Сообщество Империал: Правовая система Древнего Китая - Сообщество Империал

Чиполлино

Правовая система Древнего Китая

На основе идей конфуцианства и легизма
Тема создана: 12 декабря 2015, 21:50 · Автор: Чиполлино
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Чиполлино
  • Imperial
Imperial
Итальянский лук

Дата: 12 декабря 2015, 21:50

Imp


В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньскоиньском1 и раннечжоусском2 Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.

В VI веке до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" - это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной идеей такого объединения является идея "сяо" - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

Читать дальше (Reveal)

Источники права (Reveal)

Уголовное право (Reveal)

Наказания (Reveal)

Брак и семья (Reveal)

Регулирование имущественных отношений (Reveal)

Судебный процесс (Reveal)

1 Государство Шан-Инь - государственное образование, существовавшее с 1600 года до н.э. по 1027 год до н.э. в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину. Государство Шан предшествовало государству Чжоу.
2 Государство Чжоу – государственное образование, существовавшее с 1045 года до н.э. по 221 до н.э. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратила править Китаем после победы династии Цинь.
3 Легисты - юристы, законоведы, занимавшие должности советников при правителях.
4 Период сражающихся царств - период китайской истории от V века до н.э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 году до н.э.
5 Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (воюющих царств), сформировавшаяся в IV–III вв. до н.э., известная также как «Школа законников».
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 сентября 2016, 12:58

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Отыграл ходов восемь, первые впечатления.
    Судя по веткам технологий, авторы разделили историю Древнего Китая на 3 периода: Ранний бронзовый век (соответствует эпохам Шан-Инь, Западное Чжоу, Чуньцю), эпоха Сражающихся царств ( Чжаньго), Имперский период ( Цинь-Хань). Поэтому со старта вам доступны фракции, соответствующие сразу довольно большому периоду 15-6 в до н.э.: Шан, Чжоу, Чу, Собачьи Жуны, Хань ( не путать с империей Хань!) и еще кто-то. Цинь и другие интересные фракции откроются только через 200 ходов, что должно символизировать исторический процесс и в целом правильно. Раз такое дело, я выбрал южное царство Чу и со старта получил 1 город Данъян, 1 стек переселенцев, 1 стек телохранителей и 1 стек аристократов.
    Надо сказать несколько слов об историчности (а как же!). Фракция Dogs Rong или Собачьи Жуны, как они это перевели... В оригинале это цюаньжуны. Действительно, цюань на древнекитайском это "собака", но в данном случае, скорее всего имелся в виду этноним, зачем было переводить буквально! Кстати, по мнению ряда ученых первые правители Цинь происходили именно из цюаньжунов. В 771г цюаньжуны взяли штурмом столицу Чжоу и убили вана, после чего столицу пришлось переносить на Восток.
    Заглянул в город Данъян. Несколько домов, рядом стоят жители. Если к переселенцам нет вопросов, то вот рядовые горожане одеты странно: длинные куртки с широкими рукавами, короткие штаны и соломенные шляпы. Если длинные куртки еще и сойдут для Чу 4 в до н.э., то вот штаны древние китайцы тогда не носили. Только в 4 в до н.э. и только в северном царстве Чжао китайцы переняли штаны у северных кочевников, да и то, только для кавалерии. Штаны распространялись медленно, и еще в 4-6 вв н.э. на юге основной одеждой были длинные куртки и плахта ( что-то среднее между юбкой и японскими шароварами). Соломенные широкополые шляпы появляются еще позднее -- уже в эпохи Тан и Сун.
    Отряд аристократов одет и вооружен в целом именно так, как следует для эпохи Шан. А вот лучники ополчения даже не озаботились такой условностью, как луки и стрелы, да и зачем, если есть ушу.
    Надписи на флагах фракций выполнены письмом сяочжуань, тем самым, что возник в эпоху Цинь (3 в до н.э.), да еще в таком стиле, что характерен для словаря "Шовэнь" (2 в н.э.), что довольно странно для 15-6 вв до н.э. Надо было использовать стиль дачжуань, но кто его прочтет, конечно.
    Иконки никакого отношения к Китаю не имеют, что плохо, но терпимо.
    Наем довольно странный: можно сразу нанять за бесплатно отряды ноблей и ополчения, но вот потом надо ждать 10 ходов или больше, пока они вновь соберутся в городе. Фермы модно строить тоже бесплатно, но с шагом в 2 хода: первая ферма строится 2 хода, следующая 4 и т.д.С носорогами ничего сделать нельзя, просто шиплют траву и приносят доход.
    Есть 4 ветки технологий, можно продвигаться сразу по всем, но одно изобретение исследуется больше 8 ходов.
    Пока я только обследовал окрестности города, обнаружил, что на запад идти мешают всякие горы и реки, построил еще один город Ин, и ищу кого бы завоевать. Вокруг кроме тумана, рек и лесов нет никого!
    Кстати, на ТВ игра практически не похожа, скорее эта Цива для Древнего Китая.

    Quote

    Сначала была общинная собственность (что мы имеем на начало игры), потом формируется институт права собственности как таковой (такой закон есть), потом по мере развития игры появляется закон о перераспределении земли (исторически: реформа императора Уди), и наконец в игре можно объявить землю государственной собственностью. Более подробно об этом смотрим - Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Норма, 2004 - с. 68-70

    Вот интересно, на основании каких данных Жидкова и др пришли к таким выводам. Я бы посоветовал им почитать работы Л.С. Васильва. Древний Китай. Эпоха Шан. и Древний Китай. Эпоха Чуньцю. Что за земельную реформу провел император У-ди я не в курсе, и чем она отличалась от других реформ не слышал. Он отобрал тихой сапой княжеские уделы у наследников сподвижников Лю Бана, было дело, но в чем тут реформы? Что касается того, что в конце игры можно обявить землю гос собственностью, то открываем Шицзин (время формирования 10-7 вв до н.э.) и читаем:

    Широко кругом простирается небо вдали,
    Но нету под небом ни пяди нецарской земли.
    На всем берегу, что кругом омывает моря,
    Повсюду на этой земле только слуги царя!
       Последний Римлянин
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 25 сентября 2016, 13:13

      Dezperado

      Судя по веткам технологий, авторы разделили историю Древнего Китая на 3 периода: Ранний бронзовый век (соответствует эпохам Шан-Инь, Западное Чжоу, Чуньцю), эпоха Сражающихся царств ( Чжаньго), Имперский период ( Цинь-Хань)


      Кстати, вот это интересно, один из юнитов, который можно нанять называется "мусульманские требушеты", так что условно эта игра заканчивается не раньше 7-8 веков. Хотя в описании игры написано, что период игры - 1500 до н.э. - 1500 н.э.

      Dezperado

      Фракция Dogs Rong


      То есть, разработчики действительно подразумевали "собак"? А я-то думал, что название фракции на китайском дано. Увы, с языком этим не знаком :)

      Dezperado

      Фермы модно строить тоже бесплатно, но с шагом в 2 хода: первая ферма строиться 2 хода, следующая 4


      Насколько я понял, следующая ферма также будет строиться 2 хода, просто цифирь показывает сколько ходов вообще займёт строительство.

      Dezperado

      Кстати, на ТВ игра практически не похожа, скорее эта Цива для Древнего Китая.


      Я бы даже сказал, она на "Гегемонию" похожа :)

      Dezperado

      Что за земельную реформу провел император У-ди


      Цитирую: "Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов" (с.70)

      Про государственную собственность: "Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года." (там же)
         Аорс
        • Imperial
        Imperial
        Принц Персии

        Дата: 25 сентября 2016, 20:17

        Последний Эллин

        Цитирую: "Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов" (с.70)

        Про государственную собственность: "Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года." (там же)

        Да это обычный династийный цикл. Пока династия сильна, большая часть земель находится в государственной собственности, по мере ослабления государства земля различными путями переходит в собственность "сильных домов" - богачей и помещиков, а потом какой-нибудь У-Ди проводит реформу и всё начинается с начала. Так было ещё во времена Чжоу.
           Последний Римлянин
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 25 сентября 2016, 21:38

          Аорс

          Да это обычный династийный цикл. Пока династия сильна, большая часть земель находится в государственной собственности, по мере ослабления государства земля различными путями переходит в собственность "сильных домов" - богачей и помещиков, а потом какой-нибудь У-Ди проводит реформу и всё начинается с начала. Так было ещё во времена Чжоу.


          Эта проблема интересна даже не столько с исторической, сколько с правовой точки зрения. Классическое право собственности представляет собой 3 правомочия: владение, пользование и распоряжения. Частная собственность ("ю"), насколько я знаю, существовала ещё с эпохи Чжоу, но тут надо быть осторожным, так как по сути она закрепляла за землевладельцами (хоть знатными, хоть нет) лишь правомочия владения и пользования. Правомочие распоряжения принадлежало всегда императору, что фактически делало его верховным собственником (в полном объёме) всей земли. Стоит добавить, что с развитием института собственности стала формироваться и доктрина легизма (пик которой достиг при эпохе Цинь), которая выражалась в абсолютном верховенстве закона ("фа"), который издавался не трудно догадаться кем. Поэтому перераспределения были логичны даже не столько с политической, сколько с правовой точки зрения. Естественно, катализатором таких изменений служили политические причины, но тут опять же интересно, что для этого существовали правовые механизмы.

          P.S. Легизм в игре, кстати, тоже отражён, ровно как и его борьба с конфуцианством.
             Dezperado
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 26 сентября 2016, 12:57

            Последний Эллин

            Кстати, вот это интересно, один из юнитов, который можно нанять называется "мусульманские требушеты", так что условно эта игра заканчивается не раньше 7-8 веков. Хотя в описании игры написано, что период игры - 1500 до н.э. - 1500 н.э.

            Мусульманские требушеты появились в Китае во время осады монголами Санъяна где-то в 1260гг, были построены инженерами мусульманами. Я там даже ракетные установки нашел и саньянцян --это такая ручница трехствольная, начало эпохи Мин. Это с одной стороны. С другой стороны, в игре нет фракций, которые бы выходили за пределы эпохи Хань.

            Последний Эллин

            То есть, разработчики действительно подразумевали "собак"? А я-то думал, что название фракции на китайском дано. Увы, с языком этим не знаком :)

            Подразумевали. У них даже на эмблеме изображена собака, хотя в эпоху Шан существовали племена цзян(жунов), т.е. цюаньжуны, это скорее всего продолжение цзян (жунов), это передача этнонима.

            Последний Эллин

            В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов" (с.70)

            Ой, да это просто глупость, он конфисковал у нескольких семей земли и рабов, а наши это раздули. Формально все земли и так принадлежали императору. Тут надо не на это смотреть, а на удельную систему, которую внедрил еще Цинь Ши хуанди, и согласно которой все земли были разделены на уезды, туда приписаны жители, которые должны были платить налоги гос-ву. Вот это реальная власть, а не то что он у кого-то что-то конфисковал. Он этим постоянно занимался.

            Последний Эллин

            Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года." (там же)

            Эти глупости переписывают из марксистского учебника Симоновской все кому не лень. Там вообще все намного сложнее, если разобраться. Если почитать работы Стейна и Масперо, то выясняется, что Ван Ман строил такую интеллектуальную утопию слоя ши, причем, они в чем-то смыкались с даосами.
            В общем, тут надо читать известную работу Витфогеля, посвященную азиатскому деспотизму. А то берешь какой-нибудь чжоуский сосуд 9 в до н.э. и читаешь, что ван дарует какому-нибудь Мао-гуну несколько общин жителей чжун, колесницу и пару жбанов пива. А тот обещает вечно благодарить за эту милость. И все это в 9 веке. И какая тут собственность?

            Последний Эллин

            Частная собственность ("ю"), насколько я знаю, существовала ещё с эпохи Чжоу, но тут надо быть осторожным, так как по сути она закрепляла за землевладельцами (хоть знатными, хоть нет) лишь правомочия владения и пользования. Правомочие распоряжения принадлежало всегда императору, что фактически делало его верховным собственником (в полном объёме) всей земли.

            Никакой частной собственности в Китае никогда не существовало и не существует до сих пор. "Ю" -- это просто глагол "иметь". Как они в этом глаголе категорию собственности разглядели????7 Так что рекомендую Витфогеля. Вся собственность в Китае всегда была и есть условная собственность. Считается, что она на самом деле принадлежит Правителю, а вам дали ею временно попользоваться, но отобрать могут в любой момент. Это как бы арендованная собственность, которую вы получили за заслуги.

            Последний Эллин

            Стоит добавить, что с развитием института собственности стала формироваться и доктрина легизма (пик которой достиг при эпохе Цинь), которая выражалась в абсолютном верховенстве закона ("фа"), который издавался не трудно догадаться кем.

            Наши правоведы даже не догадываются, что фа легистов был проекцией Небесного порядка Дао, а Правитель в их концепции всего лишь транслировал его подданным, и до тех пор был Правителем, пока был в контакте с Дао. Тут все очень сложно, легизм мистичен, кстати.
               Последний Римлянин
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 сентября 2016, 19:28

              Dezperado

              Никакой частной собственности в Китае никогда не существовало и не существует до сих пор. "Ю" -- это просто глагол "иметь". Как они в этом глаголе категорию собственности разглядели????7


              То, что император - верховный собственник (причём и единственный), никто не оспаривает да и вытекает это из того, что он может реализовать всю триаду правомочий собственника, тогда как остальные "смертные" :0142: - могли реализовывать лишь владение и пользование. Хотя стоит упомянуть, что землевладельцы могли также совершать и сделки с землёй (купля-продажа, например), что по сути и является распоряжением (определением юридической судьбы вещи) разве что с поправкой на то, что распоряжались они не столько землёй, сколько своим правом владения (т.е. распоряжались правом на вещь). И тогда встаёт вопрос, а что это было за право? какая правовая конструкция оформляла правоотношения?

              P.S. Я ещё раз перечитал литературу, учёные это называют не частной собственностью, а частным владением, что на самом деле более корректно. Но вопрос о правовой конструкции остаётся открытым :038: Ограниченное вещное право?

              Я знаю, что глагол "ю" действительно переводится как иметь и не выражает понятие "собственности". В скобках к собственности я это для краткости поместил, скорее как указатель на то, что через этот глагол опосредованно можно говорить о возможности "иметь условную (как мы это определили) собственность". Я же не дипломную работу пишу, позволил себе краткость :0182:

              Dezperado

              Наши правоведы даже не догадываются


              Уважаемые мною Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. не единственные правоведы в этой стране, и их труд, единственный на который я ссылаюсь, не является специализированным по истории права древнего Китая, отсюда и упрощения, которые также вызваны моим вольным пересказом и правопониманием (скорее даже только моим правопониманием).

              Можете упрекнуть меня в том, что я цитирую лишь 1 труд, а этого мало для полного понимания проблемы (с чем я не спорю). Впрочем, древний Китай, а точнее его право, не входят в сферу моих интересов. Но жажду знаний куда девать? :001:

              Dezperado

              Тут все очень сложно, легизм мистичен, кстати.


              Тут на самом деле нет ничего необычного для права того времени. Взять, например, персидское право, которое было пронизано религиозными нормами ("Авеста"). Или же например римское право, которое несмотря на свою рациональность, также имело в качестве основ религиозные нормы.

              Если уж рационально смотреть на вопрос, то есть император, а есть "фа", которое это император создаёт. Вы же не думаете, что "фа" появляется просто так с небес. Сложность доктрины легизма я нисколько не умаляю, даже напротив. Легизм, в первую очередь, философское учение. Но это философское учение выработало правовую доктрину (а она решает несколько иные в отличии от философии проблемы), которая с позиции философских догматов рассматривало правовые категории. Но сама её суть была направлена на обоснование этого самого "фа". "Законы пишут ведь не боги" (с) :003:

              Ух, на самом деле это всё так интересно! Если бы не моя занятость, я бы обязательно копнул глубже в эту тему :)

              P.S.S. Просьба к модераторам, может соответствующую тему создать? А то, данное обсуждение выходит за рамки игры :)
                 Аорс
                • Imperial
                Imperial
                Принц Персии

                Дата: 27 сентября 2016, 03:11

                Самому мне право совершенно не интересно. Тема создана для переноса флуда из треда Oriental Empires.

                - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                Dezperado

                Надо было использовать стиль дачжуань, но кто его прочтет, конечно.

                Вы бы ещё дзягувэнь предложили :D
                   Савромат
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 27 сентября 2016, 06:41

                  То неловкое ощущение, когда пытаются натянуть сову на глобус трактовать ментальные категории Китая исходя из европейских понятий. Вроде и разговор по сабжу - а все не о том, все не так. Китай - это Иные. Другая цивилизация, они мыслят по-другому и отношения между людьми (которые регулируются писаным правом) - там иначе осознавались. Так же как европейской любви нет в Китае - так нет там и европейской собственности. Что-то такое есть - но иное. Китайское #*
                     Последний Римлянин
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 27 сентября 2016, 10:05

                    Савромат

                    То неловкое ощущение, когда пытаются натянуть сову на глобус трактовать ментальные категории Китая исходя из европейских понятий.


                    Я с Вами одновременно согласен, в то же время - и нет. Очевидно, что нельзя переносить понимание категории с одной эпохи на другую, тем более с одного народа на другой. Но Ваше замечание было бы справедливо, если бы я, например, оценивал правовой статус плебеев до их борьбы с патрициями с точки зрения уже современного конституционного принципа равенства прав граждан. Но я-то говорю о более статичных вещах.

                    Я всё-таки являюсь сторонником того, что есть какие-то общие правовые начала, которые были во все времена и у всех народов. Сейчас есть племена, которые живут на первобытном уровне, но это исключение которое подтверждает правило. Вещное право было всегда и везде. Называлось по-разному, но оно было. Ровно как везде была собственность. Разница лишь в нормативном регулировании данного вопроса, которое уже зависит от различных причин ( от природных вплоть до политических).
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      ФВластители морей Древнего Мира
                      Корабли, флоты, порты и сражения...
                      Автор С Старый
                      Обновление 17 марта 2024, 11:56
                      ФФортификации Древнего мира
                      Крепости от возникновения цивилизаций до падения Западной Римской имп
                      Автор С Старый
                      Обновление 14 марта 2024, 11:28
                      ИЛитература по истории Древнего мира
                      Ссылки и вопросы
                      Автор h hollyroller
                      Обновление 02 марта 2024, 10:57
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Право Древнего Мира Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 мар 2024, 10:11 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики