Почему сериал «Корона» будет великим
Прошедшая осень оказалось богатой на сильные женские характеры и в кино, и на телеэкранах. Сара Джессика Паркер вернулась на HBO, чтобы доказать, что «Развод» — это только начало. Героиня Изабель Юппер — в картине «Она» — смогла выстоять в мире жестоких мужчин. Натали Портман перевоплотилась в «Джеки», на руках у которой погиб президент США. Женщины отвоевывают себе первые роли и в интеллектуальных блокбастерах (взять хотя бы дубль Эми Адамс в «Прибытии» и «Под покровом ночи»), и в массовых боевиках («Другой мир», «Обитель зла»). Но самую сложную работу в этом сезоне, пожалуй, проделала малоизвестная британская актриса Клэр Фой, закрепившая за собой титул королевы Англии в сериале «Корона» на несколько лет вперед. Эта аккуратная и интеллигентная мыльная опера таит в себе невероятную силу — и готовится в любой момент превратиться хоть в «Крестного отца», хоть в «Карточный домик».
Прототипы героев и очевидцы описанных событий еще живы (Клэр Фой играет действующую королеву Елизавету II), но сериал не церемонится с чувствами королевской династии. Действие начинается в 1947 году, когда король Георг VI (Джаред Харрис), которому прочили десятилетия правления, кашляет кровью перед свадьбой старшей дочери — и понимает, что скоро умрет. А дочь осознает, что ее ждет молодость без молодости. А ее жених, гордый офицер (Мэтт Смит из «Доктора Кто»), — что уже никогда не станет хозяином в своем доме. Тем временем цепкий премьер-министр Уинстон Черчилль (Джон Литгоу) тоже кое-что понимает — и затевает собственную игру престолов.
Первый сезон охватывает события с 1947 по 1956 годы — и турбулентная британская история заставляет сериал чередовать жанры. В первых сериях героиня еще может позволить себе относительно спокойную жизнь, отчего Букингемский дворец ненадолго превращается в аббатство Даунтон. Затем над Лондоном сгущается печально известный великий смог 1952-го, и «Корона» становится образцовой британской драмой о том, как большая история отражается в маленьких судьбах (вроде «Call the Midwife»). А вояж по странам Содружества, в которых зреет недовольство короной, раскрашивает английскую слякоть африканскими красками — и напоминает десятки фильмов, получивших «Оскар» только за то, что они видели мир чуть дальше своего носа.
Однако чем больше ответственности ложится на героиню, тем отчетливее в этом сериале проступают хищные и холодные черты другого хита Netflix — «Карточного домика». Но есть принципиальная разница: в «Карточном домике» речь идет о сверхдержаве и голых амбициях, в «Короне» — чуть ли не о домохозяйке в осаде. Послевоенная Британия в сериале идет на дно, отчего борьба за угасающую власть становится только драматичнее.
Как и любая элегантная британская драма, эта история сложена из тысячи изящных акцентов: взглядов, коротких фраз, многозначительных планов. Во время поездки по Африке на королеву едва не нападает слон, но на помощь ей приходит муж-офицер. Еще раз: королева, слон, офицер. Жизнь героини превращается в шахматную нотацию, а в этой игре без жертв никуда.
Сериал называется «Короной», а не «Королевой» (был в фильмографии Питера Моргана и такой фильм, подробности — ниже) неспроста: бремя власти в нем одинаково беспощадно и к женщине, и к окружающим ее мужчинам. Игру Клэр Фой вовсю хвалят и щепетильные британцы, и воспринимающие происходящее как реалити-шоу иностранцы. Все чаще звучит мнение, что актриса, еще пять лет назад игравшая ведьму в клетке у Николаса Кейджа, в этом сериале докажет свое равенство Хелен Миррен. Но не меньшего признания заслуживает и Мэтт Смит, функцию которого король Георг VI без сантиментов описывает на утиной охоте: «Подчинить всю свою жизнь служению женщине, оказавшейся рядом». В этом смысле «Корона» революционное шоу. На передний план в нем выведена женщина — что все еще случается нечасто даже в англоязычном кино, при этом герои-мужчины служат ей не из страха, а сценарист иногда обходится с героиней (действующей королевой!) вполне безжалостно.
Этот ракурс осовременивает сериал и делает бессмысленным его оценку как исторического документа. В чем-то он точен — например, в том, что Черчилль любил послушать доклады, лежа в ванной. В чем-то нет — например, в изображении паники в дни великого смога: о том, что эта беда унесла тысячи жизней лондонцев, горожане на самом деле узнали позже. Но все это не имеет значения, если оценивать «Корону» не как ретроспективу, а как будущее. Будущее кино, в котором королев на доске внезапно становится столько же, сколько королей.
Сериал уже продлен на второй сезон, а стомиллионный (в фунтах) бюджет первого сезона делает шоу самым дорогим не только в истории Netflix, но и в истории телевидения вообще. Это значит, что игра будет вдолгую. В каждом сезоне героиню ждет новое десятилетие с его вызовами — и однажды, вероятно, сериал догонит и нынешнее время, и настоящую Елизавету II. Есть подозрение, что к моменту этой встречи сериал уже станет классикой и превратится в большую семейную сагу на стыке «Крестного отца» и «Аббатства Даунтон».
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь