XI. Постановляем, что всякому посессору надо обращаться к судебной власти, всегда ожидая результата справедливого разбора дела. Если кто лишит посессора имения, теряет право на ведение честной тяжбы в результате предположительного осуществления своих прав (презумпции); возвратив присвоенное владение, выплатит доход с него в двойном размере. (...)
XII. Кто докажет, что в течение 30 лет непрерывно владеет имуществом, против того ни должностное, ни частное лицо не должно возбуждать расследование. (...) Полагаем, что, согласно закону, достаточно времени как для самого владельца, так и для истцов, если в течение 30 лет возникнет тяжба и не будет закончена в этот срок, то несомненно потеряет силу за давностью. (...)
XIII. Кто обвинит другого в преступлении, пусть будет выслушан не прежде, чем представит обвинение в письменном виде, и не будет до этого приказано что-либо относительно ареста обвиняемого, а сам пусть остерегается того, что не докажет предъявленное обвинение у компетентного судьи, понесет наказание, которое мог принять обвиняемый (,..), уличенный согласно законам; вплоть до окончания суда и обвиняемый, и обвинитель содержатся под одинаковой охраной. Исключение составляют мелкие преступления, при которых должен быть представлен поручитель, а также, если обвиняемый —знатное или высокопоставленное лицо, тогда должен быть вверен собственному достоинству.
XV. Не считается убийцей тот, кто отразил нападавшего с мечом, так как защитник собственной жизни ни в чем не грешит.
XVI. Если тот, кто нападет на чужое владение с отрядом сообщников, будет убит при сопротивлении насилию сам или случайно кто-либо из его людей, тот, кто это сделал по необходимости, свободен от страха наказания.
XVII. Похитителя свободной женщины или девушки со своими сообщниками или пособниками приказываем присуждать к смертной казни. (...)
XX. Всем дозволено предъявлять обвинение в похищении только в течение пяти лет, по истечении этого срока никто не производит расследование указанного преступления. (...)
XXIII. Если кто умрет без завещания, тот вступает в наследство, кто среди агнатов и когнатов самый близкий по степени родства и почету, не нарушая прав сыновей и внуков.
XXVIII. Предоставляем свободу составлять завещания веем, кому законы разрешают делать завещания, с тем чтобы 7 или 5 свидетелей, свободных, достигших совершеннолетия, в присутствии составителя завещания и по просьбе его подписали документ одним и тем же числом2.
XXXI. Никто пусть не навязывает свою власть составителю завещания, не угрожает свидетелям чьим-либо именем, не препятствует составлению завещания. (...)
XXXIII. Тот, кто надеется получить наследство от умершего без завещания, если препятствует сделать завещание владельцу, желающему его составить, как недостойный, лишается наследства.
XXXV. Тот, кто под видом общественной пользы или необходимости выступит как доносчик, которого мы проклинаем, по законам не может быть выслушан, даже если говорит правду. Если то, о чем доносит, не сможет доказать, должен быть уничтожен огнем.
XXXVI. Если кто стремится к незаконному браку, не избежит осуждения по законам: тот, у кого незаконное супружество, пусть знает, что и детей имеет незаконных.
XXXVII. В течение года после смерти супруга жена не вступает во второй брак, даже тайно пусть не поддерживает связь с тем, чьей женой будет через год, так как считается, что хотели обойти законы, (...)
XXXVIII. Прелюбодеи, уличенные в суде, не избегут смертной казни, подобным образом должны быть наказаны соучастники и пособники преступления.
XLII. Кто даст противоречивое или лживое свидетельское показание, или выступит за ту и другую сторону, отправляется в изгнание.
XLIII. Никто пусть не передает собственные имущественные иски под любым титулом влиятельному римлянину или варвару. (...) Этой мерой мы хотим устранить влияние знатного, чтобы тяжущиеся столкнулись при равных условиях.
XLV. Ни влиятельному римлянину, ни варвару не разрешается вмешиваться в тяжбу в качестве защитника или покровителя.
XLVIII. Запрещаем выслушивать в каком-либо деле вольноотпущенников, оригинариев2, рабов, доносящих на своих господ, патронов и их детей. (...) Уличенные в такого рода преступлении наказываются смертной казнью в самом начале дела.
