Сообщество Империал: Почему в Голливуде проблемы со сценариями - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War
Стратегии, Игровые Миры, История, Total War
  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
Уважаемый Imperial Гость, анонсирована первая игра серии Total War Saga - Total War Saga: Thrones of Britannia

Doctor Pestilentis Почему в Голливуде проблемы со сценариями
Почему в Голливуде проблемы со сценариями
Тема создана: 16 Март 2017, 09:43 · Автор: Doctor PestilentisСообщений: 1 · Просмотров: 234

Doctor Pestilentis
  • Imperial
Imperial
1 391
Imperial
374
Imperial
435
Imperial
7 126
Imperial
2

Дата: 16 Март 2017, 09:43

Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь . В него входят не жертвы цензуры, а лучшие работы, которые до сих пор не добрались до экранизации. «Чёрный список» составляют ежегодно по итогам опроса среди продюсеров. Попадание в список резко увеличивает шансы на экранизацию. В разные годы там побывали сценарии будущих «Петли времени», «Превосходства», «Игры Эндера», «Звёздной пыли» и «Скотта Пилигрима».


Imperial

…и «Исходный код»

Но допустим, что сценарий не только продан, но и будет гарантированно экранизирован. Насколько автор может повлиять на фильм? Как правило, его возможности невелики. Всё обычно зависит от условий сделки и амбиций сценариста. Помимо гонорара, автор может получить и какие-то иные бонусы — например, обязательство студии предоставить ему право написать сценарий для сиквела.

На практике единственный способ сохранить творческий контроль — это самому снять фильм, как это сделал Джеймс Кэмерон. Он уступил сценарий «Терминатора» за один доллар, но взамен добился гарантий того, что станет режиссёром. Конечно, далеко не все авторы — будущие Джеймсы Кэмероны. Как правило, большинство получает гонорар, после чего переключается на другие проекты, а их работу в дальнейшем переписывают другие люди.

Почему же современные фильмы так часто критикуют за сценарии? Неужели авторы стали плохи? Или дело в том, что уже нельзя придумать ничего оригинального? В последнем, возможно, есть доля правды — об ограниченном количестве сюжетов писал ещё Аристотель. Но куда большую роль играют ограничения, связанные со студийной системой и положением дел в современном большом кино.

Дата премьеры

Эта проблема не нова, но своего пика она достигла именно в наше время. В Голливуде с его обострившейся до предела конкуренцией студии расписывают график релизов чуть ли не на десятилетия вперёд, стремясь занять самые лакомые даты. При этом сценария будущего фильма чаще всего ещё в помине нет. Из-за этого создатели с самого начала поставлены перед жёстким требованием любой ценой сдать картину к назначенному сроку — ведь студии крайне не любят сдвигать дату премьеры.

Если посмотреть на истории создания многих классических лент, можно заметить, что их первые сценарии была написаны за несколько лет до начала съёмок. У создателей хватало времени как следует отточить работу и довести её до ума. Увы, когда речь идёт о больших франшизах, у авторов редко есть подобная роскошь. Сложно придумать нечто незабываемое, когда над тобой висит дамоклов меч в виде даты премьеры.

Да и не секрет, что большинство студийных боссов не любит ничего нового. Когда выбор стоит между оригинальностью и экономией времени, всегда побеждает время. И это, в общем-то, логично. Зачем напрягаться и изобретать велосипед, если все и так знают, что зритель пойдёт на фильм по известной франшизе? В итоге мы имеем кучу однотипных картин, бесконечно повторяющих одни и те же сюжеты. Пока они приносят деньги, ситуация вряд ли изменится.

Частая смена авторов

Киноманы часто задаются вопросом: как огромное количество указанных в титрах сценаристов могло написать такую ерунду? Но нужно понимать, что авторы, скорее всего, не работали над картиной одновременно. Они могли вообще ни разу не встречаться друг с другом. И более того — возможно, их работа не имеет особого отношения к итоговому фильму.

Почему сценарии вообще переписывают? Во-первых, сценарист не всегда заранее знает бюджет будущей картины и не представляет, в какую сумму выльется съёмка той или иной сцены. В процессе препродакшена продюсеры нанимают актёров, подыскивают локации и подбивают итоговую смету. И нередко обнаруживают, что написанное на бумаге нельзя снять за имеющиеся в их распоряжении деньги. Сценарий переписывают, чтобы подогнать его к реальным возможностям.

Но куда важнее то, что у всех участников съёмок, как правило, есть собственное видение проекта. Зачастую мнения режиссёра и продюсера о сюжете могут серьёзно не совпадать, ведь главная задача первого — снять хороший фильм, а второго — коммерчески успешный. Не стоит забывать и про актёров. Каждый, конечно, хочет, чтобы его персонажу уделили особое внимание. Большие звёзды могут приводить с собой личных сценаристов, чья задача — прописать героя под них. А над всеми ними ещё есть руководство студии, которое может наложить вето на любой сюжетный поворот, любую сцену.

Так что процесс работы над сюжетом напоминает перетягивание каната. Каждый из участников борется за свой кусок, и что в итоге получится, зависит от того, удастся ли сторонам достичь разумного компромисса. В процессе оригинальный сценарий может быть так переписан, что его потом родной автор не узнает.

Imperial

В «Армагеддоне» астероид взрывало меньше народу, чем писало про это сценарий

Случаи, когда над сценарием с начала и до конца работает один человек, в Голливуде очень и очень редки. Возьмём фильм «Армагеддон». Как думаете, сколько человек нужно, чтобы написать сюжет про Брюса Уиллиса против астероида? Два, три, четыре? Правильный ответ — девять. Над сценарием «Армагеддона» работали девять сценаристов, из которых в титры попали пятеро.

Многие даже не подозревают, что над сценариями некоторых классических фильмов работали известные люди, которые вообще не указаны в титрах. Например, Квентин Тарантино помогал с диалогами для «Скалы», а Кэрри Фишер (та самая принцесса Лея) полировала сценарии «Последнего киногероя» и «Смертельного оружия 3».

Частые переписывания порой приводят к тому, что от первой версии в итоговом фильме вообще ничего не остаётся. Хрестоматийный пример — сценарий Джосса Уидона, написанный им для первых «Людей Икс». Из всей работы в фильм попала лишь пара строчек искромётного диалога Циклопа с Росомахой:



Или возьмём давно всеми забытый фильм «Сверхновая». Изначальный сценарий вообще не имел ничего общего с итоговой картиной. В центре сюжета находилась история космического корабля, чей экипаж нашёл инопланетный артефакт и открыл портал в преисподнюю. Но после выхода на экраны «Горизонта событий» студия приказала избавиться от всей мистики. Решение удалить из сценария его ключевой элемент закончилось полной катастрофой.

Фильмы-конкуренты и тест-просмотры

Даже если фильм снят, это не значит, что работа сценариста завершена. Кинопроизводство не ведётся в вакууме. Студии внимательно следят за успехами и неудачами конкурентов и собственных картин и делают выводы. Немалую роль играют и предварительные просмотры. Если их результат не устраивает студию, это зачастую выливается в пересъёмки и перемонтаж, которые могут совершенно изменить всю тональность картины. У многих на слуху история «Отряда самоубийц». Чтобы сделать фильм более семейным, во время пересъёмок в него добавили юмора, а на монтаже вырезали большинство сцен с Джокером.

Imperial

Создатели «Отряда самоубийц» умудрились на своей неудаче ещё и заработать, выпустив на видео «расширенную» версию

Но это ещё далеко не самый экстремальный пример. Можно вспомнить фильм «Война миров Z», где Брэд Питт спасал планету от зомби (по недоразумению это кино носит то же название, что и книга Макса Брукса). Изначально картина имела совсем другой финал: герой попадал в Россию, где его насильно призывали в армию, после чего он превращался в бесстрашного истребителя зомби. Классика клюквы вроде массовых расстрелов, мороза, водки и Красной площади прилагалась.

Этот финал был снят, но удручающие результаты тест-просмотров привели к решению полностью переделать третий акт. Для спасательной операции были привлечены не последние люди в Голливуде — Дэймон Линделоф, Дрю Годдард и Кристофер Маккуори. В итоге, хоть бюджет картины и раздулся до непомерной величины, решение оказалось скорее удачным, чем нет.

Imperial

Это не зомби, это русские хотят погреться. У них же всегда зима!

Четвёртому «Терминатору» повезло меньше. Изначальный сценарий картины и так не был шедевром. Не исключено, что историю можно было улучшить, но сценаристы в основном были заняты поиском способов, как вписать в историю побольше Джона Коннора. Получивший эту роль Кристиан Бэйл не хотел играть второстепенного персонажа (в начальной версии у спасителя человечества было пять-десять минут экранного времени) и потребовал поставить своего героя в центр истории.

На всё это наложилась утечка в интернет финального твиста сценария: Коннор погибал, и, чтобы скрыть его смерть, его лицо пересаживали киборгу Маркусу. В попытке разрулить образовавшийся бардак была выписана внушительная бригада сценарных докторов, в которую входили Пол Хаггис и Джонатан Нолан. Но успеха они не достигли, что, в общем-то, немудрено. Если создатели погрязли в междоусобных разборках, спасти сценарий сложнее, чем Готэм.

Imperial

По иронии, изначально Бэйлу предлагали роль главного героя, Маркуса. Он настоял на том, чтобы сыграть Коннора и увеличить его роль

Съёмки без сценария

Замена авторов, пересъёмки, несдвигаемые даты релизов стали неотъемлемой частью голливудской кухни. Редкий современный блокбастер может обойтись без них. Бывают ситуации и хуже — когда фильм снимают вообще без завершённого сценария.

Казалось бы, все должны понимать, что сценарий — основа основ, без него фильм сам собой не образуется. Но на практике нередки ситуации, когда съёмки фильма уже начались (или вот-вот начнутся), и тут в последний момент студия решает отказаться от существующего сценария.

Классический пример — история создания многострадального «Чужого 3». Над фильмом работало огромное количество сценаристов, продюсеры сами толком не знали, что им нужно, и потому постоянно меняли авторов. Потратив кучу денег на забракованные рукописи, в итоге они остановили выбор на эксцентричной версии Винсента Уорда, где действие должно было происходить на деревянном планетоиде с политзаключёнными монахами-стеклодувами.

Незадолго до начала съёмок продюсеры вдруг испугались собственной смелости, решили, что деревянная планета — это всё же перебор, и отказались от идеи. Съёмочная группа попала в ситуацию, когда у них не было утверждённого сценария, зато имелась куча ненужных дорогостоящих декораций монастыря и неумолимо надвигавшаяся дата релиза, которую, понятное дело, никто не собирался менять. В итоге кино слепили из того, что было.

Imperial

Концепт-арт деревянного мира из «Чужого 3»

Однако и такая ситуация не всегда становится приговором фильму. Даже в, казалось бы, безнадёжном случае можно найти выход. Всё зависит от желания и таланта работающих над фильмом людей. «Мы начали снимать, не имея ни законченного сценария, ни актёров, ни акулы», — так Ричард Дрейфус описал свои впечатления от съёмок «Челюстей». К счастью, Стивен Спилберг скорректировал сюжет так, чтобы как можно реже показывать убогую бутафорскую акулу. Вместо этого он нагнетал атмосферу, и это превратилось из проблемы в преимущество.

Кто-то может возразить, что этот фильм снимался сорок лет назад, когда Голливуд был совсем другим. Тогда возьмём более современный пример.

У них не было сценария. У них был аутлайн. Каждый день мы приходили для съёмок больших сцен и понятия не имели, что нам говорить. Мы шли в трейлеры, обсуждали сцены, созванивались со сценаристами и спрашивали: «У вас есть идеи?» В это время оставшиеся члены съёмочной группы наматывали круги, ожидая, когда мы выйдем…

Это пугало меня. Я очень нервничал. Я люблю быть подготовленным. Я люблю знать свои реплики, в конце концов, меня так учили. Всё это меня очень раздражало, и я придумал выход. Такие ситуации ведь часто бывают на съёмках. Тебе кажется, что это неправильно, но дело обстоит именно так. Можно тратить энергию на жалобы и нытьё, а можно подумать над тем, что теперь делать. Вы сами можете выбирать, как воспринимать вещи.

Так что я сказал себе: «Хорошо, значит, мы тут снимаем 200-миллионный студенческий фильм и просто веселимся. Мы играем». Это сняло всё напряжение. Чувак, просто забей и играй. И в итоге всё обернулось просто великолепно.


Это отрывок интервью с Джеффом Бриджесом о съёмках «Железного человека». Фильм постигла уже знакомая нам беда — дата релиза была назначена до того, как был написан сценарий. Но благодаря усилиям Джона Фавро, Роберта Дауни-младшего и всей съёмочной группы вместо катастрофы мы получили отличный фильм и краеугольный камень киновселенной Marvel.

Imperial

Чувак дело говорит!

* * *

Попавшим в трудную ситуацию кинематографистам стоит прислушаться к советам Чувака, ведь они чего-то да стоят. Ну а если фильм всё равно не удастся… что ж, в Голливуде всегда можно сделать ремейк.
    Age of Kings
    • Imperial
    Imperial
    4 173
    Imperial
    340
    Imperial
    633
    Imperial
    5 071
    Imperial
    53

    Дата: 17 Март 2017, 05:46

    Как раз по этой теме есть очень хорошее исследование - книга Роберта Макки "История на миллион долларов". Автор раскрывает проблематику сценариев, в том числе и отвечает на вопрос - почему сейчас качество работы сценаристов упало до самого дна, а также дает советы по написанию сценариев. Примечательно, что, хоть автор и американец, он не абсолютизирует Голливуд, а активно приводит примеры из мирового кинематографа.

    В общем, действительно, стоящая книга.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      Введите ваши имя форумчанина и пароль:
      Введите Ваше имя  
      [Регистрация нового аккаунта]
      Введите Ваш пароль 
      [Восстановить пароль]

      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа на форум:


      Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

      Стиль
         20 Ноя 2017, 18:08
      © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Декларация о Сотрудничестве. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики