Старый
А сами судебные поединки между крестьянами подтверждаются источниками 10-15 вв.? Или это только в Судебниках?
Я уже приводил в пример судебную тяжбу рязанских великокняжеских бортников с местным вотчинником (см. выше). Это вторая пол. 15 в. Вот еще, например, правая грамота 1507-09 гг. суда кашинских писцов В.Ф.Заболоцкого и А.В.Огарева по тяжбе между посельским Власия Ромейкова, Палкой Копытовым и черносошными крестьянами деревни Курово, братьями Антоном, Гридей, Никитой и Бараном Ильиными детьми (АСЗ, т.1, №252). Стороны тягались за спорную непашенную землю. Посельский Власия Ромейкова обвинял крестьян в том, что они "перелетчи за межу", рубят лес и секут траву его господина. На суде крестьяне заявили о своей готовности к судебному поединку:
Цитата
И писец спросил, Василь Федорович, Онтона и его братие: А вы лезете ли с ними на поле битися? И Онтон з братиею так рекл: Лезем, господине, с ними, с ево старожилци, на поле битись да и с ним.
Мне встречались и другие упоминания в актовом материале об участии крестьян в судебных поединках. Собственно, в историографии эти факты никто не отрицает.
Старый
Кстати, а в каких именно Судебниках и именно 10-15 вв.? Так сказать, для развития кругозора...
Псковская судная грамота, например.
Старый
Речь у меня вообще-то шла о крестьянском "ополчении", а не о городском...
На Руси "волостная" община не разделялась на "горожан" и "крестьян". "Черные люди" жили и в городе, и в селах. Скорее, следует говорить о "посадских" и "сельских" людях чисто по месту проживания, без социальной дифференциации. Хотя, некоторое разделение на "местичей" и "селян" к концу рассматриваемого периода уже начинало проявляться. Весьма интересно упоминание горожан, как "черных" (тяглых) людей, содержащееся в описании смоленского восстания 1440 г. (стоит обратить внимание на вооружение смоленских "горожан" косами - чисто крестянским орудием труда):
Цитата
И владыка смоленскыи Семион и князи, и бояре, и местичи, и черныя люди целовали пана АндрЂя на всемь томь Вилни не отступати и пана АньдрЂя держати в себе честно воеводою на Смоленску. И по Велице дни на святои недели в среду здумаша смолняне, черныя люди: кузнеци, кожемяки, перешевники, мясьники, котельники, пана АндрЂя согнати силою c города, a целование переступили, и наредилися во изброи и со луками, и со стрелами, и c косами, и зь секЂрами, и зазвонили в колокол. Пан же АндрЂи почал ся радити со бояри смоленскими, ж бояре ему молвили: «Вели, пане, дворяномь своимь убиратися y зброи, a мы и c тобою. Чи лепшеи датися имь в руки». И поидоша c копи противу их на конех. И бысть имь ступь y Бориса ГлЂба во городе, избиша много черных людеи копии до смерти, a иныи ранены живы остали, и побегоша черныа люди от пана ОндрЂя.
Большинство столкновений "массового боеспособного пешего ополчения" с отрядами военно-служилой знати в Средневековой Европе заканчивалось примерно так же.