XL1X. Полагаем, что это должно быть сохранено и для слуг дома, которые, будучи тесно связаны службой с домом и преданы дому, тем не менее выступят как доносчики или обвинители; исключение составляет преступление, выразившееся в оскорблении величества.
LII. Если захочет по своему усмотрению распорядиться сельским или городским имением, составляет официальный письменный документ, скрепленный подписями свидетелей из муниципальных чиновников. (...)
LIV. Не допускаем произвольного расторжения браков. (...) Причинами расторжения брака могут быть следующие: если супруг при расследовании будет уличен женой как убийца, колдун или осквернитель могил. Супруг также оставляет жену, уличенную в подобных преступлениях, если сможет доказать в суде, что она виновна в прелюбодеянии или является ведьмой. (...) Представив доказательства обвинения, супруг получает приданое, дарение при женитьбе и имеет в своем распоряжении все имущество. (...) Подобным образом, если жена уличит супруга в указанных преступлениях, получает приданое, дарение при женитьбе и все имущество. (...)
LVII. Кто уведет заблудившегося быка, коня или другой какой-нибудь скот, будет задержан, как виновный в краже, и возвратит похищенных животных или скот в четырехкратном размере, если с того дня, как найдет, в течение семи дней не выставит в общественных и многолюдных местах или перед преторием судьи. Сделав это, не терпит никакого ущерба от штрафа.
LX. Если кто насилием соблазнит вдову, какого бы он ни был происхождения, понесет наказание, установленное за прелюбодеяние.
LXI. Если раб совершит это преступление, пусть даже с согласия и по желанию вдовы, он карается сожжением. (...)
LXII1. Если чужой раб или оргинарий соблазнит насилием свободную девушку или насилием обесчестит вдову с согласия господина, после разбора дела и установления вины он карается смертной казнью.
LXV, Если свободный, оргинарий или раб вступит в связь с рабыней, необходимо, чтобы все потомство отца следовало за матерью, т. е. все дети принадлежат господину рабыни.
LXXI. Если кто в целях уклонения от уплаты государственного долга (налога) бежит в церковь, архидиакон пусть потребует, чтоб он вышел для расчетов по законам. (...) Если тот не пожелает сделать это, архидиакон немедленно выдаст его состояние, которое должник передал церкви. Если не сделает того, что в интересах общественной пользы, сам архидиакон должен заплатить долг.
LXXIV. (...) По справедливости платит судебные пошлины и издержки тяжбы тот, кто без законных оснований привлек к суду другого.
LXXVI. Насилием захваченное имущество должно быть возвращено в течение года на основании неприкосновенного права собственности тому, кто владел имением на законном основании, а не под видом прекария.
LXXIX. Кто удерживает свободного в рабстве и не может доказать его подчиненного положения, наказывается, как виновный в клевете и оскорблении, тюремным заключением.
LXXXHI. Кто скроет происхождение свободного человека, продаст и рабство, купит зная об этом, ничтожные, наказанные палками подвергаются вечному изгнанию, почтенные после конфискации % их богатств наказываются пятилетней ссылкой.
LXXXVII. Беглый раб не может быть ни продан, ни подарен.
LXXXIX. Если кто использует войско в своих интересах, чтобы угрожать другому, присвоит власть, которой не имеет, то ничтожные, наказанные палками, будут наказаны вечным изгнанием, почтенные испытают все тяготы ссылки.
XC11I. Отец против желания не принуждается отдать дочь в супружество кому-либо.
XCTV. Родители, которые вследствие нужды продадут своих детей ради пропитания, не лишают их свободы, в будущем свободный человек не оценивается никакой ценой.
XCV. Дети не могут быть отданы родителями в качестве залога; если кредитор умышленно примет от родителей в качестве залога свободных детей, отправляется в ссылку. (...) Родители могут предоставить для использования только рабочую силу детей, которых имеют под родитель- с кой властью.
