Одной из великих иранских династий были Саманиды. Первоначальное место происхождение Саманидов одни ученые относят или к деревне у Самарканда или к деревне у Термеза и Балха. По мнению Р. Фрая впервые Саманиды появляються в источниках не в Мавераннахре, а в Хорасане. В одних источниках утверждалось о том, что тих предок Бахрам Чубин. В ином источнике говорилось, что их предки тюрки. Ш. Камолиддин приписывал Бахраму Чубину происхождение из тюрков. Он считал, что тохаристан населяло племя гаргапур упомянутое в тюркском переводе тибетского исторического сочинения, которое обозначало племя ворона. К этому племени автор возводил усуней, которых считает тюрками. Однако русский исследователь С. Яценко указывает на иранскую идентичность усуней. Пехлевийское имя Чубин Ш. Камоллидин считал родовым и предполагал его связь с огузским племенем каркын. При этом узбекский историк привлодит данные огузского эпоса, который записал Рашид ад-Дин. Он указывал что Тохаристаном правили тюркские ябгу. Правда он умалчивает о том факторе, что они правили этим краем после Сасанидов, а эфталиты которые правили этим краем до этого были иранцами по происхождению. Тюркскими ябгу Тохаристана были тюркюты и карлуки. Себеос указывал на фамилию Бахрама Чубина как Мехребандак (Михранид). Ат-Табари указывал, что Бахрам Чубин происходил из семьи бдешхов (питиахшев) Рея. На это указывали ал-Масуди и ат-Табари. Й. Маркварт, М. Патканьян, М. Хиггинс, Т. Нёльдеке, В. Хэнэви, С. Гёбль, А. Кристенсен, В. Хенинг, Х. Леви, , В. Минорский, А. Шахбази, Л. Бойматов указывал на происхождение Бахрама Чубина из Михранидов. Неубедительна попытка Ш. Камолиддина показать парфян древнимми огузами. Р. Фрай, В. Тарн, М. Колледж, А. Бивар, В. Луконин, М. Бойс, М. Ростовцев, Г. Кошеленко, Л. Бойматов указывали на ираноязычность парфян. Саманидов Ш. Камоллидин считает происходящими с обозначающими буддистов терминами у Ибн ан-Надима и ал-Бируни. Кроме того, к этому он привосокупил изображение буддийской мандалы на монете Саманидов. Узбекский историк сомневался в том, что Саман-худат был зороастрийцем и предполагал что Бахрам Чубин был манихеем. Бахраму Чубину приписывалось родство с Ил-Тегином сыном западнотюркского Тарду-кагана. Предполагалось, что и Саман-худат был манихеем. Указывалось, что на монетах Саманидов была пентаграма, которая трактуется как буддийский и манихейский символ. Гексаграму на монетах Саманидов Ш. Камолиддин трактовал как буддистский символ. Происхождение Саман-худата, таким образом, возводиться к тюркам. Его предками называються Шаул (Сул), Баган (Туган), Джабба (Ябгу). О том, что Саманиды потомки Джаббы свидетельствовал Махмуд б. Вали. Также Рашид ад-Дин сообшал о некоем Самане-йавкуе. Ш. Камолиддин предполагал, что настоящим именем Саман-худата было Аркук и что он родился в Шаше. Также утверждалось что он занимался разбойничеством. Также подчеркивался фактор того, что Саман-худат носил прозвище какулдар, то есть носитель косы (хохла-оселедца). В противовес этому Л. Бойматов указывает, что В. Бартольдом и Р. Фраем установлено происхождение Саман-худата возводиться к семье согдийских дехкан из окрестностей Самарканда или Балха. По мнению Л. Бойматова вавилонская восьмиконечная звезда широко использовалась на территории разных цивилизаций и восьмиконечная звезда былпа известна мусульманам с первых столетий хиджры. К тому же таджикский ученый указывает, что удивительно было бы если бы Саман-худат был тюрком, то избрал бы вместо высокого тюркского титула ябгу скоромный иранский титул худат. Сам факт ношения косы тюрками не поддаеться сомнению. Он косы носили не только хунну и тюрки, но и иранские народы, такие как согдийцы и персы. Последний шах Эраншахра Йаздигерд III Сасанид носил косу как признак высоко происхождения. В целом, нам представляеться, что тезисы Ш. Камолиддина имеют множество натяжек. Узбекский ученый опираеться на сравнительно поздние источники, а также предполагает тюркское происхождение Аршакидов, Кушанов и Бармакидов, чья иранская принадлежность достоверно установлена. В целом позиция Л. Бойматова представляеться более убедительной. Кроме того, попытка Ш. Камолиддина намекнуть на политическую ангажированость таджикского ученого не прибавляет весомости в пользу тюркского происхождения Саманидов. Ожесточенность таджикско-узбекской дискуссии о происхождении Саманидов напоминает литовско-беларуские споры о наследии Великого Княжества Литовского. К Х в. иранские народы Центральной Азии перешли на новоперсидский язык фарси. Согдийский и хорезмийский языки хотя и использовались, но первенство в интелектуальной жизни Центральной Азии и Ирана занял фарси. К тому же термин таджик, который первоначально иранцы употребляли по отношению к вторгнувшимся арабам, стал самоназванием ираноязычного мусульманского населения. Конец IX в. – начало Х в. было временем расцвета Нишапура, Мерва, Балха, Бухары, Худжанта, Хулбука в которых была сосредоточена политическая и культурная жизнь региона. Когда в Хорасане утвердились Тахириды, одновременно в Мавераннахре начали утверждаться Саманиды. Основатель династии Саманидов правитель владения Саман Саман-худат. Он получил поддержку от наместника Хорасана Асада б. Абдаллаха ал-Касри и обратился в ислам.