Сообщество Империал: Кыргызский каганат - Сообщество Империал

Laszlo

Кыргызский каганат

Государство енисейских кыргызов
Тема создана: 04 января 2019, 16:28 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 04 января 2019, 16:28

Imp

Кыргызский каганат — государственное образование IX—X веков в Центральной Азии и Южной Сибири, возглавляемое енисейскими кыргызами, разгромившими Уйгурский каганат.Впервые термин "Кыргызский каганат" был предложен российским и советским востоковедом, тюркологом, В.В. Бартольдом.

В VI—VII веках енисейские кыргызы с подвластными таёжными народами образовывали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером. В начале VIII века местные беки и иналы, первым из которых стал Барс-бек, начали борьбу за отделение от каганата и образование собственного государства, претендуя на титул кагана.

В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом.

В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, енисейские кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».

Военно-политическая экспансия енисейских кыргызов на запад достигла степных и лесостепных районов юга Западной Сибири. Пришельцы из сердца Азии, по-видимому, стали причиной ухода древних угров-мадьяр из Приуралья. Об этом свидетельствуют находки археологов на юге Челябинской области (погребения так называемой «тюхтятской» культуры).
Енисейские кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран.
Через 80 лет Кыргызский каганат утратил территории в Монголии. Енисейские кыргызы сохранили два основных массива своего расселения: 1) Верхний и Средний Енисей; 2) Алтай и Иртыш. В последующем енисейкие кыргызы разделились на несколько ветвей.Было развито производство оружия, качеством которой енисейские кыргызы прославились на всю Центральную Азию. Енисейские кыргызы занимались охотой, выделкой меха. Разводили овец, верблюдов, лошадей.

У енисейских кыргызов золотых дел мастера создали особый стиль. Их изделия, форма которых соответствовала степной моде, отличались богатым и причудливым растительным орнаментом.

О степени осёдлости енисейских кыргызов в науке не существует определённого мнения. Тем не менее именно земледельческие навыки и склонность к осёдлым поселениям привели к созданию государственного объединения енисейских кыргызов.
Были налажены торговые отношения с уйгурским государством, династией Тан, Тибетом, Согдом. Караваны купцов енисейских кыргызов доходили до реки Итиль (современная Волга). Каганат экспортировал в соседние страны своих чистопородных лошадей. Купцы привозили из других стран шёлк, фарфор, кувшины, зеркала.


Литература:
Спойлер (раскрыть)
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 09 июня 2019, 14:25

    Дашковский П.К. Кыргызы на Алтае В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
    ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 05 января 2020, 08:32

      Making the Kyrgyz.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 13 июня 2020, 11:02

