Последний бой эсминца DD-219 «Эдсолл».
«Эдсолл» был гладкопалубным 4-трубным эсминцем, разработанным в годы 1-й Мировой войны, но построенный только в 1920 году. Как и другие эсминцы этой серии в 80 кораблей, он имел максимальную скорость хода 35 узлов и четыре 4-дюймовых орудия главного калибра.
В 1925 году, после службы в европейских водах, «Эдсолл» присоединился к Азиатскому Флоту и следующие пятнадцать лет защищал американские интересы у китайского побережья от Шанхая до Гонконга. Когда Пёрл – Харбор подвергся нападению, он служил в 57-м дивизионе эсминцев в Баликпапане, на Борнео. Он немедленно направился к Сингапуру и принял участие в поисках оставшихся в живых моряков с британских линейных кораблей «Принц Уэльский» и «Рипалс», потопленных 10 декабря 1941 года японскими самолетами. Затем, базируясь на Яву, эсминец эскортировал суда, уходившие от продвигающихся японцев на юг, в Австралию. 20 января 1942 года он участвовал в первом потоплении большой японской субмарины и в ходе очередной атаки был поврежден собственной преждевременно разорвавшейся глубинной бомбой. Образовалась сильная течь в корпусе и корабль был направлен в Чилачап для ремонта.
Отчаянно нуждаясь в боевых самолетах, американский военно-морской флот послал старый авианосец «Лэнгли» с 32 истребителями P-40 из Австралии к Яве. Эсминцы «Эдсолл» и «Вайпул» были направлены из Чилачапа навстречу авианосцу, чтобы привести его туда для выгрузки и сборки самолетов. Но когда 27 февраля они присоединились к «Лэнгли», появились японские бомбардировщики и атаковали старый авианосец. Их бомбы подожгли корабль. Команда вынуждена была оставить его, будучи спасенной двумя эсминцами. «Эдсолл» и «Вайпул» подобрали из воды 485 моряков, после чего добили «Лэнгли» снарядами и торпедами.
Направившись затем на юго-запад, к острову Рождества, эсминцы передали там спасенных моряков на танкер ВМС США «Пекос». «Эдсолл» взял на борт 32 пилота и механика у «Вайпула» и пошел с ними назад, на север, в Чилачап. Он отбыл с острова Рождества утром 28 февраля с приблизительно 185 офицерами и моряками на борту.
Его перемещения в течение следующих полутора суток неизвестны. Однако, исходя из его местоположения на момент гибели и учитывая пройденное расстояние, очевидным является то, что эсминец не возвращался к Яве, а вместо этого лег на южный курс. 1 марта японские силы вторжения начали высадку на северном побережье Явы и все американские военные корабли получили приказ уходить на юг, к Австралии. Конечно, «Эдсолл» получил этот приказ по радио.
Тремя днями ранее, 25 февраля, авианосное соединение адмирала Нагумо
(авианосцы «Сорю» и «Акаги») вышло из Keндари, на о. Целебес, и направилось в Индийский океан с задачей "пресечь любые попытки союзнических сил спастись из Яванского моря”. Нагумо поддерживали 3-я дивизия линкоров («Хиэй» и «Кирисима») и 8-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсеры «Тоне» и «Тикума»), Судьба распорядилась так, чтобы «Эдсолл» встретился с ними во второй половине дня 1 марта 1942 года.
Крейсер «Тонэ» первым обнаружил «Эдсолл» на расстоянии 15 миль к северо-западу в 250 милях к юго-юго-востоку от острова Рождества. Двенадцатью минутами позже «Тикума» также увидел «Эдсолл», изменил курс и 17.30 с 21 км (11 миль) открыл огонь из 8-дюймовых орудий, но неточно. Немедленно командир «Эдсолла», лейтенант Джошуа Никс, начал ставить дымовую завесу и принялся выполнять маневры уклонения от залпов, которые расстроили намерения японцев на полтора часа.
В 17.47 линейные корабли «Хиэй» и «Кирисима» открыли огонь главным калибром с 27 000 м (14,5 миль), но и их снаряды не попадали в цель. В 17.56 лейтенант Никс смело повернул свой корабль на «Тикуму» и сократил дистанцию, чтобы обстрелять крейсер из своих 4-дюймовок, однако снаряды ложились с недолетом.
«Тикума» прекратил стрелять в 18.00, после того, как вошел в дождевой шквал, а. «Эдсолл» скрылся в дыму. Однако, интенсивный огонь четырех японцев возобновился, когда американский корабль стал видимым снова. Поскольку они стреляли с очень большой дистанции, лейтенант Никс, наблюдая за вспышками выстрелов, имел время выполнить маневр, чтобы избежать попаданий. Он делал так приблизительно каждую минуту. Во время выполнения своих разворотов на 360° он также резко изменял скорость от 30 узлов до стопа и обратно.
Поскольку «Эдсолл» был ранее поврежден у Явы, когда одна из его глубинных бомб взорвались слишком близко к корме, его максимальная скорость уменьшилась и не было надежды на то, что удастся опередить врага и убежать. Он мог только держать дистанцию и максимально долго избегать попаданий. Японская морская артиллерия в этой стадии войны часто была расточительна и неэффективна. Нападение на «Эдсолл» было тому примером.
Официальная история ВМС Японии указывает, что всего до конца сражения было выпущено приблизительно 1400 снарядов, но только один из них поразил цель. Однако, в рапортах «Тонэ» и «Тикумы» указываются два прямых попадания в «Эдсолл» - одно с «Хиэя» в 18.24, а другое – с «Тонэ» в 18.35. В любом случае, это был чрезвычайно низкий процент попаданий и большей частью из-за действий корабля лейтенанта Никса, превосходно державшегося в наихудшей ситуации.
Спустя час после начала боя появились вызванные на подмогу девять пикирующих бомбардировщиков с «Сорю» и восемь с «Акаги», которые атаковали «Эдсолл» с 18.27 до 18.50, в то время, когда он в четвертый раз ставил завесу. Самолеты сбросили восемь 550-фунтовых и девять 1100-фунтовых бомб, добились множества попаданий и оставили «Эдсолл» охваченным огнем. Теперь эсминец был неуправляемым и обездвиженным. Линейные корабли и крейсеры непрерывно обстреливали его вспомогательными калибрами, пока он не затонул в 19.00 в точке 13 градусов 45 минут ю.ш. 106 градусов 45 минут в.д., в 430 милях к югу от Явы.
Крейсер «Тикума» подобрал неопределенное число оставшихся в живых, возможно около пяти. При допросе они сказали название их корабля, которое «Тикума» зарегистрировал как “Edosooru.” Они также объяснили захватившим их то, каким образом лейтенант Никс удерживал свой корабль на плаву так долго время под мощным обстрелом. Они описали, как он изменял курс, наблюдая за вспышками выстрелов японских орудий, как он делал развороты на 360 градусов, как он изменял скорость от полной до стопа, и как он ставил дымовые завесы. По этим сведениям японцы рекомендовали множество изменений в учебный план по артиллерийской подготовке в военно-морской базе Йокосука.
Для противодействия возможности уклонения вражеского корабля от снарядов, выпущенных с большой дистанции, они уменьшили начальную дистанцию для открытия огня до 12000 метров для крейсеров против эсминцев и l7000 метров для эсминцев против эсминцев. Это требовало правильной идентификации цели («Тонэ» думал, что «Эдсолл» был легким крейсером). Захваты в клещи с разных направлений должны были использоваться, чтобы уменьшить возможности для врага выполнять маневры уклонения. Они ввели улучшенное обучение и тактику для обстрелов с дальней дистанции, чтобы уменьшить расход боеприпасов.
Оставшиеся в живых с «Эдсолла» были помещены в лагерь для военнопленных на Целебесе и более никто когда-либо не слышал от них. После войны Армейская Похоронная Регистрационная Служба идентифицировала останки пяти моряков с корабля: Сиднея Аморея, Хораса Андреса, Д.Р. Камерона, Ларри Вандивера и Дональда Уоттерса. Лейтенант Никс и его команда никогда не получили никакого официального признания их героического подвига, который был в самых прекрасных традициях Военно-морского флота Соединенных Штатов.