Сообщество Империал: К вопросу о том, когда Андрей Полоцкий оказался в Москве - Сообщество Империал

alex777

К вопросу о том, когда Андрей Полоцкий оказался в Москве

а также когда Дмитрий Брянский получил перяславль и мог ли состояться
Тема создана: 24 июня 2017, 17:56 · Автор: alex777
  • 7 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 alex777
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июня 2017, 17:56

В современной историографии утвердилось мнение, что Андрей Полоцкий появляется в Москве в 1377-м году после смерти своего отца (якобы подтверждается новгородскими и софийской летописями), участвовал в походе московских войск на Литву в 1379-м году (упоминается в целом ряде летописей), в результате чего на московскую службу перешел Дмитрий Ольгердович, получив в кормление Переяславль-Залесский.

Спойлер (раскрыть)
     Ratsha
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 24 июня 2017, 21:55

    alex777

    На события этой литовской смуты приходится и совместная осада Полоцка войсками Скиргайло и ливонского ордена, о которой, помимо орденских хронистов, рассказывают Новгородские (тт 3,4) и Софийская (т 6) летописи под 1381-м годом. После этого в них также помещен рассказ о литовском мятеже, повторяющий процитированный выше. Однако, рассказ о бегстве из Литвы Андрея Полоцкого поставлен составителями новгородских летописных сводов под 1377-м годом, причем под этим же годом они рассказывают о взятии Мамаем Переяславля-Рязанского, а затем этот же рассказ дублируют под 1378-м, в соответствии с другими летописями, например, Воскресенской (т 8), где это событие упомянуто лишь один раз, после битвы на Воже. То есть составители новгородских летописных сводов, в отличие от «низовских» летописцев, знали, что Кейстут умер позже, поэтому они изменили хронологическое расположение рассказа о литовской смуте.

    А чем вас Новгородская первая летопись младшего извода не устраивает?

    Цитата

    В лЂто 6885 (1377)... Того же лЂта умре в Лит†князь Литовьскыи Олгердъ...
    В лЂто 6886 (1378). Свершиша церковь камену святого Образа на Добрыни улицЂ; и святи владыка АлексЂи с попы и с крилом святыя СофЂя, на праздникъ его. Того же лЂта поидоша Татарове на Суздальскую землю на князя на Дмитрия. Князь же посла противу их сына своего князя Ивана съ силою; и бишася на ПиянЂ на рицЂ. И утопе ту князь Иванъ, а инЂи побиени быша. На ту же зиму прибЂжа во Пьсковъ князь Литовьскыи ОндрЂи Олгердович, и цЂлова крестъ ко пьсковицамъ; и поиха на Москву из Новаграда къ князю к великому къ Дмитрию, князь же прия его.

    Она же упоминает о "Литовской смуте" и смерти Кейстута под 6889 (1381) годом:

    Цитата

    В лЂто 6889 (1381). Заложиша церковь камену святыи Дмитрии на Славко†улицЂ. Тои же осени стоялъ князь Литовьскыи Скригаило под Полотскомъ с нЂмечьскою ратью, и много бысть имъ тягости; и прислаша к Новугороду, просяще помоци по крестияньству: «помогли бы есте по насъ». И не бысть имъ помощи от Новаграда, толко посолъ послаша Юрья Онцифоровица къ князю Литовьскому Ягаилу. И заступи богъ и святая СофЂя свои домъ, и отъидоша, города не вземше. В то же лЂто бысть мятежь в ЛитвЂ, богу попущьшю на них гнЂвъ свои: въсташа сами на ся, и убиша князя велика Кестутья Гедиминовича, и бояръ избиша; а сынъ его Витовтъ побЂже в НЂмцЂ и много зла створи Литовьскои земли, подъялъ бо бяше Кестутии княжение под Ягаиломъ.

    Упоминание дат закладок/освящения церквей косвенно указывает на то, что летописец пользовался современными событиям записями, а не реконструировал как многие авторы летописей 15-16 вв. (к разрядным книгам это тоже относится).

    alex777

    Однако, если Андрей Полоцкий оказался в Москве в результате литовской смуты 1381-1382-го годов, как говорит большинство летописей, то и описанный выше поход состояться до Куликовской битвы тоже никак не мог. Причем этот вывод отлично согласуется не только с фактом из Разрядной книги, что Дмитрий Ольгердович получил Переяславль уже после Куликовской Битвы, но и с произведениями Куликовского цикла, которые указывают, что литовские князья прибыли на битву вовсе не из Москвы и Переяславля.

