Тактический разбор.
Выпуск №4
Gravitim tactics Mius front - Штурм Степановки
Разбор
Это достаточно динамичное и интересное видео, в котором грамотная на первый взгляд атака игрока оканчивается полной неудачей. На этом фоне оборона ИИ противника и даже атака ИИ союзного подразделения выглядят в итоге куда более продуманными и результативными, чем действия человека.
Сразу стоит отметить, что атакующие явно переоценили свои силы, у немцев имеется если и не численное то уж точно техническое и позиционное превосходство. И рассчитывать в этих условиях на захват всей деревни было наивно, впрочем союзный ИИ видимо ставил перед собой более реальные задачи чем сам игрок, но об этом ниже.
Игрок
Игрок начал на первый взгляд достаточно грамотно, атака с фланга, пехота двигается по застройке, танки заходят еще глубже по флангу и действуют с возвышенности. Корректировщик занял удобную позицию с хорошим обзором перед деревней, и назначил рубежи в нужных местах. Но дальше пошли сплошные ошибки.
1. Игрок провел слишком слабую артподготовку (сравните с тем как в предыдущем видео-разборе проводил артподготовку ИИ), впрочем деревня большая, так с ходу сложно выявить где именно находятся узлы вражеской обороны. Но это только на первый взгляд, если бы он подошел внимательнее, то мог бы заметить вражеские окопы, а так же выделить места, которые враг точно будет оборонять. Впрочем одно из таких мест 2-х этажный "сельсовет" в центре деревни он выявил совершенно верно, но только слабо обработал. Впрочем артподготовка это только один не самый существенный в данном случае момент.
2. Игрок не провел разведку вражеских позиций и с ходу повел свои войска к центру деревни, при этом по сути не обращая внимания на узлы обороны противника, не подавляя их артиллерией, не пытаясь обойти или занять выгодные позиции.
3. Игрок поставил себе изначально нереалистичные цели захватить центр деревни, у него просто не было на это нужного кол-ва сил и средств.
Рассмотрим сам ход боя подробней:
Игрок изначально выдвинул два пехотных взвода достаточно открыто в линию, в результате вскоре пехота нарвалась на вражеские позиции, а точнее на целый окопанный танк.
Тут стоило действовать совсем иначе, ведь местность это позволяла, а именно: отправить 1-2 передовых дозора используя разряженное построение в колонну и приказ разведка (+модификаторы скрытно, быстро), солдаты стали бы двигаться по траншеям и оврагам, и при встрече с врагом не понесли бы больших потерь. Эти дозоры конечно же должны были идти не в центр деревни и не в одиночестве (на удалении 150-200м от остальных сил), а до ближайших удобных промежуточных рубежей, к которым потом нужно было подтягивать основные силы и занимать на них оборону. После чего точно так же делать очередной "перекат".
Впрочем на какой-то момент кажется, что игрок правильно оценил ситуацию, остановил дальнейшее продвижение пехоты и решил подавить танк артиллерией, а так же подтянуть свои танки на прямую наводку (8-я минута). Но нет, дальше он начал куда-то торопиться, ненужная спешка привела к тому, что он стал подгонять свои КВ вперед всякими непонятными приказами, и бросил на вражеский танк пехоту. Более того по непонятной причине он отменил артиллерийский удар и перенес его в другое место.
Как результат этот немецкий танк сумел уничтожить 1 КВ и один повредить, а так же изрядно проредил пехоту. Впрочем пехота его в итоге и уничтожила.
Хочу отдельно остановиться на действиях танков КВ. Игрок изначально на мой взгляд достаточно верно определил для них вектор движения, заходить по флангу с горки, однако он выбрал корявый маршрут, так на пути движения танков был противотанковый ров, КВ смогли его преодолеть, но это заняло много времени, про мытарства полуторки лучше и вообще не говорить, в итоге она нашла свой конец в канаве. В который раз напоминаю, что везде где только можно для движения надо использовать дороги (в т.ч. и для пехоты, т.к. она меньше устает). Потом когда танки наконец преодолели этот ров игрок стал подгонять их вперед, в расчете что они уничтожат вражеский Пз.3, я честно говоря тоже так думал, но вышло иначе. Впрочем дело тут не только в случайности, Пз.3 с длинным стволом имеет подкалиберные снаряды, которые на память метров с 300-400 пробивают КВ в лоб, следовательно лучше всего не подходить на такую дистанцию без лишней надобности, и тут её не было, останься танки на горе, они прекрасно бы простреливали пол деревни и подбили бы этот Пз.III.
Дополнительным моментом было то, что произошел рассинхрон в действиях танков и пехоты, игроку нужно было дождаться пока танки выйдут на горку, а уже потом двигать пехоту вперед. Вообще весь этот бой охарактеризован неоправданной спешкой, как будто это забег на время, а не атака вражеских укреплений.
Далее после уничтожения злополучного Пз.3 игрок лишился главного средства огневой поддержки в виде танков, и вместо того, что бы остановить атаку, опять пошел вперед, и опять без всякой артподготовки. По ходу боя он периодически наносит артуадары по позициям врага на другом краю деревне, тем самым поддерживая атаку союзника, но сливая свою собственную. Если кол-во артиллерии ограничено, то использовать её нужно в первую очередь для непосредственной огневой поддержки собственных войск, а уж потом кому-то помогать. К тому же у союзного ИИ была по видимому и собственная артподдержка, т.ч. он не сильно нуждался в помощи игрока.
А тем временем на пути игрока встретилось 2 линии обороны немцев, первая состояла из окопов и одноэтажного каменного здания, вторая опять же из окопов и каменной двухэтажки. Игрок просто ломанулся сквозь них, и ожидаемо потерял вообще всю свою пехоту.
Здесь нужно было действовать опять же перекатами, бой в застройке с одной стороны неудобен, с другой позволяет использовать массу укрытий, которые значительно повышают живучесть пехоты. Необходимо управляя даже одиночными отделениями занимать отдельные здания и окопы на пути движения, и осуществлять дальнейшую атаку с опорой на эти позиции. Естественно любой узел обороны врага нужно подавлять артиллерией, особенно окопы и каменные здания. Если бы игрок не потерял танки, то им следовало двигаться по улицам позади пехоты и поддерживать её огнем.
В итоге игрок прорвался в центр деревни, выбил немцев с сельсовета (видно как немцы отошли), и потерял все собственные силы, к сожалению видео обрывается, но на последних минутах вроде видно, что немцы затеяли контратаку (ну или разведку боем) на сельсовет и очевидно вернули его.
Так же отдельно стоит остановиться на действиях ИИ врага и союзников.
Враг
Враг вполне грамотно окопался в деревне, используя капитальные здания, окопы и окопанные танки как узлы обороны. Несмотря на большое кол-во танков он не стал ими маневрировать (хотя вполне мог бы), зато видно что в какой-то момент он отправляет в сторону союзного ИИ пару разведывательных бронетранспортеров которые действуют во фланге атакующих союзных сил. Не удивился бы, если бы ИИ в итоге провел танковую контратаку, но мы этого не увидели.
Союзник
Союзный ИИ на первый взгляд действовал пассивно и неудачно, но это только кажется. Судя по всему, задачей он себе ставил занять окраину деревни и провести разведку, с этим он прекрасно справился и плотно закрепился в застройке, при этом его потери явно не особо существенные.
Теперь подведем некоторый итог.
Игроку не хватило терпение на спокойное и вдумчивое развитие атаки, и он неправильно действовал приданной артиллерией. На мой взгляд явно прослеживается момент, который "надломил" игрока, как только были потеряны танки, он просто бездумно погнал всех вперед. Хотя даже в этой ситуации нужно было просто ограничится занятием окраины села, и обработкой врага огнем артиллерии. Возможно даже в этом случае, если бы арта подавила узел немецкой обороны у сельсовета, его бы получилось таки занять.
Ну и небольшое лирическое отступление, представьте себя на месте немецкого ИИ, вам бы не показалось что человек тупит и плохо играет? Безграмотно послал пехоту на убой, глупо угробил танки, коряво работал артой? Обычно в этом игроки упрекают ИИ. Ну это я к тому, что ИИ в игре весьма достойный противник, и вовсе не каждый игрок может быть достойным оппонентом этому ИИ