Сообщество Империал: История Японии - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

История Японии
Сакура и меч

  • 14 Страниц
  • Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • Последняя »

Berg

    813

    15

    0

    3

    27
  • Статус:Центурион

Дата: 01 Октябрь 2006, 14:33

Самурайский меч традиционно рассматривается как неотъемлемая часть, основа воинской морали, этики и эстетики. Олицетворяя душу самурая, являясь средоточием его доблести и мужества, катана, в свете представлений дзен-буддизма (религиозно-философского течения с XIII века, определявшего культурную жизнь Японии) была в первую очередь средством самосовершенствования воина - "орудием постижения Пути".

[Меч является символом императорской власти, играет важную роль в религиозных синтоистских действах; в некоторых храмах отдельным мечам поклоняются, как "телу бога" - Сакральному вместилищу божества.
Классификация мечей
По длине клинка
? Дайто (большой меч), или о-дати (большой тати). Клинок более 2 сяку длиной (более 60 см). Наиболее известными представителями являются катана, тати и его разновидности, а также нодати.
? Сёто (малый меч), или ко-дати (маленький тати). Клинок длиной от одного до двух сяку (30-60 см). Сюда относятся вакидзаси, коси-гатана, тиисаи-гатана.
? Кинжалы. Длина клинка менее одного сяку (30 см).
По времени изготовления
Как ни странно, но по этому вопросу исследователи японского меча так и не пришли к единому мнению. Существуют разные временные классификации:
1. - дзёкото (?древние мечи?) ? до 795 г.
- кото (?старые мечи?) ? 795?1596 гг.
- синто (?новые мечи?) ? 1596?1624 гг.
- синсинто (?новые новые мечи?) ? 1624?1876 гг.
- гэндайто (?новейшие мечи?) ? 1876?1953 гг.
- синсякуто (?современные мечи?) ? с 1953 г.
2. - дзёкото (?древние мечи?) ? до 900 г.
- кото (?старые мечи?) ? 900?1530 гг.
- синто (?новые мечи?) ? 1530?1867 гг.
- синсинто (?новые новые мечи?) ? с 1868 г.
3. - кото (?старые мечи?) ? до 1596 г.
- синто (?новые мечи?) ? 1596?1781 гг.
- синсинто (?новые новые мечи?) ? 1781 ? 1868 гг.
- синсякуто (?современные мечи?) ? с 1868 г.
4. - дзёкото (?древние мечи?) ? до 795 г.
- кото (?старые мечи?) ? до 1596 г.
- синто (?новые мечи?) ? 1596?1781 гг.
- синсинто (?новые новые мечи?) ? 1781 ?1876 гг.
- гэндайто (?новейшие мечи?) ? с 1876 г.
- синсякуто (?современные мечи?) ? мечи, сделанные ныне живущими кузнецами

刀 Катана (Дайто) - меч длиной от двух до трёх сяку (1 сяку = 33 см) - оружие профессиональных воинов-самураев, игравших главенствующую роль в жизни Японии с XIII по XIX в.в.
Традиционно катана, носится заткнутой за пояс лезвием вверх и сопровождается обычно малым мечом - Вакидзаси.
Общая длина катана составляет в среднем 90 см, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Длина рукоятки катана - 25-30 см или 3 охвата руки.
Тех. хар. катана на фото:
Нагаса (длина лезвия): 68 см
Омоса (вес): 1160 г
Сори (изгиб): 2,4 см
Мото-хаба (ширина клинка перед рукояткой): 34 мм
Сaки-хаба (ширина клинка на границе клинка и острия): 26 мм
Мото-касанэ (толщина клинка перед рукояткой): 6,1 мм

脇差 Вакидзаси (Сёто) 1-2 сяку - малый меч, обычно употребляющийся в паре с катаной и предназначенный в основном для ритуала харакири (если под рукой нет специально предназначенного для этой цели кинжала), а так же для отрезания головы поврежденного противника (чтобы потом предоставить ее господину как доказательство победы над достойным врагом).
Существовали, кроме этого, т.н. "рето дзукай" - воины, которые сражались сразу двумя мечами: с катаной в правой руке и Вакидзаси в левой.
Ножны Вакидзаси обычно снабжаются вспомогательным ножом - Кодзука (используется, в основном, для бытовых нужд и, реже, как метательное оружие), а так же Когаем - инструментом, который можно было использовать и как заколку для прически, и как "опознавательный знак", который втыкался в тело пораженного противника и указывал победителя.
Если ношение катаны было привилегией лишь сословия воинов, то Вакидзаси разрешалось носить и представителям других слоев общества (кроме низших).
Вакидзаси так же вручался обычно девушке самурайского рода по достижении совершеннолетия, чтобы она могла постоять за себя в отсутствии мужа.
Длина вакидзаси - 30-60 см. Длина рукоятки обычно полтора-два хвата ладони (около 20 см).
Тех. хар. вакидзаси на фото:
Общая длина: 68,5 см
Длина без ножен: 62,5 см
Длина клинка: 45 см
Цука (рукоять): 17 см
Вес без ножен: 590 г
Вес в ножнах: 710 г

Танто - один из видов традиционного японского кинжала, имеющего полную гарду и распространенного как среди самурайства, так и в других слоях общества.
Обычно имел длину менее 1 сяку и носился под одеждой.
Зарекомендовал себя как грозное оружие, благодаря боевому японскому искусству ТАНТО-ДЗЮЦУ, до сих пор считающемуся одним из самых эффектных способов работы кинжалом.
Тех. хар. танто на фото:
Нагаса (длина лезвия): 19,0 см


Тати - с XV в. придворный и церемониальный меч. Отличается от катаны лишь более сильным изгибом, способом ношения (крепился к перевязи и носился лезвием вниз) и богатством отделки.
Право ношения тати имела лишь самурайская элита и придворные чиновники высоких рангов.
До XV в. "тати" назывался обычный меч, носимый на перевязи лезвием вниз.

Тиигатана - придворный и церемониальный меч, отличающийся от тати лишь более коротким клинком.

Нодати - "полевой меч". Отличается от катаны лишь длиной клинка - от трех сяку. Некоторые образцы доходили до 1,5 м. Носили обычно или на перевязи за спиной, или на плече, придерживаемый рукой.

ЭТИКЕТ ЯПОНСКОГО МЕЧА
Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием Древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал ?душой самурая?. Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью.
С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Го? рожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за испол? нением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603 ?1868 гг.).
Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.
Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэн?до до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя ? меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз).
В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.
Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая ? в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная ? тати-какэ.




Устройство японского меча
Рассмотрим устройство японского меча на примере катаны.
Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.
Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 ? 90 = 85 см, 85 ? 8 = 77 см. (лично моё мнение - это не научно, ниже информация из другого источника).
Некоторые рекомендуемые японцами размеры мечей:
Рост, см Длина клинка (от муфты хабаки до кончика кисаки), см
200 81,8
195 80,3
190 78,8
185 77,3
180 75,8
175 74,3
170 72,7
Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т. о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации).
Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ. Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката, через который пропускался шнур сагэо.

Детали оправы букэ-дзукури
Касира ? головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
Кодзири ? наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.
Коигути ? ?рот карпа?; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).
Куриката ? выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.
Мэкуги ? крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.
Мэнуки ? орнамент на рукояти меча.
Сагэо ? шнур на ножнах меча.
Самэ ? кожа ската, которой покрывалась пука.
Сая ? ножны.
Сэппа ? пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.
Фути ? муфта на рукояти.
Цуба ? гарда.
Цука ? рукоять.
Цука-ито ? обмотка рукояти
Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури ? это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё (?большой и малый?). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.
Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё ? пары мечей, носившихся самураями, ? этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.
Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор? му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).
Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:
? кольцо, охватывающее вход в ножны ? кои-гути (?рот карпа?) или кутиганэ, если оно металлическое;
? урагавара ? укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана;
? облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;
? куриката (?форма каштана?) ? выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо;
? сори-цуно (?возвращающий рог?), или ориганэ, ? маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем
клинке;
? кодзири ? наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира.
Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи? меньшего размера, необходимого для их предназначения.
Сагэо ? это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату, которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо. У ярких и пёс? трых оправ сагэо соответствующий.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ ? узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ.
Сверху накладывалась обмотка цука-ито (?нить эфеса?), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати. Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.



Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

Закрепление шнура цука-ито на касира
Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо, при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира, вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира, а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси.

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно.
По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира. В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка? кой стороны находится лезвие.
Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати. Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.
Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.
Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели ? защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю. Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.
Детали гарды (цуба)
Хира (?плоское тело?) ? часть гарды между мими и сэппадаи.
Мими ? ободок.
Сэппадаи (?позиция для шайб?) ? место для шайб сэппа. Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.
Накаго-ана ? отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.
Удэнуки-ана ? отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
Сэкиганэ ? заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу.
Когай хицу-ана ? отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.
Кодзука хицу-ана ? отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу.
Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.
Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин ?касира? (букв. ?голова?) ? это сокращение от первоначального названия ?цука-гасира? (голова рукояти), а фути ? общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира.
Фути, как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ (?потолочный металл?), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.
Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ. На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.
С каждой стороны касира имеется овальная прорезь ? ситодомэ-ана, снабженная убираемой петелькой-проушиной ? ситодомэ (?глазок овсянки?) из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).
Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки.

Мэнуки ? это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно (?три места вещи?). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча ? сороимоно (?единообразная вещь?) или пары мечей ? дайсё-сороимоно. Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу ? предпочтительно одного из Гото ? было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.
Мэкуги ? это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту ? до-ганэ (?металл тела?), охватывающую рукоять.
Металлический мэкуги ? это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.
Шайбы (сэппа) ? это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение ? предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.
Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.
Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо. Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки (?скребет кошка?). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки ? двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две ?щеки?, чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки, украшенные фамильным гербом мон, обычно принадлежат хорошим мечам.
Терминология полосы меча
Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.
Острие (кисаки) ? это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки. Линия закалки на острие (боси) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.
Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).
Типы острия меча (кисаки) и линии закалки (боси) классифицируются:
1. по форме лезвия:
- фукура-карэру ? прямое;
- фукура-цуку ? изогнутое;
2. по размеру:
-ко-кисаки ? маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;
- тю-кисаки ? среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;
- о-кисаки ? длинное;
- икари-о-кисаки ? длинное и изогнутое;
3. по линии закалки (боси):
- ко-мару ? слабое закругление;
- о-мару ? сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару;
- дзидзо ? в форме головы божества Дзидзо;
- яки-дзумэ ? невозвращающаяся. Как правило , линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри) отсутствует;
- мидарэ-коми ? волнистая;
- каэн ? огненная;
- ити-маи ? полная. Все острие закалено;
- каэри-цуёси ? прямая линия возврата;
- каэри-фукаси ? длинный возврат;
- каэри-асаси ? короткий возврат.

Полоса меча
Коми, или ми, ? клинок.
Накаго ? хвостовик.
Тосин ? полоса меча.

Терминология полосы меча
Боси ? линия закалки на острие.
Ёкотэ ? линия, разделяющая остриё и клинок.
Дзи (илихира-дзи) ? плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику).
Дзихада ? поверхностный узор хада.
Дзи-цуя ? более темная (по сравнению с ха-цуя) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).
Касанэ ? толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ.
Кисаки ? острие (иногда под этим терми? ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).
Ко-синоги ? ребро клинка на острие.
Мидзукагэ ? нечеткая линия на плоскости дзи, обычно возникающая при повторной закалке клинка.
Михаба ? ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба.
Мицу-кадо ? точка, где встречаются ёкотэ, синоги и ко-синоги.
Моноути ? часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).
Мото-касанэ ? толщина клинка у мунэ-мати.
Мото-хаба ? ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати.
Мунэ ? обух клинка.
Мунэ-мати ? небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ.
Мунэ-саки ? название обуха возле острия;
Мэи ? надписи (на накаго и др.).
Мэкуги-ана ? отверстия в накаго для мэнуки.
Нагаса ? длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).
Накаго-дзири ? оконечность накаго.
Сабигива ? граница между хабаки-мото и ясури-мэ.
Саки-касанэ ? толщина клинка у ёкотэ.
Саки-хаба ? ширина клинка у ёкотэ.
Синоги ? ребро клинка.
Синоги-дзи ? плоскость клинка между синоги и мунэ.
Сори ? кривизна клинка.
Сугата ? форма клинка.
Фукура ? форма лезвия у кисаки.
Ха (или ха-саки) ? лезвие.
Хабаки-мото ? часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки.
Хада ? слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.
Ха-мати ? небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха.
Хамон ? линия якиба.
Хатараки ? ?активности?, выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).
Ха-цуя ? более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя; практически то же, что якиба.
Хи ? дол.
Хоримоно ? гравировка на клинке.
Якиба ? закаленная часть клинка.
Якихаба ? ширина якиба.
Ясури-мэ ? насечки на хвостовике.

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури. Существует двух типов:
? выступающее (синоги-такаси). Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;
? ровное (синоги -хикуси).

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи ? на коротких мечах.
Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото).
Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари).
Плоскость синоги-дзи, не вырезанная долом, называется тири. Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири) или только с одной стороны (тип ката-тири).
Типы долов на полосе меча
Бо-хи ? широкий дол.
Бо-хи-ни-цурэ-хи ? широкий и узкий дол.
Гомабаси ? два коротких дола.
Каки-нагаси ? идущий до половины хвостовика.
Каки-тоси ? проходящий по всему хвостовику.
Каку-домэ ? прямоугольный конец.
Коси-хи ? короткий дол.
Куитигаи -хи ? двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.
Нагината-хи ? короткий широкий дол; характерен для нагината, но встречается и на мечах.
Сёбу-хи ? двойной дол, соединяющийся в конце.
Футасудзи-хи ? два узких дола.
Мару-домэ ? округлый конец.
Гравировка (хоримоно). На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси), ритуальный меч кэн, дракон (курикара) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи).
Хатараки
Дзи-ниэ ? пятна ниэ в дзи.
Кинсудзи, инадзума и сунагаси ? полоски ниже и выше линии хамон.
Ко-ниэ ? маленькие точки ниэ над хамон.
Утинокэ ? ?активность? в форме полумесяца.

    BravoMC

      456

      8

      0

      5

      392
    • Статус:Опцион

    Дата: 01 Октябрь 2006, 14:44

    Сильная конкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда военное превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японских самураев колоссальных мозговых и физических усилий по совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались, совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных передряг. Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств - временные, территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям или приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя (конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный пехотинец-асигару) - привели к тому, что сложилось большое количество внешне малопохожих школ бу-дзюцу. С другой стороны для всех бу-дзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, была характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионаж и разведка - все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами, психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо" - "закон войны".
    К XVII веку существовало около сотни различных будзюцу. В целом в зависимости от специфики предмета канонизации их можно разделить на 11 групп.

    1. Военная стратегия и оперативно-тактическое искусство ("гунпо" - "законы войны"):
    хэйхо - военная стратегия;
    сэндзё-дзюцу - тактика, управление и маневрирование войсками на поле боя;
    сорэн - подготовка и тренировка войск (перемещения, построения, разбивка лагеря и т.д.);
    гунгаку - военное искусство как наука (теория военного искусства, изучение его принципов и природы).
    Сюда же следует отнести и некоторые гораздо менее масштабные, но очень важные дисциплины, канонизированные в некоторых школах бу-дзюцу:
    гумбай (букв. "веер полководца") - управление войсками на поле боя при помощи полководческого веера;
    гункай, дзинкай, гунра - использование специальных раковин для подачи сигналов на поле боя.

    2. Ведение войны на море (суйгун):
    сэнгунпо - тактика морского боя;
    сосэнпо - подготовка и тренировка экипажей боевых кораблей;
    суйгаку - искусство ведения военных действий на воде как наука.

    3. Фортификация (тикудзё-дзюцу):
    Построение крепостей, замков, полевых укреплений, выбор подходящих мест для строительства при помощи гадания (фусуй) и т.д.

    4. Военный шпионаж и разведка (нин-дзюцу):
    Полный набор методов агентурной (тёхо, кантё) и войсковой (сэкко) разведки, методы организации диверсий, тайных убийств. В состав ниндзюцу входит и целый ряд вспомогательных, но в то же время достаточно самостоятельных дисциплин: хэнсо-дзюцу (методы переодевания), онсни-дзюцу (методы маскировки), синобиири (проникновение во вражеский лагерь), интон-дзюцу (методы ускользания от погони) и т.д.

    5. Рукопашный бой без оружия:
    Бу-дзюцу, связанные с борьбой без оружия, ввиду большого количества элементов классифицировать особенно трудно.
    а) Борьба без оружия без одежды:
    Сюда входит лишь один элемент - борьба сумо.
    б) Борьба без оружия в доспехах: в зависимости от типа используемых доспехов делится на кумиути (ёрои-кумиути, каттю-гуми) и когусоку (коси-но-мавари).
    в)Борьба без оружия в одежде:
    Дзю-дзюцу (букв. "победа ума на дороге грубой силы") - собственно японские методы борьбы:
    хобаку (методы захвата противника живьём);
    торидэ-дзюцу (букв. "искусство хватающих рук");
    айки-дзюцу (разновидность дзю-дзюцу, основанная на использовании внутренней энергии ки).
    Тай-дзюцу. Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки, другие - что это упрощенное дзю-дзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что "тай-дзюцу" - это синоним "дзю-дзюцу".
    Китаизированные и псевдокитайские стили (кэмпо), характерной чертой которых было преобладание ударов руками и ногами над бросками (о каратэ пока речи нет).
    Известные японские исследователи бу-дзюцу Вататани Юки и Ямада Тадаси в рамках борьбы без оружия выделяют и еще один раздел, который они называют "кикэн-дзюцу" - "опасные искусства". В состав кикэн-дзюцу они включают коппо (букв. "учение о костях"; методы ломания костей), гохо ("сильное учение", или кассацу-дзюцу - "искусство жизни и смерти"; использование малых и потайных видов оружия в сочетании с приемами дзю-дзюцу и кэмпо) и косси-дзюцу (гэнкоцу, сито-дзюцу; методы поражения уязвимых точек нажатиями и ударами).

    6. Рукопашный бой с использованием холодного оружия:
    кэн-дзюцу (фехтование мечом), включая технику боя с коротким мечом-кодати (вакидзаси) и с двумя мечами - длинным и коротким (рёто-дзукаи);
    иай-дзюцу (мгновение обнажение меча для защиты или контратаки, как правило в положении сидя), включая батто-дзюцу (мгновенное обнажение меча для защиты или контратаки в нестандартном положении, например при ходьбе);
    нагината-дзюцу (фехтование алебардой);
    со-дзюцу (искусство боя копьем);
    кама-дзюцу (искусство боя серпом), включая технику боя кусари-гама (серпом на цепочке), дзин-гама (большим серпом-косой) и нитё-гама (парные серпы);
    кусари-дзюцу (искусство боя цепью), включая технику ведения боя тама-гусари (цепь с грузиком на одном конце), фундо-гусари (цепь с грузилами на обоих концах) и гэкиган (кистень);
    бо-дзюцу (искусство боя шестом);
    дзё-дзюцу (искусство боя палкой);
    тэцубо-дзюцу (искусство боя стальной дубиной);
    дзюттэ-дзюцу (искусство боя металлической дубинкой с боковым отростком);
    тэссэн-дзюцу (искусство боя боевым веером);
    содэгарами-дзюцу (искусство боя багром);
    сасумата-дзюцу (искусство боя двузубыми вилами);
    танто-дзюцу (приемы боя ножом-танто).

