Арту́р Шопенга́уэр (нем. Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Данциг, Пруссия — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз) — немецкий философ.
Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад, а также Эпиктета, Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Философия, если она хочет отвечать своему предназначению, должно уподобиться искусству, а философ - художнику. (Раскрыть)
"Философия - это альпийская вершина, к которой ведет лишь крутая тропинка, пролегающая по камням и терниям. Чем выше человек взбирается, тем становится пустыннее, и идти по этой тропинке может только человек вполне бесстрашный. Часто человек этот пробирается над пропастью, и он должен обладать здоровой головою, чтобы не подвергнуться головокружению. Но зато мир, на который он взирает сверху, представляется ему гладким и ровным, пустыни и болота исчезают, неровности сглаживаются, диссонансы не доносятся до него, он окружен чистым воздухом и солнечным светом, между тем как у ног его расстилается глубокая мгла", - писал он.
Этого человека я выбираю в качестве своего исторического персонажа, так как разделяю его философские взгляды. Стоит отметить что аналогичным умозаключениям я пришёл собственным умом, а уже после, будучи в поиске единомыслия, познакомился с различными мировыми представителями аналогичного взгляда на жизнь, в числе которых не только отдельные личности, но и учения ставшие некоторыми религиями - буддизм, а так же манихейство в общем и богомильство в частности.
Собственно с хорошей и краткой статьёй о его биографии Вы можете ознакомится Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Там же, в самом низу имеется ссылка на более полное жизнеописание.
Но лично мне хочется отметить несколько интересных моментов (из другой статьи). (Раскрыть)
В 1793 году Данциг подвергся блокаде со стороны королевских прусских войск. В марте, за несколько часов до вступления в город пруссаков, Шопенгауэры выехали из Данцига в Гамбург.
Отец Шопенгауэра, стремясь дать Артуру хорошее образование, отправил девятилетнего сына во Францию к своему хорошо знакомому, гаврскому купцу Грегуару. Мальчик обучался у лучших преподавателей города Когда Артур возвратился морем из Гавра в Гамбург, он прекрасно говорил по-французски, но на родном немецком изъяснялся с трудом.
В одиннадцать лет Артур поступил в частную гимназию некоего Рунге, в которой воспитывались преимущественно дети коммерсантов. Весной 1803 года Шопенгауэры отправились в длительное путешествие Они посетили Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию.
В Англии они пробыли около полугода Артур обучался в школе пастора в Уимблдоне, близ Лондона В этой школе, кроме общеобразовательных предметов, преподавались рисование, верховая езда, фехтование, игра на флейте и танцы. Из Англии Шопенгауэры направились в Париж, где были представлены Наполеону Бонапарту и другим высокопоставленным особам. В Риме на молодого Шопенгауэра очень сильное впечатление произвели развалины древнего амфитеатра В Тулоне он негодовал по поводу судьбы заключенных в нем каторжников.
В Лионе он вспоминал о погибших в этом городе на эшафоте во время террора и удивлялся тому, что "лионцы теперь как ни в чем не бывало разгуливают по тем самым местам, где лет десять тому назад друзья их и родственники расставлялись рядами и расстреливались картечью". Неизгладимое впечатление произвели на Артура швейцарские Альпы.
Путешествие завершилось в Берлине. Отсюда Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с матерью - в Данциг. Здесь осенью 1804 года он был конфирмован
в той же церкви Св. Марии, в которой его крестили В декабре того же года он вернулся в Гамбург.
К этому времени Артур знал французский и английский языки, овладел каллиграфией.
В январе 1805 года, по воле отца, он поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша Но несколько месяцев спустя - весной 1805 года - отец Артура погиб, он упал из окна чердака в глубокий канал и утонул.
Распространились слухи, что, ставший в последние годы своей жизни очень раздражительным вследствие усилившейся с годами глухоты, Генрих Флорис
Шопенгауэр покончил жизнь самоубийством. Артур очень тяжело переживал смерть отца. До конца своих дней в разговоре с друзьями он вспоминал об отце с неизменной
теплотой.
Генрих Флорис оставил семье настолько значительное состояние, что вдова его могла не беспокоиться о завтрашнем дне. Она открыла салон. Два раза в неделю в
ее доме собирались такие люди, как Гете, Виланд, Гримм, братья Шлегели, князь Пюклер и другие. Несколько лет спустя она пробовала заниматься литературным
трудом и, надо сказать, не без успеха.