    А вас не настораживает тот факт, что те же "произведения Куликовского цикла" упоминают Андрея в числе участников битвы? Ведь получается, что он до 1381 года в Москве появиться не мог, но в битве все-таки участвовал. Этак можно дорассуждаться до того, что Куликовская битва произошла уже после смерти Кейстута. :0162:
    Самое забавное, что похоже примерно так думали те русские летописцы, которые передвинули дату смерти Кейстута в 1379 год. Но дело, похоже, в том, что отъезд Андрея в Псков связан не с гибелью его дяди и смутой 1381-82 гг., а со смертью его собственного отца и непризнанием им отцовского завещания.
       alex777
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 25 июня 2017, 15:01

      Ratsha (24 июня 2017, 21:55):

      А чем вас Новгородская первая летопись младшего извода не устраивает?

      Тем, что там нет оригинальных сведений на эту тему. Описание интересующих деталей повторяет Софийскую летопись и оказалось там из того же самого источника - новгородской редакции общерусской летописи, так называемого софийско-новгородского протографа, куда они в свою очередь попали из того же источника как и в московские редакции общерусских летописей. Причем очевидно, что московская версия ближе к оригиналу, так как сведения находятся практические единым и логически связанным текстом - смута в литве, смерть кейстута-приезд Андрея в Москву-поход Владимира Андреевича и Андрея Ольгердовича на литовские города, передача Дмитрию Ольгердовичу Переяславля. В новгородской же версии тот же самый текст разбит на части, датировка смуты исправлена на более точную, некоторые события 1377-1378 годов продублированны, что говорит об использовании нескольких параллельных источников. Маловероятно, что московский летописец проделывал бы обратные действия в случае заимствования текста из новгородской редакции.

      Цитата

      Упоминание дат закладок/освящения церквей косвенно указывает на то, что летописец пользовался современными событиям записями, а не реконструировал как многие авторы летописей 15-16 вв. (к разрядным книгам это тоже относится).
      Дата смерти Кейстута хоть и более точная, но все равно раньше реальной, что однозначно указывает на реконструкцию

      Цитата

      Самое забавное, что похоже примерно так думали те русские летописцы, которые передвинули дату смерти Кейстута в 1379 год. Но дело, похоже, в том, что отъезд Андрея в Псков связан не с гибелью его дяди и смутой 1381-82 гг., а со смертью его собственного отца и непризнанием им отцовского завещания.


      В Псков - возможно, но вот в Москву уже явно связан со смертью Кейстута.
         Ratsha
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 июня 2017, 12:53

        alex777

        Тем, что там нет оригинальных сведений на эту тему. Описание интересующих деталей повторяет Софийскую летопись и оказалось там из того же самого источника - новгородской редакции общерусской летописи, так называемого софийско-новгородского протографа,

        Вовсе нет. Это "Софийско-Новгородский протограф" брал информацию из Новгородской первой летописи, а не наоборот.

        alex777

        Причем очевидно, что московская версия ближе к оригиналу

        А где оригинал-то? В какой летописи?

        alex777

        Дата смерти Кейстута хоть и более точная, но все равно раньше реальной, что однозначно указывает на реконструкцию

        Почему однозначно? Это может быть ошибка летописца, связанная с использованием различных систем летоисчисления. Да мало ли что... В конце концов банальный ляп переписчика может быть. Вот смещение даты на три года с грубым нарушением последовательности событий - это уже явно указывает на какие-то манипуляции с текстом, реконструкцию и т.п.

        alex777

        В Псков - возможно, но вот в Москву уже явно связан со смертью Кейстута.

        Почему? Ему тогда в Москву ехать религия не позволяла что-ли?
           alex777
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 28 июня 2017, 04:14

          Ratsha (27 июня 2017, 12:53):

          Вовсе нет. Это "Софийско-Новгородский протограф" брал информацию из Новгородской первой летописи, а не наоборот.

