Стратегия и тактика за Гондор.
Прохожу The Third Age Total War - MOS v.1.7 за Гондор и решил написать несколько советов по игре за Гондор для новичков, т.к. многие вещи не всегда понятны и узнаются только во время прохождения компании.
Внимание впереди СПОЙЛЕРЫ! Я вас предупреждал...
-Стратегическое положение: (Раскрыть)
На СЕВЕРЕ территория Гондора защищена горами, за горами территория союзника - Рохана.
ЮЖНАЯ граница ограничена морем - не стройте в прибрежных городах порты, иначе эти города будут атакованы корсарами, которые будут высаживать десант на берег около прибрежных городов.
На ЗАПАДЕ аналогично, единственный проход - у города Cirith Iaur легко отслеживается если в проходе поставить дозорную башню (если Изенгагд сможет развиться, через этот проход он будет вести небольшие вражеские отряды на вашу территорию).
На ВОСТОКЕ будет единственный (в начале игры) фронт - с Мордором. В середине игры с северо-востока через Calenhad может нападать Изенгард и Мордор со своих северных тераторрий около Дол-Гулдура. А с юго-востока будет нападать Харад через брод рядом с Пеларгиром и через Восточный Осгилиат (если он будет в руках противника).
ЮЖНАЯ граница ограничена морем - не стройте в прибрежных городах порты, иначе эти города будут атакованы корсарами, которые будут высаживать десант на берег около прибрежных городов.
На ЗАПАДЕ аналогично, единственный проход - у города Cirith Iaur легко отслеживается если в проходе поставить дозорную башню (если Изенгагд сможет развиться, через этот проход он будет вести небольшие вражеские отряды на вашу территорию).
На ВОСТОКЕ будет единственный (в начале игры) фронт - с Мордором. В середине игры с северо-востока через Calenhad может нападать Изенгард и Мордор со своих северных тераторрий около Дол-Гулдура. А с юго-востока будет нападать Харад через брод рядом с Пеларгиром и через Восточный Осгилиат (если он будет в руках противника).
-Стратегия: (Раскрыть)
На СЕВЕРЕ проход у города Dunharrow непроходим (заскриптован для Арагорна).
На ЮГЕ ждите нападений корсаров и Харада. Остров Tolfalas захватите и лучше отдайте союзникам - одна из первых территорий на которые нападает Харад, пусть с ним разбираются ваши союзники а не вы.
На ЗАПАДЕ захватывайте все мятежные города, пройдите через проход у города Cirith Iaur и захватите Gynd (на его территории захватите 2 форта - в них разместите 4 отряда с бесплатным содержанием), далее захватите Balorn и Long Angren. На Long Angren ваши завоевания на западе закончатся, т.к. это идеальное место для защиты ваших территорий от Дунланда и Изенгарда. Рядом с Long Angren проходит река которая отделяет ваши территории от моря до гор. Единственный брод - рядом с городом (идеальное место для небольшой оборонительной армии), в городе можно нанимать 1 отряд пехоты, а в случае опасности подтягивать подкрепления из 2 рядом расположенных фортов. Поставьте по всему периметру дозорные башни и западные территории защищены. (При желании отсюда можно отправлять карательные отряды на Изенгард в помощь Рохану).
На ВОСТОКЕ переправившись через реку Андуин (это будут территории Восточного Итилиена) захватите Cair Andros и Восточный Осгилиат. Севернее территории (на Восточном берегу Итилиена) не захватывайте, иначе выйдите на границы Руна и ввяжетесь в войну еще и с ним. Южнее территории (на Восточном берегу Итилиена) будут мятежные провинции начиная с Ostithil и все более южные тарритории - их тоже не захватывайте (ничего интересного в них нет и дохода с них мало, зато раньше времени сцепитесь с Харадом), они будут буферной зоной между вами и Харадом (Хараду потребуется много времени чтобы захватить все эти территории, к тому же в Ostithil большой гарнизон мятежников - он остановит войска Харада надолго). Чем дольше вы не будете вступать в сражения с Харадом, тем лучше. Используйте это время для развития экономики и уничтожения Мордора. после захвата территорий Мордора у вас появятся и деньги и войска для войны с Харадом.
На ЮГЕ ждите нападений корсаров и Харада. Остров Tolfalas захватите и лучше отдайте союзникам - одна из первых территорий на которые нападает Харад, пусть с ним разбираются ваши союзники а не вы.