Тем временем Артур Шопенгауэр продолжал заниматься коммерцией до тех пор, пока один из веймарских друзей его матери, Фернов, не убедил Анну-Генриетту позволить
сыну поступить в Геттингенский университет.
Сначала Артур записался на медицинский факультет и слушал лекции по естественной истории, но вскоре под влиянием преподавателя Г. Шульца заинтересовался философией и перешел на философский факультет. Шульц посоветовал Артуру прежде всего изучить сочинения Платона и Канта и только после этого перейти к трудам
Аристотеля и Спинозы.
В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Здесь из университетских товарищей своих он особенно близко сошелся с знаменитым впоследствии Бунзеном. Среди его друзей были также поэт Эрнст Шульце, некто Люкке и американец Астор, ставший впоследствии мультимиллионером.
В 1811 году Шопенгауэр переселился из Веймара в Берлин, где в зените славы находился философ Фихте; но уже в это время у Шопегауэра сложился свой взгляд на мир, чтобы идти по стопам мэтра. Он посещал лекции Фихте, неоднократно вступал с последним в дискуссии во время коллоквиумов, и постепенно преклонение перед Фихте, по его собственным словам, уступило место пренебрежению и насмешке. Артур усердно изучал естественные науки физику, химию, астрономию, геогнозию, физиологию, анатомию, зоологию, а также классическими языками, слушая лекции
Вольфа, Бека, Бернгарди и других, лишь юриспруденция и богословие не привлекали его. Артура увлекали лекции Шлейермахера по истории средневековой философии. Он прослушал курс по скандинавской поэзии, читал классических писателей Возрождения - Монтеня, Рабле и других.
В то время позиции Наполеона пошатнулись, и всей Германией овладел пламенный патриотический энтузиазм Но Шопенгауэр, несмотря на молодость, был настолько чужд этого энтузиазма, что впоследствии его даже обвинили в не патриотизме. Он уже собирался получить в Берлине докторскую степень, как сложная военная обстановка заставила его покинуть город в поисках спокойного места в Саксонии.
По пути в Дрезден он оказался в самом центре военных событий; бургомистр одного городка, узнав, что Шопенгауэр хорошо владеет французским языком, попросил помочь ему в качестве переводчика. Лето Артур провел в деревне невдалеке от саксонского городка Рудольштадта, где обдумывал план своего сочинения "О четверо-яком корне
закона достаточного основания". В начале октября Иенский университет, рассмотрев присланную Шопенгауэром диссертацию, заочно провозгласил его доктором философии.
Ещё один момент. (Раскрыть)
Зиму он встретил в Веймаре, где жила его мать. Познакомился с известной в то время актрисой Ягеман и серьезно увлекся ею. Впоследствии он признавался, что одно время был даже не прочь жениться на ней; но этот план расстроился, и Шопенгауэр остался на всю жизнь холостяком.
Шопенгауэр по убеждениям своим являлся не только мизантропом, но и мизогином (ненавистником женщин) и мизогамом (ненавистником брака). Он утверждал, что сама природа обделила женщину в отношении духовном, рассудочном. Шопенгауэр высказывался за безбрачие, повторяя слова Петрарки "Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин - этого вечного источника споров и треволнений". Здесь я вынужден поправить автора статьи. Так как он приписывает констатацию факта к женоненавистничеству. Нужно понимать что под духовным и рассудочным Артур подразумевал бытующий на тот момент преобладающий факт статуса женщины. Однако и тогда и во все времена ни одна женщина не прославилась на философском поприще. Женщина может быть гораздо умнее в целом любого мужчины, но не философом (это нужно учитывать). Сама природа обусловила женщину так что она полностью считается самореализованной только после самоличного рождения ребёнка, что противоречит морали философии пессимизма. Но это вовсе не означает что Шопенгауэр был женоненавистником. ( в частном порядке возможно ещё повлиял его разлад в отношениях с матерью).
Немного философии (Раскрыть)
Шопенгауэр разделяет точку зрения тех людей, которые считают, что никакой объективной истины и справедливости на свете нет. А что же есть?
