в ее достоверности нет сомнений. Вторая родословная вызывает недоверие тем, что отец и сын Бурая не совпадают с данными первой. Достоверны сведения о Хасане и его детях. Как бы то ни было, на основе новых данных следует проверять достоверность второго шежере.
Думается, что Бурай Ергозин выехал в Казанский уезд до 1661-1664 гг., когда происходило башкирское восстание.
О развитии деревни приводим следующие сведения. В 1795 г. взято на учет в 87 дворах 639 башкир, в 6 дворах - 38 тептярей, в 5 дворах - 26 казахов; в 1816 г. - 1052 башкира, 60 тептярей, 13 ясачных татар, всех дворов 140; в 1834 г. в 269 дворах - 1584 башкира, 62 тептяря, 12 ясачных татар; в 1859 г. в 441 дворе - 2331 башкир-вотчинник, в 11 дворах - 65 припущенников; в 1870 г. в 450 дворах - 2682 башкира; в 1920 г. в 839 дворах - 4297 башкир. Зауряд-сотник Минлибай Валитов сын Кильметов в составе 7-го башкирского полка в 1807 г. находился на территории Пруссии. Затем 6 раз был на линейной службе вдоль р. Урал. Юртовый старшина Абдулхалик Тимербаев сын Кильметов 4 раза находился на пограничной службе. В 1830-1837 гг. был сельским заседателем в Бирском уездном суде. Его сыновья: Тимергали, Нуритдин.
Бураево с 1864 г. становится центром одноименной волости. В 1870 г. здесь было 4 мечети (в 1842 г. - 3), 5 училищ, 4 мельницы, 40 лавок, по вторникам проводился базар, 20-27 декабря - ярмарка. В конце XIX в. существовал частный книжный магазин.
Еще в 1737 г. Гумер Усаев (Умир Мусаев) некоторое время жил в д. Рахмангулово Кущинской волости Сибирской дороги «для обучения грамоте башкирских детей».
В 30-х годах XVIII в. в Башкирии был известен Ахмедмулла Бураев - друг И. К. Кириллова, главы Оренбургской экспедиции. Бураев был в Москве, имеются его письма Кириллову. Эта редчайшая фамилия, может быть, имеет прямое отношение к Бураю Ергозину.
Борьба башкирского крестьянства против русификаторской политики царизма иногда принимала форму сопротивления религиозно-национальным притеснениям. В д. Бураево в начале 1907 г. жандармы отбирали у торговцев на базаре, а затем уничтожали коран и другие книги. Это вызвало взрыв возмущения у башкир, и они напали на урядников, полицию и станового. Разъяренные полицейские стреляли в безоружных башкир, а когда они стали разбегаться, конные полицейские шашками рубили бегущих.
Николо-Березовка
Самым ранним из русских поселений на территории района является сегодняшний рабочий поселок Николо-Березовка. Точное время его основания нам не известно, но уже упомянутая сберегательная память от 1641 г. была дана башкирам Гарейской волости именно для того, чтобы защитить их владельческие права от посягательств жителей с. Сарапул и д. Березовка на их вотчину. Отсюда вывод — Березовка возникла задолго до этой даты. Она расположена при впадении р. Илдиан (Березовка) в р. Кама. В 1738 г. башкиры-вотчинники Енейской волости отдали сарапульским крестьянам, в т.ч. и березовскому ясачному крестьянину Семену Кирьянову и другим в оброчное владение на 10 лет «вотчину свою вверх по Каме реке против села Сарапула на луговой стороне по обе стороны — бортные ухожьи, хмелевые щипанья, пашенные земли, сенные покосы, Да во оных же речках Канбарке и Ишбае со всякою рыбною ловлею и з бобровыми и выдерными гонами». К 1795 г. д. Березовка переросла в село и названа по имени церкви Никольское.
Нижние Киги.
Тем не менее обе деревни поземельный акт с башкирами Тырнаклинской (Верхние Киги) и Мурзаларской (Нижние Киги) волостей оформили в одном и том же 1710 г. За 7 лет до юридического обоснования своего поселения на башкирских вотчинах мишари и ясачные татары, ставшие с конца XVIII в. тептярами, уже фактически жили в бассейне р. Киги. 1703 г. есть время основания двух селений Кигинского района (в 1722 г. в обеих деревнях было по 10 дворов и по 50 жителей).
Яркей (ныне Верхнеяркево)
К Уразаевой тюбе, но другой юрте (7-й) принадлежала д. Яркеево. Опубликованные источники дают определенные сведения о первопоселенце Яркее. Впервые он упоминается как участник башкирского восстания 1704-1711 гг. В 1728 г. в прошении башкир всех четырех дорог (областей) императору Петру II «об учинении розыска по поводу обид и притеснений, перенесенных ими от воевод и целовальников (сборщиков податей), и об охранении их вотчинных прав на земли» есть подписи и тамги, в том числе и тамга башкира д. Ялан (Степь - Степная) из Казанской дороги Яркая.
село Киргиз-Мияки
С X—XII веков на этой земле проживали башкиры племени Мин. В 1555 году башкиры племени Мин под руководством Канзафар-бия добровольно вошли в состав Московского государства. В 1773—1775 гг. башкиры-минцы приняли участие в восстании под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. В XVI—XVII вв. вся юго-западная часть Башкортостана, где расположился Миякинский район (между реками Дёма и Уршак), была заселена башкирами племени Мин. На земли, принадлежавшие племени Мин, переселились 23 двора государственных крестьян из деревень Клявлино и Мансурово Бугульминского ведомства Оренбургской губернии во главе с Хурамшой Мустаевым. 29 июня 1779 года была составлена купчая крепость. Старшина Бакир Таймасов, человек грамотный и хорошо знавший историю своей волости, рассказывал, что при второй ревизии по учету площади земли, леса, а также населения, землемеры обратили внимание на большую каменную плиту с надписью «Киргизка» и небольшое кладбище на склоне горы Сурка-тау. Это и служило основанием именовать безымянную речку Киргизля, тогда же река Диома переименовалась в реку Дёма, река Коромчай — в Мияки, левый приток ее — в реку Киргиз-Мияки. Местом деревни был выбран левый берег реки Киргиз-Мияки, у устья маленькой безымянной речки. Вблизи было много озер и болот. По совету старшины Таймасова аул был назван Киргиз-Мияки. Первый год аул состоял из 23 дворов с количеством 138 душ обоего пола.
село Стерлибашево
Районный центр Стерлибашевского района село Стерлибашево возникло в верховьях р. Стерли на рубеже XVII-XVIII вв. Официально - в 1680 году. Деревня была основана вотчинниками и безземельными башкирами Ильсектимеровой тюбы Тельтим-Юрматынской волости. В начале XVIII в. население по этническому составу стало многонациональным: были припущены ясачные татары. С 1751 г. здесь жили и торговые татары - выходцы из Сеитовского посада (Каргалы) под г. Оренбургом, когда они приобрели у башкир земли в собственность. На купленных ими землях были основаны деревни торговых татар Айдарали, Ибраево, Яширганово.
На праве припущенников по договору 1809 г. в Стерлибашеве жили мишари, вошедшие в состав населения 2-го мишарского кантона, который был расположен в Стерлитамакском уезде.
село Чекмагуш (башкиро-мишаро-тептярское село)
Если верить легендам, деревня была основана в конце 17 века. По преданиям, из деревни Айбаш (Бирский район) 5 семей башкир перебрались и основали с. Чекмагуш. Это сегодняшняя улица Советская (восточная сторона). Она и по сей день называется «башкорт очы» - башкирская улица. И многие жители этой улицы гордятся этим названием.
Чуваш-Кубово
Известно с 1675 под названием Кубово (от этнонима «кобау»). Основано башкирами Кубовской волости Ногайской дороги на собственных землях. По договору от 1715 года о припуске здесь поселились ясачные марийцы, в 1773 году на тех же условиях — чуваши-новокрещены.
Мелеуз
Мелеуз основан во второй половине XVIII века как торговое село на Оренбургском тракте. Условной датой основания местными краеведами считается 1766 год, но только во второй половине XIX века Мелеуз превращается в село.
Сакмара — село, административный центр Сакмарского сельсовета и Сакмарского района Оренбургской области, бывшая станица Оренбургского казачьего войска основана атаманом Василием Араповым летом 1724 году на основе поданой челобитной в Военную коллегию Сената, в коей просил о позволении ему и другим казакам «на устье реки Сакмары, близь башкирцев поселение иметь и крепость строить, проезды чинить и крепкие караулы держать». При этом Арапов просил для отпора от оных неприятелей: «… четыре пушки и к ним ядра и порох». Своим Указом от 4 июня 1725 года Военная коллегия разрешила Арапову получить из Москвы 5 чугунных пушек, ядра, порох к ним.
Манчаж (село в Свердловской области)
Село Манчаж было основано в 1652 году и является старейшим селом Артинского городского округа. По легенде, селение было основано марийцами, а само название «Манчаж» происходит от марийского слова «монча» (рус. «баня», «тёплое место»).
В 1775 году Манчаж был сожжён карательной экспедицией по подавлению Крестьянской войны 1773—1775 годов.
Иштерек (село в Уинском районе Пермского края)
Впервые населенный пункт, в котором жил Юкпердейко Янзигитов, упоминается в 1668 году под названием деревни Юкпердина. В 1704 году населенный пункт упоминается под названием Малый Телёс, в качестве жителей значились Коземят Юкпердин, Иштеряк Юкпердин и другие. В 1747 году население составляло 54 души мужского пола.
Сараши (село в Бардымском районе Пермского края)
В «Материалах по истории Башкирской АССР» за 1710 год впервые упоминается д. Сарашево, когда башкир д. Кайпаново Кулмет Точибаев добровольно уступил башкиру д. Сарашево Мурзамету Азменеву вотчины своего деда Якшимета Янгильдина, в том числе и дом, пашню, сенные покосы, лес, лесные угодья, которому было «вольно в том лесу бревна и дрова рубить и всякого зверя побивать, и в борти лазить, и вновь борти делать, и хмель щипать».
Русский Ангасяк
Основан в 1651 году, русская деревня, ныне в Дюртюлинском районе.
Имай-Утар
в Дюртюлинском районе, основан в 1713 году мишарами. Позже, по договору 1720 г. в село были приняты и тептяри.
Исмаил
в Дюртюлинском районе, было основано в начале XVIII века башкирами Еланской волости Казанской дороги на собственных вотчинных землях. Основатель мулла Исмагил (Исмаил) из Еланской волости, идеолог и крупнейший руководитель башкирского восстания 1704-1711 гг.,(командовал 3000 отрядом)
Казы-Ельдяк
в Дюртюлинском районе, впервые упоминается в 1652, прежнее его название Ельдяк.
Деревня Мамадалево
Упоминается с 1722 года, основан татарами и тептярями.
Татарбай
село в Мишкинском районе, Основано по договору 1715 году о припуске тептярями на вотчинных землях башкир Шамшадинской волости Казанской дороги.
Терекеево
деревня в Мишкинском районе, Основана тептярями по договору 1715 г. о припуске на вотчинных землях башкир Шамшадинской волости Казанской дороги.
Байкибаш
село в Караидельском районе. Татаро-башкирская деревня, основанное мишарями в конце 16 века.
Бурай, Бураевского района
Село образовано в 1610 году. Основателями села являются башкиры Ельдякской волости Осинской дороги на вотчинных землях. В 1795 году в селе проживало 713 человек. Расположено в 150 км северо-западнее Уфы, в бассейне реки Быстрый Танып (приток Белой).
Ваныш-Алпауыт — деревня в Бураевском районе
Село было основано башкирами Эске-Еланской волости Казанской дороги на собственных вотчинных землях. Первое упоминание 1707г.
(башк. Ҡараерек,тат. Каразирек) — деревня в Бураевском районе
По данным шеджере Боян-Кули, сохраненному жительницей деревни Шамгый Камаловой, а также на основании расчётов Ф. В. Низамова, деревня основана в 1361 г., после разрушения монголами г. Джукетау и бегства эмира города Боян-Кули на северо-запад современного Башкортостана, в район горы Ташлытау. По данным шеджере Туйтабирде, деревня существовала в 1556 г.
Население деревни принадлежит, предположительно, к башкирам племени елан.
Кузбай, башк. Ҡуҙбай — деревня в Бураевском районе
Село было основано башкирами Эске-Еланской волости Казанской дороги в 1708г. на собственных вотчинных землях.
Кушманак, башк. Ҡушманак — деревня в Бураевском районе
Село было основано башкирами Эске-Еланской волости Казанской дороги в 1712г. на собственных вотчинных землях.
Бабай — деревня в Калтасинском районе
Деревня основана марийцами на территории Осинской дороги, известна с 1631 г. В 1795 г. проживало 76 чел., Населен марийцами.
Бишау́л-Унга́р (башк. Бишауыл-Уңгар) — деревня в Кармаскалинском районе
Одно из наиболее ранних упоминаний относится к 1648 г. Деревня в XVII в. называлась Бишаул. С середины XVIII в. она стала называться Унгар.
Староянзигит (башк. Иҫке Йәнйегет) — село в Краснокамском районе
Село под названием Янзигитово было основано в начале XVII века башкирами Гарейской волости Бирского уезда Оренбургской губернии на собственных вотчинных землях.
Ста́рый Сусадыба́ш (башк. Иҫке Сусаҙыбаш, луговомар. Шадын Мучаш в Янаульском районе
Основана в 1688 году ясачными марийцами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей, по договору о припуске на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги.
Уракай (башк. Ураҡай) — деревня в Янаульском районе
Деревня Уракаево, Биктемирово тож основана по договору 1689 года о припуске ясачными татарами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей (в составе 14-й тептярской команды), на землях Уранской волости Осинской дороги. В 1748 году — 54 души ясачных татар мужского пола, в 1795 году — 158 жителей обоего пола.
Четырман (башк. Сытырман) — село в Янаульском районе
Деревня основана ясачными удмуртами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей, на вотчинных землях башкир Урман-Гарейской волости Казанской дороги, известна с 1627 года.
В 1748 году насчитывалось 26 душ ясачных удмуртов.
Шудек — село в Янаульском районе
Деревня известна с 1683 года, основана удмуртами на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги. В 1795 году здесь проживал 281 тептярь из удмуртов (148 мужчин и 133 женщины).
Янбарис — деревня в Янаульском районе
В деревне жили башкиры, владельцы земель Янбарисовой тюбы Уранской волости, и ясачные татары, происходящие из деревни Ацы Тотмятовской сотни Арской дороги Казанского уезда и принятые башкирами между 1659 и 1661 годом. Например, II ревизией 1748 года зафиксировано 54 ясачных татарина мужского пола. В Пугачевском восстании участвовало 43 ясачных татарина. К концу XVIII века татары перешли в тептярское сословие.
Наняды (башк. Нәнәҙе) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана в 1627 году ясачными удмуртами на территории Казанской дороги, в 1748 году в ней насчитывалось 40 человек. К 1795 году удмурты (которых насчитывалось 50 человек) перешли в сословие тептярей. В 1834 году зафиксировано 144 человека (71 мужчина, 73 женщины) в 21 дворе.
Можга (башк. Можға) — деревня в Янаульском районе
Основана в 1683 году на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги ясачными удмуртами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей. В 1748 году здесь было 60 душ мужского пола, в 1795 году — 132 мужчины и 126 женщин.
Кумалак (башк. Ҡомалаҡ) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана предположительно в середине 17 века башкирами Уранской волости Осинской дороги на собственных землях.
Кониг (башк. Кониг) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана по договору 1683 года о припуске на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги ясачными удмуртами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей.
Каймашабаш (башк. Ҡаймашабаш) — село в Янаульском районе
Деревня основана по договору 1683 года о припуске на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги ясачными удмуртами, в 1748 году их было 47 ревизских душ, V ревизия 1795 года учла 132 тептяря из удмуртов — 60 женщин и 72 мужчины.
Истяк (башк. Истәк) — село в Янаульском районе
Деревня Истяк основана башкирами во второй половине XVII века, названа по имени первопоселенца. По договору 1703 года о припуске тут поселились ясачные татары, перешедшие впоследствии в сословие тептярей.
Исанбай (башк. Иҫәнбай) — село в Янаульском районе
Деревня основана на вотчинных землях башкир Эске-Еланской волости Казанской дороги ясачными татарами, известна с 1717 года. В 1748 году проживало 60 ясачных татар мужского пола.
Ирдуган (мар. Лемдыж; башк. Ирдуған) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана по договору 1688 года о припуске ясачными марийцами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей, на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги.
Гудбур (башк. Гөтбөр) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана по договору 1683 года о припуске ясачными татарами на землях башкир Уранской волости Осинской дороги. Впоследствии они перешли в сословие тептярей. В 1795 году в деревне проживало 200 человек.
Верхняя Барабановка (башк. Үрге Барабановка) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана ясачными удмуртами на вотчинных землях башкир Уранской волости Осинской дороги по договору 1673 года о припуске под названием Елов. В 1748 году учтена вместе с деревней Большой Барабан. Договор о припуске был подтвержден в 1792 году.
Будья Варяш (башк. Будья Вәрәш) — деревня в Янаульском районе
Деревня основана в 1627 году ясачными удмуртами под названием Варяш на территории Осинской дороги, в 1748 году в ней насчитывалось 98 человек мужского пола.
Банибаш (башк. Бәнибаш) — деревня в Янаульском районе
Основана в 1683 году на территории Осинской дороги ясачными удмуртами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей.
Байгузи (башк. Байғужа) — село в Янаульском районе
Деревня Байгузино основана по договору 1653 года о припуске ясачными татарами на землях башкир Уранской волости Осинской дороги. В 1689, 1776 годах здесь поселились новые группы татар. В 1748 году здесь было зафиксировано 86 ревизских душ ясачных татар. 48 татар участвовали в Пугачёвском бунте. По V ревизии 1795 года здесь было 387 человек (183 мужчины, 204 женщины).
Ахтиял (башк. Ахтиял) — деревня в Янаульском районе
Деревня Ахтиял возникла предположительно в середине XVII века. В 1721 году здесь было 6 дворов.
Нижние Ташлы (башк. Түбәнге Ташлы) — село в Шаранском районе
В 17-18 веках территорию нынешнего Шаранского района стали осваивать переселенцы как соседних, так и отдаленных регионов России. Наличие больших лесных массивов и плодородных земель, разветвленная речная сеть, довольно устойчивые климатические условия, сравнительно низкая плотность заселения края, а также его отдаленность от административных центров делали его привлекательным для переселенцев. Татары, марийцы и чуваши бежали в башкирские леса и степи, спасаясь от колониального гнета и насильственной христианизации.
Упоминание о деревни с 1762 году, либо в том году был основан.
Шаранбаш— село в Шаранском районе
Шаранбаш-Князево являлась одной из самых ранних деревень кыр-еланцев. До конца XVIII в. она называлась Шаранбаш, затем в скобках указывали (Князево тож).
По V ревизии проживало 67 башкир (8 дворов) и 24 тептяря (3 двора).
Чалмалы (башк. Салмалы) — село в Шаранском районе
Село основано башкирами Кыр-Еланской волости Казанской дороги на собственных землях, известно с 1692 года (по договору о припуске поселились тептяри). В 1730 году на тех же условиях здесь поселились ясачные татары.
Улик-Елга (башк. Үлекйылға) — деревня в Шаранском районе
Деревня возникла задолго до башкирских восстаний 1735—40 годов; III ревизией 1762 года было учтено 30 татар мужского пола. К IV ревизии 1783 года они перешли в сословие тептярей, всего их насчитывался 51 человек. V ревизия 1795 года выявила 82 тептяря.
Старотурбеево (башк. Иҫке Тырбый) — село в Шаранском районе
Основан башкирами 20 мая 1693
Барсуанба́ш (башк. Бәрҫеүәнбаш) — село в Чишминском районе
Первое упоминание в 1717г. основан татарами.
Илька́ш (башк. Илкәш) — село в Чишминском районе
История селения Илькашево (старое название — Сарт-Хосян, встречается также — Сарт-Хасян, Сарт-Хасан, Сарт-Хосяново) имеет богатое историческое прошлое и является одним из наиболее «древних» поселений в Чишминском районе Башкирии. Оно корнями уходит в средневековье, когда в XIII—XV веках самое сильное и сплочённое племя башкир Мин (одно из родо-племенных объединений в составе дёмской группы башкир, потомки мингов) разместилось в этих краях вдоль реки Дёмы (башк.- Дим). Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — с Пензенской губернии, русские, украинцы — после присоединения башкирских земель к Руси. На кладбище селения, расположенном на возвышенности под названием «Килембәт» (башк.) посреди заливного луга, можно найти надгробия, датированные XVII—XVIII веками. Вероятно, возвышенность Килембәт названа в честь мурзы Аксака Килембета, одного из последних ногайских правителей башкир (бежал в 1550 г. на Кубань), в первой половине XVI в. властвовавшего около озера Акзират (в наст.время 3 км от сел. Илькашево (бывшее с. Сарт-Хасян), вполне вероятно, что на красивейшей возвышенности располагалась его ставка). В конце 1990-х годов на кладбище селения было обнаружено старое захоронение (возможно и старое подворье), в котором находилась глиняная посуда с определенным орнаментом (предположительно X—XII век).
В древности местность относилась к Казанскому ханству, далее входила в состав территориальных делений Российского государства:
в 1586—1708 гг. — Уфимский уезд;
в 1708—1744 гг. — Казанская губерния;
в 1744—1781 гг. — Оренбургская губерния;
в 1781—1796 гг. — Уфимское наместничество;
в 1796—1865 гг. — Оренбургская губерния;
Селение основано башкирами Чуби-Минской (встречается также — Суби-Минской, Чубиминской) волости Ногайской дороги (даруги) на собственных землях. Первое упоминание в истории — 1549 год, ранее, до конца XIX века существовала под названием селение Сарт-Хосян.
Чишмы́ (башк. Шишмә) — село в Чишминском районе
Село основано в XVI веке выходцами из Сафарова (Асадуллины, Байбурины) и переселенцами из-под Касимова (Янборисовы).
Узытамак (башк. Уҙытамаҡ) — село в Чишминском районе Башкортостана, центр Алкинского сельсовета. В 13—15 веках самое сильное и сплоченное племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль реки Демы. Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — с Пензенской губернии, русские, украинцы — после присоединения башкирских земель к Руси. В середине 17 века мишарами, прибывшими из Поволжья и поселившимися на основе договора на землях кураякуповских и кучумовских башкир. Первопоселенцами были Янборисовы, Байбурины и Асадуллины. Они обосновались вокруг большого родника, отсюда и пошло название — «Чишмы».
Чекмагу́ш (башк. Саҡмағош) — село Чекмагушевского района
Село Чекмагуш основано в конце XVII века башкирами Дуванейской волости Казанской дороги на собственных вочинных землях. По договору 1738, 1739, 1745 годов о припуске здесь поселились мишари, позднее на тех же условиях — тептяри.
Урняк (башк. Үрнәк) — село в Чекмагушевском районе
Деревня Карачуково известна с 1719 года