Троецарствие
История Китая в 189-280 гг.
История Китая в 189-280 гг.
Период Троецарствия пользуется, пожалуй, наибольшей популярностью в массовой культуре, среди всех периодов истории Китая. О нем снимают фильмы (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь) и сериалы (см. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь 2010, но есть и другие), делают игры ("Dynasty Warrior" и Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, да и мод Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь на РТВ), многие столетия тысячи людей зачитываются романом Ло Гуаньчжуна "Троецарствие".
В чем причина такой популярности? Думается мне, потому что эта эпоха послужила временем бурной деятельности множества людей - лидеров, сановников, военачальников и мудрецов - у каждого из которых были свои цели и мотивы, мораль и способы добиться желаемого. Грубо говоря, каждый из читателей или зрителей найдет себе героя по вкусу. То было время, когда в борьбе за умы, сердца и власть столкнулись разные не только люди, но и идеи: идея единой централизированной монархии против идеи "власти на местах", строгое управление Цао Цао могло соседствовать (но не мирно сосуществовать) с ожиданием победы "Желтого неба" у повстанцев и человеколюбивыми и пацифистскими, близкими к идеям христианства взглядами последователей секты "Удоуми" ("Пять мер риса"). Ну а в то же время неподалеку рыскали шайки грабителей и военные отряды искателей славы и власти. О многих из них пойдет речь ниже.
Началом периода Троецарствия я буду считать 189 г. и смерть Лин-ди, хотя, как ясно из названия, до разделения Китая на три царства (220 г.) оставалось еще 31 год – я банально включаю в «Троецарствие» период падения Хань и последующих междуособиц (фз, как с этим - периодизацией - обстоит дело в исторической науке).
В 184 г. по всей стране началось великое восстание «Желтых Повязок» – лидеры которого, Чжан Цзяо и его братья, помимо непонятных даоистстких сентенций, предлагали населению заманчивые возможности: 1) перерезать властьимущих, 2) разграбить буржуев, да 3) зажить лучше, чем жили. Широкие массы простого народа откликнулись – а власти, видя, что имперские армии не справляются с восставшими, позвали на помощь всех знатных и богатых, да и вообще всех желающих стать грудью на защиту существующего строя – от олигархов уровня братьев Юань Шао и Шу, до мелких торговцев скотом и плетильщиков сандалий (привет, Чжан Фэй, привет, Лю Бэй!). И те откликнулись на призыв правительства – именно в основном усилиями таких добровольчески-наемных милиционных отрядов приблизительно за год восстание удалось подавить, хотя отдельные группы сторонников «Желтого неба» сохранились и продолжали действовать вплоть до 205 г. Но главное не это, главное в том, что лидеры таких вот «добробатов» почувствовали силу и не спешили с нею расставаться.
Тем более, что при дворе творилась полная чехарда – всем заправляли евнухи, наиболее способные чиновники были ранее казнены или высланы от двора (стараниями евнухов), император во всех важных делах полагался на евнухов. Если кратко, евнухи тогда рулили. Но это очень не нравилось как высшим военным чинам (а евнухи всегда боялись военных), так и местным лидерам, тем самым командирам и спонсорам «добробатов». Ну и вообще, кто любит евнухов?
И вот, в 189 г. император Лин-ди (за которого все решали евнухи, но, как-никак - легитимный император, против него восставать никто не решился бы) умирает, оставив двух сыновей, но при этом не обьявив одного из них наследником. Начинается как подковерная, так и прямая, кровопролитная борьба за власть...
В чем причина такой популярности? Думается мне, потому что эта эпоха послужила временем бурной деятельности множества людей - лидеров, сановников, военачальников и мудрецов - у каждого из которых были свои цели и мотивы, мораль и способы добиться желаемого. Грубо говоря, каждый из читателей или зрителей найдет себе героя по вкусу. То было время, когда в борьбе за умы, сердца и власть столкнулись разные не только люди, но и идеи: идея единой централизированной монархии против идеи "власти на местах", строгое управление Цао Цао могло соседствовать (но не мирно сосуществовать) с ожиданием победы "Желтого неба" у повстанцев и человеколюбивыми и пацифистскими, близкими к идеям христианства взглядами последователей секты "Удоуми" ("Пять мер риса"). Ну а в то же время неподалеку рыскали шайки грабителей и военные отряды искателей славы и власти. О многих из них пойдет речь ниже.
Началом периода Троецарствия я буду считать 189 г. и смерть Лин-ди, хотя, как ясно из названия, до разделения Китая на три царства (220 г.) оставалось еще 31 год – я банально включаю в «Троецарствие» период падения Хань и последующих междуособиц (фз, как с этим - периодизацией - обстоит дело в исторической науке).
Предпосылки:
В 184 г. по всей стране началось великое восстание «Желтых Повязок» – лидеры которого, Чжан Цзяо и его братья, помимо непонятных даоистстких сентенций, предлагали населению заманчивые возможности: 1) перерезать властьимущих, 2) разграбить буржуев, да 3) зажить лучше, чем жили. Широкие массы простого народа откликнулись – а власти, видя, что имперские армии не справляются с восставшими, позвали на помощь всех знатных и богатых, да и вообще всех желающих стать грудью на защиту существующего строя – от олигархов уровня братьев Юань Шао и Шу, до мелких торговцев скотом и плетильщиков сандалий (привет, Чжан Фэй, привет, Лю Бэй!). И те откликнулись на призыв правительства – именно в основном усилиями таких добровольчески-наемных милиционных отрядов приблизительно за год восстание удалось подавить, хотя отдельные группы сторонников «Желтого неба» сохранились и продолжали действовать вплоть до 205 г. Но главное не это, главное в том, что лидеры таких вот «добробатов» почувствовали силу и не спешили с нею расставаться.
Тем более, что при дворе творилась полная чехарда – всем заправляли евнухи, наиболее способные чиновники были ранее казнены или высланы от двора (стараниями евнухов), император во всех важных делах полагался на евнухов. Если кратко, евнухи тогда рулили. Но это очень не нравилось как высшим военным чинам (а евнухи всегда боялись военных), так и местным лидерам, тем самым командирам и спонсорам «добробатов». Ну и вообще, кто любит евнухов?
И вот, в 189 г. император Лин-ди (за которого все решали евнухи, но, как-никак - легитимный император, против него восставать никто не решился бы) умирает, оставив двух сыновей, но при этом не обьявив одного из них наследником. Начинается как подковерная, так и прямая, кровопролитная борьба за власть...
Открываю тему для обсуждения, на днях выложу кучку статей и карт по заданной теме.