        Впервые кыргызы упоминались как гяньгуни в китайских источниках при описании событий III в. до н.э. В. Бартольд локализировал их в районе оз. Кыргыз-Нур восточнее владений усуней. С. Киселев отмечал, что носители тагарской культуры были динлинами китайских хроник. В середине I в. до н. э. гяньгуни и динлины были покорены шаньюем Чжичжи. Взгляды С. Киселева развивал Л. Кызласов которые утверждал, что динлины проживали на территории Минусинской котловины. Владение Гегунь ним локализировалось в районе Кыргыз-Нур. Он предполагал, что в 201 г. до н. э. оттеснили динлинов на север. Оставшаяся их часть смешалась с гяньгунями и положила начало таштыкской культуре. Для гяньгуней были характерны трупосожжения и коневодческое хозяйство. Наместниками хуннов над Минусинской котловиной были Вэй Люй и Ли Лин, которые были динлин-ванами. Хакасский исследователь считал динлинов уграми. А. Дульзон указывал, что гидронимы которые он считал угорскими на самом деле были кетскими. М. Грязнов выяснил, что трупосожжения были свойствены и тагарцам. Д. Савинов предпочитает относить тесинские курганы-склепы памятниками тагарцев, а грунтовые могилы связал с пришлыми племенами. Он соотносил динлинов с племенами теле. В. Бутанаев и Ю. Худяков указывал, что перемешаться динлины и гяньгуни не могли ранее IV-V вв. н. э., произошло это во время включения гяньгуней в состав гаоцзюйских динлинов. Д. Савинов относил начальный этап сложения кыргызов к III-V вв. н. э. и прослеживал в ней ряд таштыкских элементов. В результате смешения таштыкского и раннекыргызского населения сложилось владение Цигу. А. Липский и Э. Вадецкая высказывали сомнения в принадлежности таштыкской культуры гяньгуням. По мнению Э. Вадецкой таштыкская и кыргызская культуры сосуществовали в VI-VII вв. н. э. после чего таштыкские племена были вытеснены из Минусинской котловины или частично были ассимилированы. С. Панкова также считала, что таштыкцы не один этнос с кыргызами и кыргызская керамика проникла в Минусинскую котловину из Тувы. П. Азбелев классифицирует таштыкскую культуру как раннекыргызскую, а также считает кыргызскую культуру владения Цигу продолжением таштыкской культуры гяньгуней. При этом он отмечал, что те кто оставил после себя погребальные памятники типа чаа-тас могут называться кыргызами условно, в значении элиты населения региона в раннее древнетюркское время. Количество элиты в одном поколении П. Азбелев определял в 2 тыс. Гяньгуни упоминаются как народ подчиненый Модэ в 201 г. до н. э. В середине I в. до н. э. их подчинил Чжичжи-шаньюй. В III в. н. э. гяньгуни обитали северней канцзюйцев и усуней и западнее динлинов. В середине I тыс. н. э. кыргызы были известны под названием хэгу или цигу. Они жили в Восточном Туркестане севернее Тянь-Шаня. Они ранее находились в зависимости от сяньби. В середине I тыс. н. э. кыргызы были вассалами жужаней. Кыргызы вошли в союз племен Гаоцзюй и в их составе боролись против жужаней. В китайских источниках того времени говорилось, что Хягас есть древнее владение Гяньгунь и локализируеться у Белых гор (Тянь-Шаня). Иным называнием этого владения было Гйегу. В V-VI в. н. э. кыргызы обитали на Среднем Енисее. Они были вытеснены сюда в результате жужаньско-телесских войн. Именно с VI в. н. э. памятники кыргызов распространились по всей Минусинской котловине до района верховьев Чулыма. Распространились памятники типа чаа-тас. Таштыкцы были оттеснены в тайгу и Ачинско-Мариинскую лесостепь. С VIII в. до н. э. упоминаеться народ кешидянь (кыштым). Кыргызы брали с кыштымов ясак мехами и заставляли работать в своем хозяйстве. Во время разгрома Жужаньского каганата кыргызы стали независимыми. В древнетюркских источниках этноним имел форму кыркыз. Византийской формой этого имени было cherkis. В 554-555 гг. тюркютский кагань Мугань подчинил себе владение Цигу, однако уже в 581 г. кыргызы восстали, а в 583 г. вынашивали планы вмешательства в дела Тюркютского каганата. В 569 г. Истеми-каган преподнес в дар византийскому послу пленницу из народа кыргыз. В 629 г. кыргызов покорили сеяньто, впрочем эта зависимость не продержалась долго. В 40-е гг. VII в. кыргызы были покорены одним из тюркютских правителей Чеби-хан. Но его владение было разгромлено китайцами и тогда кыргызский правитель Сылифа (эльтебер) Шибокюй Ачжань выявил желание подчиниться империи Тан. В 653 г. кыргызы приезжали с подарками для выкупа своих людей в Китай, а в 675 г. пригнали лошадей для обмена их на шелковые ткани. После того как кок-тюрки в 683 г. разбили токуз-огузского Баз-кагана, кыргызы возглавили силы на севере, которые противостояли новому противнику. Поход Кутлуга Эльтереса на кыргызов в 693 г. был неудачным. Правитель кыргызов Барс-бег получил титул кагана и женился на сестре кок-тюркского кагана. В 707, 709 и 711 гг. кыргызы отправляли посольство к китайцам. Зимой 710-711 гг. кок-тюрки предприняли поход против кыргызов. Совершив обходной маневр кок-тюрки неожидано напали на кыргызов, которые были разбиты в Черни Сунга. В этой битве погиб Барс-бег. Для контроля над Минусинской котловиной кок-тюрки оставили в регионе войска и там распространились древнетюркские памятники. Однако кыргызами продолжали править свои правители, в частности сын Барс-бега. В 722 г. в империю Тан прибыл тегин Исибо Шэючже Биши Сыгинь, а в 723 г. тегин Цзюйли Пиньхэчжун Сыгинь. В 724, 747 и 748 гг. кыргызы пригоняли для обмена лошадей. Кыргызы вплоть до падения Кок-Тюркского каганата сохраняли нейтралитет. В 751 г. кыргызы вместе с чиками, огузами и карлуками приняли участие в войне против токуз-огузского кагана Моюнчура. В 758 г. токуз-огузы покорили кырнызов. В 795 г. в связи со свержением в Токуз-Огузском каганате династии Яглакар кыргызы восстали. Новый каган Кутлуг победил кыргызского кагана. Правитель кыргызов титуловался Ажо. По мнению В. Бутанаева и Ю. Худякова ажо был и титул и имя правящего клана енисейских кыргызов. А. Мокеев считал титул ажо идентичным титулам иди и инал и обозначал господин. Тем самым он поддержал гипотезу С. Яхонтова. Правитель кыргызов жил в местности Кегмен, которая локализировалась в Западных Саянах и в долине Абакана. С. Угдужеков отмечал сакрализацию власти кагана среди кыргызов
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 13 июня 2020, 11:41

          В. Бартольд относил IX в. к эпохе кыргызского великодержавия. Сторонниками термина великодержавие в отношении Кыргызского каганата были Ю. Худяков и В. Бутанаев. Их поддерживают В. Комрынин и М. Плоских. Эту концепцию разделяли Г. Длужневская и Л. Бобров. Под вопрос термин кыргызское великодержавие ставит П. Азбелев. В 20-е гг. IX в. кыргызы восстали против токуз-огузов и добились независимости. Ажо провозгласил себе каганом. В орбиту кыргызского влияния вошли значительные земли. На востоке они простирались до р. Кан, на севере в нее входила Ачинско-Мариинская степь и долина Енисея вплоть до устья Ангары, на западе и северо-западе в зону влияния кыргызского каганата вошли Северный Алтай, Притомье, лесостепное Приобье. В 840 г. Кулюг-Бага (Гюйлу Мохэ), который командовал токуз-огузскими войсками на границах с кыргызах, в противостоянии с Курабиром (Гюйлофу) перешел на сторону кыргызского кагана. Кыргызы вторглись и взяли Орду-Балык, разбив в битве токуз-огузские силы. Кыргызский каган перенес ставку на территорию Отюкенской черни в на территории современной Монголии и в 841 г. отправил бывшую жену токуз-огузского кагана (китаянку по происхождению) в империю Тан в сопровождении Дулюй Шихе. В 842 г. войска Тапу Алп Сола (Табу Хэцу) совершили новый поход и им покорились шивей (татары) и часть владений в Восточном Туркестане. В это время токуз-огузский каган У-Цзе постарался заключить союз с империей Тан и объеденить токуз-огузов, однако другие группировки токуз-огузов ему не подчинились. Токуз-огузские полководцы Ормузд и Аявир выступили против У-Цзе и вместе с китайцами одержали над ним победу у гор Шахушань. У-Цзе был вынужден бежать в район Большого Хингана. В 843 г. китайский император поздравлял кыргызского кагана через своего посланника Чжао Фаня и жаловался на нападения токуз-огузов. Кыргызскому посланику Бань Ухэ (Ургу-Алпу) было предъявлено новое письмо в котором указывалось местоположение токуз-огузов и предписывалась просьба совсем уничтожить их. В 843 г. кыргызы совершили новый поход и взяли Кучу и Бешбалык. Это известие вызывало сомнение уже у современников. А. Малявкин указывал, что к тому времени наместничества Аньси и Бейтин были уже ликвидированы. Новое кыргызское посольство Дидэ Исынаньчжу (Тутука Иынанчи) в 844 г. получило предложение от китайцев действовать совместно против токуз-огузов на территории современной Маньчжурии. В 842-844 гг. кыргызы разгромили группировку хэлочуанских токуз-огузов на Эдзин-голе. Кыргызы нанесли удар в район реки Эдзин-гол. В 846 г. умер токуз-огузский каган У-Цзе, которого убили соплеменники. В 847 г. умер кыргызский каган, который получил от императора титул Цзун-ин Хюн-ву Чен-мин-хан. Новый кыргызский каган был удостоен титула Ин-ву Чен-мин-хан. В 848 г. он атаковал татар и скрывавшихся у них токуз-огузов вернул в Отюкенскую чернь. Кыргызы базировались на территории современной Монголии, однако они туда не назначили наместников и не закрепились на завоеваных территориях. Кыргызы смогли разграбить ве до чего сумели дотянуться и исчезли как фактор в центральноазиатской истории. Действия кыргызов свелись к нескольким рейдам. Археологически их приобретения ограничивались только верхнеенийскими котловинами. В зависимости от них находились прибайкальские курыканы, однако послелние были достаточно автономны. О них сообщал ряд арабо-персидских источников. У кыргызов не было сил на полный разгром токуз-огузов, не говоря уже о центральноазийской гегемонии. Подлиным великодержавием было киданьское, а не кыргызское. К IX в. часть кыргызов приняла манихейство. Благодаря этому в кыргызском государстве возникли очень грамотные люди. Известен переписчик тибетской транскрипции буддистских сочинений. Эти знания были необходимы для