          Из старшего извода (синодальный пергаментный список, 14 век) - возможно. Но не из младшего, комиссионный список которого в рассматриваемом временном отрезке - рукопись середины 15 века.

          Цитата

          А где оригинал-то? В какой летописи?

          Оригинала нет, есть две редакции одного и того же текста. В московских летописях он размещен перед появлением Андрея Полоцкого, в новгородских - после осады Полоцка Скиргайло. Даже в московском своде конца 15-го века (т.25), где появляется заимствование из новгородских летописей об осаде Полоцка, текст о смуте в Литве остается под 1378-м.

          Цитата

          Почему однозначно? Это может быть ошибка летописца, связанная с использованием различных систем летоисчисления. Да мало ли что... В конце концов банальный ляп переписчика может быть. Вот смещение даты на три года с грубым нарушением последовательности событий - это уже явно указывает на какие-то манипуляции с текстом, реконструкцию и т.п.


          Потому что следом (под тем же 1381-м годом) идет изестие о женитьбе Ягайло и провозглашении его польским королем, что вообще относится к 1386-му году, причем текст опять таки заимствован из московских летописей, где этот же самй текст размещён в рассказе об Ольгерде и его смерти, где рассказывается о его братьях и детях. То есть тенденция налицо, в некий московский сборник первой половины 15 го века добавляются рассказы по истории Литвы, которые охватывают продолжительные временные отрезки, но вставленны под одним определенным годом, причем не всегда точным. Ошибочная дата смерти Кейстута скорее всего изначально была упомянута в Тверском сборнике, куда московский летописец затем вставил целый рассказ о смуте в Литве, убийстве Кейстута и его бояр, бегстве Витовта к немцам, а Андрея Полоцкого и его брата Дмитрия, уже к тому времени потерявшего Брянск, к Дмитрию Московскому, с которым они вместе воевали на куликовском поле. Новгородский же летописец этот рассказ немного подправил, вычленив рассказ о смуте и предвинув его на 1381-й год, окончательно все запутав. Тоже самое он проделал и с рассказом о женитьбе Ягайло.

          Цитата

          Почему? Ему тогда в Москву ехать религия не позволяла что-ли?

          Не позволяет текст московских летописей, которые связывают это событие со смертью Кейстута, а новгородские источники только запутывают ситуацию, разделив текст о приезде Андрея и смерти Кейстута на независимые сообщения.
             Ratsha
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 28 июня 2017, 08:24

            alex777

            Из старшего извода (синодальный пергаментный список, 14 век) - возможно. Но не из младшего, комиссионный список которого в рассматриваемом временном отрезке - рукопись середины 15 века.

            А так Вы считаете что дата создания летописи и дата самого раннего дошедшего до нас ее списка одно и то же?! :0142:
            На самом деле все гораздо сложнее и проще. В двух словах:
            Спойлер (раскрыть)
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            alex777

            Оригинала нет, есть две редакции одного и того же текста. В московских летописях он размещен перед появлением Андрея Полоцкого, в новгородских - после осады Полоцка Скиргайло. Даже в московском своде конца 15-го века (т.25), где появляется заимствование из новгородских летописей об осаде Полоцка, текст о смуте в Литве остается под 1378-м.

            Видите ли, "московские летописи" практически все имеют в своей основе все тот же "Новгородско-Софийский свод" - общерусскую летопись, составленную преимущественно на основе "Московского свода 1408 г." (Троицкой летописи) и Новгородской первой летописи. Поэтому нет большого смысла искать в них оригинал, нужно смотреть первоисточники.
            Что там было в Новгородской первой летописи я уже писал. Что же касается Троицкой, то ее посмотреть затруднительно, т.к. она сгорела в Московском пожаре 1812 г. "Затруднительно", потому что есть еще реконструкция М.Д.Приселкова. Так, если верить его реконструкции, в Троицкой летописи убийство Кейстута значилось под 6886 (1378) годом. И похоже Приселков не ошибался, т.к. на том же месте стоит это сообщение во Владимирском летописце - летописи близкой к Троицкой, но вместе с тем в ее реконструкции не использованной.
            Так что возможно из-за ошибки авторов/редакторов Московского свода 1408 года дата неверная дата смерти Кейстута пошла гулять по летописям.

            alex777

            Потому что следом (под тем же 1381-м годом) идет изестие о женитьбе Ягайло и провозглашении его польским королем, что вообще относится к 1386-му году

            Где это следом? Вот это статья:
            Спойлер (раскрыть)

            И после это Ягайло в НПЛ вроде бы не упоминается до 6918 (1410) года. Впрочем, допускаю, что этот рассказ подредактировали в 15 веке, когда переписывали летопись.
               alex777
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 28 июня 2017, 16:58

              Ratsha (28 июня 2017, 08:24):

              так Вы считаете что дата создания летописи и дата самого раннего дошедшего до нас ее списка одно и то же?! :0142:
              На самом деле все гораздо сложнее и проще. В двух словах:
              Вскоре после создания «Новгородско-Софийского свода» новгородский владычный свод был заново переписан. При этом в него были включены и помещены под соответствующими годами извлеченные из «Новгородско-Софийского свода» Жития Александра Невского и Михаила Черниговского, а также фрагмент Повести о Куликовской битве. Составитель нового списка фрагментарно использовал также летописный свод Юрьева монастыря (Синодальный список), из которого им были переписаны две местные монастырские записи под 6845 и 6853 гг. Сформированный таким образом свод явился протографом Академического и Комиссионного списков младшего извода Новгородской первой летописи.

              Ну как бы сейчас невозможно сказать, что было оригинальными записями, а что добавлено из софийско-новгородского протографа или из других источников. Кроме записи за 1381-й год, которая явно добавленна позже, есть и другие признаки, что это был свод нескольких летописей. В частности, в комиссионном списке сначала рассказывается о взятии Нижнего Новгорода татарами в 1377-м году, а затем о битве на реке Пьяне под 1378-м (после которого как раз и говорится об Андрее Полоцком). То есть, совмещена информация об одном событии (битве на реке Пьяна и последовавшем за ней взятии Нижнего Новгорода) из разных источников.

              Ratsha (28 июня 2017, 08:24):

              Видите ли, "московские летописи" практически все имеют в своей основе все тот же "Новгородско-Софийский свод" - общерусскую летопись, составленную преимущественно на основе "Московского свода 1408 г." (Троицкой летописи) и Новгородской первой летописи. Поэтому нет большого смысла искать в них оригинал, нужно смотреть первоисточники. Что там было в Новгородской первой летописи я уже писал. Что же касается Троицкой, то ее посмотреть затруднительно, т.к. она сгорела в Московском пожаре 1812 г. "Затруднительно", потому что есть еще реконструкция М.Д.Приселкова. Так, если верить его реконструкции, в Троицкой летописи убийство Кейстута значилось под 6886 (1378) годом. И похоже Приселков не ошибался, т.к. на том же месте стоит это сообщение во Владимирском летописце - летописи близкой к Троицкой, но вместе с тем в ее реконструкции не использованной.
              Так что возможно из-за ошибки авторов/редакторов Московского свода 1408 года дата неверная дата смерти Кейстута пошла гулять по летописям.

              Подождите, но эта дата была исправлена уже в софийско-новгородских летописях, которые, как вы говорите, стали основой всех последующих московских летописей. Получается, что их составители, имея близкую к реалности информацию, намеренно ее затем переместили на несколько лет раньше? Или все таки московские летописцы брали из новгородских источников только информацию относительно новгородских событий, а для остального пользовались своими источниками

              Ratsha (28 июня 2017, 08:24):

              Где это следом? Вот это статья:
              Спойлер (раскрыть)

              И после это Ягайло в НПЛ вроде бы не упоминается до 6918 (1410) года. Впрочем, допускаю, что этот рассказ подредактировали в 15 веке, когда переписывали летопись.

              Да, прошу прощения, про Ягайло идет дальше в Н4Л и в Софийской. Но датировка осады Полоцка то правильная, то есть автор писал об этом уже зная чем закончится эта литовская смута. Да и сам текст охватывает события за несколько лет даже без женитьбы Ягайло, то есть запись за 1381-й год сделана не в 1381-м году, а позже, скорее всего гораздо позже.
                 Ratsha
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 01 июля 2017, 19:08

                alex777

                Ну как бы сейчас невозможно сказать, что было оригинальными записями, а что добавлено из софийско-новгородского протографа или из других источников.

                Тут как-бы получается, что известия о смертях Ольгерда, Кейстута и смуте в Литве относятся к "общерусским" известиям и кроме новгородских могли быть взяты скорее всего из какой-то общерусской летописи. Но общерусское летописание 14 века - это Троицкая летопись (точнее ее протограф) и других вроде бы не известно. Может быть, конечно еще, что их взяли из смоленской летописи: Смоленск - город на границе с Литвой и летописание там конечно же было. Но, увы, смоленская летопись 14 века не сохранилась, да и само смоленское летописание оставило мало следов и о нем мало что известно. Так что основной версией так и остается то, что автор последней редакции НПЛ взял эти сообщения из новгородских источников.

                alex777

                В частности, в комиссионном списке сначала рассказывается о взятии Нижнего Новгорода татарами в 1377-м году, а затем о битве на реке Пьяне под 1378-м (после которого как раз и говорится об Андрее Полоцком). То есть, совмещена информация об одном событии (битве на реке Пьяна и последовавшем за ней взятии Нижнего Новгорода) из разных источников.

                На мой взгляд все может быть объяснено по-другому. События имели место не в Новгороде. Новгородский летописец знал о них лишь по слухам, которые доходили может быть с какими-нибудь купцами. Видимо так получилось, что весть о сожжении большого торгового города на Волге дошла до Новгорода раньше, чем подробности какой-то битвы у "черта на куличках".

                alex777

                Или все таки московские летописцы брали из новгородских источников только информацию относительно новгородских событий, а для остального пользовались своими источниками

                Похоже так оно и было.

                alex777

                Да и сам текст охватывает события за несколько лет даже без женитьбы Ягайло, то есть запись за 1381-й год сделана не в 1381-м году, а позже, скорее всего гораздо позже.

                Поэтому-то я и допускаю, что изначальная запись при переписывании была подредактирована. Возможно в оригинале было несколько записей о ходе смуты в Литве, но в итоге ее сократили до одной.
                   alex777
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 06 июля 2017, 16:47

                  Ratsha (01 июля 2017, 19:08):

                  Тут как-бы получается, что известия о смертях Ольгерда, Кейстута и смуте в Литве относятся к "общерусским" известиям и кроме новгородских могли быть взяты скорее всего из какой-то общерусской летописи.

                  Скорее всего это Полихрон Фотия - свод 1418-го года. Описание событий конца 14-го века из него отражены в Ермолинской летописи. Следовательно в ней и есть самая старая версия описания этих событий, то есть, оригинал известий в том виде, в котором они появились в русских летописях. Затем они оказалось в софийско-новгородском протографе под более точной датой, откуда затем попали в софийскую и новгородские летописи, в том числе и в комиссионный список НПЛ.

                  Литовские известия, впервые введенные в состав нашего летописания сводчиком 1408 г., в новом своде 1418 г. увеличиваются в своем числе (под 6853, 55, 57, 89 и 94 гг.). Оскорбительного замечания сводчика 1408 г. о политическом строе Новгорода (под 1392 г.) в своде 1418 г. мы уже не видим, хотя интерес к внутренней истории Новгорода у сводчика 1418 г. не больший, чем у его предшественника по работе. Изложенное содержание работы сводчика 1418 г. дает право ду­мать, что новый общерусский свод вышел из той же среды, что и свод 1408 г., т. е. представляет собою митрополичье летописание в обще­русском размахе. (Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв.)


                  Ratsha (01 июля 2017, 19:08):

                  Но общерусское летописание 14 века - это Троицкая летопись (точнее ее протограф) и других вроде бы не известно. Может быть, конечно еще, что их взяли из смоленской летописи: Смоленск - город на границе с Литвой и летописание там конечно же было. Но, увы, смоленская летопись 14 века не сохранилась, да и само смоленское летописание оставило мало следов и о нем мало что известно. Так что основной версией так и остается то, что автор последней редакции НПЛ взял эти сообщения из новгородских источников.


                  Что было в троицкой летописи сказать сложно, так как все три существующие летописи, использовавшие троицкую как источник за тот период, дают разную версию - рогожский летописец вообще не сообщает ни о смерти Кейстута, ни о прибытии в Москву Андрея; симеоновская летопись дает краткую инфорацию о смерти Кестута в 1378 году перед прибытием Андрея; a никоновская летопись сообщает полную версию о смуте в Литве, бегстве Витивта к немцам, а Андрея в Москву, но это могло попасть туда и из более поздних, чем Троицкая летопись, источников.
                     alex777
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 июля 2017, 12:43

                    alex777 (06 июля 2017, 16:47):

                    Что было в троицкой летописи сказать сложно, так как все три существующие летописи, использовавшие троицкую как источник за тот период, дают разную версию - рогожский летописец вообще не сообщает ни о смерти Кейстута, ни о прибытии в Москву Андрея; симеоновская летопись дает краткую инфорацию о смерти Кестута в 1378 году перед прибытием Андрея; a никоновская летопись сообщает полную версию о смуте в Литве, бегстве Витивта к немцам, а Андрея в Москву, но это могло попасть туда и из более поздних, чем Троицкая летопись, источников.

                    С другой стороны, у Карамзина, который по версии Приселкова для событий конца 14 века пользовался троицкой летописью, присутствует полный рассказ, где приезд Андрея и последующий поход на Стародуб однозначно увязывается с гибелью Кейстута:

                    "Славный Ольгерд умер в 1377 году, не только Христианином но и схимником по убеждению его супруги, Иулиании, и печерского архимандрита Давида, приняв в крещении имя Александра, а в монашестве Алексия, чтобы загладить свое прежнее отступление от Веры Иисусовой. Некоторые летописцы повествуют, что он гнал Христиан и замучил в Вильне трех усердных исповедников Спасителя, включенных нашею церковию в лик Святых; но Литовский Историк славит его терпимость, сказывая, что Ольгерд казнил 500 Виленских граждан за насильственное убиение семи Францисканских Монахов и торжественно объявил свободу Веры. Смерть сего опасного властолюбца обещала спокойствие нашим юго-западным границам, тем более, что она произвела в Литве междоусобие. Любимый сын и преемник Ольгердов, Ягайло, злодейски умертвив старца Кестутия, принудил сына его, младого Витовта, искать убежища в Пруссии. Андрей Ольгердович Полоцкий, держав сторону дяди, ушел во Псков, дал клятву быть верным другом россиян и приехал в Москву служить Великому Князю. Перемирие, заключенное с Литвою в 1373 году, было давно нарушено: ибо Москвитяне еще при жизни Ольгерда ходили осаждать Ржев. Пользуясь раздором его сыновей, Димитрий в начале зимы [1379 г.] отрядил своего брата, Владимира Андреевича, Князей Волынского и Полоцкого, Андрея Ольгердовича, с сильным войском к Стародубу и Трубчевску, чтобы сию древнюю собственность нашего отечества снова присоединить к России. Оба города сдалися; но Полководцы Димитриевы, как бы уже не признавая тамошних обитателей единокровными братьями, дозволяли воинам пленять и грабить. В Трубчевске княжил брат Андреев, Димитрий Ольгердович: ненавидя Ягайла, он не хотел обнажить меча на россиян, дружелюбно встретил их с женою, с детьми, со всеми Боярами и предложил свои услуги Великому Князю, который в благодарность за то отдал ему Переславль Залесский с судом и с пошлиною" (Н.Карамзин)
                      • 7 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      ФКогда закончились Средние века?
                      Выставляем рамки
                      Автор У Ученый Лис
                      Обновление 16 декабря 2023, 13:40
                      ДКогда была заселена Америка?
                      Когда была заселена Америка?
                      Автор G Gorthauerr
                      Обновление 12 января 2023, 13:37
                      Л[Lenta] Церемония открытия Чемпионата Мира 2022: когда пройдёт, где смотреть. А также анонсы и ...
                      [Lenta] Церемония открытия Чемпионата Мира 2022: когда пройдёт, где смотреть. А также анонсы и обсуждение матчей на форуме Империал
                      Автор З Затейник
                      Обновление 19 ноября 2022, 03:00
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 05:22 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики