Глава про Орловскую наступательную операцию.
Карта осталась той же. Набор войск чуть изменён.
Прохождение миссии очень долгое по игровому времени. Но увлекательное. Надо прорвать три полосы обороны немцев, чтобы добраться до Орла, который так же нехило защищается, а ещё взять Мценск. При этом у противника мощная артиллерийская группировка. Есть дальнобойные орудия, которые невозможно подавить нашими пушками и даже такими, как Бр-2. Они чрезвычайно осложняют атаки на начальном этапе. Я начал наступление с северного участка, но из-за тех самых недобитых вражеских орудий потерял имевшиеся при войсках к востоку от Мценска танки. Поэтому их дальнейшее продвижение было очень тяжёлым с большими потерями. Пехоту могли поддерживать только дивизионные пушки и миномёты. Затем к ним были приобщены мощнейшие гвардейские реактивные миномёты, которые залпом способны уничтожить дот.
Огромная польза от отрядов разведчиков. Хотя немецкие снайперы вскрыли и помогли уничтожить пару из приданных подразделений разведки, другие погибли при контратаках противника, но уцелевшими планировалось добраться до месторасположения батареи немецких дальнобойных орудий. Одно из них было уничтожено в ходе артиллерийской и авиационной подготовки советскими пикирующими бомбардировщиками. Но другое уцелело. Однако в тот момент, когда разведчики достигли точки, выяснилось, что орудие было эвакуировано. Потом оно обнаружилось уже в Орле. Может быть это сработал скрипт, поскольку обычно руководимые ИИ батареи только имитируют передислокацию, погружаясь на автомашины, но по сути никуда не переезжают.
На южном участке наступление развивалось значительно легче благодаря тому, что дальнобойную артиллерию убрали в город и потому что здесь имелось много танков. Потери пехоты были в разы меньше, а сравняться по глубине продвижения с северной группой наших войск южане смогли быстрее.
Здесь и разведывательных отрядов больше сохранилось, поэтому удавалось качественно прощупывать противника, определяя его скрытые дзоты и места развёртывания резервов, способных нанести контрудар.
Новые сложности вызывает полоса обороны непосредственно перед Орлом. Она снова защищена речкой и прикрыта артиллерией, которая не пострадала от авианалётов и обстрелов. Для её подавления пришлось подтягивать свои 152-мм и 122-мм пушки и начинать всё с начала. Только теперь авиации уже не было, поскольку она была потеряна ранее. Да и останься она до этого момента, как я хотел, удалённость от своих аэродромов и близость немецких делают её использование почти бесполезным. В этой миссии завоевать господство в небе не получилось. То есть при попытках уничтожить фашистские истребители наши Ла-5 терпели поражения. Они не смогли сбить ни одного Фокера, тогда как сами потеряли три-четыре машины.
Эта борьба за воздух меня озадачила. В Курской битве те же самые Ла-5 легко справлялись с Фоке-Вульфами. А теперь такое разочарование. Естественно, что при скриптовых авианалётах противника победа была за нами, но это, как мне думается, исключительно по той причине, что ИИ начинает гоняться всеми самолётами за моими истребителями. Те, само собой, сбивают неповоротливые штурмовики, а от истребителей удирают. Если бы ИИ мог выполнять поставленные задачи, как задумано автором карты, авиация наносила был огромный вред.
Взятие Орла и Мценска было увлекательным процессом, сдобренным скриптовыми заданиями про недопущение подрыва зданий и спасения партизанского актива. Стоит сказать, что гвардейская пехота как нельзя лучше подходит для зачистки населённых пунктов. Уровень отрядов составляет 32, что позволяет им уверенно и долго участвовать в перестрелке с укрытым зданиями противником. Потери не столь ужасающи, как в обычной армейской пехоте, штурмующей полевые укрепления. Огнемётчики умудряются если им повезёт, или если ими управлять в ручном режиме, прокрадываться к занятым врагом домам или дзотам с непростреливаемой стороны и выжигать их. Гораздо труднее с подвальными помещениями, которые имеются как в Орле, так и в Мценске. Их ничем, кроме огнемётчиков или ОТ-34 не взять.
Расстроила одна заключительная деталь. Ещё с 7-ки в городе была "неубиваемая" машина. Её невозможно уничтожить никаким оружием. Из-за неё же победа не засчитывается. Я рассчитывал, что этот баг исправят в 9-ке, но увы - машина "и ныне там"
.
Закончить пришлось чит-кодом.
Понравилось то, как автор миссии разделил отдельные тактические подразделения в приданных по ходу прохождения гвардейских бригадах. Отдельно разведывательные, причём с характерной для них техникой, отдельно танковые батальоны, отдельно механизированная пехота, отдельно служба техобеспечения и прочее. Вот так бы везде...