Между тем, впервые за четыре года решил полноценно сыграть в Шарлеманя.
И честно говоря, совершенно в недоумении, почему эта кампания не пользуется особым успехом. Да, конечно, я играл в ТтК, но он не настолько сильно Шарлеманя перелопатил, как в грандкампании. Так что суть та же.
Мне Шарлемань весьма понравился (даром что играл за Мерсию, у которой скриптовых событий - одна несчастная дилемма с Алкуином). Система застройки, с одной стороны, вариативна, с другой - интуитивно понятна и куда более логична, чем в грандкампании. Здесь плодородные регионы реально кормят всю страну. Я ради этого специально попёрся с реконкистой в Испанию, чтобы отхватить земли пожирнее и обеспечить нормальную застройку в Британии. И даже с учётом этого Шотландия так и осталась у меня полуголодной и неразвитой. Особой хардкорной жести, как в ГК, я не ощутил, но в то же время, по крайней мере, по ходу покорения Англии, комп вёл себя довольно агрессивно и даже чуть было не взял мою столицу (я не знал, что тут осады очень быстро протекают), так что было весело, по крайней мере.
Карта не ощущается как совсем уж локальная, хотя, конечно, безумно жаль, что не открыли Северную Африку и Балканы.
Оставила в недоумении внутренняя политика: бонусов к лояльности наваливают столько (должности, техи, уровень власти), что они даже не отражаются адекватно во всплывающих подсказках у персонажа.
У меня был момент, когда короля внезапно подловили в море византийцы - и утопили. У наследника оказалось влияния чуть ли не вдвое меньше, чем у топовых персонажей - но никто даже "дрожащую" лояльность не получил.
При этом система должностей с их адскими бонусами к влиянию в ход неожиданным образом способствует "разбалансировке" шкалы власти - сторонняя знать "наедает" влияние очень быстро и начинает упрямо смещать шкалу влево, даже усыновления не всегда панацея.
Религиозные штрафы в дипломатии, которые я повесил с оглядкой на ГК, показались мне слишком жёсткими. Дипломатия в Шарлемане как-то в принципе "потоньше" (в том смысле, что все штрафы и бонусы как будто меньше), так что буду это дело править. Кроме того, кажется, надо будет лезть в стартпоз и править религиозные традиции - чтобы лучше отразить присутствие иудаизма в Испании, например.
В общем, грандиозной переработки я не планирую, в должности точно лезть не буду, но вот что думаю сделать в политике:
- к уровням империя добавлю постепенно увеличивающийся штраф к лояльности.
- к уровням власти добавлю плюс (слева) и минус (справа) к еде. Типа если у вас королевская семья слишком сильна/велика, то расходы на королевский двор увеличиваются.
- для сторонних дворян, при назначении их губернаторами, я сделаю трейты-титулы: граф, герцог, ярл и т.п. Эти титулы будут резать доход в провинции, но давать еду и порядок (с коими в Шарлемане, кажется, перманентный дефицит). Если отказать в титуле, то будет риск восстания. Если усыновлять таких феодалов, то они, попав в королевскую семью, будут терять эти титулы. Таким образом, я хочу заманить игрока в ловушку: если он будет застраивать некоторые провинции с расчётом на еду от стороннего феодала, то ему и придётся перманентно держать в таких провинциях всяких сторонних герцогов. А если же игрок попробует этого избежать, то ему надо будет серьёзно расширять свои территории - а это значит ещё больше губернаторов и, соответственно, сторонней знати, которая будет двигать баланс власти влево. NB. Я бы дорого дал, чтобы получить возможность "записывать" титулы в имя персонажа, и ради этого сделал бы 100500 трейтов-титулов вроде "герцог Уэссекский" или "ярл Нортумбрии", но, увы, я нигде не нашёл такой возможности.
Кроме того, надо как-то оживлять кампанию всякими случайными ивентами, потому что даже несчастная дилемма с Алкуином дала какой-никакой атмосферы. Тут я открыт для любых предложений, лишь бы это было технически реализуемо. Пока у меня есть в задумках такой перечень дилемм (т.е. событий, где вам надо делать выбор) и инцидентов (т.е. событий, которые просто ставят вас перед фактов и вешают какой-либо бандл эффектов на провинцию или фракцию):
- дилемма "Слухи о заговоре" для всех фракций. Опции: казнить потенциального заговорщика или оставить всё как есть. Варианты исходы будут различные, какие - не скажу
.
- инцидент "Ересь" для христиан и мусульман. Можно будет сделать несколько вариантов: например, серьёзный рост ереси в провинции или незначительный рост ереси во всей фракции. Собственно, для этого надо будет ввести новую религию.
- инцидент "Еврейский погром" для всех фракций (в зависимости от наличия иудаизма в конкретной провинции). Да, это не была эпоха гонений на евреев, но я и не собираюсь делать это событие слишком частотным. Ну и кроме того погромы и притеснения случались и раньше.
- закономерно тогда ввести и две противоположные дилеммы "Поощрять расселение евреев" или "Изгнать евреев".
- для язычников дилемма "Допустить в страну христианских миссионеров".
- инциденты на увеличение религиозных беспорядков в зависимости от наличия в провинции христианства / ислама / язычества.
- инциденты-"чудеса" на увеличение порядка из-за присутствия в провинции конкретной религии (явление народу Девы Марии, странствующего Одина и т.п.)
В общем, всё, чтобы сделать игру атмосфернее и непредсказуемее.