«Бег» — двухсерийный кинофильм режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».
"Бег"- стремительный водоворот исторических событий, словно бы самородных и превышающих своей мощью значение чьих угодно отдельных индивидуальных воль и желаний. "Бег"- это отступление и поражение белых в Крыму, эмиграция в Константинополь проигравших войну, а с ними и тех, кто по растерянности и бесхарактерности втянут в общий поток. "Бег" - это тараканий тотализатор, метафора унизительной борьбы за существование русских эмигрантов в Константинополе и в Париже, их положения изгоев.
В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски её сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…
"Бег"- стремительный водоворот исторических событий, словно бы самородных и превышающих своей мощью значение чьих угодно отдельных индивидуальных воль и желаний. "Бег"- это отступление и поражение белых в Крыму, эмиграция в Константинополь проигравших войну, а с ними и тех, кто по растерянности и бесхарактерности втянут в общий поток. "Бег" - это тараканий тотализатор, метафора унизительной борьбы за существование русских эмигрантов в Константинополе и в Париже, их положения изгоев.
В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски её сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…
В главных ролях
Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Санкт-Петербургского университета
Михаил Ульянов — Григорий Лукьянович Чарнота, генерал (прототип — генерал Улагай
Татьяна Ткач — Люська Корсакова
Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов, генерал (прототип — генерал Слащёв)
Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма
Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Санкт-Петербургского университета
Михаил Ульянов — Григорий Лукьянович Чарнота, генерал (прототип — генерал Улагай
Татьяна Ткач — Люська Корсакова
Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов, генерал (прототип — генерал Слащёв)
Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма
Съёмочная группа
Авторы сценария:
Александр Алов
Владимир Наумов
Режиссёры-постановщики:
Александр Алов
Владимир Наумов
Главный оператор:
Леван Пааташвили
Главный художник:
Алексей Пархоменко
Композитор:
Николай Каретников
Литературный консультант:
Елена Булгакова
Военные консультанты:
генерал армии Иван Павловский
генерал-лейтенант Николай Осликовский
генерал-майор Н. Молотков
Директор картины:
Михаил Амираджиби
Авторы сценария:
Александр Алов
Владимир Наумов
Режиссёры-постановщики:
Александр Алов
Владимир Наумов
Главный оператор:
Леван Пааташвили
Главный художник:
Алексей Пархоменко
Композитор:
Николай Каретников
Литературный консультант:
Елена Булгакова
Военные консультанты:
генерал армии Иван Павловский
генерал-лейтенант Николай Осликовский
генерал-майор Н. Молотков
Директор картины:
Михаил Амираджиби
Подготовка к съёмкам
*Изначальный сценарий носил название «Сны о России», которое затем заменили на «Путь в бездну», от которого вернулись к авторскому — «Бег»
*Для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин)
*Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..». По его же словам, Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем.
*Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!».
*Вопрос, на какую плёнку снимать фильм (зарубежная для двухсерийной ленты — накладно, а отечественная приходила в браке), был решён в пользу отечественной широкоформатной плёнки.
*Финал пьесы образца 1928 года — о возвращении Хлудова, Серафимы Корзухиной и Голубкова в Россию. Переработанный автором вариант 1937 года : оставленный в Константинополе Хлудов пускает себе пулю в лоб. Сценаристы в финал фильма ввели одинокую фигуру Хлудова, смотрящую в морскую даль в окружении бродячих собак
*Изначальный сценарий носил название «Сны о России», которое затем заменили на «Путь в бездну», от которого вернулись к авторскому — «Бег»
*Для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин)
*Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..». По его же словам, Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем.
*Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!».
*Вопрос, на какую плёнку снимать фильм (зарубежная для двухсерийной ленты — накладно, а отечественная приходила в браке), был решён в пользу отечественной широкоформатной плёнки.
*Финал пьесы образца 1928 года — о возвращении Хлудова, Серафимы Корзухиной и Голубкова в Россию. Переработанный автором вариант 1937 года : оставленный в Константинополе Хлудов пускает себе пулю в лоб. Сценаристы в финал фильма ввели одинокую фигуру Хлудова, смотрящую в морскую даль в окружении бродячих собак
Актёры
*Без проб на фильм были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов
*Актёр Глеб Стриженов был утверждён и начал сниматься в роли Хлудова. Однако некоторое время спустя эту роль отдали омскому актёру Владиславу Дворжецкому, который до того пробовался на роль Голубкова (её впоследствии сыграл Алексей Баталов)
*Съемка сцены карточной игры снималась в холодном павильоне «Мосфильма» ночью (единственное время, когда Евстигнеев и Ульянов могли выкроить время после вечерних спектаклей)
*Режиссёр Владимир Наумов в документальном фильме (реж. Наталья Наумова) вспоминает, как делалась сцена карточной игры, в которой генерал Чарнота обыгрывает Корзухина:
"Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался."
Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать Евстигнеева, разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена.
*Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал
*Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского
*Без проб на фильм были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов
*Актёр Глеб Стриженов был утверждён и начал сниматься в роли Хлудова. Однако некоторое время спустя эту роль отдали омскому актёру Владиславу Дворжецкому, который до того пробовался на роль Голубкова (её впоследствии сыграл Алексей Баталов)
*Съемка сцены карточной игры снималась в холодном павильоне «Мосфильма» ночью (единственное время, когда Евстигнеев и Ульянов могли выкроить время после вечерних спектаклей)
*Режиссёр Владимир Наумов в документальном фильме (реж. Наталья Наумова) вспоминает, как делалась сцена карточной игры, в которой генерал Чарнота обыгрывает Корзухина:
"Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался."
Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать Евстигнеева, разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена.
*Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал
*Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского
Места съёмок
*Для съёмок снов Хлудова предполагалось солёное озеро Баскунчак, Астраханская область. Оператор Леван Пааташвили вспоминает:
"Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией."
*Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с Звенигородом под Москвой
*Сцены форсирования Сиваша снимали под Севастополем
Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10…12
*Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме»
*Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам, снимали в Париже. При этом актёр в исподнем мало кого удивил.
*Ряд сцен снимали на территории Новоспасского монастыря в Москве.
*Для съёмок снов Хлудова предполагалось солёное озеро Баскунчак, Астраханская область. Оператор Леван Пааташвили вспоминает:
"Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией."
*Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с Звенигородом под Москвой
*Сцены форсирования Сиваша снимали под Севастополем
Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10…12
*Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме»
*Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам, снимали в Париже. При этом актёр в исподнем мало кого удивил.
*Ряд сцен снимали на территории Новоспасского монастыря в Москве.
Съёмочные подробности
*Для актёра Владислава Дворжецкого работа над ролью Хлудова началась со сцены в салоне поезда (Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата)
*Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя, сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься)
*По окончании съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но всё же удалось поставить необходимый штамп
*К организации съёмок сцены тараканьих бегов безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри чёрным бархатом. Конструкция работала исключительно точно
*Для актёра Владислава Дворжецкого работа над ролью Хлудова началась со сцены в салоне поезда (Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата)
*Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя, сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься)
*По окончании съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но всё же удалось поставить необходимый штамп
*К организации съёмок сцены тараканьих бегов безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри чёрным бархатом. Конструкция работала исключительно точно
Сцены из фильма
Крапилин и Хлудов
Хлудов, есаул и душа
Игра в карты
Крапилин и Хлудов
Хлудов, есаул и душа
Игра в карты
Смотреть онлайн