В данной теме хочется обсуждать такой неисследованный вопрос, как статус исламских гази и их государства досельджукского периода (Тарса, Мелите и тд) в военно-политической системе Арабского халифата с половины IX до половины X века н.э.
Интерес к теме обусловлен прежде всего недавним обсуждением проблемы "туркмен" в контексте их военно-духовного появления на Ближнем Востоке в второй половине XI. По ходу обсуждения постепенно стало понятно, что этот процесс мог быть связан с процессом расселения их в пограничной полосе Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и в некоторых других местах начиная еще с второй полавины VIII века н.э., при первых Аббасидах.
Итак, при Омейидах, хотя и наблюдались многочисленные и массовые нападения на Византию и Армению, все же "институт гази" в системном виде еще не был сформирован. Это, однако, естественно не означает, что "почитаемых гази" тогда не было. Их было, например, Салман ибн Рабиа, который погиб в сражении против хазар в 653-ом году или Абдаллах аль-Баттал, который погиб при Акрионе в мае 739 года. Однако процесс получил новое качество, как уже было сказано, при первых Аббасидах и это по нашему мнению связано прежде всего с тем, что именно при них появились профессиональные воины, наемники, деятельность которых Аббасиды "окрасили" в религиозный цвет. Сначало это были персы, но скоро эту роль взяли на себя кочевники (в основном тюрки) Средней Азии - огузы, карлуки, уйгуры и тд.
Для этих воинов, уже в второй половине VIII века были созданы ряд укрепленных городов-лагерей - города Карин, Тарс, Мелите, Анарзаба, крепостя Хадас, и тд. Здесь, помимо мощных оборонительных сооружении, была создана целая военная инфраструктура и прежде всего казармы. Эти казармы, по словам Балазури, имели вид больших гостиниц по видимому в два этажа - на втором этаже по видимому жили сами газы, а внизу располагались их лошади и другое снаряжения. По видимому эти гостиницы могут быть прототипами указанное господином Ливтиновым монастыря (рибата). Стоит отметить и некоторые известные численные данные этих гази. Например, в начале VIII века в Мсисе на постоянной основе размещались 300 воинов, далее их число дошло до 2.000. В половине VIII века в Мелите на постоянной основе размещались 4.000 воинов, а в Мсисе уже 1.000. Примерные такие гарнизоны стояли и в Карине, в Анарзабе, а так же в некоторых тыловых городах, например в Хлате. В "Поссонском разгроме" мелитенцы приняли участие в составе 8.000 воинов и практически все полегли...
С упадком Аббасидского халифата крупные центры укрепленных пунктов сначало пришли в некоторое запустения и в смятения, в отрезке 840-870, но далее, при отсутствии всякой поддержки от метрополии, сами реорганизовались в своеобразные военные государства; пробились двое городов, Тарс и Мелите.
При условии соперничества Тулунидов и Багдада, уже в 877-ом году в Тарсе начинает себя достаточно вольготно чувствовать известный гази своего времени Язман аль-Хадим. Сей эмир чувствовал себя настолько уверенно, что взялся за дело противостояния очередного наместника из Багдада Мухаммеда ибн аль-Армани - в итоге аль- Армани погиб и лишь в следующем, 878-ом году Тулунидам в лице Архузу ибн Юлах ибн Тархан аль-Турки удалось на время обуздать амбиции Язмана. Впрочем, в 882-ом году Язман опять восстал и стал независимо править в Тарсе до 891 года. Лишь в последние годы своей жизни Язман, и то за большое денежное вознаграждение, формально принял верховенство Тулунидов.
Язман дерзкой ночной атакой разгромил 100.000-ую армию византийцев под Каламией в 883-ом году; общые потерии империи в этом сражении составили 70.000 воинов и, по словам историков Продолжателья Феофана и Константина это: "перерубило жилы Ромейской державы". Язман, продолжая оставаться опасным врагом империи, погиб при взятии Цамндава, будучы раненным выпущенной из баллиста стрелой. Согласно Масуди, Язман был одним из тех 10 воинов ислама, портреты которых были выставлены в византийских церквях в знак признания их доблести.
На посту эмира Тарса Язмана заменил Дамиан, принявший ислам грек. Вместе с Львом Триплоитанским, тоже исламизированним греком, вплоть до 913 и 924 годов, когда погибли соответственно и Дамиан, и Лев, оба они были опасными противниками империи. По Тарсу далее информация обрывчата, но в полавине IX века в Тарсе, в качестве вассалов Хамданидов, правили некто Кароман и Расик-Насими - возможно это имена одного человека. Тарс продержался до 16 августа 965 год.
С конца 850-их годов в Мелите известен был воинственный эмир Омар ибн Абдаллах аль-Акта, который погиб в битве у Посона 3 сентября 863 года. Имена последующих эмиров Мелите кажется не известны, однако все они яро боролись против Византии, часто сотрудничая с тарсонцами и особенно с Хамданидами. Это, впрочем, им не помогло и в 929-ом году очередной эмир принял верховенство Византии. Взрыв негодования, которое последовала за этим, привело к бунту эмира и к временному освобождению Мелите, но в 934-ом году известный Иоанн-Куркуас окончательно захватил Мелите - это было концом эмирата.
Итак, в данной теме хочется обсудить исламских гази и их государства досельджукского периода - Тарс, Мелите, Карин, возможно Аглабиды с Тулунидами, Критский эмират и тд...
Интерес к теме обусловлен прежде всего недавним обсуждением проблемы "туркмен" в контексте их военно-духовного появления на Ближнем Востоке в второй половине XI. По ходу обсуждения постепенно стало понятно, что этот процесс мог быть связан с процессом расселения их в пограничной полосе Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и в некоторых других местах начиная еще с второй полавины VIII века н.э., при первых Аббасидах.
Итак, при Омейидах, хотя и наблюдались многочисленные и массовые нападения на Византию и Армению, все же "институт гази" в системном виде еще не был сформирован. Это, однако, естественно не означает, что "почитаемых гази" тогда не было. Их было, например, Салман ибн Рабиа, который погиб в сражении против хазар в 653-ом году или Абдаллах аль-Баттал, который погиб при Акрионе в мае 739 года. Однако процесс получил новое качество, как уже было сказано, при первых Аббасидах и это по нашему мнению связано прежде всего с тем, что именно при них появились профессиональные воины, наемники, деятельность которых Аббасиды "окрасили" в религиозный цвет. Сначало это были персы, но скоро эту роль взяли на себя кочевники (в основном тюрки) Средней Азии - огузы, карлуки, уйгуры и тд.
Для этих воинов, уже в второй половине VIII века были созданы ряд укрепленных городов-лагерей - города Карин, Тарс, Мелите, Анарзаба, крепостя Хадас, и тд. Здесь, помимо мощных оборонительных сооружении, была создана целая военная инфраструктура и прежде всего казармы. Эти казармы, по словам Балазури, имели вид больших гостиниц по видимому в два этажа - на втором этаже по видимому жили сами газы, а внизу располагались их лошади и другое снаряжения. По видимому эти гостиницы могут быть прототипами указанное господином Ливтиновым монастыря (рибата). Стоит отметить и некоторые известные численные данные этих гази. Например, в начале VIII века в Мсисе на постоянной основе размещались 300 воинов, далее их число дошло до 2.000. В половине VIII века в Мелите на постоянной основе размещались 4.000 воинов, а в Мсисе уже 1.000. Примерные такие гарнизоны стояли и в Карине, в Анарзабе, а так же в некоторых тыловых городах, например в Хлате. В "Поссонском разгроме" мелитенцы приняли участие в составе 8.000 воинов и практически все полегли...
С упадком Аббасидского халифата крупные центры укрепленных пунктов сначало пришли в некоторое запустения и в смятения, в отрезке 840-870, но далее, при отсутствии всякой поддержки от метрополии, сами реорганизовались в своеобразные военные государства; пробились двое городов, Тарс и Мелите.
При условии соперничества Тулунидов и Багдада, уже в 877-ом году в Тарсе начинает себя достаточно вольготно чувствовать известный гази своего времени Язман аль-Хадим. Сей эмир чувствовал себя настолько уверенно, что взялся за дело противостояния очередного наместника из Багдада Мухаммеда ибн аль-Армани - в итоге аль- Армани погиб и лишь в следующем, 878-ом году Тулунидам в лице Архузу ибн Юлах ибн Тархан аль-Турки удалось на время обуздать амбиции Язмана. Впрочем, в 882-ом году Язман опять восстал и стал независимо править в Тарсе до 891 года. Лишь в последние годы своей жизни Язман, и то за большое денежное вознаграждение, формально принял верховенство Тулунидов.
Язман дерзкой ночной атакой разгромил 100.000-ую армию византийцев под Каламией в 883-ом году; общые потерии империи в этом сражении составили 70.000 воинов и, по словам историков Продолжателья Феофана и Константина это: "перерубило жилы Ромейской державы". Язман, продолжая оставаться опасным врагом империи, погиб при взятии Цамндава, будучы раненным выпущенной из баллиста стрелой. Согласно Масуди, Язман был одним из тех 10 воинов ислама, портреты которых были выставлены в византийских церквях в знак признания их доблести.
На посту эмира Тарса Язмана заменил Дамиан, принявший ислам грек. Вместе с Львом Триплоитанским, тоже исламизированним греком, вплоть до 913 и 924 годов, когда погибли соответственно и Дамиан, и Лев, оба они были опасными противниками империи. По Тарсу далее информация обрывчата, но в полавине IX века в Тарсе, в качестве вассалов Хамданидов, правили некто Кароман и Расик-Насими - возможно это имена одного человека. Тарс продержался до 16 августа 965 год.
С конца 850-их годов в Мелите известен был воинственный эмир Омар ибн Абдаллах аль-Акта, который погиб в битве у Посона 3 сентября 863 года. Имена последующих эмиров Мелите кажется не известны, однако все они яро боролись против Византии, часто сотрудничая с тарсонцами и особенно с Хамданидами. Это, впрочем, им не помогло и в 929-ом году очередной эмир принял верховенство Византии. Взрыв негодования, которое последовала за этим, привело к бунту эмира и к временному освобождению Мелите, но в 934-ом году известный Иоанн-Куркуас окончательно захватил Мелите - это было концом эмирата.
Итак, в данной теме хочется обсудить исламских гази и их государства досельджукского периода - Тарс, Мелите, Карин, возможно Аглабиды с Тулунидами, Критский эмират и тд...