На ЗАПАДЕ захватывайте все мятежные города, пройдите через проход у города Cirith Iaur и захватите Gynd (на его территории захватите 2 форта - в них разместите 4 отряда с бесплатным содержанием), далее захватите Balorn и Long Angren. На Long Angren ваши завоевания на западе закончатся, т.к. это идеальное место для защиты ваших территорий от Дунланда и Изенгарда. Рядом с Long Angren проходит река которая отделяет ваши территории от моря до гор. Единственный брод - рядом с городом (идеальное место для небольшой оборонительной армии), в городе можно нанимать 1 отряд пехоты, а в случае опасности подтягивать подкрепления из 2 рядом расположенных фортов. Поставьте по всему периметру дозорные башни и западные территории защищены. (При желании отсюда можно отправлять карательные отряды на Изенгард в помощь Рохану).
На ВОСТОКЕ переправившись через реку Андуин (это будут территории Восточного Итилиена) захватите Cair Andros и Восточный Осгилиат. Севернее территории (на Восточном берегу Итилиена) не захватывайте, иначе выйдите на границы Руна и ввяжетесь в войну еще и с ним. Южнее территории (на Восточном берегу Итилиена) будут мятежные провинции начиная с Ostithil и все более южные тарритории - их тоже не захватывайте (ничего интересного в них нет и дохода с них мало, зато раньше времени сцепитесь с Харадом), они будут буферной зоной между вами и Харадом (Хараду потребуется много времени чтобы захватить все эти территории, к тому же в Ostithil большой гарнизон мятежников - он остановит войска Харада надолго). Чем дольше вы не будете вступать в сражения с Харадом, тем лучше. Используйте это время для развития экономики и уничтожения Мордора. после захвата территорий Мордора у вас появятся и деньги и войска для войны с Харадом.
-Борьба с Мордором: (Раскрыть)
После захвата Восточного Осгилиата собирайте армию (полный стек) для захвата Minas Morgul (осторожно-гарнизонный скрипт). Лучше не штурмовать его (крайне большие потери из-за уникальной архитектуры и гарнизонного скрипта), а ждите вылазки противника или нападения подкреплений противника на вашу осаждающую армию. Minas Morgul будет вашим плацдармом для захвата Мордора, сразу же стройте в нем библиотеку для возможности найма войск. При достижении культуры Дунадан 55% появится возможность найма уникального юнита - Хранители Минас Итиля(их можно нанимать и в Cirith Ungol) - лучшие копейщики у гондора (атака-10, натиск-4, защита-22, содержание 340). Так же в Minas Morgul нанимаются Рейнджеры Итилиена, мечники и копейщики Гондора. Захватите Cirith Ungol (разместите в нем гарнизон для обороны) и Durthang (поставьте рядом с ним армию для защиты прохода). Теперь можетфе свободно захватывать территории Мордора. Лучше сначала захватить Glamechad (дает большой доход), Isenmouthe (перекрывает врагу проход для подвода подкреплений из Дол-Гулдура), Morigost, Thaurband и Seregost, выйдя на границу с Caran (перед ним будет проходить река, защищающая захваченные территории-рядом с ним будет один мост (небольшой отряд для защиты на мосту) и на юге рядом с горами брод (небольшой отряд для защиты)). Caran оставляем Мордору (маленький городок, оотуда будут идти только небольшие отряды орков) чтобы сделать буферной областью и не выходить на границы Руна и Харада, иначе они нападут на вас. Напоследок оставьте Barad-dur (тяжелый штурм из-за архитектуры города, гарнизонного скрипта и дополнительных скриптовых армий противника) и Morannon (гарнизонный скрипт, после его захвата можете выйти на границы с Руном и начать с ним войну). После этого весь Мордор будет ваш (состояние финансов заметно улучшится и можно продолжать войну). Останется лишь устроить поход на север на Дол-Гулдур. Дальше войны с Руном на севере и Харадом на Юге.
-Города: (Раскрыть)
Сначала общие моменты. Сразу же стройте дороги (т.к. у Гондора большие территории, то вопрос доставки подкреплений очень актуален - чем лучше дороги, тем быстрее передвигаются отряды), стройте поля и фермы + ставьте низкие налоги (это увеличит рост населения - чем больше рост населения тем быстрее увеличится количество жителей, можно будет увеличить уровень поселений, построив новые стены и постройки). В больших городах оставляйте генералов-наместников в особенностях (характеристиках генералов) которых будет написано: "суммарная нищета -х" это тоже увеличит прирост населения. Дальше поднимайте экономику-стройте рынки и шахты. В маленьких поселениях из военных построек нужны лишь казармы для найма и бесплатного содержания гарнизона. Все остальные войска вы будете нанимать в нескольких крупных городах.
