Таки дождался выхода сего кина в нормальном качестве на торрентах и посмотрел. Что имею сказать...
Последние годы мне при просмотре отечественного кинопродукта либо скучно, либо стыдно, либо все вместе. За крайне редкими исключениями. В этот раз как-то обошлось...
Небольшое "лирическое отступление"... Когда двадцать лет назад, в марте 1999 начались НАТОвские бомбардировки Югославии, раздираемой гражданской войной, мне было 13 лет - и события, показываемые по нашим телеканалам, воспринимались с мальчишеским задором. Помню как допотопные югославские зенитки шарили в небе в поисках американских "стелсов", помню, как радовался, когда сербам из своих раритетов удалось сбить один F-117, и с каким воодушевлением побежал во двор обсуждать это с друзьями. Все это было где-то далеко, не с нами, и не трогало абсолютно (на фоне тех же новостей из Чечни) - да и не задумываешься в эти годы ни о гибнущих под бомбами мирных жителях, ни о этнических чистках...
К чему это я всё?... Если вы толком ничего не знали о Балканском конфликте (а я допускаю что не я один такой олух), этот фильм поначалу сложноват для восприятия. Кто с кем воюет, кто белый, а кто красный, кто с нами, кто против нас - поди разберись. Благо есть документальные вставки (довольно, кстати, удачные), есть текстовая информация... Но все равно - по фильму все выглядит как-то скомкано. Кто-то кого-то режет, кто и за что - не суть важно, главное зло первой половины фильма - вездесущее и вездесрущее НАТО, которое всю эту кашу бомбит ковровым методом с недосягаемых высот. А может я зря придираюсь и это как раз не просчет, а режиссерская задумка - показать, что война, какую бы высокую цель не преследовали те, кто её начал, того не стоит. Всё равно на выходе всегда получаем - смерть, разруха, страх, слезы детей. И нет победителей когда воюешь против своих.
В общем и целом - фильм вышел жестким и жестоким. Хотя и оставляет неоднозначное послевкусие. В нем есть и какая-никакая драма, и экшен, и более-менее цельный, хоть и немудреный, сюжет без логических "черных дыр". Еще в нем есть в целом неплохая (опять же - по отечественным меркам) игра актеров, может и спорный, но на мой плебейский вкус - годный саунд. Чувство глубокой ностальгии вызвали телевизионные вставки из новостей того времени, 1999 год. Ельцин, Черномырдин, Иванов...Эх, как давно это было... Плюс балл за Гойко Митича и его роль - признаюсь, узнал, не сразу, а лишь после фразы одного из сербских ментов, мол, "наш начальник даром что пэнсионэр - скачет как Чингачгук". Вывод: я бы не рекомендовал "Рубеж" к просмотру всем и каждому, но тем, кто неравнодушен к Югославии и кто любит добротные боевики или военные драмы, посмотреть, думаю, стоит.
Что же до дегтя...
- Некоторая общая затянутость картины - да, так сюжет раскрыт более полно и объёмно, но всё ж это в первую очередь боевик, могли бы и урезать хронометраж за счет...
- Правильно - за счет вырезания любовной линии. Неуклюжей, неуместной и нужной в этом фильме, как 5е колесо в телеге. Блеать, ну почему ни наши, ни западные (в меньшей мере) режиссёры не могут представить себе факт, что человек может выдержать фильм о войне не разбавленный слащавой любовной историей?! Причём от любви этой неземной герой всегда тупеет, рискуя послать в черту и миссию, и даже себя самого. Но любовь, что тут поделаешь. Как без неё. Фейспальма...
- Каст и актерская игра российских актеров. Не то чтобы все плохо, но персонажи не прописаны и за 2.5 часа экранного времени так и не раскрываются - после просмотра вы вряд ли запомните, как кого звали. Исключение - колоритный татарин в исполнении Нодари Джанелидзе. Веселый, ушастый, задиристый, обаятельный. Он очень живой получился, остальные - картон. Ну может, за исключение бой-бабы - снайпера, и то лишь потому, что весь фильм она всеми силами косплеит рядового Васкес ("Чужих" все смотрели?).
- Главный антагонист. Тут надо отдельно. Это одновременно и находка, и провал этого фильма. Главлодей на экране представляется в виде концентрированного, чистого зла, о котором ничего не известно, но в то же время все знают его имя. По принципу олдскульных боевиков 80х лидер албанских моджахедов никак не пересекается с образом живого человека - он словно смертельная чума, которая с каждым новым шагом приближения уничтожает всё на своем пути. С одной стороны - на дворе 2019, а не эпоха кассет VHS. С другой - я любил то время и те фильмы. Да и заподозрить Смука в "неестественности" может лишь счастливый зритель, в силу возраста не знающий подлинного лика терроризма и не заставший репортажи о налетах Басаева и Хаттаба на школы и больницы. Для тех кто застал - отрезанная в фильме голова бойца станет не «трэшовой» аллюзией на фильмы ужасов, а напоминанием о кадрах, которые 20 лет назад демонстрировались в выпусках новостей. В обшем, главзлодея можно воспринимать по разному но одно точно - отвращение и ненависть он будет вызывать вполне искренние.
-Экшен-сцены. Местами - очень годно, жестоко, кроваво, безкомпромиссно. Хорошо, атмосферно показано нападение из засады на неуспевшего выйти на исходные позиции и приготовиться противника - кинжальный огонь с малой дистанции страшная штука. Плюс бал за визуализацию работы ДШК по атакующей толпе душманов - смело, редко увидишь такое в современном рейтингозависимом кино, особенно в нашем. И в то же время очевидно, что фильм готовился к зарубежному прокату - голивудщина прет изо всех щелей. Причем в самом Голливуде так снимать уже лет 10 как моветон. Здесь полный жентыльменский набор - и рваный монтаж и очень резкое мельтешение камеры во время экшен-сцен; и полеты тел на взрывной волне в слоу-мо; влетание снарядов в оптический прицел - в все в том же слоу-мо; душещипательные предсмертные речи в разгар боя, когда все враги куда-то испаряются минут на пять, специально для того, чтобы дать герою высказаться. Отдельная силовая фейспальма - сцене с шахидмобилем и стрельбой из миномётов по быстро движущейся мишени в условиях реального времени... Как я понял - режиссёр, под конец фильма, вошёл в раж и решил окончательно не парится насчёт условностей.
- При таком хронометраже режиссеру таки не удалось избежать пресловутых "ружей Бондарчука" (которые так и провисит на стене, ни разу не выстрелив) - взять к примеру, фотографию в кармане у снайперши. Кто на ней? Какое это имеет отношение к сюжету и образу персонажа?
-Какая-то смазанная кульминация и развязка
В общем, на выходе получилась какая-то смесь майклбэеевских "13 часов" (отряд спецназа, оборона объекта от толпы врагов, локальная война, геополитический сюжет, патриотизм) и "Грозовых ворот" (наши против толпы оголтелых басмачей, доблестная десантура в роли пресловутой квалерии из-за холмов) с привкусом последнего, четвертого "Рэмбо" (крошилово толп врага из крупнокалиберного пулемета). Если оценивать фильм по голливудским меркам, то это обычная качественная «Бэшка», которую в Штатах выпустили бы сразу на видео. Ну ничего, у нас другие бюджеты и стандарты качества, так что как ни крути, а фильм вышел неплохим.
Четверка.