Прежде всего страх перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх. Как известно, хорошо то, что хорошо кончается, а чем кончается жизнь? К тому же, если мы подведем баланс всех положительных и отрицательных эмоций, то итог окажется явно не в пользу положительных. Жизнь - это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдать себе в этом отчет. Следовательно, пессимизм - единственная реалистическая, а не мифологическая философия.
Покритиковать вышеизложенный блок могут многие, но мало кто понимает что за внешней простотой скрываются тома умственного труда. Продемонстрирую пример возможной преждевременной критики:
Берём высказывание из блока "жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх". В таком случае можно утверждать обратное: что жизнь наполнена смыслом поддерживать этот страх.
Делаем вывод что у жизни есть смысл. Таковым образом отделяется сама Жизнь от прочих субъектов и Жизнь сама принимает характер субъекта, под коим многие понимают понятие Бога.
А если "никакой объективной истины на свете нет" то есть субъективная но божественная. Жизнь (бог) наделяя нас своею субъективностью тем самым наделяет нас единством с собой и её (его) смысл становится нашим, единым.
При том что если изначально мы для Жизни объекты то довлеющая над объективностью субъективная истина становится истиной и для объективного. Т.е. Объективное (независимое) становится субъективным (зависимым), при этом оставаясь объективным явлением (независимым в основе). Имеется ввиду схожее отношение какое клетки нашего организма имеют к нам, нашему сознанию.
Под объективной истиной подразумевается так же общая, взаимосвязующая. Но, как написал чуть ранее, коль Мы становимся частью одного субъекта (жизни -"бога" - бесконечности) то и объективная истина у нас тоже общая.
Это одно из ошибочных жизнеутверждающих рассуждений. Ошибка, которой можно избежать если разобраться в том что есть мировая воля.
Гегель считал, что в основе мироздания лежит разум. Но почему же тогда все, что происходит в нашей жизни, как правило, отличается неразумностью? Может быть, в основе мира находится не разум, а что-то совсем иное. Что? Нечто неразумное, нелогичное, неподвластное уму и пониманию, бессознательное, иррациональное, непредсказуемое и не постижимое привычными способами.
Все это Шопенгауэр назвал волей и противопоставил ее разуму, о котором говорил Гегель. В основе мироздания, по Шопенгауэру, лежит не разум, а воля, и поэтому в нем много неразумного, случайного и необъяснимого. Что представляет собой эта воля, чем является? Воля – это совокупность желаний и инстинктов, страстей и порывов, настроений и чувств, это бессознательные побуждения, безотчетные стремления, ничем и никем не контролируемые действия. Для воли чужды вопросы: зачем, почему, каким образом, с какой целью? Для нее нет никаких целей, причин, мотивов, следствий и любых других разумных оснований. Достаточно только того, что она есть. Ее существование или наличие – единственная несомненная истина. Когда сорная трава с неистовой силой устремляется к солнцу, заглушая культурные растения, разве руководствуется она какой-то разумной необходимостью? Конечно же, нет. Она растет благодаря заложенному в ней слепому инстинкту жизни, или воле к жизни, как говорит Шопенгауэр. Когда лев в пустыне пожирает антилопу, разве действует он в силу какого-либо осознанного мотива? Конечно же, нет. Он проявляет таким образом свою волю к жизни. То же самое можно сказать о любом существе на Земле.
Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман).
В своём письме к Линдеру он писал: "Человек, прибегающий к самоубийству, доказывает только то, что он не понимает шутки, - что он, как плохой игрок, не умеет спокойно проигрывать и, когда к нему придет дурная карта, предпочитает бросить игру и в досаде встать из-за стола".
Своим успехом (хотя и поздним) Шопенгауэр был обязан как оригинальности и смелости своей системы, так и рядом других качеств: красноречивой защите пессимистического мировоззрения, своей горячей ненависти к «школьной философии», своему дару изложения, свободному (особенно в мелких сочинениях) от всякой искусственности. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Он имел много приверженцев невысокого ранга, но очень мало способных продолжателей своей системы. «Школы Шопенгауэра» не возникло, однако он всё же сильно повлиял на целый ряд оригинальных мыслителей, развивших собственные теории. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знамениты Гартман и ранний Ницше. К ним же относится большинство представителей позднейшей «философии жизни», чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.