Теперь рассмотрим интересные города у Гондора.
+Минас Тирит. Сразу стройте в нем казармы и кузницы максимального уровня (по возможности после этого переобучайте в нем все ваши войска). В нем есть несколько построек уменьшающих стоимость переобучения войск на -80% (при постройке феодальных бараков). Постройте феодальные бараки - позволяют переобучить уникальные отряды в Минас Тирите, а не вести их на переобучение через половину карты в родные города (нанимать новые уникальные отряды в нем нельзя, только пополнять уже имеющиеся).
+Edloss. Постройте в нем казармы (для найма секироносцев Лоссарнаха-ударная пехота) и мастерскую луков (секкиры Лоссарнаха-застрельщики, метатели топоров).
+Pelargir. Стройте казармы (для найма морской пехоты Пеларгира - лучшие застрельщики Гондора, доступны с самого начала игры). Так же в них можно будет нанимать пехоту и копейщиков Гондора.
+Дол Амрот. Начните с постройки конюшни максимального уровня. В конюшне 1 уровня нанимаются сквайры Дол-Амрота - неплохая конница в начале игры (если не считать генеральские отряды) (войнов-39, атака-5, натиск-9, защита-16, содержание-220). В конюшне 2 уровня нанимаются рыцари Лебедя (войнов-24, атака-6, натиск-14, защита-27, содержание-750) - они будут доступны к найму на 20-30 ходу. Рыцари Лебедя лучшая тяжелая конница у Гондора, но очень дорогие (найм-1800, содержание-750), малочисленные (всего 24 война) и нанимаются 8 ходов, к тому же найм возможен только в Дол-Амроте. С самого начала увеличивайте рост населения Дол-Амрота. К 100-150 ходу вы получите в нем лучшую тяжелую пехоту Гондора - пешие рыцари лебедя (атака-10, натиск-4, защита-27, содержание-360).
+Каир Андрос, Henneth Annun, Восточный Осгилиат, Minas Morgul, Ostithil интересны возможностью найма лучших лучников - рейнджеры Итилиена (одни из самых дальнобойных лучников, с самым большим уроном от стрел и довольно массовые для уникальных отрядов).
+Cirith Ungol, Minas Morgul интересны возможностью найма уникального юнита - Хранители Минас Итиля - лучшие копейщики у Гондора (атака-10, натиск-4, защита-22, содержание 340).
Теперь рассмотрим интересные города у Гондора.
+Минас Тирит. Сразу стройте в нем казармы и кузницы максимального уровня (по возможности после этого переобучайте в нем все ваши войска). В нем есть несколько построек уменьшающих стоимость переобучения войск на -80% (при постройке феодальных бараков). Постройте феодальные бараки - позволяют переобучить уникальные отряды в Минас Тирите, а не вести их на переобучение через половину карты в родные города (нанимать новые уникальные отряды в нем нельзя, только пополнять уже имеющиеся).
+Edloss. Постройте в нем казармы (для найма секироносцев Лоссарнаха-ударная пехота) и мастерскую луков (секкиры Лоссарнаха-застрельщики, метатели топоров).
+Pelargir. Стройте казармы (для найма морской пехоты Пеларгира - лучшие застрельщики Гондора, доступны с самого начала игры). Так же в них можно будет нанимать пехоту и копейщиков Гондора.
+Дол Амрот. Начните с постройки конюшни максимального уровня. В конюшне 1 уровня нанимаются сквайры Дол-Амрота - неплохая конница в начале игры (если не считать генеральские отряды) (войнов-39, атака-5, натиск-9, защита-16, содержание-220). В конюшне 2 уровня нанимаются рыцари Лебедя (войнов-24, атака-6, натиск-14, защита-27, содержание-750) - они будут доступны к найму на 20-30 ходу. Рыцари Лебедя лучшая тяжелая конница у Гондора, но очень дорогие (найм-1800, содержание-750), малочисленные (всего 24 война) и нанимаются 8 ходов, к тому же найм возможен только в Дол-Амроте. С самого начала увеличивайте рост населения Дол-Амрота. К 100-150 ходу вы получите в нем лучшую тяжелую пехоту Гондора - пешие рыцари лебедя (атака-10, натиск-4, защита-27, содержание-360).
+Каир Андрос, Henneth Annun, Восточный Осгилиат, Minas Morgul, Ostithil интересны возможностью найма лучших лучников - рейнджеры Итилиена (одни из самых дальнобойных лучников, с самым большим уроном от стрел и довольно массовые для уникальных отрядов).
+Cirith Ungol, Minas Morgul интересны возможностью найма уникального юнита - Хранители Минас Итиля - лучшие копейщики у Гондора (атака-10, натиск-4, защита-22, содержание 340).
-Генералы: (Раскрыть)
Генералы могут возглавлять армии или (если они находятся в городе) становятся наместниками, управляя этим городом. Если у вас мало генералов есть несколько способов их получить. Соглашайтесь на все предложения женитьбы и замужества членов правящей семьи. Супруги автоматически тоже становятся членами семьи. Если вы согласились на замужество, то у вас сразу появится новый генерал, если на женитьбу - то у пары со временем появятся дети и надо будет подождать когда они вырастут.
Так же периодически появляются сообщения с предложением усыновить кандидата в члены семьи - соглашайтесь.
Другим способом получить генерала является добавление в семью "героя дня". Для этого надо отправить армию без генерала на бой с противником (желательно чтобы в этой армии был 1 отряц конницы). Теперь надо чтобы вы выиграли у противника с минимальными потерями и получили "героическую победу", при этом отряд командира (обычно в армиях с конным отрядом командирским отрядом становится именно он) должен лично уничтожить или захватить в плен большое количество врагов с минимальными потерями (для этого используйте конницу для удара в тыл вражеским отрядам, связанным боем с вашей пехотой, атакуйте конницей лучников и преследуйте убегающих противников). После боя появляется предложение сделать командира "героя дня" членом семьи. Также в качестве командирского отряда иногда может стать отряд элитных лучников, который расстреляет противника до того как он доберется до лучников. главное чтобы число противников превышало число ваших бойцов.
У каждого генерала есть свита в виде предметов и людей которые добавляют вашему генералу особенные способности(максимально в свите генерала 8 слотов). Большинсво членов свиты может быть передано от одного генерала другому, пока они находятся в одном городе или армии.
Наиболее полезные члены свиты для генерала командующего армией:
+Рукопись Исильдура - владелец становится будущим наследником после гибели короля. У короля и наследника увеличенное количество войнов в свите, поэтому полезно их держать в полевых армиях (большой конный отряд с самовосстановлением, к тому же их содержание очень дорого и в качестве наместников они себя не окупают).
+Радагаст Бурый - возрастает шанс вылечить раненых после битвы (восстанавливает до 30% и более погибших в бою солдат). Очень полезен у генерала, командующего главной армией.
+Доспех (мордорский доспех, эльфийский доспех и т.д., также могут быть другие предметы и некоторые люди - меченосец и т.д.)- трофей после битвы с противником. Тип доспеха зависит от того с кем проходило сражение. Добавляет от 1 до нескольких хитпоинтов вашему генералу (т.е. +1 к здоровью, еще несколько жизней, уменьшает вероятность гибели вашего генерала в битве). У 1 генерала может быть несколько доспехов, при этом эффект суммируется.
Наиболее полезные члены свиты для генерала-наместника:
+Главнокомандующий. 10% скидка на обучение войск. Дается одному генералу из всех.
+Сержант. 10% скидка на обучение войск.
+Командир наемников. 10% скидка на покупку и обучение войск. Наиболее легко получаемый член свиты. Достаточно одним генералом нанять несколько отрядов наемников. Обычно достаточно нанять 2-3 отряда наемников.
+Первый советник. 10% скидка на строительство.
+Архитектор. -2 нищеты. 10% скидка на строительство. Получается если в одном из поселений с наместником активно строить здания.
+Эрл Анфаласа. -1 нищеты. У наместника Анфаласа. После его смерти достаточно отправить в город генерала и через несколько ходов он станет новым эрлом Анфаласа.
+Правитель Морнаха. -1 нищеты. У правителя Морнаха. После его смерти достаточно отправить в город генерала и через несколько ходов он станет новым правителем Морнаха.
Также у генералов бывают "особенности". Это черты характера генералов тоже дающие разные бонусы. В отличие от свиты они не передаются.
+Способный строитель- 5% скидка на строительство. Получается если в одном из поселений с наместником активно строить здания.
Благодаря "особенности" "Способный строитель" и свите: Главнокомандующий, Сержант, Командир наемников, Первый советник, Архитектор - у одного генерала, я получил генерала-наместника у которого 25% скидка на строительство (а учитывая что высокоуровневые здания очень дороги, это очень ощутимая скидка) и 30% скидка на покупку и обучение войск. Этого генерала я посадил в Минас Тирит (в котором и так 80% скидка на переобучение войск) и переобучаю там все свои войска гораздо дешевле. Когда нужно построить здание в другом рядом расположенном городе, я перевожу его в другой город, начинаю строительство и оставляю наместника на 1 ход. На следующий ход когда уже окончена часть строительства и уже взяли деньги за строительство, тогда можно опять вернуть наместника в Минас Тирит.
