Ιουστινιανός (05 января 2017, 12:57):
Так никто и не отрицает, что золотоордынская конница была вооружена копьями.
Во-первых, здесь это уже пытались отрицать, ссылаясь на "литературный прием".
Цитата
Как писалось выше, отсутствие оных на рисунках обусловлено тем, что копьё не входило в перечень представленных исторических источников, для изображения по работе над тумэнбаши.
Ну я-то речь вел об окружении Бегича, о его типичном окружении.
Кроме того, хотел бы остановиться еще на одном моменте, в свете статьи Потёмкина Т.М., Кулешов Ю.А. Погребения восточноевропейских средневековых номадов с защитным вооружением: этнокультурный и социальный аспекты // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 8. Золотоордынское время. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2010. С. 271-294.
Так вот, находки пластинчатого доспеха и кольчато-пластинчатого, относящего к Золотой орде, единичны. В то же время: "Выборку составляют 160 погребений. Из них кольчуга найдена в 77 комплексах, шлем - в 21, а полный комплект (кольчуга и шлем) – в 62. Много это или мало по отношению к общему массиву позднекочевнических захоронений XII-XIV вв.?.. На данный момент нам известно около 1960 комплексов половецко-золотоордынского времени на территории Восточной Европы. Из их числа погребения с металлическими доспехами составляют всего 8,2%, что в 2 раза меньше, чем, например, захоронений с саблями (Евглевский А.В., Потемкина Т.М., 2000, с. 120)".
При этом, "Из 160 комплексов 123 датируются золотоордынским временем, 36 погребений датируются широко (XII-X1V вв., ХИ-ХШ вв., ХНІ в.), 1 – домонгольским временем".
Проще говоря, преобладают кольчуги. Кстати говоря, 8,2% -- это очень много, учитывая то, что далеко не каждая семья могла себе позволить положить доспех в могилу. Для оценки реальной одоспешенности нужно увеличивать это количество в несколько раз.
"Исходя из этого посыла, большинство погребений с 'надетым” доспехом должно принадлежать знати и воинам среднего ранга. В действительности же, как указывалось выше, 55,7% умерших из этой группы были снабжены обычным инвентарем, 39,3% – статусными предметами, и лишь 5% можно отнести к богатым. В группе с иным местоположением доспеха картина другая: погребений со статусными предметами 23,8%, с богатым инвентарем - 16,7%, с обычным инвентарем – 59,5%".
Таким образом, исходя из этих данных могли быть одоспешены и воины среднего ранга и достатка.
Что касается шлемов, то
"Из 83 шлемов нашей выборки сохранность и полноценное описание 47 экземпляров позволяют определить их тип. Большинство изголовий (32 экз.) относится к типу ПА, по А.Н.Кирпичникову, или типу 111/1V. по Г.А.Федорову-Давыдову. Это самая распространенная форма шлемов, тулья которых состоит из четырех секторов. Как справедливо отметил еще В.Аренд, этот тип шлемов восходит к наиболее ранней (IX-XI вв.) восточноевропейской традиции (Arendt W., 1935). У поздних кочевников подобные наголовья появляются, по нашему мнению, приблизительно в сер.ХИ в. и бытуют до сер. XIV в. Шлемы этого вида были очень просты в изготовлении, их даже не снабжали бармицами и, возможно, не подвергали полировке, на что указывает оклеивание тульи кожей и материей. К самым ранним (сер.XIII в.) экземплярам этого типа из нашей выборки можно отнести невысокие полусферические/сфероконические наголовья (Масхаги, Бураковский, Столбовое)".
То есть даже шлемы, наиболее массовый вариант были местными, широко известными и на Руси и у тех же черных клобуков.
И если исходить из этих результатов, то золотоордынский воин имел достаточно близкое вооружение к воинам Древней Руси.
Исходя из вышеизложенного, я отдаю
первое место камраду Tooril, потому что, как мне кажется он ближе всего подошел к образу Бегича.
Во всех остальных работах, как мне кажется, сильны именно монгольские черты, а не золотоордынские. Поэтому
второе место я отдаю Сергею1, хотя у него получились уже монголы, впрочем, как и у всех остальных.
Третье место -- DraconD.
У камрада Ιουστινιανός Бегич носит доспех, найденный на терр Тувы, а лошадь -- доспех из одной сунской военной энциклопедии, это слишком восточно.
Возможно, я ошибаюсь, так что прошу не обижаться.