манихейско-буддистской религиозной полемики. Однако после ряда кампаний во Внутренней Азии кыргызы так и не смогли покорить токуз-огузов и в регионе образовалось ряд уйгурских государств. Вместе с тем контакты с империей Тан оставили большой след в материальной культуре. В Минусинской котловине находили изделия китайского производства. В 866 г. на похороны кагана кыргызов прибыли послы из империи Тан. На протяжении 860-873 гг. кыргызы отправляли три посольства в империю Тан. Имперская политика кыргызского каганата была скоротечной. В Худуд ал-Алам указано, что ставка кыргызского кагана находилась в городе Кемджикет. Гардизи же сообщает о переносе ставки в Минусинскую котловину. В IX-X вв. основная масса кыргызских памятников была соредоточена в Туве, меньше их было в Минусинской котловине, единичные памятники находились в Забайкалье, Монголии, Алтае, Западной Сибири. В 924 г. на территорию современной Монголии совершили поход кидани и достигли Ордубалыка распространив свою власть на степи. Кидани достигли Восточного Туркестана и подчинили несколько его городов. В 931 г. в одном из киданьских источников говорилось, что юго-западная граница киданей доходила до стремившихся к просвещению кыргызов. В 948 г. мятежному киданьскому вельможе Бьен-ду было приказано ехать в государство кыргызов. В 952 и 977 гг. в империю Ляо прибывали посольства от кыргызов. Г. Длужневская отмечает влияние киданей на енисейских кыргызов на тюхтяхинском этапе кыргызской культуре. На аскизском этапе же кыргыза обособились от киданей и создали государство в рамках Минусинской котловины и Тувы. По мнению Л. Кызласова в момент наивысшего расцвета Кыргызского каганата его население составляло 450-500 тыс. человек и кыргызы выставляли 8-10 туменов войска. Эти предположения базируються на данных Синь Таншу. В XI-XII вв. курганы типа хыргыстар сууктэр находились преимущественно на Среднем Енисее, реже в Туве и в Притомье, единичные памятники в Монголии и на Алтае. В результате киданьского завоевания часть кыргызов была отрезана от енисейских сородичей и жила в Восточном Туркестане. Эти кыргызы в первой половине XII в. оказали противодействие каракитаям Елюя Даши. Позднее найманские правители Наркыш-Таян и Эниат-хан вторглись во владения кыргызов, которые жили у Иртыша и по соседству с Турфаном. В середине XII в. найманы заняли район Великих озер и наймано-кыргызская граница прошла по хребту Танну-Ола. В конце XII в. государство енисейских кыргызов распадаеться на отдельные княжества во главе с иналами. Низами Гянджеви пересказывал легенду о Александре Македонском и его мифическом походе на страну кыргызов. По его рассказу он отправился из Китая во владения кагана. Описаны горы Саяны. Низами Гянджеви были хорошо известны данные Худуд ал-Алам, Абу Дулафа и Махмуда ал-Кашгари, Гардизи, Тахир ал-Марвази. Ал-Истахри лишь упоминал о стране кыргызов. Гардизи указывал на путь в страну кыргызов из владений токуз-огузов. У Низами Гянджеви как богатства кыргызов упомянуты скот и нивы. На север от кыргызов упомянуты Йаджудж и Маджудж, которые живут в равнином крае. Это совпадает со сведениями Тахира ал-Марвази о далекой северной равниной стране на север от кыргызов. В Худуд ал-Алам сказано о кыргызском городе Кемджикет. Ал-Идриси сообщал о городах Хирхир, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир. Рашид ад-Дин говорил о множестве поселений кыргызов и самом северном их городе Кикас. Сведения письменных источников подтверждаються археологически, поскольку найдено ряд крепостей и городищ в Минусинской котловине и Туве. Торговые связи кыргызского государства были далекими. Аскизские изделия находят в городищах Древней Руси и Волжской Булгарии.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 13 июня 2020, 12:32