P.S. Аналогичные особенности и члены свиты есть и у других фракций, только называются иногда по другому.
Так же периодически появляются сообщения с предложением усыновить кандидата в члены семьи - соглашайтесь.
Другим способом получить генерала является добавление в семью "героя дня". Для этого надо отправить армию без генерала на бой с противником (желательно чтобы в этой армии был 1 отряц конницы). Теперь надо чтобы вы выиграли у противника с минимальными потерями и получили "героическую победу", при этом отряд командира (обычно в армиях с конным отрядом командирским отрядом становится именно он) должен лично уничтожить или захватить в плен большое количество врагов с минимальными потерями (для этого используйте конницу для удара в тыл вражеским отрядам, связанным боем с вашей пехотой, атакуйте конницей лучников и преследуйте убегающих противников). После боя появляется предложение сделать командира "героя дня" членом семьи. Также в качестве командирского отряда иногда может стать отряд элитных лучников, который расстреляет противника до того как он доберется до лучников. главное чтобы число противников превышало число ваших бойцов.
У каждого генерала есть свита в виде предметов и людей которые добавляют вашему генералу особенные способности(максимально в свите генерала 8 слотов). Большинсво членов свиты может быть передано от одного генерала другому, пока они находятся в одном городе или армии.
Наиболее полезные члены свиты для генерала командующего армией:
+Рукопись Исильдура - владелец становится будущим наследником после гибели короля. У короля и наследника увеличенное количество войнов в свите, поэтому полезно их держать в полевых армиях (большой конный отряд с самовосстановлением, к тому же их содержание очень дорого и в качестве наместников они себя не окупают).
+Радагаст Бурый - возрастает шанс вылечить раненых после битвы (восстанавливает до 30% и более погибших в бою солдат). Очень полезен у генерала, командующего главной армией.
+Доспех (мордорский доспех, эльфийский доспех и т.д., также могут быть другие предметы и некоторые люди - меченосец и т.д.)- трофей после битвы с противником. Тип доспеха зависит от того с кем проходило сражение. Добавляет от 1 до нескольких хитпоинтов вашему генералу (т.е. +1 к здоровью, еще несколько жизней, уменьшает вероятность гибели вашего генерала в битве). У 1 генерала может быть несколько доспехов, при этом эффект суммируется.
Наиболее полезные члены свиты для генерала-наместника:
+Главнокомандующий. 10% скидка на обучение войск. Дается одному генералу из всех.
+Сержант. 10% скидка на обучение войск.
+Командир наемников. 10% скидка на покупку и обучение войск. Наиболее легко получаемый член свиты. Достаточно одним генералом нанять несколько отрядов наемников. Обычно достаточно нанять 2-3 отряда наемников.
+Первый советник. 10% скидка на строительство.
+Архитектор. -2 нищеты. 10% скидка на строительство. Получается если в одном из поселений с наместником активно строить здания.
+Эрл Анфаласа. -1 нищеты. У наместника Анфаласа. После его смерти достаточно отправить в город генерала и через несколько ходов он станет новым эрлом Анфаласа.
+Правитель Морнаха. -1 нищеты. У правителя Морнаха. После его смерти достаточно отправить в город генерала и через несколько ходов он станет новым правителем Морнаха.
Также у генералов бывают "особенности". Это черты характера генералов тоже дающие разные бонусы. В отличие от свиты они не передаются.
+Способный строитель- 5% скидка на строительство. Получается если в одном из поселений с наместником активно строить здания.
Благодаря "особенности" "Способный строитель" и свите: Главнокомандующий, Сержант, Командир наемников, Первый советник, Архитектор - у одного генерала, я получил генерала-наместника у которого 25% скидка на строительство (а учитывая что высокоуровневые здания очень дороги, это очень ощутимая скидка) и 30% скидка на покупку и обучение войск. Этого генерала я посадил в Минас Тирит (в котором и так 80% скидка на переобучение войск) и переобучаю там все свои войска гораздо дешевле. Когда нужно построить здание в другом рядом расположенном городе, я перевожу его в другой город, начинаю строительство и оставляю наместника на 1 ход. На следующий ход когда уже окончена часть строительства и уже взяли деньги за строительство, тогда можно опять вернуть наместника в Минас Тирит.
P.S. Аналогичные особенности и члены свиты есть и у других фракций, только называются иногда по другому.
P.S. Предлагаю добавить в шапку.