Кобыланды батыр - полулегендарный батыр, и герой казахского народа. Жил предположительно в 15 веке. Долгое время считался вымышленным персонажем одноименного эпоса. Кобыланды происходит из племени Кара Кыпчак и согласно шежире (родословной) составленной Ш.Кудайбердыулы был одним из полководцев хана Абулхаира (государство кочевых узбеков). Согласно данным шежире в результате ссоры между Кобыланды батыром и Даирходжой (Акжол би) первый убивает последнего что приводит к негодованию соплеменников Даирходжы, аргынов. И они в свою очередь ведомые султанами Кереем и Джанибеком обращаются к хану Абулхаиру с требованием казни Кобыланды по шариатскому обычаю. Абулхаир хан не желая терять прославленного батыра предлагает заменить наказание трехкратным "куном" (выкупом) за убийство Даирходжы. На что султаны Керей и Джанибек пользуясь случаем отказываются и в знак протеста откочевывают к границам Могулистана обретая независимость от Абулхаира и принимая имя "Казак" (свободный). Со смертью хана Абулхаира Кобыланды батыр также с частью своего племени присоединяется к Казахскому ханству. Также известно что у Кобыланды было 5 сыновей от которых образовались 5 крупных родовых подразделений кыпчаков названные их именами, и вместе известные как "бес танбалы кыпшак" (дословно пяти знаменные кыпчаки). Их имена: Булттын, Торы, Узын, Колденен, Карабалык. Перед рождением каждого из сыновей Кобыланды их мать видела пророческие сны которые упомянула в следующих словах: "Бұлтың бітті бойыма, билік кірді ойыма; Торы бітті бойыма, зорлык кірді ойыма; Ұзын бітті бойыма, ерлік кірді ойыма; Көлденең бітті бойыма, ұрлық кірді ойыма; Қарабалық бітті бойыма, байлық кірді ойыма" (вольный перевод: Булттыном беременна я была, и власть в мои мысли вошла; Была я беременна Торы, и насилие было в голове до поры; Узына рождение я ждала, и в мыслях героя я в нём нашла; Колденена рождение подошедшее в срок, напомнило вора тайный приход; Карабалыка я родила, несметных богатств желая.) И верно потомки этих сыновей отличались кто наличием власти, кто геройством, и жестокосердием, кто богатством и мастерством в конокрадстве.
Также интересен факт, что место обитания потомков Кобыланды (как нынешних так и прежних) соответствует кочевьям описанным в эпосе о батыре, а именно земли между озером Кольдикоз и горой Караспан (совр. Ц.Казахстан Тургайской регион)
Что касается смерти Кобыланды в эпосе говорится о причастности Орак батыра (сын Альшагира потомка Едиге) других сведений о его смерти к сожалению нет.
Захоронение Кобыланды батыра находится на левобережье реки Кобда. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень с надписью, а годом позже останки батыра были перезахоронены, территория огорожена.
Мавзолей, который был воздвигнут Кобыланды батыра в 2007 году, не имеет аналогов среди подобного рода строений XXI века уникален по своему архитектурному облику. Высота мавзолея 17,5 метров, ширина - 12. По форме мавзолей напоминает шлем батыра с щитом и мечом.
Около мавзолея Кобыланды находится камень о который батыр точил свою саблю длинной три метра, шириной 60 сантиметров. Сабля сохранилась до наших дней, она находится на месте захоронения.
Когда-то на месте захоронения Кобыланды был мазар. О нем писал исследователь В.В. Карлсон, а позже и Жозеф-Антуан Кастанье. Мазар в свое время разрушился и уже в начале ХХ века на его месте были только развалины.
В 50-х годах ХХ века место захоронения посетил известный археолог Алькей Маргулан. В конце 60-х антрополог Ноэль Шаяхметов провел раскопки и запланировал по методу Герасимова восстановить облик батыра.
Ниже представлена родословная одной из ветвей потомства Кобыланды батыра.
Кобыланды батыр
Узын батыр
Алимбай
Мырзасайын
Абыла
Тенсопы
Алтыс
Бокей батыр
Кедел
Сары
Мамбет
Алибек
Абдурахман би
Тлеули батыр
Нияз би
Айдаралы
Жабай
Жанкожа
Жанбосын
Абдигаппар хан
Использованая литература:
Сулейменов М., Хан Абдигапар, А.. 1995;
Кобыланды батыр // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0.
Шежире (сост. Жалмагабет)