Ну, что ж, прошёл первую кампанию, скавены, Квик, и могу сказать, что это великая игра о великой войне.
Если первая Ваха приятно удивила меня той любовью, с которой СА отразила этот мир в игре (ну и обиды на пудинг полуросликов, конечно же), то тут она превзошла все мои ожидания. Одно дерево технологий скавенов чего стоит. Оно абсолютно идиотично, но и абсолютно в духе скавенов.
ТоталВар вобрал в себя что-то из атмосферы третьих Героев, потырил сюжет кампании из Эндлесс ледженд (не худший пример для подражания), ну и в целом усилил РПГ-шный элемент (что в первой части находилось ещё в зачаточном состоянии). И стал играться совсем по-другому.
Вся эта тема с ритуалами под конец, конечно, начинает утомлять, но, думаю, скорее из-за того, что играешь впервые и охота побыстрее добраться до конца.
В следующих кампаниях уже можно будет расслабиться и играть в своё удовольствие, потому что знаешь, чего ждать.
Кампания по ходам длится примерно столько же, сколько и долгая в первой части, но по ощущениям насыщена событиями куда больше.
Всю игру Ультуан гнал вперёд, опережая всех на один ритуал, но на последнем массированное вторжение настолько его ослабило, что он не только ритуал не совершил, но и пропустил вторжение нежити из Южноземелья (!). Потом отбился, конечно, но время потерял. В общем, вопреки опасениям, комп тут плавает между континентами, без фанатизма, довольно логично - как у себя на родине с проблемами разберётся, так и начинает конкисту.
Потом вперёд вырвался Малекит (впрочем, я бы начал ритуал раньше, если б намеренно
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь). Хотелось также посмотреть, что будет, если комп успеет сделать ритуал быстрее тебя. Но увы - буквально на последнем ходу Малекит всё профукал. Я не знаю, как - он у меня так и остался в тумане войны. Хочется верить, что это не какие-то поддавки со стороны компа, но очень уж странное совпадение.
В итоге ритуал первым закончил я, финальная битва оказалась очень лёгкой - не знаю, зачем игроку столько баффов даётся. С другой стороны, это то самое после заморочных вторжений - эпичненько, но без напряга.
Итоги боя, если кому интересно:
Итоговая экономика:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Что касается альтернативного варианта - простого захвата без ритуала, то я настроен оптимистично. Во-первых, ритуалы отнимают много ресурсов (в т.ч. и время - приходится прекращать войны, отводить войска к столице и т.п.). Без них можно спокойно завоёвывать то, что тебе нужно, а не то, где лежит варп-камень. Во-вторых, чем больше ритуалов выполняешь, тем больше штраф в отношениях с другими расами - участниками ритуала (именно расами целиком, а не только конкретными фракциями, которые ритуал выполняют). Да и после победы в ритуале вешается страшный дипштраф ко всем отношениям. А без ритуалов можно иметь более стабильную дипломатию, в т.ч. и играть на противоречиях внутри рас - например, тёмные эльфы очень охотно друг с другом воюют. В-третьих, СА, кажется, обещала, что и финальному ритуалу можно помешать в какой-то квестовой битве. Так ли это или нет, я проверить не смог.
Порадовало, что основные фракции являются объективно сильнейшими. Больше всего в моей кампании не повезло лизардменам. Крок-Гара запинал я, но пинал очень долго, он от меня по всему Южноземелью бегал и основывал новые города. В Люстрии же клан Чумы и нежить почти запинали Маздамунди - у него остался всего один город - но всё же он выжил и отправил стек вторжения даже на последний ритуал.
В целом игра не показалось мне очень уж сложной. Скорее куда более насыщенной. Просто здесь игра частенько наказывает за стандартное времяпрепровождение тоталварщика - прокручивание ходов с целью накопить денег, отстроиться и т.п. Вертись, грабь, плавай по морям - и будет тебе счастье.
К экономике претензий нет, она внятная, ресурсы как будто стали более ценными (в смысле комп их раскупает под ноль). Вся суровость экономики проистекает из большого штрафа к дополнительным стекам - аж 15% (на верихарде). А так, я уж не знаю, как это с точки зрения лора, но три четверти карты - это точно джунгли, пустыни и пустоши, в которых и не может быть никакой экономики вменяемой. Только затерянные гробницы, заброшенные города и одинокие твердыни, чьи обитатели живут грабежами.
Очень понравилась музыка. Не понравилось то, что иногда врубается музыка из первой части - очень уж она характерная, атмосферу портит.
Не понравились фильтры на карте, чисто визуально - у них какое-то дикое свечение, смотреть больно. В этой связи в дипломатию вообще заходить страшно. Я так и сяк гамму вертел, ничего не вышло.
Ну и локализация, да. Переключился на английский, но даже при хорошем знании выходит напряжно - уж больно много всякого текста. Его, конечно, можно и не читать, но хочется, потому что см. начало поста - игра сделана с любовью.