XCVII. Кто из вражды подожжет хижину, дом или чужую виллу, если раб, колон, рабыня, оригинария — наказывается сожжением. (...) Если сделает свободный, то он возмещает ущерб, который был причинен вызванным им пожаром, восстанавливает постройку и в наказание за такой проступок уплачивает стоимость сгоревших вещей. Если вследствие бедности не сможет возместить убыток, то, наказанный палками, отправляется в ссылку.
XCIX. Кто прикажет или попытается убить человека, не выслушав его, не имея на то власти, без суда и приговора соответствующего судьи, наказывается, как виновный в убийстве, смертной казнью.
CIV. Кто уничтожает межи, вырывает межевые знаки, обозначающие границы, или выкорчевывает межевые деревья, если рабы и колоны без ведома и приказания господина это сделают, караются смертной казнью. Если будет установлено, что это сделано по приказу господина, господин теряет 1 /3 своего имущества в пользу фиска, тем не менее виновные раб или колон наказываются смертной казнью.
CV1. Кто явится подстрекателем мятежа в народе или в войске, карается сожжением.
CV1II. Если кто будет схвачен при совершении языческого обряда жертвоприношений, будут найдены предсказатели, заклинатели, то уличенные в судебном следствии караются смертной казнью. Сообщники в злых делах, т. е. в магии, наказываются конфискацией всего имущества, которое имеют, и почтенные ссылкой, а низшие смертной казнью.
СХ. Кто осквернит могилу, карается смертной казнью.
CXII. Имущество осужденных в каких-либо преступлениях поступает прежде всего в распоряжение детей, родителей или родственников вплоть до третьего колена, если таких не будет, все состояние переходит в собственность фиска.
CXV. Кто присвоит деньги, принадлежащие фиску или государственным счетам, возвратит их в четырехкратном размере.
CXIX. Если что-либо пропадет из таверны или конюшни, следует требовать у тех, кто управляет в тех местах или торгует. (...)
СХХШ. Запрещаем самочинное присвоение взятых залогов. Если это будет возможно, такое право предоставляет власть судьи.
CXXXII. Тот посессор, который вызван в суд, не понуждается говорить, на каком основании владеет, на него не возлагается тяжесть доказательства, это скорее обязанность истца — доказать какое отношение к нему имеет имущество, на которое он претендует.
CXXXIV. Кредитор теряет право на получение долга, если требует от дебитора сверх законного процента.
CXXXV. Поручитель, который, выкупив залоги своего дебитора, за которого поручился, освободил его от кредитора, получив долг, обязан выдать дебитору залоги.
CXXXVII. Если кто по неведению построит здание на чужой земле, получит издержки, которые понес, но теряет постройку, которую возвел на чужой земле.
CXXXVIU. Если одно и то же имущество приобретено двумя лицами в разное время, тот приобретает право собственности на него, кому было передано по форме, на законном основании.
CXLII1. Иудеям сохранены привилегии, предоставленные законами: необходимо, чтобы тяжущиеся между собой и живущие по своим законам имели своих судей, которые у них одновременно являются и духовными наставниками,
CXLVII. Продажа, совершенная добровольно и на законном основании, не может быть отменена продавцом, но цена, которая следует с покупателя, должна быть взыскана.
CLI. Если злонамеренно будет поврежден чужой посев или дерево или причинен какой-либо другой ущерб, присуждается четырехкратный штраф с того, кто это сделает.
CLIII. Жена не должна отвечать за супруга по долговым искам, но в силу предусмотрительности и снисходительности законов, за виновность супруга взыскивается из его имущества или из дарения супруге при женитьбе.
CLV. Мы изложили это (...) для пользы всех: как варваров, так и римлян. (...) Никто, даже знатный, богатый, могущественный человек, занимающий какую-нибудь военную или гражданскую должность, не имеет права идти против того, что постановлено здесь самым разумным способом. Это касается новых законов и старого права, которое мы в некоторых частях восприняли. Пусть знают все, что если судьи или юристы нарушат эдикт, они понесут наказание проскрипцией и ссылкой.