Дисклаймер: это очень старая заметка. Скриншотов за давностью лет не сохранилось. Текст написан под игровые реалии и не претендует на историчность. Претензии по поводу исторических ошибок и неточностей не принимаются.
Кельты когда-то были многочисленным народом, заселявшим весьма и весьма приличную территорию. Сейчас же (на момент кампании) их культура сохранилась лишь на севере Британии и в Ирландии. Со всей остальной территории их выжили римляне. Теперь же Западная Римская Империя пришла в упадок, и самое время вспомнить о былом величии предков...
Римлянам так и не удалось покорить Ирландию. Её племена римлянами считались дикими даже по сравнению с варварами (а уж римляне в варварах толк знали).
Так же не пошли они на север Британии, более того, угроза, исходящая оттуда, была настолько сильна, что римский император Адриан приказал отгородиться от них стеной.
Общие плюсы и минусы (Раскрыть)
Плюсы:
+ удаленность от варварских орд на начальном этапе;
+ очень хорошая экономика, низкая коррупция;
+ интересное дерево построек, в котором очень важна определенная компоновка (подробнее ниже);
+ старомодная, но отточенная в веках и потому по прежнему эффективная система легковооруженных войск;
Минусы:
- необходимость вести войну с первого хода;
- руководство войсками требует высокой сноровки, постоянной игры на поле боя (про автобои можно забыть) и частом включении его на паузу, а так же невозможностью нормально использовать двойную-тройную скорость игры, если у вас плохая реакция (но даже я, в принципе на нее не жалующийся, часто мог проморгать нужный момент);
- необходимость иметь сильный флот при полной его неразвитости;
+ удаленность от варварских орд на начальном этапе;
+ очень хорошая экономика, низкая коррупция;
+ интересное дерево построек, в котором очень важна определенная компоновка (подробнее ниже);
+ старомодная, но отточенная в веках и потому по прежнему эффективная система легковооруженных войск;
Минусы:
- необходимость вести войну с первого хода;
- руководство войсками требует высокой сноровки, постоянной игры на поле боя (про автобои можно забыть) и частом включении его на паузу, а так же невозможностью нормально использовать двойную-тройную скорость игры, если у вас плохая реакция (но даже я, в принципе на нее не жалующийся, часто мог проморгать нужный момент);
- необходимость иметь сильный флот при полной его неразвитости;
Обзор линейки войск (Раскрыть)
Войска кельтов, несмотря на небольшое разнообразие, имеют превосходный наступательный потенциал. Однако же, артиллерия и конница с мощным штурмом отсутствуют как таковые, а среди стрелков нет самых обычных лучников! Ну и общий недостаток всех варварских войск - неорганизованность.
Примечание: здесь и далее юниты распределены по типу казарм, а не по фактическому соответствию боевой роли. Рядом с названием юнита в скобках указан уровень поселения и соответствующих казарм, при котором его найм становится возможен.
Пехота кельтов, за исключением пиктского племенного ополчения, существует только с одной целью - СОКРУШАТЬ. Когда же дело доходит до "держать и не пущать" - наступают проблемы.
Варвары-крестьяне (1 уровень) То же, что и везде.
Копьеносцы пиктов (1 уровень) Дешёвая и легкодоступная пехота, неплохо вооружённая и бронированная по сравнению с аналогами и способная формировать скилтром (в локализациях: строй "еж"). Собственно за него и любима, и нанимается в числе двух-трех отрядов в наступательные армии для сдерживания конницы, ибо кроме этого годна быть лишь пушечным мясом для гарнизонов. Правда, вот здесь уже и начинается сноровка в использовании: ведь нужно, чтоб конница на этих "ежей" напоролась! А это несколько затруднительно, поскольку в скилтроме копьеносцы могут передвигаться только шагом.
Псы Куланна (1 уровень, нанимаются в храме Гойбниу) Берсеркеры, несмотря на название, которое могло бы навести на мысль о боевых псах. Они, кстати, тоже есть, но здесь не про них. Псы Куланна способны жестоко изменить ход сражения на определенном участке поля в мгновение ока. Типичные берсерки - пехоту кладут на раз-два, но лучше держать их подальше от стрелков и кавалерии. В начале боя лучше держать их поодаль, а потом, когда сблизитесь с врагом, подвести их куда нужно и дать команду "фас!", врубив ярость. Лучшее оружие для быстрого разгона пехотного строя, заставляющее римлян срать кирпичами. Берём два отряда берсерков, больше обычно не требуется.
Друиды (2 уровень, нанимаются в храме Кокидия) Хранители кельтской культуры тщательно береглись и в бои вообще-то не ходили, этот юнит - исключительная прихоть разработчиков. Несмотря на большой скилл в рукопашной, обладают малой численностью (всего-то 48 при "огромном" размере отрядов, где стандартная численность - 160) и опять-таки полной неустойчивостью против стрелков и кавалерии. Могут поднимать БД песнопениями, но у кельтов БД и так хороший, а при прокачанном командире эти песнопения и не нужны.
Галлоглассы (3 уровень) Становой хребет армии кельтов, её цвет и сила. Галлоглассами кто попало не становился: туда шли с ростом и силой. Это были профессиональные воины и ничего больше. Брутальные рослые мужики, облаченные с ног до головы в кольчугу и держащие двуручные мечи. Несмотря на моё личное пренебрежение к двуручным мечам, в момент командования этими бойцами оно улетучивалось: они машут ими как перышками, зарубая с удара любого пихота, что римского, что варварского. Слить они могут только первой римской когорте. В то же время они не являются имбой: они очень уязвимы для стрелков и ни на что не годны против кавалерии. Набираем 5-6 отрядов в полную хоругвь.
Стрелки кельтов тоже весьма оригинальны: пращи, дротики, даже арбалеты... А вот луков, как уже сказали, нетЪ.
Пращники (2 уровень) Пращники как пращники, без брони, быстро бегают, с улучшением против доспехов, в лесах или на снегу, и с сомнительным улучшением против слонов и колесниц (колесницы есть только у нас, а до ближайших стран, использующих слонов, хоть три года плыви - не доплывёшь). Используются на начальных стадиях игры, потом на них забивается болт. Арбалетный.
Наёмные ирландские пехотинцы (2 уровень) Не наёмные. И не пехотинцы. Насчёт ирландскости точных сведений нет. Застрельщики ака "пельтасты" и "велиты". Обладают всем тем же, что и пращники, кроме бонуса против брони (зато сама стрелковая атака выше аж в два раза!). То же самое - пригодны на начале, потом забиваем и используем в качестве пеших стрелков следующих ребят.
Арбалетчики пиктов (3 уровень) Чудо британской конструкторской мысли. Хотите верьте, хотите - нет, но самострел появился в горах Шотландии не намного позже, чем в Китае. По всем параметрам улучшенная вариация пращников. Берём. Два-три отряда в наступательную армию. И в гарнизоне они обязательны.
Кавалерия кельтов представлена колесницами и мечниками, кавалеристов с копьями у них в наборе нет.
Волкодавы (2 уровень) А вот это уже настоящие собачки. От обычных боевых псов отличаются только названием. И текстуркой.
Колесницы скоттов (2 уровень) Оружие одного удара. Стреляют беспомощно, гибнут быстро, стойкость нулевая. Но первое впечатление, как всегда, обманчиво. Пусть колесницы и гибнут в схватке в считанные мгновения, но нанесённого ими урона хватает, чтобы сломить даже самого стойкого врага. Просто нужно вслед за самоубийцами послать на противника следующих галлоглассов или нормальную кавалерию. Не гнушайтесь угробить отряд колесниц ради уничтожения военачальника или элитного отряда тяжёлой кавалерии. Берём пару отрядов, но не всегда, а по обстоятельствам. Против кочевников с конницей - обязательны, ибо только они могут догнать (и самое главное - замочить) конных лучников.
Высокородные члены клана (3 уровень) Вот. Вот то, что должно с лихвой покрыть все недостатки нашей бравой пехоты. И стрелков и кавалерию эти ребята кладут на раз-два. Хорошая средняя конница, ничего лучше у вас уже не появится. Могут порвать даже копьеносцев - при условии, что предварительно об них убились колесницы.
Обычно я никогда не удостаиваю вниманием наёмников, но есть два типа войск, которые сильно нам помогут.
Рыцари Грааля О да, сверхтяжёлая конница, как раз то, чего нам так не хватает в нашем войске. Дорогие в обслуживании и малочисленные, но я вам скажу: они стоят двух простых конников и стоят своих денег. Особенно после переобучения в наших храмах и кузницах.
Сарматские конные лучники Думаю, комментарии излишни. Если кто-то спросит: "Откуда в Британии сарматы?", то на это есть ответ - пришли вместе с римлянами, в составе их вспомогательных войск. А вот за пределами Империи всех сарматов перебили гунны.
Флот кельтов представлен лишь простыми лодками, которых нам понадобится ой как много.
Примечание: здесь и далее юниты распределены по типу казарм, а не по фактическому соответствию боевой роли. Рядом с названием юнита в скобках указан уровень поселения и соответствующих казарм, при котором его найм становится возможен.
Пехота кельтов, за исключением пиктского племенного ополчения, существует только с одной целью - СОКРУШАТЬ. Когда же дело доходит до "держать и не пущать" - наступают проблемы.
Варвары-крестьяне (1 уровень) То же, что и везде.
Копьеносцы пиктов (1 уровень) Дешёвая и легкодоступная пехота, неплохо вооружённая и бронированная по сравнению с аналогами и способная формировать скилтром (в локализациях: строй "еж"). Собственно за него и любима, и нанимается в числе двух-трех отрядов в наступательные армии для сдерживания конницы, ибо кроме этого годна быть лишь пушечным мясом для гарнизонов. Правда, вот здесь уже и начинается сноровка в использовании: ведь нужно, чтоб конница на этих "ежей" напоролась! А это несколько затруднительно, поскольку в скилтроме копьеносцы могут передвигаться только шагом.
Псы Куланна (1 уровень, нанимаются в храме Гойбниу) Берсеркеры, несмотря на название, которое могло бы навести на мысль о боевых псах. Они, кстати, тоже есть, но здесь не про них. Псы Куланна способны жестоко изменить ход сражения на определенном участке поля в мгновение ока. Типичные берсерки - пехоту кладут на раз-два, но лучше держать их подальше от стрелков и кавалерии. В начале боя лучше держать их поодаль, а потом, когда сблизитесь с врагом, подвести их куда нужно и дать команду "фас!", врубив ярость. Лучшее оружие для быстрого разгона пехотного строя, заставляющее римлян срать кирпичами. Берём два отряда берсерков, больше обычно не требуется.
Друиды (2 уровень, нанимаются в храме Кокидия) Хранители кельтской культуры тщательно береглись и в бои вообще-то не ходили, этот юнит - исключительная прихоть разработчиков. Несмотря на большой скилл в рукопашной, обладают малой численностью (всего-то 48 при "огромном" размере отрядов, где стандартная численность - 160) и опять-таки полной неустойчивостью против стрелков и кавалерии. Могут поднимать БД песнопениями, но у кельтов БД и так хороший, а при прокачанном командире эти песнопения и не нужны.
Галлоглассы (3 уровень) Становой хребет армии кельтов, её цвет и сила. Галлоглассами кто попало не становился: туда шли с ростом и силой. Это были профессиональные воины и ничего больше. Брутальные рослые мужики, облаченные с ног до головы в кольчугу и держащие двуручные мечи. Несмотря на моё личное пренебрежение к двуручным мечам, в момент командования этими бойцами оно улетучивалось: они машут ими как перышками, зарубая с удара любого пихота, что римского, что варварского. Слить они могут только первой римской когорте. В то же время они не являются имбой: они очень уязвимы для стрелков и ни на что не годны против кавалерии. Набираем 5-6 отрядов в полную хоругвь.
Стрелки кельтов тоже весьма оригинальны: пращи, дротики, даже арбалеты... А вот луков, как уже сказали, нетЪ.
Пращники (2 уровень) Пращники как пращники, без брони, быстро бегают, с улучшением против доспехов, в лесах или на снегу, и с сомнительным улучшением против слонов и колесниц (колесницы есть только у нас, а до ближайших стран, использующих слонов, хоть три года плыви - не доплывёшь). Используются на начальных стадиях игры, потом на них забивается болт. Арбалетный.
Наёмные ирландские пехотинцы (2 уровень) Не наёмные. И не пехотинцы. Насчёт ирландскости точных сведений нет. Застрельщики ака "пельтасты" и "велиты". Обладают всем тем же, что и пращники, кроме бонуса против брони (зато сама стрелковая атака выше аж в два раза!). То же самое - пригодны на начале, потом забиваем и используем в качестве пеших стрелков следующих ребят.
Арбалетчики пиктов (3 уровень) Чудо британской конструкторской мысли. Хотите верьте, хотите - нет, но самострел появился в горах Шотландии не намного позже, чем в Китае. По всем параметрам улучшенная вариация пращников. Берём. Два-три отряда в наступательную армию. И в гарнизоне они обязательны.
Кавалерия кельтов представлена колесницами и мечниками, кавалеристов с копьями у них в наборе нет.
Волкодавы (2 уровень) А вот это уже настоящие собачки. От обычных боевых псов отличаются только названием. И текстуркой.
Колесницы скоттов (2 уровень) Оружие одного удара. Стреляют беспомощно, гибнут быстро, стойкость нулевая. Но первое впечатление, как всегда, обманчиво. Пусть колесницы и гибнут в схватке в считанные мгновения, но нанесённого ими урона хватает, чтобы сломить даже самого стойкого врага. Просто нужно вслед за самоубийцами послать на противника следующих галлоглассов или нормальную кавалерию. Не гнушайтесь угробить отряд колесниц ради уничтожения военачальника или элитного отряда тяжёлой кавалерии. Берём пару отрядов, но не всегда, а по обстоятельствам. Против кочевников с конницей - обязательны, ибо только они могут догнать (и самое главное - замочить) конных лучников.
Высокородные члены клана (3 уровень) Вот. Вот то, что должно с лихвой покрыть все недостатки нашей бравой пехоты. И стрелков и кавалерию эти ребята кладут на раз-два. Хорошая средняя конница, ничего лучше у вас уже не появится. Могут порвать даже копьеносцев - при условии, что предварительно об них убились колесницы.
Обычно я никогда не удостаиваю вниманием наёмников, но есть два типа войск, которые сильно нам помогут.
Рыцари Грааля О да, сверхтяжёлая конница, как раз то, чего нам так не хватает в нашем войске. Дорогие в обслуживании и малочисленные, но я вам скажу: они стоят двух простых конников и стоят своих денег. Особенно после переобучения в наших храмах и кузницах.
Сарматские конные лучники Думаю, комментарии излишни. Если кто-то спросит: "Откуда в Британии сарматы?", то на это есть ответ - пришли вместе с римлянами, в составе их вспомогательных войск. А вот за пределами Империи всех сарматов перебили гунны.
Флот кельтов представлен лишь простыми лодками, которых нам понадобится ой как много.
Прохождение (Раскрыть)
Итак, мы ознакомились с нашими возможностями, плюсами и минусами. Теперь нужно подумать, как бы это все применить.
Наша цель: удержать 16 поселений, включая: Верхняя Британия, Нижняя Британия, Лугдуния (город Аварик).
Как ни странно, с деньгами у кельтов проблем нет. Просто в начале игры им не надо заботиться о содержании непомерных армий, как тем же римлянам. Это намёк: чтобы денег было много, экономика должна быть экономной, а армия небольшой. Но только до того момента, как мы покинем пределы Британии.
Приступаем к реализации. Первый наш шаг - засылаем разведчиков на римскую территорию и смотрим, что там творится. Собираем войско (не очень большое, полхоругви где то). И идем на штурм римских укреплений. Захватываем Британию. Сделать это несложно: у римлян там преимущественно самая дешевая пехота - пограничники.
Затем мы сидим на островах и обустраиваем поселения: нам необходимо, чтобы все они достигли третьего уровня. Объясняю, зачем: для успешного наступления на материк нам необходимо иметь армию с галлоглассами и высокородными членами клана, а они доступны только с третьего уровня. Кроме того, важное значение имеют постройки храмов. Оставайтесь язычниками и не переходите в христианство - толку с этого нет. Повышенная лояльность нам не нужна: на британских островах со столицей в Лондинии (впоследствии, в Самаробриве) проблем с бунтами не было при наличии правителей и 1-2 самых дешевых отрядов копейщиков даже при 5 уровне поселения.
Строим языческие храмы: Кокидия в Эбораке и Гойбниу в Лондинии (Кокидий по умолчанию воздвигнут в Ирландии, а Гойбниу в Дал-Раиде, если я запамятовал, то нужно сделать еще и так).
Дело в том, что помимо юнитов, эти храмы увеличивают опыт войск и улучшают оружие: Кокидия - стрелков и конницы, а Гойбниу - пехоты: стрелки с "золотым" оружием за просто так это нечто.
Подготавливаем армии: с нынешним уровнем экономики вы сможете обеспечить полторы полных хоругви. Высаживаем их и в один ход синхронно нападаем на Самаробриву и Аварик. Формируем армии после засыла разведчиков, смотрим куда и какую отправить, как распределить.
Укрепившись на материке, действуем по обстоятельствам. Вы можете выбрать любые 10 оставшихся поселений для захвата, однако же я вам порекомендую захватить Бурдигалу и все северное морское побережье: морская торговля через него приносит огромную кучу бабла, так необходимую для наших грандиозных планов.
Наша цель: удержать 16 поселений, включая: Верхняя Британия, Нижняя Британия, Лугдуния (город Аварик).
Как ни странно, с деньгами у кельтов проблем нет. Просто в начале игры им не надо заботиться о содержании непомерных армий, как тем же римлянам. Это намёк: чтобы денег было много, экономика должна быть экономной, а армия небольшой. Но только до того момента, как мы покинем пределы Британии.
Приступаем к реализации. Первый наш шаг - засылаем разведчиков на римскую территорию и смотрим, что там творится. Собираем войско (не очень большое, полхоругви где то). И идем на штурм римских укреплений. Захватываем Британию. Сделать это несложно: у римлян там преимущественно самая дешевая пехота - пограничники.
Затем мы сидим на островах и обустраиваем поселения: нам необходимо, чтобы все они достигли третьего уровня. Объясняю, зачем: для успешного наступления на материк нам необходимо иметь армию с галлоглассами и высокородными членами клана, а они доступны только с третьего уровня. Кроме того, важное значение имеют постройки храмов. Оставайтесь язычниками и не переходите в христианство - толку с этого нет. Повышенная лояльность нам не нужна: на британских островах со столицей в Лондинии (впоследствии, в Самаробриве) проблем с бунтами не было при наличии правителей и 1-2 самых дешевых отрядов копейщиков даже при 5 уровне поселения.
Строим языческие храмы: Кокидия в Эбораке и Гойбниу в Лондинии (Кокидий по умолчанию воздвигнут в Ирландии, а Гойбниу в Дал-Раиде, если я запамятовал, то нужно сделать еще и так).
Дело в том, что помимо юнитов, эти храмы увеличивают опыт войск и улучшают оружие: Кокидия - стрелков и конницы, а Гойбниу - пехоты: стрелки с "золотым" оружием за просто так это нечто.
Подготавливаем армии: с нынешним уровнем экономики вы сможете обеспечить полторы полных хоругви. Высаживаем их и в один ход синхронно нападаем на Самаробриву и Аварик. Формируем армии после засыла разведчиков, смотрим куда и какую отправить, как распределить.
Укрепившись на материке, действуем по обстоятельствам. Вы можете выбрать любые 10 оставшихся поселений для захвата, однако же я вам порекомендую захватить Бурдигалу и все северное морское побережье: морская торговля через него приносит огромную кучу бабла, так необходимую для наших грандиозных планов.