            Касательно происхождения кыргызской культуры, то С. Теплоухов предполагал преемственность между каменными стелами чаа-тасов и плитами тагарских курганов, проводил аналогии между таштыкской и кыргызской керамикой и считал культуру чаа-тас преемником тепсейского этапа таштыкской культуры. С. Киселев считал, что тагарские курганы и чаа-тасы имеют схожесть в конструкции и утверждал о генетической связи между таштыкской и кыргызской культурами. Л. Евтюхова говорила о корнях погребального обряда кыргызов в таштыкских могилах и склепах. Л. Кызласов принимал аргументацию С. Киселева и считал кыргызскую культуру приемницей таштыкской эпохи. Ю. Худяков отмечал, что кыргызская культура чаа-тас имела ту же территорию, что и таштыкцы, за исключением Ачинско-Мариинской котловины и Саянского каньона Енисея, где не были выявлены кыргызские памятники. А. Липский и Э. Вадецкая усомнились в традиционном воззрении о генезисе кыргызской культуры чаа-тас из таштыкской культуры. Л. Кызласов выделял в сложении кыргызской культуры два этапа – 1) ІХ-Х вв., 2) ХІ-ХІІ вв. Мнение исследователя о принадлежности кыргызам погребений с трупосожжением было поддержано С. Вайнштейном, А. Грачем, Д. Савиновым. Д. Савинов выделял в кыргызской культуре ХІ-ХІІ вв. минусинского и тувинского варианта. Л. Кызласов предложил выделить следующие варианты: 1) чаа-тас (VI-IX вв.), 2) тюхтятский (ІХ – середина Х в.), 3) аскизский (Х-XIV вв.). При этом чаа-тас дробиться на утинский этап (VI-VII вв.) и копенский этап (VIII в. - первая половина IX в.). М. Грязнов предложил объедениться в рамках кыргызского времени культуры чаа-тас (VI-IX вв.) и аскизскую (X-XII вв.). Г. Длужневская указывала, что кыргызская культура в Х в. в Туве превратилась в аскизскую. Возвращение кыргызов из Центральной Азии в Минусинскую котловину было постепенным. Некоторое время большая часть кыргызских памятников находилась в Туве. Д. Савинов указывал, что в XI в. с востока проникает новое население, которое смешиваеться с кыргызами сохраняющая некоторые кыргызские традиции. Потом по всему Саяно-Алтаю распространяеться новая культура отличная от кыргызской, которая состояло из монголоязычных, телеских и кыргызских племен. Часть населения Саяно-Алтая проникает на север и северо-запад, где создают памятники типа Басандайки и Часовенной горы. От тюрок кыргызы переняли руническую письменность и посмертные эпитафии. Местная кочевая знать переняла престижные элементы военно-дружиной культуры: титулатуру, комплекс вооружения, нарядную сбрую и пояса, дорогую посуду, способ запечатления своих подвигов в эпитафиях. Токуз-огузы же повлияли на минусинскую торевтику в плане орнаментации и проникновения восточноазиатских и ирано-согдийских сюжетов. Также было согдийское влияние через посредство токуз-огузов на сооружение глинобитных фортификаций. Кыргызы отправляли посольство в Китай, отправляли торговые караваны в Тибет, Восточный Туркестан и Согд. В курганах ІХ-Х вв. редко встречаеться керамика. Это кыргызские вазы, лепные горшки и банки. Применялись металлические, серебрянные и медные кувшины с носиком. Разнообразным был комплекс вооружения, который состоял из палашей, саблей, копий, боевых топоров, кинжалов, луков, разных разновидностей наконечников стрел, колчанов, чешуйчатых доспехов, кольчуг. По мнению Ю. Худякова курганы хыргыс-ур имели генетическую преемственность с чаа-тасами. Памятники хыргыс сууктэр распространены на Саяно-Алтае. Этим памятникам у И. Кызласова соответствует аскизская культура. Для этой эпохи XI-XII вв. характерны изображения тамг на каменных стелах в Минусинской котловине и в Туве. Л. Евтюхова и С. Киселев отмечали у кыргызов сильное влияние кочевого скотоводства. Л. Кызласов отмечал, что кыргызы занимались земледелием и скотоводством. По мнению хакасского исследователя земледелие у кыргызов было плужным и высокоразвитым. Как земледельческий народ кыргызов характеризовал Д. Савинов. Тем не менее, как в китайских хрониках, так и в арабо-персидских сочинениях указываеться на скот как на основное богатство кыргызов. Русские в XVII в. характеризовали кыргызов как скотоводов. В. Бутанаев и Ю. Худяков отмечали, что земледелием занимались не сами кыргызы, а зависимое от них население (кыштымы). В эпоху чаа-тас кыргызы подчинили таежные племена. Кыргызы в дистанционном бою использовали сложносоставные луки с колчаном полным стрел с наконечниками разнообразных форм. Для таранного удара использовались длинное копье с ромбическим пером, двулезвийные мечи, боевые топоры. В ближнем бою также использовались кинжалы. Защищали тело воина сфероконические шлемы, щиты, панцири и ламеллярные доспехи. Войско представляло из себя ополчение родов и племен, а также дружины беков. До IX в. войско было организовано по родоплеменному принципу, но с IX в. войско делилось по десятичному принципу на отряды численностью 5 тыс. или 10 тыс. Кыргызы могли брать крепости
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 13 июня 2020, 12:48

