по мотивам повести Леонида Юзефовича «Контрибуция»
Жанр: исторический детектив Режиссёр: Сергей Снежкин Год: 2016 Страна: Россия В главных ролях: Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Надежда Толубеева, Илья Носков, Евгений Дятлов, Константин Воробьёв, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич, Сергей Перегудов и другие. Сюжет: Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.
Журналист Игорь Шнуренко считает, что картина сильно драматизирована в сравнении с повестью Леонида Юзефовича, но «создателям фильма удалось передать средствами кино главные качества прозы Юзефовича — поэтичность, полифоничность, обращение сразу к нескольким уровням восприятия. Такое красивое, ручной работы кино могло быть сделано только в Петербурге. Тонкая, интеллигентная режиссура Сергея Снежкина, ажурная работа оператора Сергея Мачильского, костюмы и декорации, которые просятся из съёмочного павильона сразу на выставку в Русский музей».
Кинокритик Михаил Трофименков проводит параллель между вышедшими почти одновременно «Омерзительной восьмёркой» Тарантино и «Контрибуцией». В обоих фильмах криминальный сюжет разыгрывается в декорациях гражданской войны, а герои — пленники замкнутого пространства. Но «помимо крупных, но случайных совпадений, есть и фундаментальное сходство. Тарантино вливает свежую кровь в вены голливудской классической традиции. Снежкин — в вены „ленинградской школы“». Отмечается безупречная работа «ленфильмовских» мастеров, создавших кино, которое хочется «пощупать руками», и отменные работы актёров. Особо выделяется работа Елизаветы Боярской и «стервозный хор купцов» в исполнении Евгения Дятлова, Константина Воробьёва, Артура Вахи, Юрия Ицкова и Игоря Черневича. По мнению кинокритика, режиссёр «Снежкин — первый, кто за четверть века говорит о гражданской войне всерьез, наперекор пошлым стереотипам борьбы „белых ангелов с красными демонами“» .
Кинокритик Татьяна Москвина считает, что кино у Снежкина «вышло — живое, бойкое, заразительное», но от первоисточника, книги Юзефовича, историка с абсолютно трагическим мироощущением, в фильме осталось немногое. По мнению Москвиной, «добротная матчасть» (мебель, одежда, посуда и прочие атрибуты) «приходит в некоторое противоречие с основной интригой картины. Она искусственна и фантастична». Кинокритик отмечает «живой горячий стержень» картины, удачу ролей второго и третьего плана, выделяя «банду бессовестных торгашей» в исполнении лучших петербургских артистов среднего возраста.
Кинокритик Наталия Курчатова отмечает, что от фильма открестился автор литературной основы писатель Леонид Юзефович, а с титров прокатной укороченной версии картины снял своё имя режиссёр Сергей Снежкин. Характеризуя фильм в целом, Н. Курчатова замечает, что «на картине лежит налет такой густой провинциальности, который не перебить даже присутствием общепризнанных национальных звёзд вроде Елизаветы Боярской или её супруга Максима Матвеева».
Мне данный фильм очень понравился и запомнился. Не смотря на то, что почти все сцены сняты в одной комнате, это ни сколько не надоедает, декор создаёт приятную атмосферу. Игра актёров на высоте, не чувствуется никакой дешёвки, откровенной лжи, приятно наблюдать за тем как разворачиваются действия и диалоги. Отдельно стоит выделить персонажей-купцов - сыграны они мастерски, смотреть на них одно удовольствие. В-третьих, неплохой сюжет. Ну и последний приятный момент: фильм достаточно нейтрален, нет перекоса в сторону белых или красных.
Моя оценка по шкале Империала: твёрдая четвёрка. Почему не пять? Потому что Ленфильм имеет большой потенциал, и я надеюсь, что это не потолок их творчества, что в ближайшее время выйдут новые картины, ещё более лучшие.