«Психо» (англ. Psycho) — культовый чёрно-белый психологический триллер Альфреда Хичкока, традиционно причисляемый к вершинам творчества Хичкока и жанра в целом. Вольная экранизация одноимённого романа Роберта Блоха. Это первый за много лет фильм Хичкока, снятый в монохроме. Старые художественные коды американской готики трансформированы режиссёром в новый жанровый сплав, замешанный на психоанализе и близкий скорее к фильму ужасов, чем к классическому триллеру. Атмосферу тревоги и нервозности («саспенса») дополняет саундтрек композитора Бернарда Херрманна. Главные роли сыграли Энтони Перкинс, Джанет Ли и Вера Майлз.
Сюжет
Молодая женщина Мэрион Крэйн
похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником.
Во время бегства, устав от стресса и вождения автомобиля, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её. Однако здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бейтс
— юноша, страдающий раздвоением личности: временами в нём оживает его горячо любимая, но уже давно умершая деспотичная мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. «Она» требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе).
В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст,
который раскрывает жуткую тайну Нормана Бейтса, но не успевает донести её до находящихся в смятении любовника Мэрион и её сестры, ибо Норман убивает и Арбогаста, проткнув ему живот. В конце концов, сестре и бывшему любовнику удаётся запутать Нормана и задержать его.
Лишь в этот момент выясняется, что мать Нормана давным-давно умерла, и что владелец мотеля бережно сохранял её иссохший труп, посаженный в кресло в одной из комнат особняка, расположенного недалеко от мотеля.
Нормана Бейтса арестовывают, но психиатр, поговорив с ним, «а точнее с его матерью», рассказывает полицейским о том, что у Нормана раздвоение личности. После этого его помещают в психиатрическую клинику.
Фильм заканчивается бредом-монологом Нормана, голосом его матери — сильной стороной его разделенной личности.
Молодая женщина Мэрион Крэйн
похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником.
Во время бегства, устав от стресса и вождения автомобиля, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её. Однако здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бейтс
— юноша, страдающий раздвоением личности: временами в нём оживает его горячо любимая, но уже давно умершая деспотичная мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. «Она» требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе).
В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст,
который раскрывает жуткую тайну Нормана Бейтса, но не успевает донести её до находящихся в смятении любовника Мэрион и её сестры, ибо Норман убивает и Арбогаста, проткнув ему живот. В конце концов, сестре и бывшему любовнику удаётся запутать Нормана и задержать его.
Лишь в этот момент выясняется, что мать Нормана давным-давно умерла, и что владелец мотеля бережно сохранял её иссохший труп, посаженный в кресло в одной из комнат особняка, расположенного недалеко от мотеля.
Нормана Бейтса арестовывают, но психиатр, поговорив с ним, «а точнее с его матерью», рассказывает полицейским о том, что у Нормана раздвоение личности. После этого его помещают в психиатрическую клинику.
Фильм заканчивается бредом-монологом Нормана, голосом его матери — сильной стороной его разделенной личности.
В ролях
Энтони Перкинс — Норман Бейтс
Джанет Ли — Мэрион Крэйн
Вера Майлз — Лайла Крэйн, сестра Мэрион
Джон Гэвин — Сэм Лумис
Мартин Болсам — детектив Милтон Арбогаст
Джон Макинтрайр — шериф Эл Чамберс
Саймон Окленд — доктор Фред Ричмонд
Вон Тэйлор — Джордж Лоувери, шеф Мэрион
Фрэнк Альбертсон — Том Кэссиди, клиент
Ларин Таттл — Элиза Чамберс, жена шерифа
Патриция Хичкок — Кэролин, сотрудница Мэрион
Джон Андерсон — Чарли
Морт Майллз — патрульный офицер полиции
Энтони Перкинс — Норман Бейтс
Джанет Ли — Мэрион Крэйн
Вера Майлз — Лайла Крэйн, сестра Мэрион
Джон Гэвин — Сэм Лумис
Мартин Болсам — детектив Милтон Арбогаст
Джон Макинтрайр — шериф Эл Чамберс
Саймон Окленд — доктор Фред Ричмонд
Вон Тэйлор — Джордж Лоувери, шеф Мэрион
Фрэнк Альбертсон — Том Кэссиди, клиент
Ларин Таттл — Элиза Чамберс, жена шерифа
Патриция Хичкок — Кэролин, сотрудница Мэрион
Джон Андерсон — Чарли
Морт Майллз — патрульный офицер полиции
Съёмочная группа
Сценарий — Джозеф Стефано по роману Роберта Блоха
Главный оператор — Джон Расселл
Художники-постановщики: Джозеф Хёрли, Роберт Клэтворти
Декоратор — Джордж Майло
Директор производства — Лью Лири
Титры — Сол Бэсс
Монтаж — Джордж Томазини
Костюмы — Хелен Колвиг
Грим: Джэк Бэррон, Роберт Доун
Стилист по причёскам — Флоранс Буш
Спецэффекты — Кларенс Шампань
Запись звука: Уолдон Уотсон, Уильям Расселл
Ассистент режиссёра: Хилтон Грин
Консультант по живописи — Сол Бэсс
Музыка — Бернард Херрманн
Режиссёр — Альфред Хичкок
Сценарий — Джозеф Стефано по роману Роберта Блоха
Главный оператор — Джон Расселл
Художники-постановщики: Джозеф Хёрли, Роберт Клэтворти
Декоратор — Джордж Майло
Директор производства — Лью Лири
Титры — Сол Бэсс
Монтаж — Джордж Томазини
Костюмы — Хелен Колвиг
Грим: Джэк Бэррон, Роберт Доун
Стилист по причёскам — Флоранс Буш
Спецэффекты — Кларенс Шампань
Запись звука: Уолдон Уотсон, Уильям Расселл
Ассистент режиссёра: Хилтон Грин
Консультант по живописи — Сол Бэсс
Музыка — Бернард Херрманн
Режиссёр — Альфред Хичкок
Создание
В основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина Эда Гина (а позднее этот сюжет использовали авторы «Техасской резни бензопилой»).
Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно и всего за 9 тысяч долларов. А затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне. Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия. Роль крови в фильме исполнял шоколадный сироп.
Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах. Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501) — так режиссёр решил вознаградить Херрманна за потрясающую музыку к фильму. Позднее Хичкок скажет, что 33 % эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тысяч долларов.
Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария. Он получил за роль гонорар в 40 тысяч долларов.
В знаменитой сцене убийства в ванной пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть, — это звук ножа, втыкаемого в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря 1959 года, причём вообще без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека после смерти расширяются. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
В основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина Эда Гина (а позднее этот сюжет использовали авторы «Техасской резни бензопилой»).
Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно и всего за 9 тысяч долларов. А затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне. Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия. Роль крови в фильме исполнял шоколадный сироп.
Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах. Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501) — так режиссёр решил вознаградить Херрманна за потрясающую музыку к фильму. Позднее Хичкок скажет, что 33 % эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тысяч долларов.
Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария. Он получил за роль гонорар в 40 тысяч долларов.
В знаменитой сцене убийства в ванной пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть, — это звук ножа, втыкаемого в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря 1959 года, причём вообще без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека после смерти расширяются. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
Награды
1961 — Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
1961 — Премия Золотой глобус
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Номинации
1961 — Премия «Оскар»
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
Лучшая операторская работа — Джон Расселл
Лучшая режиссура — Альфред Хичкок
1961 — Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
1961 — Премия Золотой глобус
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Номинации
1961 — Премия «Оскар»
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
Лучшая операторская работа — Джон Расселл
Лучшая режиссура — Альфред Хичкок