              К началу XIII в. кыргызская государственность делилась на два княжества: Кем-Кемджиут и Кыргыз. Кем-Кемджиут соответствовал Туве, а Кыргыз занимал Минусинскую котловину. Примущественное количество кыргызских памятников этого периода находилось в Минусинской котловине. Кыргызские памятники находились и на Кии. Рашид ад-Дин упоминал об области Еди-Орун. Ее правителем был Урус-Инал. Границы кыргызских владений доходили до Ангары. Монголы разгромили найманов и тогда правитель последних Буюрук бежал в Кем-Кемджиут. В 1207 г. Джучи покорил власти монголов енисейских кыргызов. К нему явились кыргызские правители по именам Еди, Инал, Алдиер, Олебек-тигин. В том же году Чингиз-хан отправил послами к кыргызам Алтана и Букра. В ответ, кыргызы прислали Урут-Утуджу, Элик-Тимура, Аткирака. В 1218 г. кыргызы восстали после того как в 1217 г. погиб в войне с туматами Борагул. Восставших кыргызов возглавил Курлун и против него Чингиз-хан направил войско во главе с Джучи. Он смог разгромить кыргызов пройдя с боями по Туве, Минусинской котловине, Горному и Монгольскому Алтаю. Часть кыргызов бежала на север в район лесостепей в бассейне Чулыма. Земли енисейских кыргызов вошли в улус великого каана. В 1229 г. Угэдэй взял в жены кыргызок тем самым заключив союз с кыргызской знатью. Кыргызка Джачин была четвертой женой Угедея. Хатун Соркуктани-беки отправила трех эмиров через землю енисейских кыргызов в Западную Сибирь. В 1252 г. Арик-Буга стал правителем Саяно-Алтая. В 1270 г. великий каан Хубилай назначил наместником Саяно-Алтая китайца Лю Хао-ли. В 1273 г. кыргызы восстали против власти великого каана и поддержали Кайду. В 1276 г. Кайду совершил поход в Монголию, но кыргызский правитель пытался поддерживать контакты с Лю Хао-ли. В 1280 г. кыргызы подчинились Кайду и выступили против Лю Хао-ли. В 1286 г. нойон Ток-Тимур хотел напасть на кыргызов, но они подчинились Кайду. В 1287 г. против Наяна выступило войско из Центральной Монголии в котором были кыргызы. В 1289 г. были проинспектированы кыргызы в земле Хелинь. В 1292 г. армия великого каана под руководством Тутухи воевала у Алтая, а в 1293 г. выступила против кыргызов. Фактически в 1293 г. была ликвидирована кыргызская государственость. Земли кыргызов были снова подчинены великому каану, а часть кыргызов была переселена из Минусинской котловины и Тувы на территорию современной Маньчжурии. В 1295 г. кыргызов проживавших в Алтае переселили в Шаньдун. В период правления великого каана Тэмура (1295-1307) земли кыргызов входили в состав провинции Лин-бей, которой управлял наместник Камала. При его преемнике в Туве и Минусинской котловине были созданы поселения в которых селили монголов, уйгуров и китайцев. Именно со смешанным населением региона связан тот факт, что позднесредневековые кыргызы называли себя тадар (татарами). После падения империи Юань в Китае в 1368 г. кыргызы перестали подчиняться Каракоруму. Кыргызы в качестве тумена вошли в состав ойратской конфедерации. На территории Минусинской котловины кроме кыргызов жили туматы, урдуты и кераиты. Под 1399 г. фиксируеться вождь енисейских кыргызов. В ’’Юань-ши’’ указано, что в монгольское время кыргызов было 9 тыс. семейств, а максимально количество кыргызов это 50 тыс. человек. Л. Кызласов считал, что кыргызов было 45 тыс. и они выставляли тумен войска. Д. Савинов относил завершающий этап кыргызской культуры к так называемому каменскому этапу, который датирован XII-XIII вв.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 13 июня 2020, 13:04

                Вопрос родстве между тяньшанскими и енисейскими кыргызами поднимал еще Г. Миллером. И. Фишер считал, что кыргызы были переселены джунгарами с Енисея на Тянь-Шань. Схожего мнения придерживался Ю. Клапрот. Н. Бичурин же считал енисейских и тянь-шанских кыргызов разными народами. Ч. Валиханов указывал, что тянь-шанские кыргызы ниоткуда не переселялись и постоянно жили в Тянь-Шане. В. Радлов относил переселение кыргызов с Енисея на Тянь-Шаня к IX в., но позже поменял свое мнение и считал, что одна группа кыргызов в XIII в. с родины на юг от Саян была оттеснена на Енисей, вторая к северу от Саян, а третья на Тянь-Шань. Н. Аристов придерживался мнения, что кыргызы проживают на Тянь-Шане с усуньского времени. Г. Грумм-Гржимайло считал, что предки тянь-шанских кыргызов обитали в Баргуджин-Тукуме и лишь в XIII в. была оттеснена на Тянь-Шань А. Бернштам относил обособление тянь-шанских кыргызов к IX в. В. Алексеев высказывался в пользу родства между енисейскими и тянь-шанскими кыргызами. К. Петров отмечал, что кыргызы продвинулись с Оби на Тянь-Шань в XIII-XIV вв. Л. Кызласов же отрицал связи между енисейскими и тянь-шанскими кыргызы и утверждал, что в государстве енисейских кыргызов жили древние хакасы. Это точка зрения обосновывалась сведениями китайских источников которые называли кыргызов хягасами. Аргментами хакасского исследователя были также данные языкознания касательно хакасских этнонимов. По мнению Л. Кызласова центральноазиатские кыргызы служили империи Юань и их основное ядро переселилось в XV в. на Тянь-Шань. Он указывал, что европеоидное тагарское население приняло участие в этногенезе хакасов благодаря чему хакасы не являються монголоидами центральноазиатского типа подобно монголам или тувинцам. О европеоидности кыргызов говорили танские хронисты и Гардизи. В то же время в ’’Худуд ал-Алам’’ указано, что у кыргызов грубые лица, что указывает на монголоидность. Археологические сведения не помогают из-за трупосожжений. Можно предположить, что кыргызы были состояли из многих компонентов и среди них были европеоиды, монголоиды и метисные популяции. Предположения Л. Кызласова встретили возражения со стороны О. Караева, который анализировал сведения арабо-персидских источников. Благодаря их данным есть указание о соседстве кыргызов с уйгурами, карлуками, ягма, чигилями. Поддержал критику положений Л. Кызласова С. Яхонтов который указывал, что невозможно выводить этноним кыргыз от этнонима хягас. С. Кляшторный, А. Мокеев, В. Мокрынин указывали, что предками тянь-шанских кыргязов были прииртышские кимаки и проникшие на Алтай группы кыргызов. На Алтае находилось княжество кыргызов. Во время монгольского завоевания кимако-кыпчаки принявшие имя кыргызов переселились на Тянь-Шань. С возражениями против этой гипотезы выступили О. Караев, Т. Чороев, В. Бутанаев и Ю. Худяков. Э. Тенишев выделил три этапа в этногенезе тянь-шанских кыргызов – енисейский, алтайский и тянь-шанский. Ю. Худяков и В. Бутанаев указывают, что ассимиляция кыргызов кимако-кыпчаками не подтверждаеться данными археологии и указывают на разделение кыргызов на енисейских и восточнотуркестанских с IX-X вв. Восточнотуркестанские кыргызы в свою очередь переселились на Тянь-Шань. Эту гипотезу Ю. Худякова и В. Бутанаева поддержал О. Караев. О восточнотуркестанских кыргызах сообщал сунский посол Х в. Ван Яньдэ говоря о кыргызах, которые находяться под власть государства Гаочан (уйгуров). Н. Сердобов отмечал, что енисейские кыргызы вошли в качестве компонента в состав хакасов, тувинцев, кыргызов, алтайцев. И. Кызласов принял точку зрения своего отца Л. Кызласова. Он утверждал, что этноним этноним хакас существовал до его введения советской властью в самоназвании качинцев – хаас. Предками качинцев Л. Кызласов называл самодийцев. Также И. Кызласов утверждал, что хаас и хасха были зафиксированы китайскими хронистами в тюркоязычной форме. Позицию Л. Кызласова поддерживал и Н. Мункуев. П. Дашковский указывал, что памятники кыргызов хотя были обнаружены на Алтае, но в отличии от Тувы и Минусинской котловины пребывание там никогда не носило