Поклонение Богдо-гэгэну (это главный буддистский иерарх в Монголии), из дневника монг. ученого Жамцарано:
Цитата
5 июля [1904 г.]. Поклонялись Гэгэну, уплатив по 2 руб. с человека (нас было 7 человек). Всех богомольцев было, кажется, до 200. Тут были монголы южные, в костюмах китайского покроя, были восточные, говорившие по-маньчжурски, были из Бурятии (как мы), были западные. Всем пришлось долго-долго ждать, пока не открылось благословение. Гэгэн был в городе, а мы у дворца, в 2-3 верстах от города, смотрели на борьбу. Приехал после полудня на желтых носилках. Во дворе приготовили кресло и ковры. Поставили всех по очереди. Впереди всех поставили одного монгола, уплатившего 50 руб. (по таксе он имеет право получить благословение ударом руки, а мы – двухрублевки – колотушечкой). Распоряжались нами ламы, гэгэнские люди, с пестрыми полосатыми кисетами на боку (форма ихняя). С публикою обращались варварски грубо: ругали и кричали, как никто, и били нещадно, решительно ни за что, ни про что.
И нам досталось порядочно. Одного (Базара) ударили палкой по голове, меня толкнули острой палкой в подмышки. Надсала – тоже. Монгола – еще хуже. Протестовать было немыслимо, сперва я было запротестовал, но когда увидал, что главный заправила приказал запереть ворота, а вся дворцовая челядь готова по первому знаку наказать несчастного смельчака, и, когда мне сказали, что многие бывали избиты за свою нескромность, принужден был проглотить горькую пилюлю.
Появился Гэгэн из своего дворца, с ним его супруга с двумя детьми-подростками. Началось благословение. Как только кто подходил к Гэгэну и наклонял голову, по его голове ударяла колотушка. И в то же время вас подхватывали двое крепких лам и с силой выталкивали прочь, крича: «Вон, вон! (Яб! Яб! Хойч бай!)». Гэгэн апатично поглядывал через толпу своих поклонников, а правая рука его механически исполняла благословение: кому по макушке, кому – по затылку, кому – в лоб.
И нам досталось порядочно. Одного (Базара) ударили палкой по голове, меня толкнули острой палкой в подмышки. Надсала – тоже. Монгола – еще хуже. Протестовать было немыслимо, сперва я было запротестовал, но когда увидал, что главный заправила приказал запереть ворота, а вся дворцовая челядь готова по первому знаку наказать несчастного смельчака, и, когда мне сказали, что многие бывали избиты за свою нескромность, принужден был проглотить горькую пилюлю.
Появился Гэгэн из своего дворца, с ним его супруга с двумя детьми-подростками. Началось благословение. Как только кто подходил к Гэгэну и наклонял голову, по его голове ударяла колотушка. И в то же время вас подхватывали двое крепких лам и с силой выталкивали прочь, крича: «Вон, вон! (Яб! Яб! Хойч бай!)». Гэгэн апатично поглядывал через толпу своих поклонников, а правая рука его механически исполняла благословение: кому по макушке, кому – по затылку, кому – в лоб.
– Жуковская Н.Л. Полевые дневники исследователя как источник по изучению буддизма в Бурятии и Монголии, стр. 4-5.