Сообщество Империал: Античные славяне!! - Сообщество Империал

КнязьАндрей

Античные славяне!!

Сабж
Тема создана: 14 октября 2009, 01:52 · Автор: КнязьАндрей
  • 11 Страниц
  • Первая
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
 КнязьАндрей
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 октября 2009, 01:52

Братцы, кто может поделиться информацией о древних славянах. Периода до р.х. Будет интересно всё: Ссылки (можно и на иностранные сайти), собственные познания в виде сообщений, картинки. Конкретно интересует (События, может какие ни будь задокументированные, любого происхождения греч., восточного, славянского, германских этносов). Армия ( воинство: состав, оружие, тактика). Описание быта, культуры, ареал обитания (может протогосударства, поселения, дальнейшее расселение к пер. н.э.)
На крайний случай интересно будет всё выше указанное и на период тёмных веков. Антов, Склавин, Вендов.
Можно посоветовать книги. Зарание спасибо!!!! Сам тоже планирую делиться находками.
     helion
    • Imperial
    Imperial
    ТРИБУН

    Дата: 02 февраля 2016, 20:41

    Старый

    А вот такой представляется ареал географической номенклатуры по Повести временных лет:

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    А ты говоришь, что едва только Англию знали...

    Вероятно, Англию как раз знали меньше всего (ну честно, на фоне Византии и Арабов чего там было узнавать в 8-9 веках про Англию..)

    К вопросу "славянского глобуса" и восприятия мира добавлю информацию по истории нумизматики (здесь монетное дело несправедливо опускается будто бы только Валы да насыпи о древности рассказывают..)

    Монеты обнаруженные в селе Старый Дедин в 1926 году

    Imp

    Найден клад в 1926 году в селе Старый Дедин крестьянином Трофимом Гудковым. Стародединцы Александр и Павел Прудниковы об этой находке написали в газету «Беларуская вёска». Письмо передали в Академию наук БССР. Монеты доставили в Минск. Как выяснилось, в горшках хранились 204 древных монеты: 201 куфический дирхем, 2 германских динария и византийский милиарисий. Найденные дирхемы чеканились в Антохии, Багдаде, Хамадане, Исфакане, Балхе, Самарканде и других городах. Византийский милиарисий чеканился в Константинополе. Динарии — в Вормсе и Регенсбурге (Германия).

    Ясно дело что все монеты не в один день привезли и схоронили. Это была чья-то нычка накопленная временем (купеческая/княжеская?). Если милиарисии чеканились с 4 века, то дирхемы только с 7 века. Это значит клад не архидревний, а для того времени современный (~ 9 век). И как видим находки со всего востока до Бухары и аж до границ самого Памира. Европы почти нет. К большому сожалению, клад пропал во время Второй мировой, и точнее установить нельзя. Так или иначе до Повести временных Лет ещё минимум 100 с лишним, а то и 200 лет.
       Атлант Фарнезе
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 02 февраля 2016, 23:14

      pitbull

      за налоги не скажу, с другой стороны в ранней римской Республике граждане налогов не платили также - почему именно налоги должны являться атрибутом государственности?

      Именно поэтому я привел тот минимум, который является бесспорным, дабы не вызывать ненужных дискуссий, ибо даже этого минимума хватит, чтобы развеять иллюзии о государстве в 4-5 веках у славян. Что касается Ранней Республики, то я не являюсь большим знатоком ее налоговой системы, однако, многие категории неграждан эти налоги платили, а сами граждане платили различные сборы.

      pitbull

      По мне так координированная внешняя политика (и внутренняя) скорее свидетельствует об этом.

      Это возможно для куда более примитивных родоплеменных сообществ, однако никто не берется называть их государством на одном лишь этом основании. Это можно принять как дополнительный фактор.

      pitbull

      Что касается права - какие-то элементы правовой системы непременно существовали, другое дело, что они могли быть общеизвестными и передаваться устно, как это происходило у кельтов, например. Мы бы ничего не узнали о развитии кельтского общества и считали бы их дикарями, если бы аннигилировавший их Цезарь не оставил упоминания в своих сочинениях. Так, у кельтов группа людей сохраняла и передавала знания и законы в устной традиции, фольклор то бишь. У древних Греков, кстати, тоже - вспоминаем Гомера. У древних славян вполне могло быть также. Могло, не обязательно было, но могло.
      И главная проблема - наличие материальных памятников культуры - главным доступным строительным материалом было дерево, которое отлично гниет и горит. А главным писчим материалом - береста, как я понимаю, либо другие вариации на тему древесины.

      Исследователи, которые называют наличие права условием государственности имеют ввиду не обычай или обычное право источником которого является социальная практика данного общества, а право, источником которого является власть, частично или полностью отделенная от основной массы населения. У пеньковцев такого права быть не могло, ибо не было публичной власти, отделенной от общества настолько, что могла бы это право ему навязать. Скорее наоборот, наши знания об истории Руси свидетельствуют, что источником права власть становится не ранее эпохи Пространной Правды. И это самый оптимистичный вариант. В эпоху пеньковцев она была таким же субъектом права, каки свободный общинник.

      pitbull

      Но главное - все почему-то пытаются найти у славян тех времен государственность, аналогичную западноевропейской, и не находя ее - объявляют эти народы (племена? как угодно) отсталыми, дикими.
      Типичный европоцентризм - не как в Европе, значит дикари:)

      Лично мне это сложно понять. Понятно почему это было нужно советским историкам, но зачем это обычным форумчанам, мне не понять. Гордиться своей родиной и ее историей можно и без государственности в 4-м веке. Американцы не испытывают никаких комплексов по поводу своей истории, скорее наоборот.

      pitbull

      И интересный нюанс - германские племена не знали очага. Они разводили огонь в жилище открытым способом, называемым в просторечии "по-чёрному", дым выходил из отверстия в крыше или через двери. Примерно так, как это происходит у нынешних еще сохранившихся кочующих племен в Монголии. А славяне очаг знали. Они разводили огонь и готовили в печи. Не в той, возможно, русской печи из кирпича, которая еще стоит во многих деревнях (которые не успела свести в могилу нынешняя власть с ее государственностью и налогами - прошу прощения за оффтоп), но закрытую печь они знали.
      Я это к чему? Нет, в Родину Человечества на Великом Севере и ездовых мамонтов я не верю:) Но уклады жизни народов могут сильно отличаться, и что естественно и совершенно необходимо для одних, не всегда необходимо для других.

      Славяне знали и печь и очаг, как вы верно заметили, в частности пеньковцы, которые наиболее близки к нашей теме, но топили, преимущественно по-черному. Соотношение печей и открытых очагов было примерно одинаковым. Приведу цитату из Седова "Славяне: историко-археологическое исследование". "Отапливались жилища печами и очагами. По подсчетам О. М. Приходнюка, в ранней фазе развития пеньковскои культуры доминировали постройки с очагами (21 при девяти жилищах с печами-каменками). В домах второй фазы господствовали печи (51 при 10 с очагами). Можно отметить, что в Днепровско-Днестровском междуречье все без исключения срубные полуземлянки имели печи-каменки. Полуземляночные постройки с очагами, а иногда и вообще без отопительных устройств тяготеют преимущественно к периферийным областям пеньковскои территории. Печи складывались из камней, на селище Ханска в Молдавии открыты глиняные печи. Для очагов делалось углубление в полу, некоторые из них имели глиняное основание".
      Можно также вспомнить знаменитое описание Ибн-Русте о том, как топились "по-черному" представители роменско-борщевской культуры. Они Нагревали камни на очаге, а потом поливали их водой. В результате в в жилище становилось так тепло, что они раздевались.

      pitbull

      Нужна ли была древним славянам такая государственность? Или же культура, развитие людей определяются чем-то несколько иным?
      Например, представлениями об окружающем мире?

      Она была им не нужна по объективным причинам - социально-экономическое, социально-политическое развитие общества были еще крайне далеки от того уровня на котором начинаются процессы образования государства. Государственность по понятным причинам никогда не может полностью определять развитие культуры (кроме самой тоталитарной), в 4-5 веках она не определяла его вообще. Если бы вы попытались объяснить пеньковцу что такое государство и зачем оно ему нужно, он вас, скорее всего, просто не понял бы.

      Все ваши мысли, не связанные с темой, я не стал комментировать, дабы не уводить ее в глубокий оффтоп.

      Старый

      У меня учебник сохранился в бумажном виде, но думаю если погуглить, то его можно найти и на просторах инета...

      Ну тогда посмотрите и честно скажите, что там написано про скифов-пахарей, поздних скифов, зарубинцев и черняховцев

      Старый

      Чтобы поддерживать в нормальном состоянии и достраивать валы на многих сотнях км нужна определённая кооперация всего населения данного региона... В разнобой такое монументальное сооружение даже просто содержать невозможно (ты на своих нескольких км подновил и подсыпал вал, а у соседей никто этим не озаботился, и у них валы расплылись и перестали быть защитой от кочевников, в итоге - разорены и уничтожены не только соседские поселения, но и твои...) Есть мнение, что пеньковцы потому и не строили укреплённых поселений, что были прикрыты Змиевыми валами... Тем более южная граница их ареала, совпадающая с линией валов, действительно может указывать на то, что валы широко использовались ими для защиты от внешней угрозы...

      Это чье мнение? Если вы посмотрите на географию их расселение (буква е-пунктир), то увидите, что оно было существенно шире чем границы валов. Кроме того, валы не были сооружением, которое, могло полностью полностью остановить мобильную степную конницу. Задержать, да, но не остановить полностью. И, кроме того, вы мне наконец, объясните, как общество, живущее на племенной основе, имеющее крайне примитивную социальную организацию (отсутствие имущественной и социальной стратификации, поселения гнездами и вероятно, парные семьи) может иметь вертикальную организацию ???
      Imp
      Еще в качестве примера могу привести вам свидетельство Гардизи, относящееся к 11-му веку, но описывающее радимичей и вятичей по своим социально-экономическим и социально-политическим отношениям недалеко ушедшим от пеньковцев 6-7 вв. "И у них есть обычай строить крепости. Несколько человек объединяются, чтобы строить укрепление, так как мадьяры на них постоянно совершают нападения и грабят их". Эти укрепления были весьма частыми. Любимый вами Рыбаков увидел "множество" крепостей, расположенный гнездами по 8-12 городищ. Таким образом, вы видите, что даже на немного более позднем уровне социально-политического развития, такие укрепления сооружались без вертикальной интеграции.

      Старый

      Правда все такие работы изначально начинались по распоряжению центральных властей в Киеве (вероятно такие вопросы обсуждались во время ежегодного Полюдья...), а затем и контролировались ими же (все построенные на периферии "однодеревки" оснащались, по словам Константина Багрянородного, уже в Киеве...)... И последнее утверждение тоже правильно (касаемо валов , а не "однодеревок" :) ), но и для подновления требовались определённые организующие, контролирующие и проверяющие органы, назначаемые центральной властью (длина-то валов огромная, да и сами они имели всё-таки определённое "государственное" значение...).

      Чувствую, Рыбакова вы хорошо усвоили :-) Ну а в 7-9 веках тоже центральная власть в Киеве была? :-)
      4-5 вв это вполне еще античность, но я не возражаю против переноса. Если вы не против, могу попросить ШиПа.
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 03 февраля 2016, 14:30

        Атлант Фарнезе

        Ну тогда посмотрите и честно скажите, что там написано про скифов-пахарей, поздних скифов, зарубинцев и черняховцев


        Надеюсь с меня не требуется выписывать его цитаты полностью :041: (проще всё же найти сам учебник в инете...), поэтому коротко:

        Скифы-пахари. Учитывая то, что уже вышла его монография "Геродотова Скифия", не удивительно, что он относит к предкам славян и земледельческие племена Ср.Поднеровья, известные как "сколоты" и "борисфениты", которые греки ошибочно (по словам академика) причисляют к скифам, кои земледелия на данный момент не имели, но при этом отмечает, что сама проблема происхождения славян является очень сложно и весьма спорной (с.26)

        Поздние сифы. Вот о них, живущих в Крыму, он нигде не говорит, как о предках славян, хотя отмечает у них развитые земледелие и ремесло... (с.27)

        О "зарубинцах" и "черняховцах" он говорит, что их следует считать славянскими, и при этом пишет об археологических материалах, свидетельствующих о крупных изменениях в славянском обществе 2-4 вв., в котором наиболее ярко выделяется Ср.Поднепровье, будущее ядро Киевской Руси...(с.29)

        Атлант Фарнезе

        Если вы посмотрите на географию их расселение (буква е-пунктир), то увидите, что оно было существенно шире чем границы валов.


        А что, раз все эти земли относятся к Пеньковской культуре (между прочим среди них отмечаются исследователями и отдельные региональные отличия...), значит они должны быть обязательно объединены? А как же тогда более поздние племенные союзы всяких там полян, северян и т.д., имеющие практически единую славянскую культуру, но принадлежавшие различным племенным союзам?

        Атлант Фарнезе

        Кроме того, валы не были сооружением, которое, могло полностью остановить мобильную степную конницу. Задержать, да, но не остановить полностью.


        Вот я и говорю что для сдерживания мобильной степной конницы мало укрепления на своих племенных землях, нужно чтобы и у соседей оно таковым же было... Кроме того сами валы имели более крутой эскарп в сторону степи (сильно подрезанный, а не пологий, как в нынешнем состоянии), именно он и подновлялся в первую очередь, да ещё ров перед ними какой-никакой имелся, а через них степной конь точно не пройдёт (он же не кабардинской породы какой-нибудь, чтобы по крутым склонам как горный козёл скакать...)... Преодолеть линию можно только в разрывах между валами... И такие места имелись, но располагались там, где имелся лес, который можно использовать в засеках, правда сами засеки существовали по времени относительно недолго и через них можно было всё же пройти (вспомним, что крымчаки не раз преодолевали Засечную черту, в основном состоящую именно из засек)...

        Атлант Фарнезе

        И, кроме того, вы мне наконец, объясните, как общество, живущее на племенной основе, имеющее крайне примитивную социальную организацию (отсутствие имущественной и социальной стратификации, поселения гнездами и вероятно, парные семьи) может иметь вертикальную организацию ???


        Нет, именно этого как раз и не могу объяснить, исходя из данного постулата... :010: Только отмечу, что даже для поддержания всей многокилометровой системы валов нужно обязательно единое руководство (а то получиться по народной мудрости: кто в лес, кто по дрова...)... Откуда же оно могло взяться у (как считается) "общества, живущего на племенной основе и имеющего крайне примитивную (по сравнению с кем?...) соц.организацию"? Может не такое уж и "примитивное" оно было? :038: Известны же довольно богатые клады тех же римских монет 2-4 вв., значит имелись люди, несколько богаче своих соплеменников, и они вполне могли уже осуществлять руководство племенем... Как известно по Энгельсу :0142:, в первую очередь богатства накапливались именно у родо-племенной верхушки...

        Атлант Фарнезе

        Эти укрепления были весьма частыми. Любимый вами Рыбаков увидел "множество" крепостей, расположенный гнездами по 8-12 городищ. Таким образом, вы видите, что даже на немного более позднем уровне социально-политического развития, такие укрепления сооружались без вертикальной интеграции.


        Десяток городищ (не считая неукреплённых селищ вокруг каждого), явно объединённых не только территориально, но и социально (что-то типа единого рода-племени), и при этом нет никакой единой вертикали власти? :1120: Конечно сама вертикаль власти могла быть довольно простой (типа глава рода- совет старейшин племени-племенной князь), но от этого она не перестаёт быть "вертикалью"... Или перестаёт? :cool:

        Атлант Фарнезе

        Чувствую, Рыбакова вы хорошо усвоили :-)


        Ну дак я учился когда-то именно по его учебнику... :041:

        Атлант Фарнезе

        Ну а в 7-9 веках тоже центральная власть в Киеве была? :-)


        Племенные союзы у тех же полян появились явно не в 9 в., а много раньше (возможно и до 7 в.), и их центральная власть (типа каких-нибудь Кия или Аскольда и Дира) где-то должна была находиться... Почему же не в Киеве? Там и гора Киева (названная по Кию, родоначальнику т.н. Киевичей...) имеется... И вроде поселение чуть ли не 6-7 в. там отрыли... :001:

        Атлант Фарнезе

        4-5 вв это вполне еще античность, но я не возражаю против переноса. Если вы не против, могу попросить ШиПа.


        А зачем? У нас ведь тема в Исторических Термах находится, а тут допустимы и весьма "неординарные" взгляды... Меня как модератора насторожило, когда появились рассуждения о государственности, армии и налогообложении Рима (а потом и Карфагена)... поэтому и призвал камрадов быть ближе к теме...
           Атлант Фарнезе
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 03 февраля 2016, 17:14

          Старый

          Надеюсь с меня не требуется выписывать его цитаты полностью :041: (проще всё же найти сам учебник в инете...), поэтому коротко:
          Скифы-пахари. Учитывая то, что уже вышла его монография "Геродотова Скифия", не удивительно, что он относит к предкам славян и земледельческие племена Ср.Поднеровья, известные как "сколоты" и "борисфениты", которые греки ошибочно (по словам академика) причисляют к скифам, кои земледелия на данный момент не имели, но при этом отмечает, что сама проблема происхождения славян является очень сложно и весьма спорной (с.26)
          Поздние сифы. Вот о них, живущих в Крыму, он нигде не говорит, как о предках славян, хотя отмечает у них развитые земледелие и ремесло... (с.27)
          О "зарубинцах" и "черняховцах" он говорит, что их следует считать славянскими, и при этом пишет об археологических материалах, свидетельствующих о крупных изменениях в славянском обществе 2-4 вв., в котором наиболее ярко выделяется Ср.Поднепровье, будущее ядро Киевской Руси...(с.29)

          Удивительно, как в советское время такой учебник прошел комиссию. Ибо указанные выше взгляды, особенно на скифов-пахарей, считались, мягко говоря эксцентричными и стали одной и причин его обвинений в дилетантизме. Сейчас мало кто отрицает существование славянского элемента в черняховской культуре, но огульное признание ее славянской было уделом одного Рыбакова.

          Старый

          А что, раз все эти земли относятся к Пеньковской культуре (между прочим среди них отмечаются исследователями и отдельные региональные отличия...), значит они должны быть обязательно объединены? А как же тогда более поздние племенные союзы всяких там полян, северян и т.д., имеющие практически единую славянскую культуру, но принадлежавшие различным племенным союзам?

          Это значит, что отсутствие у их городищ укреплений нельзя объяснить существованием валов. А, следовательно, сомнительны тезисы на счет "строек века" и большого вклада пеньковцев в строительство валов.

          Старый

          Нет, именно этого как раз и не могу объяснить, исходя из данного постулата... :010: Только отмечу, что даже для поддержания всей многокилометровой системы валов нужно обязательно единое руководство (а то получиться по народной мудрости: кто в лес, кто по дрова...)... Откуда же оно могло взяться у (как считается) "общества, живущего на племенной основе и имеющего крайне примитивную (по сравнению с кем?...) соц.организацию"? Может не такое уж и "примитивное" оно было? :038: Известны же довольно богатые клады тех же римских монет 2-4 вв., значит имелись люди, несколько богаче своих соплеменников, и они вполне могли уже осуществлять руководство племенем... Как известно по Энгельсу :0142:, в первую очередь богатства накапливались именно у родо-племенной верхушки...

          Да вот археология свидетельствует, что не очень-то еще далеко у них стратификация зашла. Жилища одинакового типа, украшения и аксессуары очень похожи. Оружие и захоронения тоже. Седов в книге "Славяне: историко археологическое расследование" описывает пеньковские захоронения как примерно одинаковые по своему составу. А, что касается кладов римских монет в 2-4 вв., то с чего вы решили, что это было индивидуальное богатство, а не богатство рода, например? Коллективные клады имели широчайшее распространение и в более позднее время, например некоторые из рязанских кладов. Разумеется, вожди могли накапливать и накапливали богатство, однако не забывайте, то для первобытных племен оно имело не столько экономический сколько престижный характер, что и диктовало необходимость его прятать, а не использовать по назначению.
          Можете почитать, Фроянова "Рабство и данничество у древних славян". Там в первых главах очень хорошо показано, насколько низкой, если не сказать нулевой было дифференциация у славян в 6-7 веках на примере антов и склавинов. С слову, анты, не имея строгой вертикальной интеграции, постоянно организовывали массовые вторжения в Византию. Как это по вашему происходило? Да просто, работала горизонтальная интеграция между племенами, которые отправляли своих воинов в поход, а потом распределяли добычу. И успешно ходили ведь! Примеры горизонтальной интеграции можно в огромно кол-ве найти и в более позднее время, в истории домонгольской Руси. Замечу, что это не мешало существованию княжеской власти, однако не надо путать ее с монаршей.

          Старый

          Десяток городищ (не считая неукреплённых селищ вокруг каждого), явно объединённых не только территориально, но и социально (что-то типа единого рода-племени), и при этом нет никакой единой вертикали власти? :1120: Конечно сама вертикаль власти могла быть довольно простой (типа глава рода- совет старейшин племени-племенной князь), но от этого она не перестаёт быть "вертикалью"... Или перестаёт? :cool:

          Откуда такое желание рассматривать общество вятичей 11-го века сквозь призму государства нового времени? Князь и совет старейшин ("старцы градские") были, но это не вертикаль никакая, а скорее горизонталь, ибо "старцы градские" это орган, скорее всего, племенного управления, не подчиненный князю, а параллельный ему. Славянский князь того времени это не монарх еще, а скорее племенной вождь, чья власть еще не отделена от основной массы населения. Что уж говорить про князя пеньковского периода. Функции славянского князя того времени были в большей степени военными, нежели политическими. Также мы можем говорить о его сакральной роли. Это типичная для родоплеменного общества система управления, основанная на традиции. А заниматься модернизацией и представлять его в виде монарха, находящегося во главе вертикали власти, не стоит.
          И, самое главное, для вертикали нужна система принуждения. Разумеется, ее не было ни у вятичей в 11-м веке, ни тем более, у пеньковцев.

          Старый

          Племенные союзы у тех же полян появились явно не в 9 в., а много раньше (возможно и до 7 в.), и их центральная власть (типа каких-нибудь Кия или Аскольда и Дира) где-то должна была находиться... Почему же не в Киеве? Там и гора Киева (названная по Кию, родоначальнику т.н. Киевичей...) имеется... И вроде поселение чуть ли не 6-7 в. там отрыли... :001:

          Ну давайте такие, мягко говоря, смелые заявления хоть чем-нибудь обосновывать. Если вы сможете это доказать, то известность, как минимум на три восточнославянские страны вам обеспечена.
             Старый
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 03 февраля 2016, 22:05

            Атлант Фарнезе

            Это значит, что отсутствие у их городищ укреплений нельзя объяснить существованием валов. А, следовательно, сомнительны тезисы на счет "строек века" и большого вклада пеньковцев в строительство валов.


            Похоже в современной археологии изменились определения: в наше время укреплённые поселения обзывались городищами, а не укреплённые - селищами, поэтому не понятно, как городище может быть "без укреплений"... И о большом вкладе в строительство валов именно пеньковцев я вроде не говорил... Просто считаю, что даже для поддержания валов в нормальном состоянии требуется некая организация, способная скооперировать все силы и средства разных племён для одной весьма насущной задачи... И такой организацией должна была быть "администрация" племенного союза... По-одиночке валы просто невозможно так сохранить, чтобы они являлись достойной преградой для врага на протяжении сотен км...

            Атлант Фарнезе

            С слову, анты, не имея строгой вертикальной интеграции, постоянно организовывали массовые вторжения в Византию. Как это по вашему происходило? Да просто, работала горизонтальная интеграция между племенами, которые отправляли своих воинов в поход, а потом распределяли добычу. И успешно ходили ведь!


            Любыми военными отрядами всегда кто-то должен командовать, иначе это была бы аморфная толпа, а не воинское подразделение... Да и источники постоянно поминают имена неких "славных и авторитетных" людей, являющихся предводителями (т.е. явно теми же князьями)... Таким образом вертикальная интеграция присутствовала (князю-предводителю подчиняются родовые военные предводители, коим в свою очередь подчиняются общинники...) пусть и не в окончательно сложившемся виде...

            Атлант Фарнезе

            Замечу, что это не мешало существованию княжеской власти, однако не надо путать ее с монаршей.


            Кто-то говорил о монархии у древних славян?

            Атлант Фарнезе

            А заниматься модернизацией и представлять его в виде монарха, находящегося во главе вертикали власти, не стоит. И, самое главное, для вертикали нужна система принуждения.


            Откуда такое желание объявлять мои слова о вертикали княжеской власти именно как утверждение о некой монархии? Нигде такого не говорил... А для существования княжеской власти не обязательно иметь систему принуждения, достаточно традиции, по которой собирается некая плата-дань для содержания той же княжеской дружины, в чьи задачи входит защита племенных территорий...

            Атлант Фарнезе

            Ну давайте такие, мягко говоря, смелые заявления хоть чем-нибудь обосновывать.


            Т.е. прямые указания той же Повести временных лет об основании города князем Кием (ок.6 в.) или тем более князей Аскольда и Дира (9 в.), княживших именно в Киеве, тоже считаются "мягко говоря, смелыми заявлениями"?
               Атлант Фарнезе
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 04 февраля 2016, 00:08

              Старый

              Похоже в современной археологии изменились определения: в наше время укреплённые поселения обзывались городищами, а не укреплённые - селищами, поэтому не понятно, как городище может быть "без укреплений"... И о большом вкладе в строительство валов именно пеньковцев я вроде не говорил...

              Термин селище использовал Рыбаков, и вы его усвоили за ним :-) Но дело не в этом. Главное, что мы видим, что отсутствие укрепленных поселений в пеньковской культуре. Таким образом, мы видим, что участие пеньковцев в строительстве этих укреплений не могло быть значительным, и для продолжения разговора вам надо предложить других кандидатов, либо смягчить свою точку зрения насчет необходимости вертикальной организации. Если хотите попробовать первое, то попробуйте найти археологическую культуру Среднего Поднепровья периода 2 в. до н.э. - 5в. н.э., которая удовлетворяла бы следующим признакам:
              1)Частично или полностью славянское происхождение. Если частичное, что с более-менее точной локализацией славянского элемента.
              2)Доказуемо развитые социально-политические отношения с развитой вертикальной интеграцией.
              Ибо сферических славян в Поднепровье не бывает.

              Старый

              Просто считаю, что даже для поддержания валов в нормальном состоянии требуется некая организация, способная скооперировать все силы и средства разных племён для одной весьма насущной задачи... И такой организацией должна была быть "администрация" племенного союза... По-одиночке валы просто невозможно так сохранить, чтобы они являлись достойной преградой для врага на протяжении сотен км...

              Я вам уже приводил примеры позднейших вятичей и радимичей, но вам все равно не верится. Хорошо, попробуем пойти другим путем. Вы можете представить себе вече, один из древнейших органов славянского племенного управления в качестве такой администрации? Если вы обратитесь к более поздней истории, то в большинстве русских средневековых городов домонгольского периода (на севере и после) строительство было прерогативой именно вечевой власти. Особенно живучим этот обычай оказался в Пскове.
              К слову говоря, можете прислушаться к Прокопию Кесарийскому, который писал, что "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим".
              Более подробно о вечевой власти у древнейших славян советую почитать у Фроянова в книге "Киевская Русь: очерки социально-политической истории". Вот такая вот администрация. И еще "старцы градские", о которых известно намного меньше.

              Старый

              Любыми военными отрядами всегда кто-то должен командовать, иначе это была бы аморфная толпа, а не воинское подразделение... Да и источники постоянно поминают имена неких "славных и авторитетных" людей, являющихся предводителями (т.е. явно теми же князьями)... Таким образом вертикальная интеграция присутствовала (князю-предводителю подчиняются родовые военные предводители, коим в свою очередь подчиняются общинники...) пусть и не в окончательно сложившемся виде...

              Князь был, как я уже говорил, только важно понять, что в то время это был более военный вождь, наделенный сакральными функциями, чем политический лидер с реальной властью. Аморфной толпы не было, ибо славяне издревле имели особу военную организацию - сотни и тысячи. Но это ни в коем разе не вертикальная интеграция, которую вы ищите. Это именно горизонтальная интеграция. За приделами военного поля князь не являлся их политическим руководителем в том время. Сотские и тысяцкие не были его чиновниками, но были элементами организации собственной общины.

              Об остальном завтра, хочу спать.
                 helion
                • Imperial
                Imperial
                ТРИБУН

                Дата: 04 февраля 2016, 04:31

                Как на счёт подлить маслеца и добавить в тему вопрос гаплогрупп и генома в целом населения расселённого на традиционно славянских территориях? То есть, может условно 'славянским' по имени в 5-6 веках стало называться, то что давным давно по форме присутствовало на данных землях? Самые новейшие данные палео-днк определяют общность классически славянской патриленейной наследственности r1a начавшей распространяться в Восточной Европе в общей Индоевропейской группе 3 тыс. лет назад! Не одними только курганами можно объяснять зачатки, особенно если зачато не здесь..
                   Савромат
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 04 февраля 2016, 04:53

                  Аорс

                  А на деле, Русь - это грязное захолустье ойкумены,

                  А почему "грязное" то? Бедная окраина - да, а грязными то когда наши предки стали? :035:

                  Старый

                  поскольку помимо норманнской теории существует и антинорманнская..

                  В настоящее время маргинальная.

                  Старый

                  А вот такой представляется ареал географической номенклатуры по Повести временных лет:

                  имхо несколько слишком смелый (не припоминаю Китая в ПВЛ, вроде смутные указания на "хиновей" в "Слове о полку" чуть не открытием и крайней гипотезой в свое время считали...

                  Старый

                  Это к академику Б.А.Рыбакову... Его карта...

                  Сказочник еще тот. Из ныне живущих академов - только киевский Толочко его переплюнул. -

                  Атлант Фарнезе

                  Сейчас такие взгляды вообще считаются эксцентричными.
                  :046:

                  Аорс

                  Когда в Европе уже был севооборот, На Руси было подсечно-огневое земледелие.

                  Само по себе это неплохо,т.к. позволило освоить лесную зону Евразии, но ставило жесткие пределы росту. А поместная система не вполне релевантный пример - у турок-османов был её полный аналог - сипахи - но никому в голову не придет на этом основании ставить государство Сулеймана Кануни в один ряд с империей Карла Великого. Вообще у нас крепостное право и поместная система были скорее способом спасти страну и народ, который в противном случае разбежался бы и вымер, после конца подсеки и перехода к унылому нищему трехполью...

                  Старый

                  Правда все такие работы изначально начинались по распоряжению центральных властей

                  Осталось только доказать что Змиевы валы имеют какое-то отношение к "центральным властям в Киеве" и вообще к славянам, строились в одно время и по решению единого центра, и аргумент будет неопровержимым #*

                  helion

                  204 древных монеты: 201 куфический дирхем, 2 германских динария и византийский милиарисий.

                  Нормальное такое монетное сочетание для клада на пути как бы "Из варяг в греки"? Я бы назвал это четким доказательством торговли по линии "варяги - арабы" и никаких греков (1 монетка в таком массиве - практически случайный показатель).
                  helion
                  а какое вообще отношение имеют генетические группы к славянам кроме самого общего? Общие предки славян и ариев индийских не отрицались и когда о "генетике - продажной девке империализма" в советских вузах и не слыхивали...
                     Старый
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 04 февраля 2016, 05:07

                    Атлант Фарнезе

                    Но дело не в этом. Главное, что мы видим, что отсутствие укрепленных поселений в пеньковской культуре. Таким образом, мы видим, что участие пеньковцев в строительстве этих укреплений не могло быть значительным


                    Пеньковцы за границы валов не переходили, при этом их поселения не имеют укреплений... Степняки этого времени естественно не были "белыми и пушистыми" и наверняка устраивали набеги... При таком раскладе они должны были уничтожить неукреплённые поселения... Но такого не произошло... Почему? Ответ напрашивается простой - для защиты неукреплённых поселений хватало укреплений валов... Но для этого необходимо практически ежегодно (валы частично размывались дождями или подмывались весенним половодьем, если вал шёл по берегу реки...) их обновлять (подсыпать, чистить рвы, подрезать эскарпы...)... Конечно само восстановление силами рода-племени вполне возможна, но только на небольшом участке... Для постоянного восстановления на сотнях км нужна уже соорганизованность всех приграничных племён...

                    Атлант Фарнезе

                    Я вам уже приводил примеры позднейших вятичей и радимичей, но вам все равно не верится.


                    Вообще-то у них не стояло задачей поддерживать в "боевом" состоянии неких валов (жили они в лесу и в глубине славянских территорий, а не на границе)... С другой стороны, для укрепления родового посёлка достаточно было и своих родовых сил... Но вот для ухода за многокилометровыми валами следовало объединятся не только со своими соседями, но и с более дальними племенаи...

                    Атлант Фарнезе

                    Если вы обратитесь к более поздней истории, то в большинстве русских средневековых городов домонгольского периода (на севере и после) строительство было прерогативой именно вечевой власти. Особенно живучим этот обычай оказался в Пскове.


                    Только вот за само строительство отвечали конкретные "прорабы" (их имена напр. сохранялись в названиях некоторых башен...), они должны были согласовывать свои действия со "смежниками" (поставки того же дерева или позднее камня и кирпича напр.), в первую очередь они отчитывались перед городской "администрацией", а потом уже перед вечем...


                    Извини, времени больше не осталось для ответа... :046:
                       Атлант Фарнезе
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 04 февраля 2016, 11:52

                      Старый

                      Да и источники постоянно поминают имена неких "славных и авторитетных" людей, являющихся предводителями (т.е. явно теми же князьями)... Таким образом вертикальная интеграция присутствовала (князю-предводителю подчиняются родовые военные предводители, коим в свою очередь подчиняются общинники...) пусть и не в окончательно сложившемся виде...

                      Очень интересно было бы почитать источники, свидетельствующие о любых видах вертикальной интеграции у антов и склавинов. И о том, как эти институты продолжали действовать в мирное время. А князь, как я уже говорил, сам по себе институт очень древний, но не свеянный изначально с политической властью. Вождь присутствует даже в примитивных сообществах, но это еще не свидетельство развитой вертикальной интеграции.

                      Старый

                      Кто-то говорил о монархии у древних славян?

                      Вы, пусть и непроизвольно, наделяя ее теми свойствами, которые присущие не княжеской власти или "вождеству", как сейчас многие говорят, а более развитой монархической власти. Например, политическая власть, возможность организации масштабных строительных мероприятий (которые даже в более позднее время в существенной степени были уделом веча), наличие администрации (которую в зачаточном виде можно наблюдать в нач. 11-го века) и т.п. Княжеской власти древних славян такие функции несвойственны. Особенно в столь давние времена.

                      Старый

                      Откуда такое желание объявлять мои слова о вертикали княжеской власти именно как утверждение о некой монархии? Нигде такого не говорил... А для существования княжеской власти не обязательно иметь систему принуждения, достаточно традиции, по которой собирается некая плата-дань для содержания той же княжеской дружины, в чьи задачи входит защита племенных территорий...

                      А вы в курсе, что свободное славянское население дани не платило? Это вообще-то позором считалось для свободного члена общины. Отсылаю вас к Фроянову "Рабство и данничество у древних славян". Кроме того, существование дружины в 4-7 вв, мягко говоря, не бесспорно. Поищите мне свидетельства существования в это время воинской прослойки, оторванной от земледелия. На каком основании можно так утверждать?
                      И, наконец, дружина никогда ни несла полицейских функций, ибо как показали Тихомиров в книге "Крестьянские и городские восстания на Руси" и Фроянов в своих трудах, конфликты князя и дружины с общиной заканчивались, как правило, в пользу последней.

                      Старый

                      прямые указания той же Повести временных лет об основании города князем Кием (ок.6 в.)

                      А можно увидеть этот отрывок из ПВЛ с датировкой? :-)
                      6 век изобретен вашим любимым Рыбаковым, в то время как большинство историков считают эти сведения легендарными или облеченными в легенду сведениями об отцах-основателях рода. Почитайе Д.С. Лихачева "Русские летописи", например. В самой же ПВЛ Ч.1 вы сможете найти его же мысль на этот счет, что почитание Кия "имело культовое значение и сохранялось в Киеве в связи с почитанием в Киеве своих пращуров". Также он полагает, что одной из целью создания легенды было "закрепления союза племен легендой о братстве их родоначальников". Давно подмечено тождество этой легенды с идентичными легендами о родоначальниках, в частности германских. Это вполне типичное для первобытного общества средство племенной интеграции.
                      Чтобы немного усомниться в Рыбакове, советую вам лично почитать его "Киевскую Русь и русские княжества" и увидеть как выводится этот 6-й век. :-) Так оно будет лучше, чем с моих слов.
                      Кстати, Новгородская Первая Летопись, датирует его жизнь серединой 9-го века...

                      Старый

                      или тем более князей Аскольда и Дира (9 в.), княживших именно в Киеве, тоже считаются "мягко говоря, смелыми заявлениями"?

                      А что вы знаете о характере власти Аскольда и Дира? Или, может быть о ее вертикальной организации?
                      Их историчность, кстати, тоже далеко не 100%.
                        • 11 Страниц
                        • Первая
                        • 7
                        • 8
                        • 9
                        • 10
                        • 11
                         Похожие Темы
                        АРим 2. Первый взгляд на античные земли
                        Мини-обзор Total War: Rome II
                        Автор V Varulven
                        Обновление 19 октября 2013, 20:19
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Исторические Термы Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 13:49 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики