Пересмотрел тут намедни, решил написать более развёрнутый отзыв.
Фильм нестандартный - с одной стороны, это совместное детище СССР и США, воплотившее как лучшие, так и худшие черты обеих кинематографических школ. С другой - это продукт Перестройки со всеми вытекающими отсюда вещами вроде чернухи, "неполживости" и т.д., но - так как его снимал режиссёр-противник этой самой Перестройки, то эти все вещи здесь не в той концентрации, как, например, будут в "Войне на Западном направлении", которая выйдет годом позже.
Из сильных сторон:
1. Юрий Озеров действительно был мастером батального кино и тут это видно. Конечно, бои в "Сталинграде" не настолько масштабные, как были в "Освобождении" или хотя бы "Битве за Москву" (сказывается и более короткий метр - всё-таки в 2 фильма по 1,5 с небольшим часа слишком многое не уместить), но авторский подчерк чувствуется. Сложность и драматизм уличных боёв в Сталинграде переданы в целом неплохо - уж всяко много лучше, чем у Бездарчука, который, кстати, в этом фильме есть - он сыграл советского снайпера.
2. Игра актёров - Пауэрс Бут даром что американец, но в роли Чуйкова смотрится убедительно. Фернандо Альенде в роли Рубена Ибаррури всё-таки похуже, перебор с пафосом получился, но образ смог создать тем не менее яркий. На их фоне немец Гюнтер Юнгханс, сыгравший Харро Шульце-Бойзена, выглядит вторично, но планку всё равно удерживает. Советские актёры тоже играют хорошо - без переигрываний. Какую всё-таки кинематографическую школу мы потеряли...
3. Так как не обошлось без Голливуда - присущий ему акцент на массовых спецэффектах тут тоже есть и это выглядит убедительно.
4. Как уже упоминалось выше - хотя фильм из разряда "перестроечное УГ", здесь чернухи относительно немного. Есть злобный НКВД-шник - командир заградотряда, но в решающий момент он со своими подчинёнными прибегает на передовую и помогает Рубену Ибаррури обороняться со словами: "Я вижу - ваши не побегут". Есть нехороший Берия, который копает под Жукова, но он пока ещё не кровавый упырь. Есть Сталин, недооценивающий противника и не доверяющий своим генералам (этого не было даже в "Битве за Москву" и явно приехало сюда под давлением горбачёвского Госкино и американских продюсеров), но он пока ещё не маньяк и не эмо-чмошник ("Зоя", привет!). Зато тут непропорционально много Хрущёва, но хотя бы сильно расхваливать его Озеров не стал, а в эпилоге упомянули про волюнтаризм и перегибы. Сынка Хрущёва обелять тоже не стали и показали персонажем скорее отрицательным.
5. Несмотря на наличие здесь в продюсерах американцев, явно не заинтересованных восхвалять Красную Армию - фильм всё-таки получился уважительным к подвигу советских солдат и офицеров, несмотря на конъюнктурщину. Да, они сражаются тут уже не за Сталина и не за социализм/коммунизм, но пока ещё за Родину, а не за пресловутую Катю или шестируких индийских шлюх. И сражаются отчаянно, достойно, храбро и честно.
Слабые стороны:
1. Да - это объективно самая слабая киноэпопея Озерова, хуже даже политизированных "Солдат свободы". Он явно находился под сильным давлением, тем более, что продюсировали и спонсировали фильм американцы. Решение вместо 5 (как в "Освобождении") или 4-х (как в "Солдатах свободы" и "Битве за Москву") частей делать 2 сильно ударило по масштабности действия - многие моменты выглядят скомкано, действие развивается порой слишком быстро.
2. Позднесовковый официоз причудливо сплёлся с перестроечными "разоблачениями" и американской точкой зрения на историю СССР - в итоге получилось нечто неведомое в кинематографе. Красная Армия дерётся как вполне профессионально (что показали бы в советском), так и тупо закидывая мясом (что показали бы в американском), Сталин и неплохой, но всё-таки плохой, ответственен за все провалы и культ личности мутил. Хрущёвгад и Хрущёвгуд одновременно (в целом Хрущёва показали в положительных тонах, но под конец пнули). Генералы воют и "благодаря", и "вопреки", солдаты и умные, и туповатые, немцы и опасные, и карикатурные - всё смешалось в одну кучу. Жукова показали высокомерным и упомянули про его бонапартизм - тут явно Озерову, всегда уделявшему Жукову много положительного внимания в своих военных лентах, воздух перекрыли. Показали и расстрел "дезертиров", и, как уже упоминалось, заградотряд злобного НКВД-шника, и мясцо, что типично для американского фильма. При этом - много внимания с положительной стороны Рубену Ибаррури, что типично для советского фильма (снимали бы амеры - его бы там не было наверняка), но играет его при этом американский актёр. Ну, и в финале не могли не сказать известную по советским фильмам поминальную фразу, но и тут сказалось сотрудничество с американцами - поэтому получилось
"Вечная слава героям, павшим в боях за свободу нашей Родины", а про "независимость" речи уже не идёт. В общем - попытка усидеть на всех стульях разом (и подвиг защитников Сталинграда осветить более-менее честно, и американцев не обидеть, и учесть горбачёвский "ветер перемен") с соответствующими результатами.
3. Так как не обошлось без Голливуда - извольте получить полуэротику (эпизод с зенитчицами, когда к ним приезжает Рубен). Ладно хоть пока ещё в пределах разумного.
4. Ещё один подарок оттуда же - слишком явный уклон в боевик, особенно в эпизодах, связанных с боями в самом Сталинграде. Хотя, с учётом меньшего хронометража, это оправдано.
5. Вся ветка с Харро Шульце-Бойзеном выглядит лишней - в отличие от ветки Рихарда Зорге в "Битве за Москву", она не оказывает определяющего влияния на сюжет (Сталин не верит донесениям "Красной капеллы" и советское командование узнаёт о планах немцев уже постфактум, когда начинается операция "Блау") и, видимо, присутствует тут по политическим причинам.
6. Я всё-таки придерусь, что американским актёрам отдали две важные роли. Да, оба справились и к ним нет вопросов, но это выглядит как откровенный прогиб перед продюсерами.
7. Ну и киноляпы, куда же без них-то. У немцев "Тигры", у РККА Т-34-85, эпизод с поджиганием стены из коктейлей Молотова, которые при этом взрываются ака бомбы и останавливают немецкие танки.
В целом - фильм достойный, Юрий Озеров смог более-менее приемлемо завершить свою эпопею о войне. Да, политизированный. Да, с перестроечной чернухой. Да, не такой масштабный, как хотелось бы. Но всё-таки хороший, по крайней мере много лучше большинства последующих на тему Сталинградской битвы. Сейчас даже такой уже не снимут.