Сообщество Империал: Морские сражения античной эпохи. - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War


Imperial
ИмпериалИмпериал
Александр Попов

Морские сражения античной эпохи.

Морские сражения античной эпохи.
Тема создана: 01 Январь 2017, 22:11 · Автор: Александр Попов
СОХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Сообщений: 1 · Просмотров: 903
Для возможности просмотра опросов зарегистрируйтесь на форуме.
 Александр Попов
  • Imperial
Imperial
Форумчанин
2 111
78
289
5 144
1

Дата: 01 Январь 2017, 22:11

Основным способом ведения морского боя в древности на Средиземном море был таран. Что об этом пишут историки?
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В экипаже триремы - основного военного корабля этой эпохи было согласно древним источникам всего 4 стрелка и 8 копейщиков для рукопашного боя ( фалангу точно не построишь). И это на 200 человек экипажа! Соответственно "огневая" мощь (выражаясь современным языком) такого большого корабля была низкой, скорее это "огневая" немощь. 8 копейщиков для абордажного боя - тоже как-то не впечатляет. Остается только таран!

Поскольку, как уже говорилось, наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим императивам:

1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае, если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше – превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим, пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру), поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом, утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого борта неприятельского корабля.

2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу супостата. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"), складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.

4. Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим противником.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Таким образом, как мы видим, справедливо утверждение Коннолли о том, что исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).

Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в развернутый строй производилось в предвидении столкновения с противником.

При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.

Кроме того историки убеждены, что легкие корабли с одним рядом весел (монеры) при атаке более крупных трирем и пентер не смогут подойти к их бортам для тарана увязнув в лесе весел, а если все-таки проскочат, то не смогут пробить толстые борта гигантов. Это и привело к строительству больших гребных военных кораблей.

А теперь постараемся в этом разобраться.

Начнем с маневра, который в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"), с попытки переломать весла противника. Во-первых, весла тогда были короткими и выступали за борт не более, чем на 3 метра. Корпус кораблей имеет линзовидную форму. Поэтому, чтобы переломать весла необходимо не просто проплыть рядом, а проплыть по дуге. К тому же надо успеть убрать свои весла, но ведь и противник не слепой и уж точно разглядит несущийся на него корабль противника, чай не маленькая рыбка. Кроме того, корабли будет притягивать друг к другу на таком расстоянии и они неминуемо столкнутся (физики как-то могут объяснить этот эффект). Ну и наконец, на каждом корабле должен быть запас весел.

Вывод : этот метод мог быть применим только для галер 16-18 веков, которые имели накладную прямоугольную палубу для гребцов, выносной за ширину борта аутригер ( балка с уключинами) и весла выступающие метров на 10 за аутригер. А против античных гребных кораблей он не эффективен.
Теперь обсудим тактическую ситуацию, именовавшуюся periplus ("обход", "обплыв"), когда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. Такой маневр возможен если встретились в море два враждебных корабля и им ничего и никто не мешает, но массовое сражение скорее всего быстро переходило в общую свалку и маневрировать было затруднительно. К тому же для этого маневра необходимо иметь преимущество в скорости, а гребцы смогут работать с максимальной нагрузкой не более 2-3 минут, потом повалятся от усталости. За это время, даже если поверить, что триера развивала на веслах 9 узлов, можно пройти не более 700-800 метров из которых 100-150 м - первоначальное сближение. После корабль будет обездвижен.

Вывод : морской таран в сражении осуществлялся в лобовом столкновении.

Круг - вообще бесполезное построение. Корабли стоят на месте, а без разгона невозможно применить таран, то есть эскадра беззащитна.

Бой монеры против триеры или пентеры. Греки называли монерой гребной корабль с одним рядом весел и различали диаконтор ( 20-весельник), триаконтор (30-весельник) и пентеконтор (50-весельник).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Сможет ли 3-5 - ярусный корабль веслами остановить монеру? Нет! Во-первых, весла не такие уж прочные, как многие считают, и при гребли столкнувшиеся два весла могут сломаться, а уж при попытке остановить атакующий корабль тем более! При атаке монеры в борт триеры навстречу ей могут быть выставлены весла максимум 3 рядов (9 штук), но и те соскользнут по носу, а если какому-то веслу удастся найти на носу атакующего корабля упор, то оно будет сломано, выбито из уключины...В общем это равносильно попытке остановить катящийся с горы грузовик шваброй.

Сможет ли монера пробить борт триеры (пентеры)? Предлагаю внимательно посмотреть на бронзовый наконечник тарана...
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Доски бортов крепятся друг с другом на деревянных шипах, закрепленных деревянными гвоздями! Большое ли надо усилие, чтобы вонзить три "топора" тарана вдоль волокон сосновых досок борта? Нет! И чем под более острым углом будет удар, тем легче будет расколоть доски вдоль, то есть при лобовом столкновении. При этом удар будет смягчен, и отойти будет проще. При ударе ближе к перпендикуляру расколотые доски гораздо легче проломить, чем целые скрепленные с соседними. Выламыванию расколотых досок обшивки будет способствовать и морская качка. Осмотр найденных наконечников таранов показывает повреждения именно углов горизонтальных "лезвий".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Это говорит о более частом нанесении удара углом при остром угле атаки. Может ли монера выдержать лобовую атаку триеры? Если ударится в наконечник тарана - нет. При этом и триера получит повреждения. Но наконечник тарана очень узкий, а монера имеет меньшую инерцию, чем триера - значит более маневренна. В итоге оба корабля друг для друга опасны.

Что мы имеем в конечном итоге?

2 сентября 31 г до н э возле мыса Акций сошлись 260 монер Октавиана- :108: и 280 многоярусных кораблей Антония- :Odnozubij: и Клеопатры- :045: Птоломеевны. Монеры победили с разгромным счётом.
источник публикации по ссылке: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Enclave76
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин
    643
    4
    109
    1 078
    0

    Дата: 15 Июль 2017, 01:47

    Хорошо составленная статья, респектъ
    Однако

    Цитата

    В экипаже триремы - основного военного корабля этой эпохи было согласно древним источникам всего 4 стрелка и 8 копейщиков для рукопашного боя ( фалангу точно не построишь). И это на 200 человек экипажа! Соответственно "огневая" мощь (выражаясь современным языком) такого большого корабля была низкой, скорее это "огневая" немощь. 8 копейщиков для абордажного боя - тоже как-то не впечатляет. Остается только таран!

    Я кое-что читал и лекции слушал по античности, в т.ч. по военному делу, но не припомню ничего похожего
    Где посмотреть?
      [Sab-Mod] Warcraft Total War: Wind of Change
      Дата: Вчера, 12:32
      Middle-Earth: Dagor Dagorath
      Дата: 03 Апр 2020, 22:50
      [HoI4] The Road to 56
      Дата: 02 Апр 2020, 02:38
      Monsters from Men
      Дата: 01 Апр 2020, 14:45
      [HoI4] Economic Crisis 2013
      Дата: 31 Мар 2020, 22:14
      [HoI4] The Great War
      Дата: 31 Мар 2020, 21:49
      [HoI4] Player-Led Peace Conferences
      Дата: 31 Мар 2020, 21:04
      Ancient Empires Total Wars
      Дата: 28 Мар 2020, 13:12
      New Teuton
      Дата: 23 Мар 2020, 21:28
      Akthross Total War
      Дата: 18 Мар 2020, 18:23
      Dragon Dawn: Total War
      Дата: 18 Мар 2020, 18:17
      [MOD] Thera: Redux
      Дата: 18 Мар 2020, 18:10
      LME SonarEdition 1805 год
      Дата: 17 Мар 2020, 23:37
      Итальянские Войны 1493 - 1559
      Дата: 17 Мар 2020, 18:10
      Hyrule: Total War
      Дата: 17 Мар 2020, 10:21
      Русская локализация Total War: Warhammer
      Дата: 17 Мар 2020, 00:13
      Divide and Conquer
      Дата: 15 Мар 2020, 22:02
      Potop Total War
      Дата: 12 Мар 2020, 15:15
      Rise of the Eagles
      Дата: 12 Мар 2020, 15:06
      Invasio Barbarorvm II: Africa Vandalorvm
      Дата: 12 Мар 2020, 15:00
      Albion Total War
      Дата: 12 Мар 2020, 14:42
      La Guerre de Cent Ans - The Hundred Years War
      Дата: 12 Мар 2020, 14:35
      The Imperial Conflict 1405
      Дата: 12 Мар 2020, 14:17
      Mongolo-Tatar Invasion
      Дата: 12 Мар 2020, 14:07
      Regions & Provinces Mod
      Дата: 12 Мар 2020, 13:48
      Stainless Steel Historical Improvement Project
      Дата: 12 Мар 2020, 13:41
      Magyar Mod
      Дата: 12 Мар 2020, 13:32
      Anatolian Principalities
      Дата: 12 Мар 2020, 13:16
      De Bello Mundi
      Дата: 12 Мар 2020, 00:04
      Pirates Uber Alles
      Дата: 09 Мар 2020, 19:07
      Fleur de Lis
      Дата: 06 Мар 2020, 17:14
      Hundert Year War
      Дата: 06 Мар 2020, 12:09
      Judex - Rex
      Дата: 06 Мар 2020, 01:40
      Белая Гвардия: Total War
      Дата: 04 Мар 2020, 16:30
      Total War: 1942
      Дата: 02 Мар 2020, 21:21
      Ogniem i Mieczem: TW
      Дата: 02 Мар 2020, 21:21
      Natus ob Imperium
      Дата: 01 Мар 2020, 22:32
      The Great Conflicts 872-1071
      Дата: 01 Мар 2020, 20:17
      Tsardoms: Total War
      Дата: 01 Мар 2020, 20:06
      Ferrum Aeternum
      Дата: 01 Мар 2020, 19:56
      Real Experience Mod
      Дата: 28 Фев 2020, 00:32
      Mists of Calradia
      Дата: 25 Фев 2020, 11:26
      Rise of Three Kingdoms
      Дата: 24 Фев 2020, 17:22
      Исправленная локализация для Total War: Three Kingdoms
      Дата: 23 Фев 2020, 17:33
      Imperial Destroyer
      Дата: 22 Фев 2020, 23:31
      Darth Mod Empire
      Дата: 22 Фев 2020, 23:30
      Paeninsula Italica
      Дата: 21 Фев 2020, 08:52
      Seven Kingdoms: Total War
      Дата: 16 Фев 2020, 08:25
      Dark Combat Attila
      Дата: 16 Фев 2020, 08:21
      Constantinus TW Reborned
      Дата: 15 Фев 2020, 11:24
      У тебя есть вопрос или предложение по этой теме? Или хочешь высказать свою точку зрения?
      Тогда просто нажми ниже на любую кнопку своей социальной сети и сделай это!

      [ Регистрация ]Для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форуме[ Вход на форум
      © 2020 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 10 Апр 2020, 06:17 · Счётчики