широкомасштабный характера. Никогда кыргызы не имели ставки в этом регионе, а просто контролировали регион. В регионе существовал локальный вариант кыргызской культуры. М. Дромпп указывает, что связь енисейских кыргызов с тянь-шанскими кыргызами неясна. Ш. Исянгулов предполагал, что в результате смешения кыргызов с кимако-кыпчаками образовалось объединение Каркырхан (тянь-шанские кыргызы) и оно связано с племенем кыргыз в составе башкир. И. Кызласов поддерживал гипотезу Л. Кызласова о том, что кыргызы не переселялись с Енисея на Тянь-Шань. А. Мокеев же указывал, что существовало несколько вариантов кыргызской культуры, которые совпадали с княжествами кыргызов. Минусинско-алтайский вариант совпадал с княжеством Кыргыз, тувинский вариант совпадал с княжеством Кем-Кемджиут, прибайкальский совпадал с Баргуджин-Тукумом, Красноянско-Канский вариант с княжеством Алакчин, а Восточноказахстанский вариант с княжеством Каркара (Кыркырхан). Т. Акеров считает, что тянь-шанским кыргызам соответствует Кыркырхан и что енисейские кыргызы мигрировали с территории Алтая и Отюкенской Черни в Пританьшанье. П. Азбелев отмечал, что лишь этноним киликисы (цзилицзисы) соответствует кыркыз в рунических памятниках и хирхиз в арабо-персидских источниках. Более ранние транскрипции гяньгунь, цигу, хягас транскрибируються как кыркун, кыркут, кыркыр, гуркур. Этноним же кыргыз в научной литературе не более чем условный объеденяющий термин. П. Азбелев допускал закрепление небольшого количества кыргызов в районе Тянь-Шаня (гаочанские кыргызы). Касательно археологического обоснования кыргызского великодержавия и тянь-шанские он указывал, что элементы культуры которые выделяют в тюхтятскую культуры не были характерны для енисейских кыргызов в целом. Регионы расположеные на запад от Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта входили в земли кыпчаков в составе Кимакского каганата. Роль енисейских кыргызов сводилась к выживанию в Минусинской Котловине и Туве. Кыргызы еще появлялись в Прииртышье, где были ассимилированы. Беспочвенные рассуждение о постепенном проникновении кыргызов на Тянь-Шань. По мнению П. Азбелева тянь-шанские кыргызы народ не связаный с енисейскими кыргызами и совершенно отдельным этногенезом. Кыргызы не были великим народом и не доминировали в Центральной Азии. Их культура наоборот живо впитывала инновации и трансформировалась. Результатом инноваций стало сложение аскизской культуры. Аскизская культура сложилась на местной основе, обогащенной миграциями западных племен связаных с хазаро-булгарской, приуральской и западносибирской традициями предшествующего времени и в меньшей мере с кимако-кыпчакской культурой.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 марта 2024, 15:51

                  Енисейские Кыргызы - борьба за Центральную Азию

                  Киргизы: древнее имя Великой Степи

                  Древние кыргызы - cибиряки и славные оружейники
                    • 2 Страниц
                    • 1
                    • 2
                     Похожие Темы
                    BBroken Crescent 2.4.2 каганат каракитаев.
                    Прохождение каганат каракитаев
                    Автор S Shotgun
                    Обновление 05 сентября 2022, 16:05
                    ИПодбор материалов по фракции Хазарский каганат
                    Хазария и все, что с ней связано
                    Автор Р Рунир
                    Обновление 26 января 2017, 19:58
                    TАварский каганат в DLC Age of Charlemagne Campaign Pack
                    Аварский каганат в DLC Age of Charlemagne Campaign Pack
                    Автор S Sakā
                    Обновление 04 ноября 2016, 20:21
                    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                    РегистрацияВход на форум 
                    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Азия и Африка Обратная Связь
                    Стиль:Language: 
                    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 00:21 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики