Сообщество Империал: Эдикт Теодориха - Сообщество Империал

Последний Римлянин

Эдикт Теодориха

Нормативно-правовой акт Остготского королевства
Тема создана: 29 октября 2016, 12:08 · Автор: Последний Римлянин
 Последний Римлянин
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 29 октября 2016, 12:08

Imp


Эдикт Теодориха - один из наиболее примечательных правовых памятников эпохи Тёмных веков. Его принято относить к так называемым "Варварским правдам". Он представляет собой особенную ценность, так как является единственным примером нормативно-правового акта, существовавшего в Остготском королевстве, которое просуществовало, увы, недолго (493-553 гг.).

Необходимо отметить, что система права остготов была довольно необычной для так называемых варварских королевств того времени. В королевствах существовал определённый правовой дуализм: т.е. местное население продолжало жить по римскому праву, тогда как завоеватели жили по своему праву (Покровский И.А. История римского права. с. 247). У остготов же право распространялось как на римлян, так и на самих остготов. Вообще это стоит обговорить особенно, поскольку остготское право впитало в себя римское правовое наследие. Король Теодорих признавал, что отсутствие законов есть состояние варварское, что "законы, а не оружие обеспечивают справедливость" и что нет лучшего состояния, чем жить в соответствии с этими законами (Jonathan J.Arnold. Theoderic and the roman imperial restoration. P. 127-128). Более того, Флавий Кассиодор упоминает о клятве Теодориха римскому Сенату об оставлении нетронутым принципов римского права. О преемственности римского права пишет и Корсунский А.Р. (Корсунский А.Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. с. 180). То, что законодательство остготов соответствовало духу римского права, подтверждается хотя бы тем, что нормы Эдикта Теодориха содержит в себе положения римского права.

Теперь стоит поговорить подробнее о самом Эдикте. О влиянии римского права и романизированности самого акта уже было сказано. Тут следует лишь добавить, что Эдикт не представлял собой обобщения обычного права самих остготов, поскольку оно не имело своего выражения в письменной форме (Корсунский А.Р. с. 185). Таким образом, Эдикт представлял собой нормативно-правовой акт, содержащий в себе большое влияние со стороны римского права.

Как и многие другие "Варварские правды", Эдикт отличает большая хаотичность расположенных в нём норм. У акта присутствует вводная преамбула и заключение плюс есть структура в виде разделения на статьи. Но расположение этих статей не имеет какого-либо логического обоснования, и это может легко ввести читателя в заблуждение (с чем многие исследователи соглашаются). Поэтому юридическая техника акта вызывает не самые лестные отзывы, впрочем, необходимо иметь в виду, что остготы не могли похвастаться такой правовой культурой как римляне.

По сравнению с другими "Варварскими правдами" Эдикт представляет собой сборник казусов общего порядка, а также уделено очень большое внимание социальной дифференциации (Соколова А.М. Варварские правды. Учебно-методическое пособие по истории средних веков для студентов заочного отделения исторического факультета. с. 15). По содержанию нормы Эдикты являются преимущественного административными и уголовными, нормы цивильного права составляют меньшинство. Но это свойственно уже всем "Варварским правдам".

Также представляется, что в Эдикте были наиболее строгие наказания, потому что если сравнивать с другими нормативно-правовыми актами этой эпохи, то становится ясным, что только Эдикт предусматривал в качестве высшей меры наказания смертную казнь.

В целом, Эдикт Теодориха представляет собой достаточно большую ценность, поскольку он является единственным сохранившимся нормативно-правовым актом Остготского королевства. Также оценивая юридическую технику и содержание Эдикта, необходимо учитывать, что этот акт был принят довольно рано (начало VI в.) и факт того, что остготы находились качественно на ином правовом уровне развития по сравнению с римлянами. Но тут довольно интересно, что римское право в каком-то смысле при Теодорихе получило новую жизнь.

К сожалению, в интернете текст данного правового памятника найти невозможно, поэтому выкладываю его здесь в таком формате:

Текст Эдикта (Раскрыть)
     Эмцу
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 29 октября 2016, 12:16

    А от остготского обычного права что в нём осталось? есть какие специальные исследования?
       Последний Римлянин
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 29 октября 2016, 12:24

      Эмцу

      А от остготского обычного права что в нём осталось?


      Увы, ничего не встречал на эту тему. Да и если они не имели письменной формы, то как они должны были сохраниться? :)

      Немногочисленные первоисточники упоминают лишь о наличие этих обычаев и всё. Проблема ещё кроется в том, что с момента образования германских королевств обычаи стали постепенно вытесняться писаным правом.
         Эмцу
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 29 октября 2016, 13:11

        Последний Эллин

        Да и если они не имели письменной формы, то как они должны были сохраниться?

        Ну наверное в устной форме, а как же ещё?))
        А то иначе, "обычного права" вообще бы не существовало.

        Цитата

        ОБЫЧНОЕ ПРАВО
        совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь


        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

        Последний Эллин

        Проблема ещё кроется в том, что с момента образования германских королевств обычаи стали постепенно вытесняться писаным правом.

        Это понятно, но элементы обычного права в той или иной степени присутствуют в любой варварской правде, если не ошибаюсь.
           Последний Римлянин
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 29 октября 2016, 13:33

          Эмцу

          Ну наверное в устной форме, а как же ещё?))


          Аудиокассет с тех времён вроде бы как не осталось :) Правовой обычай может быть текстуально где-нибудь записан, но сам текст как таковой не будет иметь юр.силы. Силу будет иметь обычай в силу того, что он просто есть; это уже сложившееся общеобязательное поведение субъектов права.

          Эмцу

          А то иначе, "обычного права" вообще бы не существовало.


          А Вы думаете, что норм обычного права было много? На откуп обычному праву даётся небольшой ряд вопросов. Установление административных и уголовных наказаний, что мы видим в данном Эдикте, никогда не являлось прерогативой обычного права.

          Эмцу

          Это понятно, но элементы обычного права в той или иной степени присутствуют в любой варварской правде, если не ошибаюсь.


          Понимаете, если он закреплён в нормативно-правовом акте, он перестаёт быть правовым обычаем, потому что приобретает силу нормативного-правового акта со всеми вытекающими. "Варварские правды" - нормативно-правовые акты, поэтому содержащиеся там нормы имеют соответствующую юридическую природу.
             Эмцу
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 29 октября 2016, 13:39

            Последний Эллин

            Понимаете, если он закреплён в нормативно-правовом акте, он перестаёт быть правовым обычаем, потому что приобретает силу нормативного-правового акта со всеми вытекающими. "Варварские правды" - нормативно-правовые акты, поэтому содержащиеся там нормы имеют соответствующую юридическую природу.

            Да конечно перестаёт, ну так а как вы думаете о содержании обычного права варваров узнавали исследователи? в т.ч. и по элементам включенным в варварские правды, т.е. в законах уже писаных.
               Последний Римлянин
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 29 октября 2016, 13:52

              Эмцу

              Да конечно перестаёт, ну так а как вы думаете о содержании обычного права варваров узнавали исследователи?


              Потому что единственным источником права у германцев до того, как они осели на территориях Римской империи были обычаи. Об этом пишут не только исследователи, но и современники. Вот Исидор Севильский писал, что у вестготов первоначально были обычаи. А потом ему на смену пришло писаное право.
                Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                РегистрацияВход на форум 
                Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Право Средневековья Обратная Связь
                Стиль:Language: 
                «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 05:38 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики