Я люблю смотреть, как умирают дети...
Владимир Маяковский, "Несколько слов обо мне самом"
Посмотрел сие творение. Впечатления, честно говоря - двоякие...
С одной стороны - неплохая атмосфера американского провинциального Зажопья конца 80х, интересная игра цветов, хорошая операторская работа. Годный подбор актеров "лузер-клуба" и, в целом, неплохая игра - не шедевр, но и не дно-уровень "Ералаша", детишки смотрятся довольно искренне, им веришь, веришь в их тяжёлую жизнь во враждебном городе и в их дружбу (а вот хулиганы во главе с Генри Бауэрсом подкачали - актеры там на пару-тройку лет старше, и ждешь от них более внятной игры, но нет - играют они настолько дубовее "неудачников", что порой слышен скрип веток их можно спутать с декорациями). Сюжет... Хм... По большому счету - «Оно»-2017 все же куда трепетнее относится к первоисточнику, чем версия 1990 года и вообще подавляющее большинство кинопереложений Кинга. Авторские коррективы тут чаще уместны, чем нет. Социально-психологический поддекст. Хвала Кришне, до сценаристов дошло, что Кинг написал книгу, которая имеет посыл между строк, а не просто историю о том, как кто-то кого-то где-то жрет. Предыдущая экранизация "Оно" как раз этот смысл и убрала, потому получилась средней занимательности история просто про клоуна-убийцу, который сокращал поголовье местных детишек. Кинг писал не о клоунах. Не о каких-то мифических монстрах или бяках, живущих под кроватью. Большая часть его романов показывают и описывают людскую жестокость и равнодушие по отношению друг к другу. И Оно - воплощение этой жестокости. Отдельно поставлю отличное звуковое сопровождение.
Теперь деготь.
Типа юмор. Я не смотрю "камеди клаб", а потому давно не видел такой плотности шуток про мамаш на один метр кинопленки, и они, возможно, более-менее смотрелись бы в очередной отечественной молодежной быдло-комедии с Галустяном, которые по понятной причине проходят мимо меня не увиденными. Но не здесь. ОНИЖЕДЕТИ? Не принимается...
Дыры в сценарии и сюжете. К примеру, сценаристы толком не объяснили происхождение и вообще - суть монстра, отделавшись мимолетно брошенным "как цикада". И все тут же поняли что это, ога. При этом не объясняется ни его природа, ни сэттинг: полностью потустороннее ли это существо, вроде демона, или же материалистичное, вроде животного хищника. Питается ли он страхом, и зачем ему страх? Питается ли он душами? Или же плотью, и тогда зачем вообще детей пугать так долго и извращенно, когда можно было бы просто их один раз напугать, и тут же похитить и съесть. Пеннивайз - это главный герой фильма, которого обделили вниманием, сделав сезонным пугалом и вялым триггером повествования. Грустно...
Отсюда вытекает едва ли не главная претензия - к главгаду. Пеннивайз - главный провал фильма. Клоун с зубами «зайки» не внушил мне должного ужаса, коего я так ожидал, ни даже отвращения. Первую полвину фильма я сидел и настраивал себя - "вроде horror movie, возьми себя в руки и напугайся, тряпка!" - потом плюнул и забил.
Пеннивайз — культовый персонаж, которого ставят в один ряд с Фрэдди Крюгером, которого боятся целые поколения детей и взрослых. Он должен наводить благоговейный ужас одним своим видом, но проблема в том, что Пеннивайз в своем собственном фильме выглядит неуместно. Сильная сторона любого хоррора — в мифологии, раскрытии предыстории фильма, приведшей к ужасам на экране. Пеннивайз же — вселенское зло, которое может принимать форму главных страхов человека и затягивать в свой подземный мир. Задав такие безграничные рамки возможного, пугать зрителя можно чем угодно, но... ничего этого в фильме нет. Есть дешевый скример, где единственный прием, которым пользуется клоун — это быстрое передвижение в сторону персонажа и истерических смехом. Все! Страх, Пэйн. Я его не чувствую...
Не докрутили социально-психологический аспект книги. Кинг — мастер социального психологизма, МОНСТРОВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЛИЦЕ. В частности, «Оно» — роман о целом ГОРОДЕ таких монстров, и главное зло там — отнюдь не Пеннивайз. Увы, по большей части это осталось за кадром, хотя потуги перенести на экран были.
В общем - 7 из 10. Ждал гораздо большего, но весь пар традиционно ушел в гудок трейлер.
Надеюсь, вторую часть, про решивших тряхнуть стариной "неудачников" снимать не будут - это и у Кинга-то было самой слабой частью книги, а уж кино, потерявшее весь шарм детишек-актеров и атмосферу детской страшилки, и представлять не хочется...