    7. Использование метательного оружия:
    кю-дзюцу (стрельба из лука), включая кися (или ябусамэ: стрельба из лука с коня на скаку), ханкю (применение малого "половинного лука");
    доки-дзюцу (искусство применения катапульт, стреляющих большими стрелами и ядрами).
    сюрикэн-дзюцу (приемы метания различных лезвий, ножей, "звездочек", гвоздей, игл и т.д.);
    утинэ (метание специальных утяжеленных и оперенных стрел);
    фуки-бари-дзюцу (стрельба ядовитыми иглами из трубки);
    фукуми-бари-дзюцу (выплёвывание отравленных игл изо рта);
    тоатэ-дзюцу (поражение противника с дистанции подручными средствами - засыпание глаз песком, специальными смесями, метание камней, ослепление при помощи зеркал и т.д.).

    8. Применение огнестрельного оружия и зажигательных средств (ка-дзюцу):
    хо-дзюцу (применение огнестрельного оружия и артиллерии);
    дзюн-хо-дзюцу ("неразвитое хо-дзюцу"; методы стрельбы стрелами, пулями и ракетами из труб, начиненных порохом);
    нороси-дзюцу (применение сигнальных огней);
    энка (или эммаку; постановка дымовых завес для маскировки действий войск).

    9. Вспомогательные искусства:
    суйэй-дзюцу (юэй-дзюцу; методы боевого плавания в доспехах);
    суйдзёхоко-дзюцу (организация и подготовка переправ, методы изготовления и использования плавсредств из подручного материала);
    ба-дзюцу (искусство верховой езды), включая суйба (переправа через рекм верхом на коне) и дакю (вид самурайского "спорта" типа современного поло, предназначенный для овладения джигитовкой);
    каттю-рю (методы быстрого и правильного надевания доспехов);
    тамэси (или суэмоно; методы тестирования меча разрубанием различных объектов);
    сокурё-дзюцу (определение расстояний и военная топография);
    ходзё-дзюцу (приёмы связывания противника);
    хаягакэ-дзюцу (методы повышения скорости в ходьбе и беге);
    каруми-дзюцу (искусство облегчения собственного веса для прыжков, лазанья).

    10. Методы морально-психологической подготовки (синпо)
    тайсоку ("брюшное дыхание");
    найкан (внутреннее созерцание, медитация);
    саймин-дзюцу (искусство гипноза), включая сюнкан саймин-дзюцу (методы мгновенного гипноза противника).

    11. Учение об энергии ки и ее использовании в военном деле (киай-дзюцу).
    Чтобы обеспечить укомплектованность своей армии специалистами всех родов, даймё стали поддерживать существующие школы соответствующей направленности и поощрять создание новых школ, отвечающих их потребностям. Так в середине XVI века по заказу князей Такэды Сингена и Уэсуги Кэнсина были канонизированы такие школы нин-дзюцу, как Такэда-рю, Нинко-рю и Кадзи-рю.

      Sergeant

        988

        15

        2

        15

        80
      • Статус:Центурион

      Дата: 01 Октябрь 2006, 14:51

      Berg
      BravoMC


      Ни фига себе камрады отстрелялись! @_ Как сговорилис! По предварительному сговору, группой лиц, с применением технических средств. От пяти до семи лет с конфискацией @_
      Прочитал с огромным интересом и удовольствием!

        Berg

          813

          15

          0

          3

          27
        • Статус:Центурион

        Дата: 01 Октябрь 2006, 20:39

        Цитата

        От пяти до семи лет с конфискацией

        Конфискацией чего ?

        Волшебный кубок

          Scarolung

            2 274

            20

            0

            28

            108
          • Статус:Примипил

          Дата: 18 Октябрь 2006, 10:43

          Berg!
          Камрад не поленись - загляни! много о японском самурайском оружии!!!

          http://sword.com.ua/bibl/

            Berg

              813

              15

              0

              3

              27
            • Статус:Центурион

            Дата: 18 Октябрь 2006, 18:29

            Scarolung, спасибо. Класс!

              Reis666

                9 474

                385

                0

                1 816

                5 999
              • Статус:"БесПаники"

              Дата: 20 Октябрь 2006, 05:44

              BergСсылку,может найдеш что!
              http://militera.lib....bull/index.html

                Berg

                  813

                  15

                  0

                  3

                  27
                • Статус:Центурион

                Дата: 20 Октябрь 2006, 07:23

                reis666.Спасибо !

                  Barmaleus

                    293

                    6

                    0

                    1

                    42
                  • Статус:Легионер

                  Дата: 02 Ноябрь 2006, 08:55

                  Scarolung,Роза Мира

                  Цитата

                  ох какая красота! А я-то и не знала! Особенно теппо-ашигару

                  Насколько я в курсе, фигуры названные как "ещё рубака" и "теппо-ашигару" являются собранной и покрашенной военно-исторической миниатюрой(попросту-солдатиками) фирмы PEGASSO MODEL в масштабе 90мм, скульптор кто-то из наших, как звать забыл спросонья. У этой фирмы ещё есть модель пешего самурая с юми(луком), на мой взгляд самая красивая.
                  Berg,KENSAY,Scarolung,BravoMC,Sergeant

                  Цитата

                  Но интересно то , что в Японии щит не применялся никогда, даже в те времена, когда о бусидо и не слыхивали

                  Цитата по книге К. С. Носова ?Вооружение самураев? ?АСТ? М., ?Полигон? Спб, 2004г.:
                  Глава II
                  Защитное вооружение
                  Щиты
                  Во всем мире одно из первых мест в защитном вооружении вплоть до распространения огнестрельного оружия занимали щиты. Однако Япония здесь является исключением. Ручные щиты, называвшиеся тэ-датэ, использовались только на самых ранних этапах японской истории. К V в., судя по археологическим находкам в могильных курганах, они уже практически полностью выходят из употребления. Снижение популярности ручных щитов, вероятно, было вызвано изменением в вооружении и тактике, произошедшем в V в. На смену пехоте приходит конница, главным оружием которой были большой асимметричный лук юми и меч. Последний к IX в. приобретает традиционную изогнутую форму и становится двуручным. При использовании как большого лука, так и двуручного меча, щит являлся бы только помехой. А столь характерный для средневековой Европы таранный копейный удар никогда не был распространен в Японии, поэтому и всадники, и пехотинцы никогда не испытывали острой необходимости в щитах.
                  Тэ-датэ были прямоугольной формы, несколько зауженные в центре, с закруглённым верхним краем. Чуть выше центра располагался спиральный умбон.
                  Значительно большее распространение в Японии получили стационарные деревянные щиты татэ, почти аналогичные европейским большим щитам павеза. Они имели прямоугольную форму, подпорку на петлях сзади и украшение с гербами спереди. Большинство щитов татэ имели плоскую прямоугольную форму, но некоторые щиты XVI в. были сделаны изогнутыми с двумя ребрами жесткости (горизонтальным и вертикальным) и с вырезом вверху для удобства стрельбы из аркебузы. Последняя разновидность обшивалась снаружи железными листами с гладкой поверхностью для того, чтобы пули лучше отскакивали от щита. Татэ использовались во всех войнах в период самурайства. За ними могли располагаться лучники, арке-бузиры, а также копейщики, ожидающие атаки кавалерии. Такие щиты достаточно эффективно защищали как от стрел, так и от пуль, и поэтому использовались при осадах крепостей и в полевых сражениях.
                  Воины со щитами татэ назывались татэ-моти, а изготовители щитов ? та-тэнуи.
                  С уважением!

                    Berg

                      813

                      15

                      0

                      3

                      27
                    • Статус:Центурион

                    Дата: 09 Ноябрь 2006, 21:08

                    Barmaleus
                    Тоже теория. Но я все-таки склоняюсь к "морально-психологическим" факторам.
                      • 14 Страниц
                      • Первая
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          07 Дек 2016, 23:17
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики