Наклон диска основного винта осуществляется автоматом перекоса, управляющим циклическим шагом — зависимостью угла атаки каждой лопасти от её положения относительно корпуса вертолёта. Для управления циклическим шагом используется ручка управления, расположенная перед пилотом. При отклонении ручки циклического шага шаг лопастей в одном направлении увеличивается, а в противоположном направлении — уменьшается. С учётом гироскопической
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь это приводит к тому, что в точках, повёрнутых на 90 градусов относительно точек с наибольшим и наименьшим циклическим шагом, возникнут наибольшая и наименьшая подъёмные силы и наибольший и наименьший взмах (вертикальное перемещение) лопасти. Первое создаёт момент, который наклоняет вертолёт в сторону, а второе наклоняет сам конус винта. В результате обоих факторов у подъёмной силы несущего винта появляется горизонтальная составляющая, которая и приводит к перемещению вертолёта в горизонтальной плоскости. Конус винта может наклоняться благодаря шарнирам, позволяющим лопастям делать взмахи по вертикали, по горизонтали и крутиться вокруг продольной оси.
Величина подъёмной силы несущего винта определяется общим шагом несущего винта, который влияет на угол атаки всех лопастей во всех точках диска винта. Он не зависит от положения лопастей относительно корпуса вертолёта. Итоговый угол атаки каждой лопасти в каждом направлении является суммой углов атаки, создаваемых общим шагом и циклическим. С увеличением общего шага растёт и подъёмная сила. Управление общим шагом используют для подъёма/снижения или же для компенсации уменьшения/увеличения вертикальной проекции подъёмной силы при наклонах вертолёта при движении вперёд или в других направлениях. Для управления общим шагом используется ручка “шаг-газ" — обычно она расположена слева от кресла пилота и перемещается вертикально вверх-вниз.
У несущего винта вертолёта есть ряд особенностей. При полёте на малых высотах над поверхностями, которые по линейным размерам сравнимы с диаметром винта или превышают его, имеется эффект воздушной подушки, увеличивающий тягу. При полёте с малой горизонтальной скоростью и с высокой скоростью снижения (3 м/с и выше) несущий винт попадает в режим вихревого кольца, что приводит к потере тяги и неуправляемому падению. Для выхода из этого режима нужно увеличить горизонтальную скорость. И, наконец, при полном отказе двигателей винт может раскручиваться набегающим потоком воздуха, что позволяет совершить посадку на авторотации. При этом общий шаг винта нужно снизить до минимального, чтобы сохранить обороты несущего винта на достаточном для управления и посадки режиме.
Рулевой винт используется для компенсации реактивного момента несущего винта, который пытается заставить вертолёт вращаться в сторону, обратную направлению вращения несущего винта. Он же используется для вращения вертолёта по курсу. Побочный эффект рулевого винта — это создание боковой тяги, которая заставляет вертолёт лететь чуть вбок. Это либо никак не компенсируется конструктивно, либо компенсируется лёгким боковым наклоном оси несущего винта в противоположную сторону или иными способами. Тяга рулевого винта управляется через шаг — угол атаки его лопастей, для управления которым используются педали. Рулевой винт, также как и несущий, может попасть в режим вихревого кольца на висении при быстром вращении вертолёта вокруг оси несущего винта в ту же сторону, в которую рулевой винт отбрасывает воздух. Это приводит к неуправляемому вращению вертолёта и требует уменьшить общий шаг несущего винта и совершить посадку, либо, при наличии запаса по высоте, наклонить вертолёт вперёд и разогнаться.
Двигатели вертолёта, как правило, турбовальные, через трансмиссию, систему валов и редукторов приводят в движение несущий и рулевой винты. На вертолётах двухдвигательной схемы при отказе одного из двигателей винты могут приводиться в движение от другого. При отказе всех двигателей винты могут свободно вращаться от набегающего потока, что используется для аварийной посадки в режиме авторотации. Все эти агрегаты могут быть повреждены, что скажется на полёте.