Лекция В.В.Иванова, прочитанная в МГУ 27.6.2007 (ауд 854)
Спойлер (раскрыть)
В качестве индоевропеиста я с юности занимался анатолийскими языками. Мою ?детскую? работу в этой области, посвященную языкам, известным на тот момент, которую мне не удалось своевременно напечатать, и сейчас, с опозданием в 50 лет, издал Алексей Дмитриевич Корсаков.
Этническая ситуация в Малой Азии, которую мы видим сейчас, очень далека от той, какой она представлялась нам еще совсем недавно. В указанный период в Малой Азии, помимо хеттов, существовало много так называемых туземных языков. Сейчас нам известно примерно 10 анатолийских языков Малой Азии II тыс. до н.э., а в III тыс. до н.э., в период, о котором мы сейчас говорим, их было несомненно, еще больше. Сейчас мы об этом можем говорить уверенно, и это большое событие в области индоевропейского языкознания, хотя мало ученых знакомы с этими данными.
Индоевропейские анатолийские языки, находящиеся во 2 тыс. на территории Малой Азии, делятся на две группы, северную и южную. Северная ? в частности хеттский ? стилистически и грамматически сильно отличающаяся от южноанатолийских языков, из которых самый известный ? лувийский, но многие языки этой группы сохранились уже в позднее, послехеттское время, в частности, карийский с его странным алфавитом, в котором почти все буквы имеют ?негреческое? значение. Этим вопросом много занимался Шеворошкин еще до своей эмиграции из СССР, но в последнее время в области изучения позднеанатолийских языков сделано особенно много нового.
Поскольку мы располагаем сейчас примерным перечнем языков северной и южной анатолийских групп, представляет интерес выяснить, что было до этого. Мы можем узнать об этом очень много, используя как источник личные имена, встречающиеся в письменности староассирийских торговцев, колонизовавших малоазийские города в 3 ? нач. 2 тыс. до н.э., о чем я и буду рассказывать.
Проблема этой группы источников состоит в том, что источники сохранялись выборочно: выжило только то, что было написано на глине и случайно попало в огонь во время пожара. Коллекция таких табличек, происходящих из староассирийских колоний Малой Азии, собранная Голенищевым (он покупал эти таблички на базаре у торговцев), составляет основу коллекции табличек Пушкинского музея в Москве. Все, что было написано на дереве ? и это очень важно для того, о чем я говорю ? не сохранилось. И поэтому у нас есть основание предполагать наличие многих других несохранившихся текстов, хотя можно вообразить, что там погибло.
Археологические источники показывают, что в Центральной Анатолии, намного южнее Анкары, в историческом центре Малой Азии, в холмистых или даже полугорных районах, среди больших озер, находятся несколько древних городов, которые изучены археологами и в последнее время ? специалистами по дендрохронологии (самой надежной из методик определения хронологии) из Британского Археологического Музея. Большинство этих городов (по дендрохронологии) существовали уже в 2700-2600 гг., может быть и раньше.
Для столь раннего времени мы ничего достоверного в письменных текстах не находим. Но находим несколько интересных данных в древнемесопотамской традиции. В первую очередь это ? цикл о Саргоне I Аккадском (Великом), наиболее интересных в том числе для истории литературы. Некоторый намек на роль истории о Саргоне для истории мировой литературы дан в статье В. Шилейко, изданной на немецком языке об отзвуке гадания о Саргоне Аккадском у древнеримских поэтов. Эта статья переведена мной на русский язык и издана с моими комментариями два года назад в сборнике ?Памятники и люди?, издаваемом Пушкинским музеем. Шилейко полагал, что тексты, касающиеся Саргона Аккадского, были известны позднейшей традиции, и явились началом большой мифологической и литературной традиции. На эту тему написано очень много, написана диссертация на тему легенды о Саргоне и ее реплик в литературной традиции. Саргон, как и Эдип, родился с искалеченными ногами. Начало истории Эдипа совпадает с историей Саргона. Это заметил Пропп в одной из своих статей о фольклоре. Шилейко говорит о том, что мифы о Саргоне и Эдипе совпадают. Я не иду так далеко, как Шилейко, я не думаю, что Саргон и Эдип ? одно лицо. Это проблема Морозова и Фоменко: насколько можно ?склеивать? похожих персонажей. Если они похожи, то не обязательно, что это одно и то же. Хотя сходство, безусловно, большое.
Саргон был великим завоевателем, который совершил много походов, в частности, в Малую Азию. Как мы сейчас можем думать, когда установлено существование в Малой Азии нескольких процветающих больших городов, Саргон был привлечен богатством малоазийских городов, в которых говорили на туземных языках, в частности, индоевропейских. И установил на этих территориях если не ассирийское владычество, то ассирийское доминирование, подобно британским завоевателям в Индии, которые оставляли власть на местах местным раджам, при этом существовала экономическая структура, которая обеспечивала полный контроль. Российская империя пошла по промежуточному пути, она идеал колонизации с экономическим подчинением без имперского завоевания, реализовала только один раз успешно, и проиграла впоследствии этот замечательный опыт ? это Русская Америка, Российская Американская компания, которая была успешным опытом чисто экономического подчинения при отсутствии административной власти. Этот стиль экономического подчинения приводит к очень интересным культурным результатам. Я думаю, что индия не имела бы шансов стать одним из двух крупнейших государств XXI века, если бы не успешная английская колонизация, успешная и экономически и культурно.
Что происходило после Саргона Аккадского? Был еще один завоеватель ? Нарам-Суэн, или, как его раньше называли, Нарам-Син, который также совершил походы на территорию Малой Азии, и в источниках его времени уже прямо рассказывается, что он подчинил туземные государства, и даже рассказывается о том, что три царства с ним воевали. Мы можем даже догадываться, какие это были царства. Это уже на краю мифа и реальной истории. На этом кончаются дописьменные памятники и начинаются письменные. Достоверно это тексты 20-18 вв. до н.э. В 17 веке до н.э. более или менее ассирийские колонии исчезают и возникает древнехеттское государство. Три века до этого есть староассирийские тексты? в невероятном количестве. Я сам обомлел, когда увидел количество этих текстов в Стамбульском музее, в котором выставлены результаты турецких раскопок, которые начались в 1948 г., и продолжаются до сих пор. Раскопано сейчас почти 30 000 клинописных таблиц. Немыслимое количество! Наверное, один из самых больших архивов, которыми располагает история человечества вообще. Эти тексты не все прочитаны, но многие из них доступны для ознакомления в Интернете.
Исследование этих текстов началось давно, в конце 19 века. Турки находили эти таблички прямо на поверхности земли или во время сельскохозяйственных работ, продавали их на рынке. Таким образом, распродали примерно 4500 табличек, они осели в музеях разных стран. Голенищевская коллекция находится в Пушкинском музее в Москве в полном порядке, ее издала Янковская в специальной работе ?Староассирийские документы 2 тыс. до н.э. из Кюль-тепе? (1972) с хорошим переводом, комментарием и изданием всех имевшихся текстов. В других странах дела обстоят не так хорошо, например, в музее Лос-Анджелеса эти таблички до сих пор не прочитаны, а выставлены на полках, завернутыми в сухие тряпочки. В музеях стран Западной Европы эти коллекции доступны, причем доступны больше чем то, что было найдено турецкими археологами. Не существует международной системы доступа к древней информации. Раздробленность современного человечества сказывается в том, что мы древнюю историю не можем как следует изучать из-за того, что существуют государственные границы, разногласия между государственными религиями, и это с годами нарастает. Этого не было еще несколько лет назад, но сейчас это нарастает. В результате лучше всего изучены сейчас те 4000 кусочков, которые были найдены мошенниками, проданы на базарах и попали в музеи разных стран. Сейчас группа ученых (6 человек) из Голландии, Франции, Чехословакии и США совместно разрабатывает материал этих табличек. Турки мало пускают иностранцев в свои коллекции. В Турции нет ни научных ресурсов, ни желания для того, чтобы опубликовать все найденные документы. Эта группа ученых ? специалисты по социально-экономической истории и праву, знающих ассирийский язык, издают год за годом очень много. Дошло даже до того, что во Франции в популярной серии Сесиль Мишель издала письма из частных ассирийских архивов, изучая, таким образом, семейные отношения в ту эпоху.
Всего открыто три архива в трех ассирийских колониях. Самый большой архив происходит из города Каниш (Ниса). Эти архивы располагались в домах ассирийских торговцев.
Социально-экономическая система колоний.
Колонии существовали в туземных городах, не подчинялись напрямую местной власти. Царь каждого города (его титул дословно переводится как ?начальник лестницы?) исполнял в основном ритуальные функции. Ключевые экономические вопросы решало городское вече.
Ассирийцы жили отдельными кварталами. Ассирийцы не любили жить в колониях, так как это представляло опасность для их жизни. Местные жители, видимо, не раз изгоняли их с базаров, чему свидетельством являются следы многочисленных пожаров в колониях. Купцы старались поручить ведение дел управляющим, а сами жили в Ассирии. Они были двоеженцами. Дома у них был одна жена, а в колониях они заводили себе вторую, это широко практиковалось и считалось нормой. Основным средством передвижения между домом и колонией был осел.
Экономические отношения были похожи на финансовый капитализм, существовавший в Эбле в сер. III тыс. до н.э., что очень важно для того, о чем мы сейчас говорим. Практиковались векселя и вексельные выплаты. Было организовано массовое текстильное производство на экспорт, которое обеспечивало окрестные города. Было налажено массовое производство металлических изделий.
Железо было know-how хеттских царей, которым они не делились с ассирийцами. Ассирийцы пользовались бронзой, олово для бронзы везли из Средней Азии.
В каждом городе ассирийцы были объединены в торговые объединения, которые и являлись официальными представительствами их интересов. В документах отражается переписка между торговыми объединениями разных городов. Дворец взимал умеренные налоги, не вмешиваясь в бурную деятельность ассирийских колоний.
Культура
Существовало две абсолютно разных культуры ? культура ассирийцев и туземная малоазийская культура. Различия проявлялись в религии и даже во внешнем облике печатей (для примера показывает иллюстрации из AJA). Хатты ? население С-В. части Малой Азии, безусловно, весьма близкое абхазо-адыгским языкам. Недавно генетики Хи? и Ундерхилл доказали генетическую близость хаттов и западно-северо-кавказских народов, в частности, абхазо-адыгов, что подтверждает лингвистическую гипотезу об их родстве. Большую работу о родстве хаттов и западно-северо-кавказских народов опубликовали еще Старостин и Дьяконов.
Божества
Основным божеством был Пирва (pirua)
Вторым по значению и по упоминаниям был Тархун (Ta-ar-hu-nu (u)). Кстати, трава тархун не случайно называется тархуном, а является свидетельством распространения культа божества с этим именем. Кстати, и на Балканах также известна трава перуника, названная в честь Бога Грозы.
В последние годы были открыты тексты, в которых ассирийцы в этих колониях клянутся своими ассирийскими богами. Было распространено поклонение божеству магии Никалет или Никаль.
Увлечение магией можно связывать с опасностью жизни в колониях.
Собственные имена
1)одна группа (женские имена) имеет вторую часть ?nego/-niko (g и k, e и i не различаются в текстах того времени).
Например, Suppi-a-nika.
2)с окончанием ?hsu (сын, рожденный). С этим словом генетически связаны hasu ? рождать, царь; hasatar ? род (в том же смысле, что и лат. gens). Этимологические соответствия находятся в ассирийском Ассур, хурр. Аххур ? царь, повелитель, глава рода.
3)вторая группа женских имен с окончанием ?sar (-sor), восходящим к общеин-евр. * swe, *sor ? женщина своего рода, т.е. та, на которой нельзя жениться.
Обозначения свободы и зависимости
Понятие Ara ? древнеиндоевропейское обозначение того, то по закону (ср. иранское Арта)
Arava ? основа со значением ?свободный? (от налогов). Поскольку господствовала система финансового капитализма, то не имеется в виду ?не раб?, ?не лично зависимый?, а ?свободный от податей дворцу?.
Hutarla ? раб. Это понятие ввиду суффикса ?rla изобличает какой-то туземный язык вроде хурритского.
Рабы были, но в небольшом количестве, и только домашние рабы, как у американских индейцев.
Был распространен обязательный обычай отпускать рабов на волю. Вопрос об этом решало городское вече. Существовало мнение, что от города, который пренебрег этим обычаем, отвернутся его боги.
Конец ассирийских колоний в Малой Азии.
Три хеттских царства объединились против ассирийцев. Ассирийские колонии были сожжены, был положен конец ассирийскому присутствию в Малой Азии, после чего полностью изменилась соц-экон., система управления старной, термины ?договор?, ?повинности?.
Сложилась чисто феодальная система. Царь раздавал военные наделы, за которые они были обязаны выставить определенное количество воинов.
tuzzi ? (хетт.) воины (родств нем. deutsch, тевтоны). Понятие народ, мутировавшее в понятие армия.
tuzzi ? также феодальный надел, за пользование которым человек служит царю.
Palmer, опубликовавший микенские тексты, реконструировал индо-европейскую систему феодальных наделов, передача которого освящалась царем, в обмен на пользование которым владелец должен был поставлять ратников.
(Разное)
***
На одном корабле, затонувшем у берегов Турции в бронзовом веке, найдена доска с лувийским иероглифическим письмом 17 века.
Этническая ситуация в Малой Азии, которую мы видим сейчас, очень далека от той, какой она представлялась нам еще совсем недавно. В указанный период в Малой Азии, помимо хеттов, существовало много так называемых туземных языков. Сейчас нам известно примерно 10 анатолийских языков Малой Азии II тыс. до н.э., а в III тыс. до н.э., в период, о котором мы сейчас говорим, их было несомненно, еще больше. Сейчас мы об этом можем говорить уверенно, и это большое событие в области индоевропейского языкознания, хотя мало ученых знакомы с этими данными.
Индоевропейские анатолийские языки, находящиеся во 2 тыс. на территории Малой Азии, делятся на две группы, северную и южную. Северная ? в частности хеттский ? стилистически и грамматически сильно отличающаяся от южноанатолийских языков, из которых самый известный ? лувийский, но многие языки этой группы сохранились уже в позднее, послехеттское время, в частности, карийский с его странным алфавитом, в котором почти все буквы имеют ?негреческое? значение. Этим вопросом много занимался Шеворошкин еще до своей эмиграции из СССР, но в последнее время в области изучения позднеанатолийских языков сделано особенно много нового.
Поскольку мы располагаем сейчас примерным перечнем языков северной и южной анатолийских групп, представляет интерес выяснить, что было до этого. Мы можем узнать об этом очень много, используя как источник личные имена, встречающиеся в письменности староассирийских торговцев, колонизовавших малоазийские города в 3 ? нач. 2 тыс. до н.э., о чем я и буду рассказывать.
Проблема этой группы источников состоит в том, что источники сохранялись выборочно: выжило только то, что было написано на глине и случайно попало в огонь во время пожара. Коллекция таких табличек, происходящих из староассирийских колоний Малой Азии, собранная Голенищевым (он покупал эти таблички на базаре у торговцев), составляет основу коллекции табличек Пушкинского музея в Москве. Все, что было написано на дереве ? и это очень важно для того, о чем я говорю ? не сохранилось. И поэтому у нас есть основание предполагать наличие многих других несохранившихся текстов, хотя можно вообразить, что там погибло.
Археологические источники показывают, что в Центральной Анатолии, намного южнее Анкары, в историческом центре Малой Азии, в холмистых или даже полугорных районах, среди больших озер, находятся несколько древних городов, которые изучены археологами и в последнее время ? специалистами по дендрохронологии (самой надежной из методик определения хронологии) из Британского Археологического Музея. Большинство этих городов (по дендрохронологии) существовали уже в 2700-2600 гг., может быть и раньше.
Для столь раннего времени мы ничего достоверного в письменных текстах не находим. Но находим несколько интересных данных в древнемесопотамской традиции. В первую очередь это ? цикл о Саргоне I Аккадском (Великом), наиболее интересных в том числе для истории литературы. Некоторый намек на роль истории о Саргоне для истории мировой литературы дан в статье В. Шилейко, изданной на немецком языке об отзвуке гадания о Саргоне Аккадском у древнеримских поэтов. Эта статья переведена мной на русский язык и издана с моими комментариями два года назад в сборнике ?Памятники и люди?, издаваемом Пушкинским музеем. Шилейко полагал, что тексты, касающиеся Саргона Аккадского, были известны позднейшей традиции, и явились началом большой мифологической и литературной традиции. На эту тему написано очень много, написана диссертация на тему легенды о Саргоне и ее реплик в литературной традиции. Саргон, как и Эдип, родился с искалеченными ногами. Начало истории Эдипа совпадает с историей Саргона. Это заметил Пропп в одной из своих статей о фольклоре. Шилейко говорит о том, что мифы о Саргоне и Эдипе совпадают. Я не иду так далеко, как Шилейко, я не думаю, что Саргон и Эдип ? одно лицо. Это проблема Морозова и Фоменко: насколько можно ?склеивать? похожих персонажей. Если они похожи, то не обязательно, что это одно и то же. Хотя сходство, безусловно, большое.
Саргон был великим завоевателем, который совершил много походов, в частности, в Малую Азию. Как мы сейчас можем думать, когда установлено существование в Малой Азии нескольких процветающих больших городов, Саргон был привлечен богатством малоазийских городов, в которых говорили на туземных языках, в частности, индоевропейских. И установил на этих территориях если не ассирийское владычество, то ассирийское доминирование, подобно британским завоевателям в Индии, которые оставляли власть на местах местным раджам, при этом существовала экономическая структура, которая обеспечивала полный контроль. Российская империя пошла по промежуточному пути, она идеал колонизации с экономическим подчинением без имперского завоевания, реализовала только один раз успешно, и проиграла впоследствии этот замечательный опыт ? это Русская Америка, Российская Американская компания, которая была успешным опытом чисто экономического подчинения при отсутствии административной власти. Этот стиль экономического подчинения приводит к очень интересным культурным результатам. Я думаю, что индия не имела бы шансов стать одним из двух крупнейших государств XXI века, если бы не успешная английская колонизация, успешная и экономически и культурно.
Что происходило после Саргона Аккадского? Был еще один завоеватель ? Нарам-Суэн, или, как его раньше называли, Нарам-Син, который также совершил походы на территорию Малой Азии, и в источниках его времени уже прямо рассказывается, что он подчинил туземные государства, и даже рассказывается о том, что три царства с ним воевали. Мы можем даже догадываться, какие это были царства. Это уже на краю мифа и реальной истории. На этом кончаются дописьменные памятники и начинаются письменные. Достоверно это тексты 20-18 вв. до н.э. В 17 веке до н.э. более или менее ассирийские колонии исчезают и возникает древнехеттское государство. Три века до этого есть староассирийские тексты? в невероятном количестве. Я сам обомлел, когда увидел количество этих текстов в Стамбульском музее, в котором выставлены результаты турецких раскопок, которые начались в 1948 г., и продолжаются до сих пор. Раскопано сейчас почти 30 000 клинописных таблиц. Немыслимое количество! Наверное, один из самых больших архивов, которыми располагает история человечества вообще. Эти тексты не все прочитаны, но многие из них доступны для ознакомления в Интернете.
Исследование этих текстов началось давно, в конце 19 века. Турки находили эти таблички прямо на поверхности земли или во время сельскохозяйственных работ, продавали их на рынке. Таким образом, распродали примерно 4500 табличек, они осели в музеях разных стран. Голенищевская коллекция находится в Пушкинском музее в Москве в полном порядке, ее издала Янковская в специальной работе ?Староассирийские документы 2 тыс. до н.э. из Кюль-тепе? (1972) с хорошим переводом, комментарием и изданием всех имевшихся текстов. В других странах дела обстоят не так хорошо, например, в музее Лос-Анджелеса эти таблички до сих пор не прочитаны, а выставлены на полках, завернутыми в сухие тряпочки. В музеях стран Западной Европы эти коллекции доступны, причем доступны больше чем то, что было найдено турецкими археологами. Не существует международной системы доступа к древней информации. Раздробленность современного человечества сказывается в том, что мы древнюю историю не можем как следует изучать из-за того, что существуют государственные границы, разногласия между государственными религиями, и это с годами нарастает. Этого не было еще несколько лет назад, но сейчас это нарастает. В результате лучше всего изучены сейчас те 4000 кусочков, которые были найдены мошенниками, проданы на базарах и попали в музеи разных стран. Сейчас группа ученых (6 человек) из Голландии, Франции, Чехословакии и США совместно разрабатывает материал этих табличек. Турки мало пускают иностранцев в свои коллекции. В Турции нет ни научных ресурсов, ни желания для того, чтобы опубликовать все найденные документы. Эта группа ученых ? специалисты по социально-экономической истории и праву, знающих ассирийский язык, издают год за годом очень много. Дошло даже до того, что во Франции в популярной серии Сесиль Мишель издала письма из частных ассирийских архивов, изучая, таким образом, семейные отношения в ту эпоху.
Всего открыто три архива в трех ассирийских колониях. Самый большой архив происходит из города Каниш (Ниса). Эти архивы располагались в домах ассирийских торговцев.
Социально-экономическая система колоний.
Колонии существовали в туземных городах, не подчинялись напрямую местной власти. Царь каждого города (его титул дословно переводится как ?начальник лестницы?) исполнял в основном ритуальные функции. Ключевые экономические вопросы решало городское вече.
Ассирийцы жили отдельными кварталами. Ассирийцы не любили жить в колониях, так как это представляло опасность для их жизни. Местные жители, видимо, не раз изгоняли их с базаров, чему свидетельством являются следы многочисленных пожаров в колониях. Купцы старались поручить ведение дел управляющим, а сами жили в Ассирии. Они были двоеженцами. Дома у них был одна жена, а в колониях они заводили себе вторую, это широко практиковалось и считалось нормой. Основным средством передвижения между домом и колонией был осел.
Экономические отношения были похожи на финансовый капитализм, существовавший в Эбле в сер. III тыс. до н.э., что очень важно для того, о чем мы сейчас говорим. Практиковались векселя и вексельные выплаты. Было организовано массовое текстильное производство на экспорт, которое обеспечивало окрестные города. Было налажено массовое производство металлических изделий.
Железо было know-how хеттских царей, которым они не делились с ассирийцами. Ассирийцы пользовались бронзой, олово для бронзы везли из Средней Азии.
В каждом городе ассирийцы были объединены в торговые объединения, которые и являлись официальными представительствами их интересов. В документах отражается переписка между торговыми объединениями разных городов. Дворец взимал умеренные налоги, не вмешиваясь в бурную деятельность ассирийских колоний.
Культура
Существовало две абсолютно разных культуры ? культура ассирийцев и туземная малоазийская культура. Различия проявлялись в религии и даже во внешнем облике печатей (для примера показывает иллюстрации из AJA). Хатты ? население С-В. части Малой Азии, безусловно, весьма близкое абхазо-адыгским языкам. Недавно генетики Хи? и Ундерхилл доказали генетическую близость хаттов и западно-северо-кавказских народов, в частности, абхазо-адыгов, что подтверждает лингвистическую гипотезу об их родстве. Большую работу о родстве хаттов и западно-северо-кавказских народов опубликовали еще Старостин и Дьяконов.
Божества
Основным божеством был Пирва (pirua)
Вторым по значению и по упоминаниям был Тархун (Ta-ar-hu-nu (u)). Кстати, трава тархун не случайно называется тархуном, а является свидетельством распространения культа божества с этим именем. Кстати, и на Балканах также известна трава перуника, названная в честь Бога Грозы.
В последние годы были открыты тексты, в которых ассирийцы в этих колониях клянутся своими ассирийскими богами. Было распространено поклонение божеству магии Никалет или Никаль.
Увлечение магией можно связывать с опасностью жизни в колониях.
Собственные имена
1)одна группа (женские имена) имеет вторую часть ?nego/-niko (g и k, e и i не различаются в текстах того времени).
Например, Suppi-a-nika.
2)с окончанием ?hsu (сын, рожденный). С этим словом генетически связаны hasu ? рождать, царь; hasatar ? род (в том же смысле, что и лат. gens). Этимологические соответствия находятся в ассирийском Ассур, хурр. Аххур ? царь, повелитель, глава рода.
3)вторая группа женских имен с окончанием ?sar (-sor), восходящим к общеин-евр. * swe, *sor ? женщина своего рода, т.е. та, на которой нельзя жениться.
Обозначения свободы и зависимости
Понятие Ara ? древнеиндоевропейское обозначение того, то по закону (ср. иранское Арта)
Arava ? основа со значением ?свободный? (от налогов). Поскольку господствовала система финансового капитализма, то не имеется в виду ?не раб?, ?не лично зависимый?, а ?свободный от податей дворцу?.
Hutarla ? раб. Это понятие ввиду суффикса ?rla изобличает какой-то туземный язык вроде хурритского.
Рабы были, но в небольшом количестве, и только домашние рабы, как у американских индейцев.
Был распространен обязательный обычай отпускать рабов на волю. Вопрос об этом решало городское вече. Существовало мнение, что от города, который пренебрег этим обычаем, отвернутся его боги.
Конец ассирийских колоний в Малой Азии.
Три хеттских царства объединились против ассирийцев. Ассирийские колонии были сожжены, был положен конец ассирийскому присутствию в Малой Азии, после чего полностью изменилась соц-экон., система управления старной, термины ?договор?, ?повинности?.
Сложилась чисто феодальная система. Царь раздавал военные наделы, за которые они были обязаны выставить определенное количество воинов.
tuzzi ? (хетт.) воины (родств нем. deutsch, тевтоны). Понятие народ, мутировавшее в понятие армия.
tuzzi ? также феодальный надел, за пользование которым человек служит царю.
Palmer, опубликовавший микенские тексты, реконструировал индо-европейскую систему феодальных наделов, передача которого освящалась царем, в обмен на пользование которым владелец должен был поставлять ратников.
(Разное)
***
На одном корабле, затонувшем у берегов Турции в бронзовом веке, найдена доска с лувийским иероглифическим письмом 17 века.
Спойлер (раскрыть)
Об этом не надо догадываться, они перечислены в традиции о Нарам-Суэне.
Железо было хеттским ноу-хау не в период канишской асс. колонии, а на 500-600 лет позже. Они этим ноу-хау не делились со Среднеасс. империей.
Возможная, но достаточно произвольная реконструкция. В одном просто ошибочная: сожжен был ВЕСЬ Каниш, а не только ассирийская колония в нем. О том, что на эту тему действительно известно, см. выше: Питхана Куссарский взял и присоединил Канеш. Источники не говорят, что он или Анитта изгнали из Канеша ассирийских купцов. В середине XVIII в. Канеш, вместе с Канешской международной колонией купцов (включая ашшурских) был сожжен; когда его отстроили (скоро), колонии там уже не было. Когда Питхана взял Канеш, он, согласно надписи Анитты, там никого не обидел, так что это сожжение - не его рук дело. Иногда считают, что Канеш восстал против Анитты, тот его разгромил, а потом отстроил и сделал своей столицей (и этот разгром и отвечает сожжению). Надпись Анитты действительно упоминает, что он построил в Канише новые кварталы, а несколько из предшествующих пассажей разрушены (там могло сообщаться о подавлении мятежа в Канише).
tuzzi едва ли имеет отнгошение к teuth- "тевтоны"
Социальная система изменилась вовсе не после сожжения Каниша вместе с асс. колонией (сер. XVIII в.). Мы вообще ничего об этой системе не знаем вплоть до второй пол. XVII в.
Чисто феодальной системы не было, поскольку наделы эти - это обычно наделы военных колонистов, которые работали сами (типа стрельцы), а не феодалов типа рыцарей. Феодальная система у хеттов, да еще с апелляцией к Палмеру - это гипотезы средних десятилетий XX века.
Ничего похожего. Это Иванов использует "Эпос об Эбле (Эпос об освобождении)", где описано, как боги покарали Эблу за то, что та не освобождала - только вовсе не частных рабов, а заложников-пленников, см. напр.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В остальном все верно.
Цитата
и даже рассказывается о том, что три (анатолийских) царства с ним (Нарам-Суэном) воевали. Мы можем даже догадываться, какие это были царства.
Об этом не надо догадываться, они перечислены в традиции о Нарам-Суэне.
Цитата
Железо было know-how хеттских царей, которым они не делились с ассирийцами. Ассирийцы пользовались бронзой, олово для бронзы везли из Средней Азии.
Железо было хеттским ноу-хау не в период канишской асс. колонии, а на 500-600 лет позже. Они этим ноу-хау не делились со Среднеасс. империей.
Цитата
Три хеттских царства объединились против ассирийцев. Ассирийские колонии были сожжены, был положен конец ассирийскому присутствию в Малой Азии,
Возможная, но достаточно произвольная реконструкция. В одном просто ошибочная: сожжен был ВЕСЬ Каниш, а не только ассирийская колония в нем. О том, что на эту тему действительно известно, см. выше: Питхана Куссарский взял и присоединил Канеш. Источники не говорят, что он или Анитта изгнали из Канеша ассирийских купцов. В середине XVIII в. Канеш, вместе с Канешской международной колонией купцов (включая ашшурских) был сожжен; когда его отстроили (скоро), колонии там уже не было. Когда Питхана взял Канеш, он, согласно надписи Анитты, там никого не обидел, так что это сожжение - не его рук дело. Иногда считают, что Канеш восстал против Анитты, тот его разгромил, а потом отстроил и сделал своей столицей (и этот разгром и отвечает сожжению). Надпись Анитты действительно упоминает, что он построил в Канише новые кварталы, а несколько из предшествующих пассажей разрушены (там могло сообщаться о подавлении мятежа в Канише).
Цитата
после чего полностью изменилась соц-экон., система управления старной, термины ?договор?, ?повинности?.
Сложилась чисто феодальная система. Царь раздавал военные наделы, за которые они были обязаны выставить определенное количество воинов.
tuzzi ? (хетт.) воины (родств нем. deutsch, тевтоны). Понятие народ, мутировавшее в понятие армия.
tuzzi ? также феодальный надел, за пользование которым человек служит царю.
Сложилась чисто феодальная система. Царь раздавал военные наделы, за которые они были обязаны выставить определенное количество воинов.
tuzzi ? (хетт.) воины (родств нем. deutsch, тевтоны). Понятие народ, мутировавшее в понятие армия.
tuzzi ? также феодальный надел, за пользование которым человек служит царю.
tuzzi едва ли имеет отнгошение к teuth- "тевтоны"
Социальная система изменилась вовсе не после сожжения Каниша вместе с асс. колонией (сер. XVIII в.). Мы вообще ничего об этой системе не знаем вплоть до второй пол. XVII в.
Чисто феодальной системы не было, поскольку наделы эти - это обычно наделы военных колонистов, которые работали сами (типа стрельцы), а не феодалов типа рыцарей. Феодальная система у хеттов, да еще с апелляцией к Палмеру - это гипотезы средних десятилетий XX века.
Цитата
Был распространен обязательный обычай отпускать рабов на волю. Вопрос об этом решало городское вече. Существовало мнение, что от города, который пренебрег этим обычаем, отвернутся его боги.
Ничего похожего. Это Иванов использует "Эпос об Эбле (Эпос об освобождении)", где описано, как боги покарали Эблу за то, что та не освобождала - только вовсе не частных рабов, а заложников-пленников, см. напр.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В остальном все верно.